Напоминание

Повышение качества образования


Автор: Лабовская Виктория Александровна
Должность: директор
Учебное заведение: МОУ СОШ № 14 с. Орловки
Населённый пункт: с. Орловка Буденновского района
Наименование материала: статья
Тема: Повышение качества образования
Раздел: среднее образование





Назад




Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она

непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования,

которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений,

перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся

качественным образованием.

Обновление

школы

предполагает

решение

ряда

системных

задач:

нормативно-правовых, экономических, содержательных.

Первостепенной из них является задача достижения нового, современного

качества образования.

В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие

современным жизненным потребностям развития страны.

В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на

усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие

личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему

универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной

деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные

ключевые

компетенции,

что

и

составляет

современное

содержание

образования.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание

школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и

навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и

друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по

конечным

результатам,

среди

которых

следует

выделить

основные

показатели эффективности деятельности школы:

уровень обученности учащихся;

готовность их к продолжению образования;

уровень воспитанности учащихся;

состояние здоровья детей;

уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;

уровень выполнения стандартов образования.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг

друга.

Понимание термина «качество образования» - одна из сложнейших и

актуальных проблем российского образования.

Совершенно очевидно, что качеством образования в школе занимались

всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость

постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Качество

образования

это

степень

удовлетворенности

ожиданий

различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей,

администрации школы, остальных членов педагогического коллектива,

внешних

организаций,

с

которыми

сотрудничает

образовательное

учреждение для достижения результата.

Качество образования — это востребованность полученных знаний в

конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной

цели и повышения качества жизни выпускника.

При

этом

развитие

качества

образования

предполагает

постоянное

совершенствование трех составляющих:

образовательных результатов;

организации образовательного процесса;

квалификации педагогических работников.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения

имеют

не

только

учащиеся,

но

и

преподаватели

как

участники

образовательного процесса. Повышение качества образования – одна из

основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского

образования.

В Концепции подчеркнуто, что качество образования отражается не только в

сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта

самостоятельной

деятельности

и

личной

ответственности,

но

и

их

гражданственности, правового самосознания, российской идентичности,

духовности,

способности

адаптироваться

в

изменяющихся

социально-

экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей

жизнедеятельности.

Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители,

администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.

Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:

Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:

с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы

ученик без проблем может поступить в ВУЗ;

с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть

цели, поставленной в жизни;

с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;

с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для

поступления в ВУЗ;

с глубокими прочными знаниями по всем предметам;

Для родителей:

с

получением

знаний,

умений

и

навыков,

которые

позволяют

выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения

окружающих его людей;

со

знанием

предметов,

с

хорошим

оснащением

школы,

с

профессионализмом педагогов;

с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с

умением педагога увлечь детей своим предметом;

Для учителей:

с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием

наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только

умственно, но и нравственно (морально);

с

умением

ученика

самостоятельно

мыслить,

анализировать

и

самостоятельно работать;

со

школой,

которая

учитывает

индивидуальные

особенности

школьника,

способности

и

потребности

детей;

где

учителя

придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть

творческие педагоги и мудрое руководство;

с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он

четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует

душевный комфорт.

Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий, переход

средств

массовой

информации

на

цифровую

основу,

широкое

распространение глобальных компьютерных сетей приводит к тому, что

современный человек погружается в качественно новую и семиотически

неоднородную информационную среду. Взаимодействие с чувственной

данностью мира преломляется через знаковое пространство человеческого

бытия и сознания — семиосферу.

Семиотическая

компетентность

представляет

собой

неотъемлемую

составляющую

социокультурной

компетентности,

опосредует

коммуникативную, информационную, личностно-креативную компетенции.

С 2020 года в нашей школе работает муниципальная инновационная

площадка по теме: «Развитие семиотической компетентности обучающихся

сельской школы в условиях реализации образовательного стандарта».

Современная

образовательная

школа

должна

формировать

целостную

систему

универсальных

знаний,

умений,

навыков,

а

также

опыт

самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то

есть

ключевые

компетенции,

определяющие

современное

качество

содержания образования.

Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для

активного познания и получения детьми практического опыта.

Мы развиваем семиотические компетенции учащихся не только через

учебную деятельность, но и через внеурочную. Так, второй год подряд наши

старшеклассники

под

руководством

директора

школы

Виктории

Александровны участвуют в кейс-чемпионатах по предпринимательству, а

также краевом управленческом турнире «Юная энергия Ставропольского

края». Команда нашей школы в прошлом году заняла 2 место.

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска,

вызывающего

изменения

различных

компонентов

деятельности

специалистов. Обеспечение же права на труд очень скоро окажется в еще

большей зависимости от уровня квалификации. В этой связи особое значение

приобретают вопросы, связанные с усилением непрерывного характера

обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его

активной адаптации к новым условиям, новым моделям деятельности,

повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач.

Нарастающие темпы технологических и информационных новаций диктуют

необходимость

непрерывного

повышения

уровня

профессиональной

компетентности

педагога,

который

занимает

ключевую

позицию

в

образовательном процессе

Индивидуализация обучения – еще один из самых важных путей повышения

качества образования.

В

нашей

школе

приобрел

популярность

Осенний

и

весенний

образовательный интенсив. Это один из видов индивидуальной работы с

учащимися.

Каникулы - это не только время для отдыха, но и отличная

возможность провести время с пользой, учиться новому, прокачивать знания

и развиваться, пополнить багаж знаний, углубить подготовку по школьным

предметам.

Осенний и весенний образовательный интенсив – это работа над

общими универсальными умениями и способностями, которые нужно

проявить каждому школьнику, независимо от возраста, по любому предмету.

Интенсив рассчитан на учащихся с низкими показателями знаний, которым

нужна

дополнительная

помощь;

на

учащихся

начальной

школы;

на

выпускников 9, 11 классов; на учащихся, имеющим в четверти одну «4»

(претенденты в отличники), одну «3» (претенденты в хорошисты); на

одаренных

детей

(победители,

призеры

ШЭ

ВСОШ,

вышедшие

на

муниципальный уровень).

Для проведения образовательных интенсивов учителя готовят план

работы с отдельной категорией учащихся и график, чтобы не получился

«винегрет», когда все группы пришли к одному времени, а учитель бегает от

одной группы учащихся к другой, тем самым не давая целостной помощи

каждой категории учащихся.

Данный интенсив помогает учащимся начальной школы:

улучшить подготовку, знания и навыки при решении различных

заданий ВПР;

привыкнуть к структуре всероссийской проверочной работы;

вселить уверенность и снизить нервозность ребёнка во время

подготовки к всероссийским проверочным работам;

снять тревожность у родителей (обратить особое внимание на этот

пункт).

Данный интенсив помогает учащимся основной и средней школы:

находить информацию в различных источниках;

осмысленно читать текст;

обрабатывать

текстовую

информации

(умение

сравнивать,

анализировать, обобщать);

читать

таблицы,

диаграммы,

схемы.

Переводить

словесную

информации в структурную и наоборот;

формировать уверенности в своих знаниях и возможностях;

снять тревожность у родителей.

Для чего мы это делаем? Не только чтобы «подтянуть» ученика в том или

ином предмете, но также этими индивидуальными занятиями сформировать

портрет

будущего выпускника

согласно ФГОС.

Напомню некоторые

характеристики выпускника:

креативный и критически мыслящий;

владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

мотивированный

на

творчество

и

инновационную деятельность;

готовый

к

сотрудничеству,

способный

осуществлять

учебно-

исследовательскую,

проектную

и

информационно-познавательную

деятельность;

умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и

успешно взаимодействовать;

мотивированный на образование и самообразование в течение всей

своей жизни.

Так как наша школа многонациональная, у нас обучаются дети-

билингвы. Это те дети, где в самой семье присутствуют два языка.

Так как языком образования нашей школы является русский язык, то

мы проводим работу с родителями таких семей, акцентируя их внимание на

том, что детям все-таки необходимо и вне школы вести коммуникативные

действия на русском языке.

Родители прислушиваются к нам, соглашаются. И тогда, чтобы

развитие ребёнка-билингва было наиболее успешным, мы обычно предлагаем

способы, которыми будут родители и дети поддерживать владение обоими

языками. Эти способы называются коммуникативными стратегиями.

Принцип «одна ситуация — один язык» разделяет языки по ситуации

их применения. Родителями делается выбор, в какой ситуации на каком

языке будет идти общение.

Принцип «одно место — один язык» позволяет разделить два языка по

местам их применения. Чаще всего, выбирается «домашний» язык и язык,

на котором с ребёнком говорят за пределами дома. Причём, в семьях,

придерживающихся этого принципа, один и тот же родитель говорит с

ребёнком дома на одном языке, а вне дома — на другом.

В нашей школе нет детей-билингвов, которые совсем не владеют

русским язык. В нашем селе в двуязычных семьях с самого рождения ведется

общение на двух языках: родном и русском.

На уроках родного языка и родной литературы мы помогаем детям-

билингвам еще лучше познакомиться с историей и культурой русского языка,

сформировать соответствующие умения по свободному владению русским

языком.

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска,

вызывающего

изменения

различных

компонентов

деятельности

специалистов. Обеспечение же права на труд очень скоро окажется в еще

большей зависимости от уровня квалификации. В этой связи особое значение

приобретают вопросы, связанные с усилением непрерывного характера

обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его

активной адаптации к новым условиям, новым моделям деятельности,

повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач.

Нарастающие темпы технологических и информационных новаций диктуют

необходимость

непрерывного

повышения

уровня

профессиональной

компетентности

педагога,

который

занимает

ключевую

позицию

в

образовательном процессе

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению

передового опыта на более высоком теоретическом уровне.

Так как в нашей школе были открыты Центр цифрового и гуманитарного

профилей «Точка Роста», реализуется проект «Цифровая образовательная

среда»,

программа

«Цифровая

платформа

персонализированного

образования для школы», нашим педагогам необходимо было пройти курсы

повышения квалификации. Педагоги постоянно приобщаются к новейшим

достижениям педагогической науки, ведут активный поиск эффективных

форм и методов обучения. Это способствует укреплению их имиджа, росту

педагогического мастерства.

От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог,

насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или

иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости

школьников.

Ежегодно педагоги нашей школы достойно показывают себя в районных

конкурсах педагогического мастерства. В этом году учитель английского

языка Ройченко Татьяна Васильевна стала призером краевого конкурса

«Учитель года».

Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно

наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”

Качество образования “задает” качество жизни человека и общества. И наша

с вами задача – и совместно, и каждому - искать пути повышения качества

образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы, то

есть нашей с вами работы.



В раздел образования