Напоминание

Рекомендации для воспитателей


Автор: Семенова Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №59 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рекомендации для воспитателей
Раздел: дошкольное образование





Назад




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 59 «Рябинка» комбинированного вида города Белово»

(МБДОУ детский сад №59 города Белово)

Рекомендация для воспитателей

Выявление нарушений звукопроизношения и

сотрудничество с логопедом по коррекции нарушений звуко-

произношения детей средней группы.

Учитель – логопед I КК

Семенова О.В.

Беловский городской округ

2022г.

Выявление нарушений звукопроизношения и

сотрудничество с логопедом по коррекции нарушений

звукопроизношения детей средней группы.

Обследование звукопроизношения детей проводится дважды: осенью,

чтобы правильно спланировать работу на год, и весной, чтобы подвести итоги.

При обследовании речи ребенка педагог обращает внимание на состояние

звукопроизношения, словаря и фразовой речи. Если имеются нарушения речи

(ребенок не согласовывает слова в предложении) или серьезные недостатки в

звукопроизношении, следует познакомиться с данными о его здоровье, так как

развитие речи тесно связано с психическим развитием.

При формировании правильного звукопроизношения у детей большую

роль играет подражание речи окружающих взрослых. Поэтому воспитатель

непременно должен знать, как говорят члены семьи ребенка, чтобы привлекать

к домашним занятиям по формированию правильного звукопроизношения

только тех взрослых членов семьи, которые говорят правильно.

Сначала воспитатель наблюдает за речью ребенка на занятиях, в играх с

другими детьми, где можно выявить его активный запас слов, умение строить

фразу, изучить темп речи (очень быстрый или замедленный), выявить недо-

статки речи (заикание, задержку развития речи и др.).

Затем проводится индивидуальное обследование, в процессе которого вы-

являются особенности речи ребенка. Обследование лучше проводить, когда в

группе мало детей (во время прихода и ухода их домой).

Иногда при индивидуальном обследовании воспитатели ограничиваются

тем, что предлагают ребенку повторить за взрослым отдельные слова или зву-

ки. Но, подражая воспитателю, ребенок часто произносит звуки лучше, чем в

свободном речевом общении.

Опыт показывает, что нельзя также проверять звукопроизношение, огра-

ничиваясь прослушиванием чтения наизусть, так как в заученном со слов

взрослого стихотворении ребенок произносит звуки лучше, чем в обычной

речи. Кроме того, в стихотворении могут отсутствовать нужные для проверки

звуки. Поэтому обследование проводят с использованием специального мате-

риала, который должен иметься в каждой группе.

Для обследования звукопроизношения надо иметь предметные картинки

на определенные звуки. Целесообразнее вкладывать картинки в конверты.

Воспитатель подбирает их так, чтобы каждый из обследуемых звуков находил-

ся вначале, середине и конце слова, поскольку в разных позициях один и тот

же звук произносится неодинаково. Картинки должны быть красочными и до-

ступными как по содержанию, так и по исполнению.

Картинки подбираются для проверки следующих групп звуков:

1)

I группа – звонкие согласные в, б, д, г;

2)

II группа – свистящие с, с’, з, з’, ц;

3)

III группа – шипящие ш, ж, ч, щ;

4)

IV группа – сонорные л, л’, р, р’, j;

2

5)

V группа – заднеязычные к, к’, г, г’, х;

6)

VI группа – мягкие т’, д’, н’.

На каждое положение звука в слове (начало, середина, конец) воспитатель

подбирает не менее трех картинок, чтобы суметь услышать и записать, как

произносит ребенок этот звук. Размер предметных картинок – 10х10 см. Кар-

тинки меньшего размера можно наклеивать на картон принятого размера.

При подборе материала нужно помнить, что звонкие согласные звуки [з],

[ж], [в], [б], [д], г в конце слов и в середине, если за ними идет глухой соглас-

ный, оглушаются, т. е. Произносятся как соответствующие им парные глухие

звуки: [з] как [с] (арбуз, березка), [ж] как [ш] (нож, ложка), [в] как [ф] (мор-

ковь, лавка), [д] как [т] (дед, лодка), [б] как [п] (столб, коробка), [г] как [к]

(луг, когти). Поэтому не следует брать картинки, где эти звуки находятся в

конце или середине слова, когда за ними идет глухой согласный. Надо подби-

рать картинки так, чтобы звонкий звук находился между двумя согласными

(ножи, арбузы) или перед сонорными, звонкими согласными (ножницы).

Подготовив материал, воспитатель начинает обследование звукопроизно-

шения. Он отмечает не только замену или отсутствие звука, но и его искаже-

ние, любую неточность произношения. В процессе обследования нельзя по-

вторять неправильно произнесенные ребенком звуки, слова, фразы. Это его не

только травмирует, но и способствует закреплению неправильного произно-

шения.

Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все ответы детей за-

писывает в тетрадь. Педагог отмечает наличие грубых видимых дефектов в

строении артикуляционного аппарата (расщепление губы, неба, короткая

подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда, неправильный

прикус), поскольку такие дети нуждаются в консультации ортодонта. Затем

воспитатель записывает в тетради состояние звукопроизношения: а) пропуск

звука (коова, ыба); б) замена звука (колова, лыба); в) искажение звука (звук

имеется, но звучит неправильно: У Маши красный сарф). Проведенное обсле-

дование позволяет педагогу четко представить общую картину состояния

звукопроизношения каждого ребенка и составить таблицу, в которой отмеча-

ется следующее:

1)

если ребёнок произносит звук правильно, в соответствующей клет-

ке ставят «плюс» (+);

2)

если ребёнок пропускает звук, то ставят «минус» (-);

3)

при замене одного звука другим в клетке записывают звук – заме-

нитель;

4)

при искажении звука отмечают характер искажения или указыва-

ют: «Произносит нечётко».

В графе «Примечание» записывают, как говорит ребенок: крикливо, тихо,

слишком быстро, замедленно, захлебываясь, на вдохе, невнятно, гнусаво, с за-

иканием и т. д. Если перечисленных отклонений нет, ставится «плюс» (+).

После подведения итогов по обследованию воспитатель знакомит роди-

телей с состоянием звукопроизношения их детей; объясняет, что неправильное

произношение звуков может закрепиться, отразиться на письме при обучении

3

грамоте; рассказывает, каковы функции родителей; некоторым рекомендует

обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания. Сам педагог так-

же поддерживает связь с логопедом. Во всей своей дальнейшей работе педагог

учитывает особенности речи каждого ребёнка, постоянно и настойчиво, ис-

пользуя фронтальные, индивидуальные занятия, игры, помощь родителей, вос-

питывает у детей правильное звукопроизношение.

Из всех возможных нарушений речи у детей воспитателю часто приходит-

ся встречаться с различными недостатками звукопроизношения, как правило,

проходящими с возрастом ребенка (при правильном воспитании они ликвиди-

руются). Но эти нарушения не всегда удается устранить даже при системати-

ческой работе на фронтальных занятиях и индивидуальной работе дома. В

этом случае ребёнка надо направить к логопеду. По отношению к детям, посе-

щающим занятия у логопеда, воспитатель осуществляет индивидуальный под-

ход на фронтальных занятиях. Кроме того, организуются индивидуальные за-

нятия. Педагог должен умело сочетать цель занятия с целью коррекционной

логопедической работы. Например: на занятии по теме «Овощи» он должен не

только закреплять у детей представления о цвете, вкусе, форме овощей, но и

следить, чтобы воспитанники с нарушениями звукопроизношения правильно

употребляли автоматизируемый звук; чтобы заикающийся ребёнок произно-

сил фразы слитно, плавно; чтобы ребёнок с алалией строил фразы без аграм-

матизмов, не искажал слоговой структуры слова.

В зависимости от характера нарушения звука логопед вырабатывает и тре-

нирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были непра-

вильными или совсем отсутствовали. А воспитатель в игровой форме уточняет

с детьми определенные движения и положения органов артикуляционного

аппарата, необходимые для правильного произношения звука. Подбирая зву-

ковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспита-

тель закрепляет произнесение звука с теми детьми, у которых он есть и вызы-

вает по подражанию у тех детей, которые его еще не произносят, фиксируя

внимание ребенка на звучании и артикуляции звука. Звук уточняется в словах,

фразах, потешках, стихотворениях, рассказах.

Логопед работает по исправлению произношения звуков, а воспитатель

работает по формированию звукопроизношения.

Таким образом, и логопед, и воспитатель должны ясно представлять ха-

рактер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть

единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для

успешного обучения в школе.

4



В раздел образования