Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников.
Автор: Сажаева Ирина Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №9 "Одуванчик" Населённый пункт: г. Ханты - Мансийск, ХМАО - ЮГРА Наименование материала: Статья Тема: Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников. Раздел: дошкольное образование
В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представление о
мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает
ребёнка:
семья,
детский
сад,
родной
город
,край,
страна.
Воспитание
патриотических чувств не должно проходить эпизодически, от случая к случаю,
оно
требует
проведения
систематических
мероприятий,
способствующих
привитию
детям
чувства
любви
и
привязанности
к
культурным
ценностям
родного края. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни
ребёнка,
во
многом
зависит
всё
его
последующее
развитие.
Современные
исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных
и
педагогических
условий
в
патриотическом
и
гражданском
воспитании
дошкольников рассматривают национально - региональный компонент.
Гуманизация педагогического процесса в детском саду предусматривает
приобщение
воспитанников
к
общечеловеческим
ценностям:
природе,
произведениям
искусства,
являющимся
результатами
труда
и
творчества.
Источник
этого
процесса
–
воспитание
ценностного
отношения
ребенка
к
самому себе, родному дому, семье, родственникам, близким и знакомым людям.
При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе,
культуре малой родины. Приобщение подрастающего поколения к культуре,
обычаям
и
традициям
народа,
традиционным,
духовным
и
нравственно-
эстетическим ценностям.
Изучение традиций, быта коренных народов ХМАО позволяет естественно
сочетать
обучение
и
воспитание.
Знакомство
детей
с
национальными
традициями народов Севера мы начали со сбора и изучения краеведческого
материала. В своей группе я разработала систему мероприятий по воспитанию
любви к родному краю, а также перспективное планирование занятий для детей
старшего
дошкольного
возраста,
составила
картотеку
подвижных
игр
и
самобытных упражнений народов севера. На занятиях по «Ознакомлению с
Малой
родиной»
я
знакомлю
детей
с
красотой
нашего
города,
именами
писателей, воспевающих родной Север, богатством и разнообразием устного
творчества северных народов. Сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки,
приметы, песни, сказания из далёкого прошлого принесли нам сведения по
культуре, сообщили о обычаях. Невозможно в полной мере познакомить детей с
культурой народов Севера, но в организованных формах обучения, совместной и
самостоятельной деятельности я обогащаю и расширяю кругозор детей о жизни
народов
Севера.
Полученные
знания
и
умения
закрепляются
в
сюжетно-
ролевых,
дидактических
играх,
играх–драматизациях,
на
музыкальных,
физкультурных
занятиях,
в
изобразительной
и
театральной
деятельности.
Беседы с детьми старшего дошкольного возраста расширят их знания о природе,
климате, растительном и животном мире, о жизни народов Севера. Рассказы,
беседы
сопровождаются
авторскими
стихами,
загадками,
сказками,
а
также
вопросами, заданиями и играми, которые помогут лучше усвоить материал и
вовлечь
в
процесс
творчества.
Художественно-творческая
деятельность
оказывает
положительное
влияние
на
детей,
обладает
свойством
вызывать
активные действия ребенка. К тому же предоставляются богатые возможности
общения взрослого с ребенком, что создает основу для эмоционального контакта
между ними. Знакомство детей дошкольного возраста с музыкальной культурой
Северных
народов
неотъемлемая
часть
изучения
истории
родного
края.
Краеведческий материал дети моей группы получают на занятиях, в игровой и
самостоятельной деятельности, во время проведения досуговых мероприятий.
Работа в данном направлении ориентирует детей на организацию личностного
познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры от
непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению. Дети как
бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное
творчество. Чтобы воспитать человека-патриота, знающего свою малую родину,
мы проводим праздники народов Севера, творческие мини-проекты. Готовятся к
мероприятиям все: родители, дети, педагоги. Организуем творческие выставки,
спортивные
мероприятия.
Принимаем
участие
в
городских
конкурсах
по
краеведению ХМАО.
Благодаря такой работе увеличились знания детей о быте, культуре и
традициях
коренных
народов
ХМАО
(ханты,
манси).
У
воспитанников
сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера,
основы
чувства
толерантности
к
сверстникам
разных
национальностей
коренных
народов
Севера.
Родители
воспитанников
стали
активными
участниками.
Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать
знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику
основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.