Автор: Горбунова Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский Сад №59, города Белово
Населённый пункт: пгт Бачатский
Наименование материала: Методическая разработка: Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: Тема: "Город красивой речи"
Раздел: дошкольное образование
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Город красивой речи».
Цель: выявление знаний у детей о гласных и согласных звуках,
грамматическом строе речи.
Задачи. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Совершенствовать
умения
образовывать
прилагательные
от
существительных.
Упражнять
в
определении
слогов в слове.
Учить
составлять по образцу простые и сложные предложения.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, схемы для составления
рассказа, картинки для звукового анализа, фишки для обозначения звуков,
предметные картинки.
Ход:
Ребята, сегодня к нам пришло необычное видео письмо, сейчас я вам его
прочитаю.
Дорогие ребята, мы, жители города «Красивой речи» обращаемся к вам
с просьбой о помощи! Злые волшебники заколдовали солнце в нашем городе,
а его лучи разбросали в разные стороны. Помогите нам расколдовать наше
солнце.
Воспитатель: Поможем жителям этого города? (ответы детей)
Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие и найти лучики.
Воспитатель: Так как страна необычная, то и ее жители тоже не
обычные, а кто они вы узнаете послушав стихотворение.
Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже Фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
О чем говорится в этом стихотворении?
(ответ детей)
Ребята закройте глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном
шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки,
пение птиц, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
II. Основная часть
Проходите на стульчики.
Вот мы прибыли в Волшебную страну, (1слайд)
Ребята взгляните, а вот и Солнышко! (2 слайд)
Воспитатель:
–Только оно грустное. У него нет лучей!
Для того чтобы расколдовать солнце нужно выполнить задание.
– Ребята, перед тем как начать выполнять задание давайте сделаем
гимнастику для наших язычков.
Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»
1. Воспитатель:
– Ребята мы с вами попали в страну Красивой речи. Из чего состоит наша
речь (из предложений).
Слова из чего состоят? (из слогов).
Слоги из чего состоят? (из букв и звуков).
Сколько в слове гласных, столько и слогов - это знает каждый из учеников.
Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются
голосом).
Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие, глухие и звонкие)
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? (синим)
Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки? (зеленым)
Правильно, смотрите вот и нашелся первый лучик.
2.Д/И «Сосчитай слоги» (ребёнок учится прохлопывать слова,
разделяя их на слоги)
Воспитатель:
– Ребята, вот наше второе задание. Надо слова поделить на слоги.
– Часы, машина, дом, карандаш, стол, яблоко (картинки на доске).
Воспитатель: Молодцы ребята мы справились с этим заданием, и
нашли второй лучик.
3. Воспитатель: Вот наше третье задание. Внимательно послушайте и
определите, где находится звук (м) в слове Том, в начале слова в середине
или в конце?
(Смотрите вот и третий лучик)
А сейчас я вам предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка «Быстро встаньте».
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленками коснитесь.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
4. Д/И «Назови признаки» (мяч)
Воспитатель: в стране Красивой речи живут удивительные слова,
которые могут называть разные признаки предметов: и ваша задача назвать
признаки предметов. Я буду называть вам предмет, а вы должны назвать
признак предмета.
– Матрешка из дерева…
– Сумка из кожи…
– Если ручка сделана из пластмассы, то…
– Дом из кирпича…
– Блюдце из фарфора…
Воспитатель: Ребята смотрите нашелся еще один лучик.
Ну что будем продолжать искать лучики для солнца?
5. Игра «Звуковые домики» (у каждого на столе лежат картинки, дети
выкладывают их к домикам)
В: В городе после сильного ветра все картинки перепутались.
Давайте покажем какой бывает ветер (дыхательная гимнастика)
Вы должны прикрепить к каждому домику свою картинку. Только одно
условие:
- первый домик красного цвета, ему понадобятся картинки, на которых
нарисованы предметы, начинающиеся на гласный звук.
Второй домик синего цвета. На его картинках, какой будет первый звук?
(картинки, названия которых начинаются на твёрдый согласный звук.) Ну, а
третий домик зелёного цвета, какие у него картинки? (картинки, названия
которых начинаются на мягкий согласный звук.)
Молодцы, справились с этим заданием и нашли лучик.
6. Игра «Составь схему предложения».
Гномики Том и Тим поссорились и не хотят мириться. Надо их померить.
Что можно им сказать, чтобы они не ссорились? (ответы детей)
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
В нашей группе все друзья
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
И мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.
Я хочу сказать гномикам - ребята давайте жить дружно. Получилось
красивое предложение.
Сколько слов в предложении? (4)
- Составим схему этого предложения.
Дети составляют схемы самостоятельно,
затем – коллективная проверка.
- Почему выбрали первую полоску с уголком?
- Что поставили в конце предложения?
- Назовите в этом предложении короткое слово?
Молодцы ребята, справились с заданием и вот нашелся еще один лучик.
III. Итог.
Воспитатель: Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательном
городе. (4 слайд) Какое оно? (ответы детей).
– Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос,
руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми.
Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали
все во круг.
– Молодцы,
жители
этой
необыкновенного
города
говорят
вам:
«Огромное спасибо! » (включить аудиозапись)
Воспитатель: Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе,
что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса,
поля, слышим журчание реки, пение птиц, чувствуем запах свежего воздуха
после дождя. (Звучит музыка)
– Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.
– Что вам больше всего понравилось?
– Что было особенно трудно?
Рефлексия: Ребята на мальбертах солнышко одно из них улыбается, а второе
грустит. Если на занятие вам все было понятно подойдите к солнышку
которое улыбается. А если было тяжело подойдите к солнышку которое
грустит.