Автор: Саулина Елена Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Многопрофильный лицей №11 им.В.Г.Мендельсона
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ"
Раздел: среднее образование
ПРОЕКТ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»
1. Актуальность проекта.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни
очень актуальны сегодня. В последнее время на фоне меняющейся общественно-
политической и экономической ситуации в стране происходят серьезные изменения в
формах, методах и содержании образования. Углубляется дифференциация обучения
детей с разными интеллектуальными и материальными возможностями, появляются
новые социально востребованные области обучения, формируются новые жизненные
приоритеты. Сохранение здоровья подрастающего поколения - задача государственной
важности, так как современные школьники составляют основной трудовой потенциал
страны. При этом формирование принципов здорового образа жизни у школьников,
факторы сохранения здоровья детей практически не учитываются.
Не учитывается основополагающий фактор укрепления и сохранения здоровья
школьников – профессиональное здоровье педагога.
Не разработаны технологии психологического сопровождения обучения детей в школе.
Практически не решаются проблемы среды обитания в школе, связанные с отоплением и
освещением, обеспечением стандартной мебелью, рациональным питанием и т.д.
В этих условиях одним из эффективных средств, с помощью которых можно было бы
предотвратить ряд серьезных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья
школьников является создание школы, содействующей здоровью. По определению ВОЗ
"здоровье – это состояние телесного, душевного и социального благополучия".
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определила
первостепенные цели воспитания школьников. Одним из главных моментов является
создание в общеобразовательных учреждениях условий, способствующих сохранению и
укреплению здоровья обучающихся.
Приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности нашей школы стала
физкультурно-оздоровительная работа. Она включает в себя мероприятия доступные и
привлекательные для большинства учащихся. Благодаря им у ребят формируется
здоровый образ жизни, возникает устойчивый интерес и тяга к физическому
совершенствованию.
2. Цели проекта.
При определении целей деятельности по здоровьесбережению мы исходили из
полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, воспитанников, о
неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической
науки и практики в сфере здоровьесбережения и др.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед
педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового
поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период
обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты
подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение
здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и
обрела социальное значение.
Поэтому в качестве основы нашей деятельности по здоровьесбережению стала модель
школы, где приоритетом является забота о сохранении здоровья воспитанников и
учителей. При этом главной целью в рамках программы "Школы Здоровья" является
создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения учащихся и
сотрудников школы.
3.Задачи программы "Школа Здоровья":
четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников,
использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом
особенностей состояния их здоровья;
развитие психолого-логопедо-медико-педагогической службы школы для своевременной
профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию
здорового образа жизни учащихся;
участие в обобщении опыта путем ознакомления с работой Школ Здоровья, посещения
научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме;
Создание уклада жизни школы, сохраняющего здоровье детей и учителей.
Внедрение инновационных технологий в учебный процесс, сохраняющих здоровье
учителей и учащихся.
Разработка и внедрение технологий психологического сопровождения обучения детей в
школе.
Внедрение программ гигиенического обучения и воспитания школьников.
Создание системы физкультурно-оздоровительной работы.
Разработка программ привлечения детей к исследовательской деятельности.
Основополагающие принципы построения программы:
Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.
Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.
Единство физического и психического развития.
Наглядность.
Принцип целостности человека, его психосоматического, социокультурного единства.
При этом приоритетными компонентами деятельности должны выступают
самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной
активностью человека.
Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах
жизнедеятельности.
Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию
физической культуры.
Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их
исполнения. На данном этапе происходит внедрение в деятельность
общеобразовательного учреждения всех тех проектов, которые приняты к исполнению.
4. Кадровое, материально-техническое обеспечение и организационные мероприятия.
1. Создание медицинской службы для диагностики и коррекции наиболее
распространенных заболеваний
Что диагностируется
Как корректируется
Заболевания опорно-двигательного
аппарата: плоскостопие, сколиоз
Проведение дополнительных занятий
по лечебной физкультуре в школе
Заболевания желудочно-кишечного
тракта: гастриты, дуодениты,
дискенезия желчно-выводящих путей
Сезонная профилактика обострений
медикаментозной и фототерапией в
условиях школы
Близорукость
Проведение тренировки с помощью
офтальмотренажера в школе
Заболевания верхних дыхательных
путей: ОРВИ, ринит, ангина, бронхит
Сезонная и круглогодичная
физиотерапия в условиях школы
2. Организация профилактической работы медицинской службой для предупреждения
возможности заболеваний
Профилактическое мероприятие
Цель проведения
Ингаляция аэрозолями лечебных трав в
специально оборудованном классе во
время урока
Проведение общей программы по
сезонной профилактике заболеваний
для всех детей школы
Дотация экстрактов лечебных трав,
содержащих комплекс витаминов, в
условиях школьной столовой
Реализация общей программы по
сезонной витаминотерапии для всех
детей школы
Установка стационарного очистителя
воды в школьной столовой
Улучшение потребительских свойств
питьевой воды
Инструментальная диагностика
нарушений адаптации и комплексная
коррекция дезактивных состояний в
условиях школы
Выявление детей с признаками
утомления и физической дезактации
на до болезненных стадиях и их
реабилитация
3. Создание психологической службы для решения психологических проблем учителей и
учащихся путем:
4. Создание методической службы для правильного выбора и внедрения в практику
педагогических технологий, содействующих здоровью детей
5. Создание классов коррекционно-развивающего обучения для детей, испытывающих
трудности в адаптации к школьной жизни и имеющих психические и физиологические
проблемы. Выбор удачных тактик по отношению к дезадаптированному ребенку
подразумевает совместную деятельность на паритетных основах медицинских
работников, психологов и педагогов в рамках школы.
6. Создание экологического научно-исследовательского общества детей.
5.Реализация программы в дошкольных группах
«Я здоровье берегу – сам себе я помогу» - вот девиз и основная тема занятий в
дошкольных группах.
Целесообразно проведение данной работы с детьми, начиная с 4-х-5-летнего возраста, но
и детям более младшего возраста доступны некоторые элементарные знания. При этом
необходима преемственность в работе воспитателя и инструктора по физической
культуре.
Основные задачи программы
Дать детям начальные знания о строении человеческого тела, функциях основных
внутренних органов и систем.
Вырабатывать у детей устойчивое отрицательное отношение к вредным привычкам.
Формировать первоначальные знания о пользе занятий физической культурой и
закаливании. Подкреплять их на практике.
Научить ребенка принимать решения в экстремальной ситуации.
Дать понятие о полезной и здоровой пище.
Формировать культурно-гигиенические навыки.
Учить оказывать первую медицинскую помощь, проводить профилактику и лечение без
лекарств.
Содержание и формы работы с детьми не ограничены возрастными рамками. Это:
Занятия познавательного цикла «Уроки здоровья», (приложение №3, №4)
Тематические физкультурные занятия, которые большей частью имеют практическую
направленность, но могут включать в себя и элементы теории.
Занятия для ребенка – труд, который требует достаточно длительного статистического
напряжения, связанного с поддержанием определенной позы, и сопряжен со
значительными зрительными нагрузками. В этой связи особую актуальность приобретают
оздоровительные мероприятия, которые целесообразно включать в учебно-
воспитательный процесс.
Я предлагаю упражнения, которые можно использовать на занятиях во время
физкультминуток и динамических перемен. Упражнения составлены в виде игр и сказок с
учетом возраста детей. По мнению большинства исследователей, упражнения игрового
характера оказывают благоприятное влияние на организм детей: на общий тонус,
моторику, способствуют тренировке подвижности центральной нервной системы,
развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и
снимают психоэмоциональное напряжение.
Для профилактике близорукости как возможного последствия длительной зрительной
нагрузки и замедления ее прогрессирования хорошо использовать специально.
Гимнастику для глаз - офтальмотренажер.
Длительность физкультминуток – 2-3 минуты. Они состоят из 5-6 упражнений. Возможны
сочетания различных упражнений. Например, одновременно с упражнениями для кистей
рук рекомендуется выполнять офтальмотренажер, фиксируя взгляд на кистях.
Важное значение для профилактики утомления детей имеет динамическая (подвижная)
перемена, т.е. организованный отдых на открытом воздухе продолжительностью 35-40
минут, из которых не менее 25 синут отводится на двигательную деятельность.
В методической литературе достаточно широко представлен набор подвижных игр
имеющих развивающий характер, (приложение №1)
Праздники, развлечения, Дни здоровья, каникулы, которые помогут обобщить и
практически закрепить полученные знания, (приложение №2)
6. Реализация программы в учебной деятельности
7.Реализация программы в воспитательной работе школе
Одной из приоритетных задач работы МБОУ «Многопрофильный лицей №11 им.
В.Г.Мендельсона» стала задача сохранения и укрепления здоровья обучающихся
средствами воспитания.
Ожидаемыми конечными результатами деятельности по данному направлению явились:
Оказание медико-психолого-педагогической помощи ребенку в зависимости от
сложностей, которые он будет испытывать;
Отработка подходов в реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном
учреждении.
Рассмотрение здоровья детей как приоритетного направления
образовательной
деятельности педагогического коллектива;
Очень важным моментом здоровьесберегающей деятельности любого образовательного
учреждения является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга,
дополнительного образования. "Школа здоровья" - это школа для детей, школа для
учителей, школа для родителей.
Учебно-воспитательный процесс нашей школы представлен двумя блоками:
учебно-педагогический,
оздоровительно-воспитательный.
Оздоровительно-воспитательный блок:
привлекать учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
пропагандировать здоровый образ жизни;
создать условия для нормального физического развития учащихся;
вооружить учащихся знаниями в области гигиены и медицины, необходимыми по
физической культуре;
сохранить и нормализовать физическое и психическое здоровье учащихся;
создать нормальные отношения учащихся с другими людьми;
помочь учащимся развить широкий круг способностей и знаний;
развивать органы ученического самоуправления.
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной
занятости детей, организации досуга, дополнительного образования.
Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
Реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся
культуры отношения к своему здоровью;
Повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового
образа жизни;
Формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях
физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
Развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное обучение
основам здорового образа жизни.
Проблему здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении
невозможно отделить от организации физкультурно-оздоровительной работы с
учащимися. В школе во второй половине дня для детей проходят занятия, включающие в
себя подвижные игры на свежем воздухе, общеразвивающие упражнения, спортивные
эстафеты, соревнования.
В школе регулярно проходят общешкольные Дни Здоровья с привлечением всех детей,
преподавателей и родителей. В рамках Дня Здоровья проходит конкурс листовок на тему
«За здоровый образ жизни».
В школе сложилась система просветительской работы с учениками, включающая в себя
проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения,
практических занятий, конкурсов рисунков и агитационных плакатов. Классным
руководителям в этом помогают психологи, медицинские специалисты Центра психолого-
медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования детей и подростков
«ГАРМОНИЯ», которые проводят классные часы на темы:
«Здоровые советы из сундучка» (3-4 классы)
«Радуга здоровья» (2 класс0
«Пагубные привычки» (4 класс)
«Эликсир здоровья» (5-8 классы)
«Трудное слово нет» (5-8 классы)
«Волевая самозащита от навязывания пагубных привычек» ( 9-11 классы)
«Факты о культуре питания и здоровья» (6-7 классы)
«Витамины в вашей жизни» (10 класс)
Определенная работа ведется учителями по охране жизни и здоровья обучающихся
основам безопасности жизнедеятельности, в этом педагогам помогают сотрудники ГБДД,
пожарной части, спасательной станции, лесничества. Лекции, классные часы, беседы,
тренировочные эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций формируют у детей желание
заботиться о своем здоровье.
Важнейшим звеном воспитательной системы школы является школьное самоуправление,
развитие которого помогает учащимся ощутить себя организаторами своей жизни в
школе, способствует привитию навыков культуры общения, умения жить в коллективе,
что является немаловажным в самостоятельной жизни человека вне стен школы.
Система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашем образовательном
учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и
полезной.
Проводится большая работа с родителями. В школе работает профессиональный
психолог. Ориентация психолога направлена не только на учащегося, но и на его семью.
Это позволяет более качественно и комплексно решать проблемы психологической
помощи детям и подросткам.
Цель работы педагога-психолога помочь родителям грамотно и эффективно строить свои
взаимоотношения с детьми. Способствовать тому, чтобы родители были активными
союзниками в разрешении школьных психологических трудностей. Психолог проводит
родительские собрания на темы:
Способности ребёнка, как их развивать
Причины агрессии у детей. Как помочь ребёнку
Мир в семье
Роль отца в воспитании детей
Ребёнок – школьник (адаптация учащихся 1 класса к школе0
Как помочь ребёнку стать внимательным
Психология возрастных особенностей подростка
Трудности адаптации пятиклассников к школе
Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу
Этика поведения детей и взрослых
О трудностях в учении
Этот трудный подростковый возраст
Причины снижения учебной мотивации у школьников
МОУ СОШ №6 расположена между двух рек (р. Волга и р. Корожечна) и не далеко от
соснового бора. Такое место расположение образовательного учреждения позволяет чаще
заниматься активным отдыхом на свежем воздухе (проводить туристические слёты,
участвовать в акциях «Чистый бор», «Чистая река»). Школа участвует в проекте посадки
сосен.
Искусственные препятствия на дороге «лежачие полицейские», корректирующие
движение автотранспорта на подъездах к территории школы, реализуют задачу
сохранности жизни и здоровья школьников.
Школа имеет лицензию на обучения детей КРОVIII вида. Для этих детей организована
еженедельная работа со специалистами Центра психолого-медико-социального
сопровождения, диагностики и консультирования детей и подростков «ГАРМОНИЯ»
(релаксационные занятия, занятия с логопедом, психологом).
8.Реальзация спортивно-оздоровительной работы школы
Для реализации спортивно-оздоровительной работы в школе коллективом педагогов была
составлена специальная программа. Её цель - формировать у детей стремление укрепить
своё здоровье и развить физические способности.
Данная программа - комплексная. Важно то, что особое внимание в ней уделяется
аспектам физического и нравственного здоровья, а также ей присуща целенаправленная
систематическая работа на всех ступенях обучения.
Задачи, стоящие перед педагогами школы, можно сформулировать следующим образом:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- активная и широкая пропаганда здорового образа жизни;
- воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
- установление тесной связи с медицинскими работниками по вопросам профилактики
заболеваний.
В процессе реализации программы задействованы все: учащиеся школы, члены
педагогического коллектива, медицинские работники, родители.
Физкультурно-оздоровительная программа включает в себя:
- подготовку и проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, дней
здоровья;
- проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний;
- организацию экскурсий, походов, прогулок;
- организацию интересного и плодотворного досуга, включая каникулярное время;
- пропаганду здорового образа жизни детей и подростков;
- привлечение родителей и других представителей взрослого населения села к проблемам
формирования и ведения здорового образа жизни.
Данная программа полностью охватывает учебно-воспитательный процесс в школе. Так
для физической и психологической разгрузки учащихся созданы спортивные секции,
кружки, назначаются индивидуальные занятия, работает тренер от ДСШ Угличмаш, ДДТ.
В режим школьника включены спортивные перемены, физкультминутки для учащихся.
1-5 классов, дни здоровья. Ежегодно при школе функционирует летний оздоровительный
лагерь с дневным пребыванием. Отдельным пунктом можно назвать проведение открытых
классных и общешкольных мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности:
- спортивные праздники («Удаль молодецкая», «Путешествие в турград» и т.д.)
- общешкольные соревнования по волейболу, пионерболу, футболу, туризму и др.
Осуществляется просвещение учителей по вопросам формирования здорового образа
жизни. Коллектив учителей принимает активное участие в городской спартакиаде
работников образования.
Говоря о пропаганде здорового образа жизни необходимо отметить её основные
направления:
- популяризация физической культуры и здорового образа жизни через уроки здоровья,
уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры, элективные курсы;
- совместная работа с представителями здравоохранения и внутренних дел по
профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.
Большое значение коллектив школы придаёт профилактике заболеваний учащихся:
- соблюдение гигиенических норм и правил учащимися;
- соблюдение норм освещения и отопления в классах и в школе;
- контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов;
- предупреждение распространения инфекционных заболеваний среди учащихся;
- беседы, лекции, просмотры научно-популярных программ, фильмов на тему здорового
образа жизни.
ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе в режиме учебного дня
осуществляется в самых разнообразных формах.
В оздоровительных целях созданы условия для удовлетворения биологической
потребности детей в движении. В общей сумме время физической активности ученика
составляет не менее 2-х часов в день. Такой объём достигается благодаря проведению
гимнастики перед началом учебных занятий, физкультминуток на уроке, подвижных игр
во время перемен, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и
соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.
В школе для учащихся 1-5 классов в течение урока обязательно проводится
физкультминутка. Физиологически обоснованным временем для физкультурной паузы,
длящейся 1-5 минут, считается 15-20-я минута урока, поэтому учитель планирует его так,
чтобы после завершения работы над логическим блоком можно было провести
физкультминутку и перейти к следующему этапу обучения.
Неукоснительно соблюдается продолжительность перемен. Между уроками ребята
отдыхают не менее 10 минут, а после второго и третьего урока – 20 минут.
При этом в обязательном порядке выполняются следующие требования: максимальное
использование свежего воздуха, проведение подвижных игр на свежем воздухе. Этому
способствует наличие игровой площадки для 1-5 классов, стадиона и спортивного городка
на территории школьного двора.
Систематическое пребывание на открытом воздухе оказывает закаливающее,
оздоровительное воздействие на школьников. Если по объективным причинам выход на
улицу невозможен, ученики могут снять напряжение и подвигаться в рекреациях.
Здесь для желающих можно поиграть в теннис, а для любителей физических упражнений
доступен тренажёрный зал, где подготовлено простое физкультурное оборудование: мячи,
скакалки, обручи.
Особенно популярны среди учащихся школы дни здоровья, турслёт «Золотая осень»,
«Путешествие в турград», соревнования по орентированию.
Не менее пяти дней в учебном году выделяются на общешкольные массовые
физкультурно-оздоровительные мероприятия.
В подготовке и организации дней здоровья активное участие принимают ученики и
педагоги. Ответственность за их проведение несёт администрация школы.
Непосредственное руководство осуществляет учитель физической культуры и
преподаватель ОБЖ.
Во внеурочное время ребята посещают спортивные кружки и секции (туризм, футбол,
спортивные танцы, баскетбол).
Одним из основных направлений школы является туристско-краеведческая работа.
Туризм – эффективное средство воспитания, обучения и оздоровления учащихся.
Путешествия, экскурсии по родному краю являются массовыми формами приобщения
детей к историческому наследию России. В тоже время они расширяют кругозор человека,
способствуют формированию гражданской позиции и ответственности за окружающий
мир, воспитанию духовных, нравственных и волевых качеств – таких, как коллективизм,
взаимопомощь, взаимное доверие, инициатива, настойчивость, выдержка. Все это очень
актуально для наших детей.
МОУ сош № 6 малочисленна и удалена от центральной части города. Кажется сама
природа (сосновый бор, возвышенности шлюза, междуречье р. Волги и р. Корожечны)
способствуют развитию такой формы работы с учащимися, как туризм.
На занятиях кружка дети получают базовые знания по различным видам туризма
(пешеходному, водному, горному, лыжному).
В соответствии с туристско-краеведческим направлением воспитательной работы
ежегодно в школе проходят традиционные мероприятия: «День туризма», «Путешествие в
Турград», «Папа, мама, я – туристская семья» и др.
Более подготовленные учащиеся принимают участие в городском конкурсе-походе
«Робинзонада», который проводится в осенние и весенние каникулы. Цель данного
мероприятия – проверка действий туристов в экстремальных условиях.
Результатом работы туристско-краеведческого направления является активное участие во
всех городских соревнованиях, конференциях, семинарах по туризму, где учащиеся
школы занимают призовые места.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что эффективность программы в
плане оздоровления учащихся путём приобщения их к здоровому образу жизни,
повышения потребности двигательной активности и совершенствования физической и
нравственной культуры полностью подтверждаются. Об этом говорит тот факт, что число
учащихся, занимающихся в специальной медицинской и подготовительной группе , с
каждым годом становится меньше.
9. Ожидаемые конечные результаты программы :
Повышение функциональных возможностей организма учащихся (приложение№5).
Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной
деятельности.
Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в
сохранении и укреплении здоровья школьников
Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
В результате реализации проекта школы, содействующей здоровью, создается банк
данных на каждого ребенка о физическом здоровье, банк данных психологических
характеристик, накапливаются результаты учебной деятельности учащихся.
Снижается заболеваемость, вызываемая вирусными инфекциями ().
Улучшается психологический микроклимат в классе, в школе, в педколлективе.
В результате профилактических, коррекционных, оздоровительных мероприятий
происходит адаптация детей к жизни.
Школа становится информационным центром для школ района по здоровье сберегающим
технологиям обучения и формированию здорового образа жизни в условиях сельской
школы.
На этапе реализации сотрудники школы имеют возможность корректирования
деятельности по здоровьесбережению с целью повышения меры ее соответствия
основным установкам, назначенным функциям и нормативам, которые определены на
предыдущих этапах: целеполагания и проектирования.
Заключительный этап управленческой деятельности связан с анализом и оцениванием
результатов достижения целей. Речь идет об анализе деятельности школы по
осуществлению на практике мероприятий, направленных на создание организационно-
педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий
здоровьесбережения. Оценка результатов достижения целей состоит в сравнительном
соотнесении замыслов, сформулированных на этапе целеполагания, с появившимися
после осуществления деятельности по здоровьесбережению изменениями в соответствии с
прогнозируемой личностью ученика и ожидаемыми конечными результатами программы
"Школа Здоровья".
Реализация программы "Школа Здоровья» направлена на формирование у учащихся
культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и
наращивать резервные мощности организма);
культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными
движениями);
культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать
их).
Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:
Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.
Осознание себя как биологического, психического и социального существа.
Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как
условий благополучного существования человека.
Правильная организация своей жизнедеятельности.
Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Потребность в самостоятельной двигательной активности.
Самоконтроль, личностное саморазвитие.
Творческая продуктивность.
Базовыми компонентами на всех ступенях являлись:
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового
образа жизни;
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими
упражнениями, различными видами спорта;
формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи
себе и другому человеку.
Вывод
Мы полагаем, что создание школы, содействующей здоровью, сохранит и укрепит
телесное, физическое и нравственное состояние педагогов и учащихся