Автор: Вартанян Оксана Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР №10 "Росинка"
Населённый пункт: город Стрежевой, Томская область
Наименование материала: ПРОЕКТ по формированию естественно-научных представлений средствами музыки
Тема: "ЛАБОРАТОРИЯ ЗВУКА"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ДЕТСКИЙ САД №10 «РОСИНКА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ»
ПРОЕКТ
по формированию
естественно-научных
представлений
средствами музыки у детей 6-7 лет
«ЛАБОРАТОРИЯ ЗВУКА»
Автор:
музыкальный руководитель
Вартанян Оксана Владимировна
15
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
___________________________________________________________________
Аннотация. Автором представлено интегрированное музыкальное занятие
образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное
развитие» с применением опытно-экспериментальной деятельности, направленное на
развитие пространственного мышления дошкольников. Адресовано музыкальным
руководителям, воспитателям ДОУ.
Ключевые слова. Свойства звука: слушаем, наблюдаем, измеряем, воспроизводим.
________________________________________________________________________
Данный материал представлен в рамках регионального и муниципального проекта:
«Развитие пространственного мышления дошкольников, как основа формирования
естественно-научных, цифровых и инженерных компетенций человека будущего»
Цель: Формирование естественно-научных представлений старших дошкольников
средствами музыки.
Задачи:
Обучающие. Дать элементарные представление в области науки:
- «анатомия» - строение органов слуха и голосового аппарата
(ухо, голосовые связки);
- «физика» (источник звука, звуковые колебания, зависимость силы звука от
расстояния, направление и отражение звука, единицы измерения мощности звука.)
Развивающие. Совершенствовать представлений детей о звуках природы и соотнесение их со
звуками бытовых предметов, и также их различных комбинациях.
Развитие творческого воображения через объединение ощущений
(зрительных, слуховых, тактильных) в процессе экспериментирования.
Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к своему голосу, любовь к музыке и
желание участвовать в музыкальном процессе.
Предварительная работа: разучивание песни А.Ермолова «Гимн музыке»
Оборудование: колокольчик, бумажные салфетки, тряпичные мешочки с крахмалом,
грецкие орешки, монисты, стаканчики с крупой, хрусталики и металлические ложечки,
камешки в жестяных банках, половина ватмана, большое ведро, листы бумаги А4,
большая ваза, фольга, кондитерская посыпка, музыкальная тарелка и молоточек, смартфон с
приложением «Шумомер», ноутбук, проектор, слайдовая презентация к занятию.
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: Беседа «Исследователи»
Звуковой кроссворд
Строение уха. Звуковые волны
СЛУШАЕМ звуки: ЭКСПЕРИМЕНТ «Озвучивание фильма»
ЭКСПЕРИМЕНТ «Громкость и расстояние»
ЭКСПЕРИМЕНТ «Рупор»
ЭКСПЕРИМЕНТ «Эхо»
ЧУВСТВУЕМ звуки: ЭКСПЕРИМЕНТ «Почувствуй
ВИДИМ звуки
: ЭКСПЕРИМЕНТ «Прыгающие крупинки»
ИЗМЕРЯЕМ звуки: ЭКСПЕРИМЕНТ «Шумомер»
ПОЁМ: ПЕСНЯ «Гимн музыки»
РЕФЛЕКСИЯ
***
Дети под музыку заходят в зал и становятся в полукруг в центре зала.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, дети!»
Беседа «Исследователи»
Муз. руководитель: Ребята! Наш мир
разнообразен и очень интересен!
Учёные …исследователи изучают всё
новое и необыкновенное. Они
занимаются… наукой.
А то место, где они обычно проводят свои
опыты, называется …. лаборатория.
Ребята, а вы любите всё обо всём узнавать
и экспериментировать?…Замечательно!
Прежде, чем мы определим предмет
нашего изучения, мы должны разгадать
необычный кроссворд. Я вам предлагаю
посмотреть на экран и определить, что скрывается в каждой клетке?
Дети разворачиваются к экрану.
На слайде «Звуковой кроссворд»
Звуковой кроссворд
Чтобы открылась та или иная клетка с
соответствующей картинкой,
дети должны с помощью аудиозаписи
определить, что зашифровано:
(скачет конь, щебечет птица, хрустит снег,
шуршит листва, звенит капель, грохочет
гром, жужжит пчела)
Ребята, что вам помогло отгадать все
задания? … звуки
Вот мы и нашли ответ – сегодня в нашей музыкальной лаборатории мы будем изучать
звуки! А с помощью чего можно услышать звуки…с помощью уха.
На слайде «Строение уха»
Ребята, вы когда-нибудь, задумывались, как
устроено ухо человека? ...ответы детей
Наше ухо– сложный организм, который
находится не только снаружи, но и внутри!
На слайде схема «Звуковые волны»
Источник звука, например колокольчик - издаёт
звук звенит колокольчик.
Звуковые волны движутся по воздуху от
источника дальше во все стороны.
В итоге звуковые колебания достигают нашей ушной раковины, проходят по слуховому
проходу к барабанным перепонкам, а там уже «молоточек» передает дальше нервный
импульс в мозг! А мозг помогает нам определять какому предмету или явлению
принадлежит тот или иной звук!
А если бы люди не могли слышать, был бы для них мир полноценным? Давайте закроем уши
руками и подумаем. Дети прикрывают уши ладонями …Представьте, что в компьютере
пропал звук! Мы смотрим фильм, а звука нет!
Вы поможете отыскать звуки, которые пропали?... Тогда приступим к озвучиванию кадров
фильма и с помощью простых предметов, которые могут зазвучать в ваших руках.
Прикасайтесь к ним, сравнивайте, находите звук, соответствующий кадрам фильма!
дети проходят к столикам, на которых находятся предметы
ЭКСПЕРИМЕНТ «Озвучивание фильма»
бумажные салфетки – шелест листьев
тряпичные мешочки с крахмалом – хруст
снега
грецкие орешки – стук копыт
связки монист – щебет птиц,
стаканчики с крупой– жужжание пчелы
хрусталики на нитях и металлические
ложки- звон капели
камешки в жестяных банках - раскаты
грома
Отлично! А как вы думаете, зависит ли
громкость звука от расстояния? …
А давайте проверим!
ЭКСПЕРИМЕНТ «Громкость и расстояние»
-Педагог, стоит рядом с детьми произносит фразу «Лаборатория звука».
- Педагог, стоит на середине зала и произносит ту же фразу.
- Педагог, стоит в конце зала и произносит ту же фразу.
Делаем вывод, что чем дальше источник звука, тем звук ТИШЕ p - (пиано) ,
а чем ближе источник звука, тем звук ГРОМЧЕ f - (форте)
Это происходит потому, что звук рассеивается, расходится в разные стороны и вправо, и
влево от источника звука (голоса педагога). А давайте попробуем собрать звук и направить
его в нужное направление при помощи простейшего устройства – рупора!
ЭКСПЕРИМЕНТ «Рупор»
М.Р. с детьми из ватмана с помощью скотча складывают ватман в трубку с
расширяющимся выходным отверстием.
-Педагог берет рупор, отходит в конец зала и произносит фразу «Лаборатория звука».
Делаем вывод, что с помощью рупора звук стал ГРОМЧЕ.
Ребята, что произошло?... Звуковые волны не рассеиваются по всему залу, а отражаются
от гладких поверхностей рупора и образуется узконаправленный пучок звуковых волн,
которые доходят на большое расстояние, как по свободному коридору.
Кстати, ЭХО – это и есть ОТРАЖЕНИЕ звука. Стоит что-нибудь крикнуть, и отразившись
от стен пещеры, гор, или потолка в большом зале, этот звук многократно вернётся в виде эха.
Однако, эхо возникает только тогда, когда вокруг много пустого пространства. Когда вокруг,
например много людей, то звук не будет отражаться, т.к люди, их одежда просто ПОГЛАТЯТ
звук! Проведём эксперимент!
ЭКСПЕРИМЕНТ «Эхо»
Возьмём большое ведро – представим, что это пещера и крикнем в него «ЭЙ!» «ЭЙ!»
В пустом ведре звук отражается и возвращается!
Мы выяснили, что звук можно УСЛЫШАТЬ.
__________________________________________________________
А как вы думаете, можно ли звук ПОТРОГАТЬ? ...
Вы удивитесь, но мы сейчас его потрогаем и ПОЧУВСТВУЕМ!
ЭКСПЕРИМЕНТ «Почувствуй звук»
Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и погудите в него. Чувствуете?...
Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно. Звук заставляет дрожать бумажную
трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Почувствовали? Теперь давайте прислушаемся к
своему телу. Ладонями обхватим свое горло и произнесём своё имя. Внутри горла что-то
дрожит. Это дрожат голосовые связки, которые похожи на натянутые струны, ниточки.
Какой же, вывод, мы можем сделать? Звук можно ПОЧУВСТВОВАТЬ.
_______________________________________________________________
А как вы думаете, друзья, можно ли звук УВИДЕТЬ? … Кто-то скажет: «Такого быть не
может»! А я предлагаю проверить!
ЭКСПЕРИМЕНТ «Прыгающие крупинки»
Берём большую пустую вазу.
Натягиваем туго сверху
фольгу.
Насыпаем на фольгу
кондитерскую посыпку.
1)Рядом с вазой держим
оркестровую тарелку и ударяем
по ней молоточком
Вибрация от тарелки переходит
по воздуху и попадает на фольгу, она
вибрирует, а вместе с ней
вибрируют и крупинки.
2) Все наклоняемся над вазой и
произносим звук «РРРР». Вибрация
от голосовых связок переходит по
воздуху и попадает на пленку, она вибрирует, а вместе с ней вибрируют и крупинки.
Ребята, вы увидели, что от громкого звука крупинки задвигались?
Звук можно УВИДЕТЬ.
______________________________________________________
А можно ли ИЗМЕРИТЬ мощность звука?... А чем будем измерять звук? Линейкой? –нет.
Циркулем? –нет. Для измерения мощности звука используют специальные единицы, кот
называются децибелы. Например, мощность шелеста листьев 10дБ, а мощность взлетающего
самолета 120 дБ. Давайте проверим количество дБ в нашем зале с помощью приложения на
смартфоне «Шумомер»
ЭКСПЕРИМЕНТ «Шумомер»
Включаем приложение «Шумомер» - измеряем уровень звука - в тишине
- хлопаем в ладоши,
- топаем ногами
Дети измеряют уровень дБ в музыкальном зале.
Звук можно ИЗМЕРИТЬ.
Ребята, как вы думаете вредны или полезны очень громкие звуки?... громкие звуки,
мощностью свыше 130 дБ опасны для здоровья человека! Это вредит не только вашим ушам,
но и вашим голосовым связкам, когда вы сильно их напрягаете.
Нужно ли беречь свой голос? … потому
что голос ч-ка имеет свой
неповторимый, уникальный звук, голос
человек – это своеобразный
музыкальный инструмент, который
может петь! Давайте все вместе споём
прекрасную песню!
Дети выходят на центр зала
ПЕСНЯ «Музыкальная палитра»
муз. А.Ермолова, сл.С.Пярнянен
1куплет Мир мелодий в звуках леса
и прибоя,
Это песни ветра, шёпот тишины.
Ты увидишь, как подружатся с тобою
Семь волшебных нот из сказочной страны.
И в дороге дальней с новыми друзьями
Красоту ценить научишься не зря.
И наполнить сможешь добрыми мечтами
Всю планету под названием «Земля»!
Припев: Каждый раз от души,
Песни пой, играй, пляши,
Музыкальною палитрой ты картину напиши!
Сохрани этот свет!
Ну а музыка в ответ
Будет в жизни талисманом много-много долгих лет,
Много долгих лет.
__________________________________________________________________
Ребята! Что сегодня в нашей «Лаборатории звука» вас больше всего удивило, или
заинтересовало?....
Каждый звук - кусочек мира.
В каждом звуке - целый мир.
Звук – невидимый волшебник
Удивительный факир!
Вслушайся – весь мир поет:
Шорох, свист и щебет…
Музыка во всем живет –
Мир её волшебен!
Вы хотели бы продолжить исследования в музыкальной лаборатории?
Ответы детей
Нас ждёт впереди много новых и интересных открытий!
До новых встреч!