Напоминание

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников.


Автор: Сажаева Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №9 "Одуванчик"
Населённый пункт: г. Ханты - Мансийск, ХМАО - ЮГРА
Наименование материала: Статья
Тема: Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представление о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребёнка: семья, детский сад, родной город ,край, страна. Воспитание патриотических чувств не должно проходить эпизодически, от случая к случаю, оно требует проведения систематических мероприятий, способствующих привитию детям чувства любви и привязанности к культурным ценностям родного края. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально - региональный компонент. Гуманизация педагогического процесса в детском саду предусматривает приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям: природе, произведениям искусства, являющимся результатами труда и творчества. Источник этого процесса – воспитание ценностного отношения ребенка к самому себе, родному дому, семье, родственникам, близким и знакомым людям. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой родины. Приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно- эстетическим ценностям. Изучение традиций, быта коренных народов ХМАО позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями народов Севера мы начали со сбора и изучения краеведческого материала. В своей группе я разработала систему мероприятий по воспитанию любви к родному краю, а также перспективное планирование занятий для детей старшего дошкольного возраста, составила картотеку подвижных игр и самобытных упражнений народов севера. На занятиях по «Ознакомлению с Малой родиной» я знакомлю детей с красотой нашего города, именами
писателей, воспевающих родной Север, богатством и разнообразием устного творчества северных народов. Сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, приметы, песни, сказания из далёкого прошлого принесли нам сведения по культуре, сообщили о обычаях. Невозможно в полной мере познакомить детей с культурой народов Севера, но в организованных формах обучения, совместной и самостоятельной деятельности я обогащаю и расширяю кругозор детей о жизни народов Севера. Полученные знания и умения закрепляются в сюжетно- ролевых, дидактических играх, играх–драматизациях, на музыкальных, физкультурных занятиях, в изобразительной и театральной деятельности. Беседы с детьми старшего дошкольного возраста расширят их знания о природе, климате, растительном и животном мире, о жизни народов Севера. Рассказы, беседы сопровождаются авторскими стихами, загадками, сказками, а также вопросами, заданиями и играми, которые помогут лучше усвоить материал и вовлечь в процесс творчества. Художественно-творческая деятельность оказывает положительное влияние на детей, обладает свойством вызывать активные действия ребенка. К тому же предоставляются богатые возможности общения взрослого с ребенком, что создает основу для эмоционального контакта между ними. Знакомство детей дошкольного возраста с музыкальной культурой Северных народов неотъемлемая часть изучения истории родного края. Краеведческий материал дети моей группы получают на занятиях, в игровой и самостоятельной деятельности, во время проведения досуговых мероприятий. Работа в данном направлении ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению. Дети как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество. Чтобы воспитать человека-патриота, знающего свою малую родину, мы проводим праздники народов Севера, творческие мини-проекты. Готовятся к мероприятиям все: родители, дети, педагоги. Организуем творческие выставки,
спортивные мероприятия. Принимаем участие в городских конкурсах по краеведению ХМАО. Благодаря такой работе увеличились знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов ХМАО (ханты, манси). У воспитанников сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера, основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера. Родители воспитанников стали активными участниками. Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.


В раздел образования