Автор: Лабовская Виктория Александровна
Должность: директор
Учебное заведение: МОУ СОШ № 14 с. Орловки
Населённый пункт: с. Орловка Буденновского района
Наименование материала: статья
Тема: Повышение качества образования
Раздел: среднее образование
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она
непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования,
которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений,
перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся
качественным образованием.
Обновление
школы
предполагает
решение
ряда
системных
задач:
нормативно-правовых, экономических, содержательных.
Первостепенной из них является задача достижения нового, современного
качества образования.
В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие
современным жизненным потребностям развития страны.
В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на
усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие
личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему
универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные
ключевые
компетенции,
что
и
составляет
современное
содержание
образования.
Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание
школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и
навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и
друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по
конечным
результатам,
среди
которых
следует
выделить
основные
показатели эффективности деятельности школы:
уровень обученности учащихся;
готовность их к продолжению образования;
уровень воспитанности учащихся;
состояние здоровья детей;
уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;
уровень выполнения стандартов образования.
Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг
друга.
Понимание термина «качество образования» - одна из сложнейших и
актуальных проблем российского образования.
Совершенно очевидно, что качеством образования в школе занимались
всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость
постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Качество
образования
—
это
степень
удовлетворенности
ожиданий
различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей,
администрации школы, остальных членов педагогического коллектива,
внешних
организаций,
с
которыми
сотрудничает
образовательное
учреждение для достижения результата.
Качество образования — это востребованность полученных знаний в
конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной
цели и повышения качества жизни выпускника.
При
этом
развитие
качества
образования
предполагает
постоянное
совершенствование трех составляющих:
образовательных результатов;
организации образовательного процесса;
квалификации педагогических работников.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения
имеют
не
только
учащиеся,
но
и
преподаватели
как
участники
образовательного процесса. Повышение качества образования – одна из
основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского
образования.
В Концепции подчеркнуто, что качество образования отражается не только в
сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта
самостоятельной
деятельности
и
личной
ответственности,
но
и
их
гражданственности, правового самосознания, российской идентичности,
духовности,
способности
адаптироваться
в
изменяющихся
социально-
экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей
жизнедеятельности.
Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители,
администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.
Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:
Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:
с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы
ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть
цели, поставленной в жизни;
с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для
поступления в ВУЗ;
с глубокими прочными знаниями по всем предметам;
Для родителей:
с
получением
знаний,
умений
и
навыков,
которые
позволяют
выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения
окружающих его людей;
со
знанием
предметов,
с
хорошим
оснащением
школы,
с
профессионализмом педагогов;
с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с
умением педагога увлечь детей своим предметом;
Для учителей:
с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием
наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только
умственно, но и нравственно (морально);
с
умением
ученика
самостоятельно
мыслить,
анализировать
и
самостоятельно работать;
со
школой,
которая
учитывает
индивидуальные
особенности
школьника,
способности
и
потребности
детей;
где
учителя
придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть
творческие педагоги и мудрое руководство;
с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он
четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует
душевный комфорт.
Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий, переход
средств
массовой
информации
на
цифровую
основу,
широкое
распространение глобальных компьютерных сетей приводит к тому, что
современный человек погружается в качественно новую и семиотически
неоднородную информационную среду. Взаимодействие с чувственной
данностью мира преломляется через знаковое пространство человеческого
бытия и сознания — семиосферу.
Семиотическая
компетентность
представляет
собой
неотъемлемую
составляющую
социокультурной
компетентности,
опосредует
коммуникативную, информационную, личностно-креативную компетенции.
С 2020 года в нашей школе работает муниципальная инновационная
площадка по теме: «Развитие семиотической компетентности обучающихся
сельской школы в условиях реализации образовательного стандарта».
Современная
образовательная
школа
должна
формировать
целостную
систему
универсальных
знаний,
умений,
навыков,
а
также
опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то
есть
ключевые
компетенции,
определяющие
современное
качество
содержания образования.
Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для
активного познания и получения детьми практического опыта.
Мы развиваем семиотические компетенции учащихся не только через
учебную деятельность, но и через внеурочную. Так, второй год подряд наши
старшеклассники
под
руководством
директора
школы
Виктории
Александровны участвуют в кейс-чемпионатах по предпринимательству, а
также краевом управленческом турнире «Юная энергия Ставропольского
края». Команда нашей школы в прошлом году заняла 2 место.
Современное образование развивается в режиме инновационного поиска,
вызывающего
изменения
различных
компонентов
деятельности
специалистов. Обеспечение же права на труд очень скоро окажется в еще
большей зависимости от уровня квалификации. В этой связи особое значение
приобретают вопросы, связанные с усилением непрерывного характера
обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его
активной адаптации к новым условиям, новым моделям деятельности,
повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач.
Нарастающие темпы технологических и информационных новаций диктуют
необходимость
непрерывного
повышения
уровня
профессиональной
компетентности
педагога,
который
занимает
ключевую
позицию
в
образовательном процессе
Индивидуализация обучения – еще один из самых важных путей повышения
качества образования.
В
нашей
школе
приобрел
популярность
Осенний
и
весенний
образовательный интенсив. Это один из видов индивидуальной работы с
учащимися.
Каникулы - это не только время для отдыха, но и отличная
возможность провести время с пользой, учиться новому, прокачивать знания
и развиваться, пополнить багаж знаний, углубить подготовку по школьным
предметам.
Осенний и весенний образовательный интенсив – это работа над
общими универсальными умениями и способностями, которые нужно
проявить каждому школьнику, независимо от возраста, по любому предмету.
Интенсив рассчитан на учащихся с низкими показателями знаний, которым
нужна
дополнительная
помощь;
на
учащихся
начальной
школы;
на
выпускников 9, 11 классов; на учащихся, имеющим в четверти одну «4»
(претенденты в отличники), одну «3» (претенденты в хорошисты); на
одаренных
детей
(победители,
призеры
ШЭ
ВСОШ,
вышедшие
на
муниципальный уровень).
Для проведения образовательных интенсивов учителя готовят план
работы с отдельной категорией учащихся и график, чтобы не получился
«винегрет», когда все группы пришли к одному времени, а учитель бегает от
одной группы учащихся к другой, тем самым не давая целостной помощи
каждой категории учащихся.
Данный интенсив помогает учащимся начальной школы:
улучшить подготовку, знания и навыки при решении различных
заданий ВПР;
привыкнуть к структуре всероссийской проверочной работы;
вселить уверенность и снизить нервозность ребёнка во время
подготовки к всероссийским проверочным работам;
снять тревожность у родителей (обратить особое внимание на этот
пункт).
Данный интенсив помогает учащимся основной и средней школы:
•
находить информацию в различных источниках;
•
осмысленно читать текст;
•
обрабатывать
текстовую
информации
(умение
сравнивать,
анализировать, обобщать);
•
читать
таблицы,
диаграммы,
схемы.
Переводить
словесную
информации в структурную и наоборот;
•
формировать уверенности в своих знаниях и возможностях;
•
снять тревожность у родителей.
Для чего мы это делаем? Не только чтобы «подтянуть» ученика в том или
ином предмете, но также этими индивидуальными занятиями сформировать
портрет
будущего выпускника
согласно ФГОС.
Напомню некоторые
характеристики выпускника:
•
креативный и критически мыслящий;
•
владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
•
мотивированный
на
творчество
и
инновационную деятельность;
готовый
к
сотрудничеству,
способный
осуществлять
учебно-
исследовательскую,
проектную
и
информационно-познавательную
деятельность;
•
умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и
успешно взаимодействовать;
•
мотивированный на образование и самообразование в течение всей
своей жизни.
Так как наша школа многонациональная, у нас обучаются дети-
билингвы. Это те дети, где в самой семье присутствуют два языка.
Так как языком образования нашей школы является русский язык, то
мы проводим работу с родителями таких семей, акцентируя их внимание на
том, что детям все-таки необходимо и вне школы вести коммуникативные
действия на русском языке.
Родители прислушиваются к нам, соглашаются. И тогда, чтобы
развитие ребёнка-билингва было наиболее успешным, мы обычно предлагаем
способы, которыми будут родители и дети поддерживать владение обоими
языками. Эти способы называются коммуникативными стратегиями.
Принцип «одна ситуация — один язык» разделяет языки по ситуации
их применения. Родителями делается выбор, в какой ситуации на каком
языке будет идти общение.
Принцип «одно место — один язык» позволяет разделить два языка по
местам их применения. Чаще всего, выбирается «домашний» язык и язык,
на котором с ребёнком говорят за пределами дома. Причём, в семьях,
придерживающихся этого принципа, один и тот же родитель говорит с
ребёнком дома на одном языке, а вне дома — на другом.
В нашей школе нет детей-билингвов, которые совсем не владеют
русским язык. В нашем селе в двуязычных семьях с самого рождения ведется
общение на двух языках: родном и русском.
На уроках родного языка и родной литературы мы помогаем детям-
билингвам еще лучше познакомиться с историей и культурой русского языка,
сформировать соответствующие умения по свободному владению русским
языком.
Современное образование развивается в режиме инновационного поиска,
вызывающего
изменения
различных
компонентов
деятельности
специалистов. Обеспечение же права на труд очень скоро окажется в еще
большей зависимости от уровня квалификации. В этой связи особое значение
приобретают вопросы, связанные с усилением непрерывного характера
обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его
активной адаптации к новым условиям, новым моделям деятельности,
повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач.
Нарастающие темпы технологических и информационных новаций диктуют
необходимость
непрерывного
повышения
уровня
профессиональной
компетентности
педагога,
который
занимает
ключевую
позицию
в
образовательном процессе
Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению
передового опыта на более высоком теоретическом уровне.
Так как в нашей школе были открыты Центр цифрового и гуманитарного
профилей «Точка Роста», реализуется проект «Цифровая образовательная
среда»,
программа
«Цифровая
платформа
персонализированного
образования для школы», нашим педагогам необходимо было пройти курсы
повышения квалификации. Педагоги постоянно приобщаются к новейшим
достижениям педагогической науки, ведут активный поиск эффективных
форм и методов обучения. Это способствует укреплению их имиджа, росту
педагогического мастерства.
От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог,
насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или
иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости
школьников.
Ежегодно педагоги нашей школы достойно показывают себя в районных
конкурсах педагогического мастерства. В этом году учитель английского
языка Ройченко Татьяна Васильевна стала призером краевого конкурса
«Учитель года».
Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно
наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”
Качество образования “задает” качество жизни человека и общества. И наша
с вами задача – и совместно, и каждому - искать пути повышения качества
образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы, то
есть нашей с вами работы.