Автор: Семенова Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №59 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рекомендации для воспитателей
Раздел: дошкольное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 59 «Рябинка» комбинированного вида города Белово»
(МБДОУ детский сад №59 города Белово)
Рекомендация для воспитателей
Выявление нарушений звукопроизношения и
сотрудничество с логопедом по коррекции нарушений звуко-
произношения детей средней группы.
Учитель – логопед I КК
Семенова О.В.
Беловский городской округ
2022г.
Выявление нарушений звукопроизношения и
сотрудничество с логопедом по коррекции нарушений
звукопроизношения детей средней группы.
Обследование звукопроизношения детей проводится дважды: осенью,
чтобы правильно спланировать работу на год, и весной, чтобы подвести итоги.
При обследовании речи ребенка педагог обращает внимание на состояние
звукопроизношения, словаря и фразовой речи. Если имеются нарушения речи
(ребенок не согласовывает слова в предложении) или серьезные недостатки в
звукопроизношении, следует познакомиться с данными о его здоровье, так как
развитие речи тесно связано с психическим развитием.
При формировании правильного звукопроизношения у детей большую
роль играет подражание речи окружающих взрослых. Поэтому воспитатель
непременно должен знать, как говорят члены семьи ребенка, чтобы привлекать
к домашним занятиям по формированию правильного звукопроизношения
только тех взрослых членов семьи, которые говорят правильно.
Сначала воспитатель наблюдает за речью ребенка на занятиях, в играх с
другими детьми, где можно выявить его активный запас слов, умение строить
фразу, изучить темп речи (очень быстрый или замедленный), выявить недо-
статки речи (заикание, задержку развития речи и др.).
Затем проводится индивидуальное обследование, в процессе которого вы-
являются особенности речи ребенка. Обследование лучше проводить, когда в
группе мало детей (во время прихода и ухода их домой).
Иногда при индивидуальном обследовании воспитатели ограничиваются
тем, что предлагают ребенку повторить за взрослым отдельные слова или зву-
ки. Но, подражая воспитателю, ребенок часто произносит звуки лучше, чем в
свободном речевом общении.
Опыт показывает, что нельзя также проверять звукопроизношение, огра-
ничиваясь прослушиванием чтения наизусть, так как в заученном со слов
взрослого стихотворении ребенок произносит звуки лучше, чем в обычной
речи. Кроме того, в стихотворении могут отсутствовать нужные для проверки
звуки. Поэтому обследование проводят с использованием специального мате-
риала, который должен иметься в каждой группе.
Для обследования звукопроизношения надо иметь предметные картинки
на определенные звуки. Целесообразнее вкладывать картинки в конверты.
Воспитатель подбирает их так, чтобы каждый из обследуемых звуков находил-
ся вначале, середине и конце слова, поскольку в разных позициях один и тот
же звук произносится неодинаково. Картинки должны быть красочными и до-
ступными как по содержанию, так и по исполнению.
Картинки подбираются для проверки следующих групп звуков:
1)
I группа – звонкие согласные в, б, д, г;
2)
II группа – свистящие с, с’, з, з’, ц;
3)
III группа – шипящие ш, ж, ч, щ;
4)
IV группа – сонорные л, л’, р, р’, j;
2
5)
V группа – заднеязычные к, к’, г, г’, х;
6)
VI группа – мягкие т’, д’, н’.
На каждое положение звука в слове (начало, середина, конец) воспитатель
подбирает не менее трех картинок, чтобы суметь услышать и записать, как
произносит ребенок этот звук. Размер предметных картинок – 10х10 см. Кар-
тинки меньшего размера можно наклеивать на картон принятого размера.
При подборе материала нужно помнить, что звонкие согласные звуки [з],
[ж], [в], [б], [д], г в конце слов и в середине, если за ними идет глухой соглас-
ный, оглушаются, т. е. Произносятся как соответствующие им парные глухие
звуки: [з] как [с] (арбуз, березка), [ж] как [ш] (нож, ложка), [в] как [ф] (мор-
ковь, лавка), [д] как [т] (дед, лодка), [б] как [п] (столб, коробка), [г] как [к]
(луг, когти). Поэтому не следует брать картинки, где эти звуки находятся в
конце или середине слова, когда за ними идет глухой согласный. Надо подби-
рать картинки так, чтобы звонкий звук находился между двумя согласными
(ножи, арбузы) или перед сонорными, звонкими согласными (ножницы).
Подготовив материал, воспитатель начинает обследование звукопроизно-
шения. Он отмечает не только замену или отсутствие звука, но и его искаже-
ние, любую неточность произношения. В процессе обследования нельзя по-
вторять неправильно произнесенные ребенком звуки, слова, фразы. Это его не
только травмирует, но и способствует закреплению неправильного произно-
шения.
Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все ответы детей за-
писывает в тетрадь. Педагог отмечает наличие грубых видимых дефектов в
строении артикуляционного аппарата (расщепление губы, неба, короткая
подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда, неправильный
прикус), поскольку такие дети нуждаются в консультации ортодонта. Затем
воспитатель записывает в тетради состояние звукопроизношения: а) пропуск
звука (коова, ыба); б) замена звука (колова, лыба); в) искажение звука (звук
имеется, но звучит неправильно: У Маши красный сарф). Проведенное обсле-
дование позволяет педагогу четко представить общую картину состояния
звукопроизношения каждого ребенка и составить таблицу, в которой отмеча-
ется следующее:
1)
если ребёнок произносит звук правильно, в соответствующей клет-
ке ставят «плюс» (+);
2)
если ребёнок пропускает звук, то ставят «минус» (-);
3)
при замене одного звука другим в клетке записывают звук – заме-
нитель;
4)
при искажении звука отмечают характер искажения или указыва-
ют: «Произносит нечётко».
В графе «Примечание» записывают, как говорит ребенок: крикливо, тихо,
слишком быстро, замедленно, захлебываясь, на вдохе, невнятно, гнусаво, с за-
иканием и т. д. Если перечисленных отклонений нет, ставится «плюс» (+).
После подведения итогов по обследованию воспитатель знакомит роди-
телей с состоянием звукопроизношения их детей; объясняет, что неправильное
произношение звуков может закрепиться, отразиться на письме при обучении
3
грамоте; рассказывает, каковы функции родителей; некоторым рекомендует
обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания. Сам педагог так-
же поддерживает связь с логопедом. Во всей своей дальнейшей работе педагог
учитывает особенности речи каждого ребёнка, постоянно и настойчиво, ис-
пользуя фронтальные, индивидуальные занятия, игры, помощь родителей, вос-
питывает у детей правильное звукопроизношение.
Из всех возможных нарушений речи у детей воспитателю часто приходит-
ся встречаться с различными недостатками звукопроизношения, как правило,
проходящими с возрастом ребенка (при правильном воспитании они ликвиди-
руются). Но эти нарушения не всегда удается устранить даже при системати-
ческой работе на фронтальных занятиях и индивидуальной работе дома. В
этом случае ребёнка надо направить к логопеду. По отношению к детям, посе-
щающим занятия у логопеда, воспитатель осуществляет индивидуальный под-
ход на фронтальных занятиях. Кроме того, организуются индивидуальные за-
нятия. Педагог должен умело сочетать цель занятия с целью коррекционной
логопедической работы. Например: на занятии по теме «Овощи» он должен не
только закреплять у детей представления о цвете, вкусе, форме овощей, но и
следить, чтобы воспитанники с нарушениями звукопроизношения правильно
употребляли автоматизируемый звук; чтобы заикающийся ребёнок произно-
сил фразы слитно, плавно; чтобы ребёнок с алалией строил фразы без аграм-
матизмов, не искажал слоговой структуры слова.
В зависимости от характера нарушения звука логопед вырабатывает и тре-
нирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были непра-
вильными или совсем отсутствовали. А воспитатель в игровой форме уточняет
с детьми определенные движения и положения органов артикуляционного
аппарата, необходимые для правильного произношения звука. Подбирая зву-
ковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспита-
тель закрепляет произнесение звука с теми детьми, у которых он есть и вызы-
вает по подражанию у тех детей, которые его еще не произносят, фиксируя
внимание ребенка на звучании и артикуляции звука. Звук уточняется в словах,
фразах, потешках, стихотворениях, рассказах.
Логопед работает по исправлению произношения звуков, а воспитатель
работает по формированию звукопроизношения.
Таким образом, и логопед, и воспитатель должны ясно представлять ха-
рактер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть
единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для
успешного обучения в школе.
4