Напоминание

"Урок словесности " Сочинение-этюд " И жизнь, и греза Декабря" в контексте концепции ФСП.


Автор: Семейникова Светлана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Васильево-Шамшевская СОШ №8
Населённый пункт: Кагальницкий район Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок словесности " Сочинение-этюд " И жизнь, и греза Декабря" в контексте концепции ФСП.
Раздел: среднее образование





Назад




УРОК СЛОВЕСНОСТИ

ТЕМА УРОКА: Сочинение — этюд «И жизнь, и греза Декабря».

(святочные мотивы и поэзия цветовой, художественной и звуковой детали зимнего

пейзажа)

Свое у века вдохновенье, И

нам несет его волна. Не

дуновенье умиленья, Не

жажду горного паренья,

А неуемное стремленье

Увидеть и воспеть

мгновенье,

Всю душу озарить до дна.

В. Брюсов

ТИП УРОКА:

интегрированный

ВИД УРОКА:

урок словесности

ФОРМА УРОКА: творческая лаборатория

ЦЕЛЬ УРОКА:

формирование нравственно-эстетической отзывчивости души на

прекрасное в

литературе, искусстве, жизни.

МЕТОДОЛОГИЯ:

пространственно-визуальный, метод эстетического сотворчества,

метод

комбинаторного поиска, метод проблемного анализа.

ОБОРУДОВАНИЕ: Таблицы с парадигмой ФСП(функционально-семантического поля)

зимнего пейзажа, подбор репродукции на тему

«Пленерный

зимний

пейзаж»,

миниатюра

П.И.

Чайковского

«Декабрь. Святки»,

Г. Свиридов «Пастораль», «Весна и Осень», доска

портреты художников, музыкантов, репродукция картины И.Э.

Грабаря

«Февральская

лазурь»,

репродукция

картины

А.

А.

Пластова

«Первый снег» ,интеракгивная доска.

УМК :

ШКОЛА 2100

Базовая технология : опережающее обучение, исследовательское обучение,

логические и семантические формы мышления в современном русском языке.

Ход урока: е

I.

Орг, момент

II.

Слово учителя:

Добрый день, уважаемые гости, ребята, я рада приветствовать вас на

сегодняшнем уроке творческих фантазий и откровений.

«Всякое искреннее наслаждение изящным есть уже само по себе источник нравственного

чувства» - писал известный французский прозаик Анри Барбюс. Сколько эстетства,

глубины и высокого вдохновения в возвышенных строках одного из величайших

«художников слова» Европы.

Вопросы к классу:

1.

Как вы думаете, ребята, что есть красота и почему люди веками поклоняются ей?

2.

Что привносит красоту в нашу жизнь, делая ее богаче, тоньше, добрее?

Да, именно искусство заставляет душу человеческую трепетать, ваяет красоту и открывает

бескрайний мир гармонии мира, чувства. Научиться видеть, чувствовать и творить красоту

— наша с вами задача.

Запишем в тетради дату и тему сегодняшнего урока: Сочинение — этюд. «И жизнь, и греза

Декабря» (святочные мотивы и поэзия цветовой, художественной и звуковой детали

зимнего пейзажа).

Цель, которая стоит перед нами: прослушав музыкальную миниатюру П.И. Чайковского

«Декабрь. Святки», прикоснувшись к обаянию зимнего пленерного пейзажа в живописи,

необычайной грации художественного слова русской поэзии, постараться воплотить

музыкальное содержание и свои ассоциации с помощью изобразительно-выразительных

средств языка в сочинении небольшого размера — этюде.

Сегодня вы — поэты, чьей музой будет Душа природы.

III.

Словарно-орф

ографическая работа.

Слово учителя:

В литературном языке присутствуют традиционные слова — лейтмотивы, образные

средства языка, используемые для передачи колорита зимнего пейзажа.

В зависимости от коммуникативно-изобразительной цели вы должны избирательно

относиться к языковым средствам, учитывая настроение, мысли, образы, которые хотите

выразить в слове.

Перед вами ряд слов, которые я рекомендую использовать в вашем сочинении:

З..ма, кр..сивый, оч..ровательныц, ст..ять, чувствовать, (в) музыке, сн .га, в..ч..рок, вал..с.

Задание Г. вставить пропущенные буквы, квалифицировать орфограмму, выделить часть

слова, в которой она пропущена (идет комментированная запись)

Задание П: ввести каждое из этих слов в синтагму (словосочетания, предложения, согласно

вариантам, указанным в схеме):

а)

составить с каждым из слов словосочетания, выделить главные и зависимые слова,

квалифицировать части речи;

б)

1 вариант:

составить со словосочетанием «изумительный вечер» предложение по схеме:

[....] но [....] , расставив знаки препинания.

2 вариант:

составить со словосочетанием «дивный снег» предложения по схеме:

[... = = ...]

, расставив знаки препинания.

Пока класс работает, 3 ученика-консультанта работают над толкованием значений и

составлением ФСП( функционально-семантического поля) слов — образов «снег», «вальс»

по параметру «Степень расчлененности содержания при отражении действительности»

ФСП слова — образа

«СНЕГ »

(по степени расчлененности содержания при отражении действительности)

Конструирование

ФСП

базируется

на

исследовательской

работе

учащихся

с

художественными текстами поэтического плана на предмет описательно-эмоциональной

закрепленности.

После проверки работы класса (форма: взаимопроверка с акцептуацией) консультанты

представляют свою систему ФСП.

Слово учителя: Теория ФСП зимнего пейзажа представлена микрополем звука, цвета,

художественного образа, что позволяет полнее представить себе предмет нашего

творчества.

(учитель обращает внимание класса на систему ФСП в виде таблицы):

ФСП зимнего пейзажа

(по степени расчлененности содержания при отражении действительности)

микроп1^й^^^^^^^

''

^мшсрой^ле

микрополе

цвета

звука

художественного

образа

Сегменты

Слово учителя: Попробуем абстрагироваться на ассоциативно-лингвистический уровень

предложенных

словоформ,

чтобы

почувствовать

обаяние

слова

в

его

звуковой,

чувственной, цветовой гамме.

Вопросы к классу:

1.

Какая тема их объединяет?

2.

Назовите ключевое слово.

3.

Возможный тип повествования.

4.

Назовите эмоционально-насыщенную лексику.

5.

В чем семантическое сходство слов «дивный», «ноченька», «любоваться»?

Вывод: Моделирую мысль и выбираю ту лексику, которая ярче, глубже передает наши

чувства.

IV.

Живопись.

Вопрос к классу: Ребята, что чувствуем мы, когда проходит своей царственной, державной

походкой со стоном ветра и перезвоном бубенцов красавица Зима?

Слово учителя: Атмосфера веселья, обновления, восторженных ожиданий гармонирует с

изумительной красотой зимней природы, создает особое состояние души.

«В природе творилось нечто необычайное, казалось, она праздновала какой-то небывалый

праздник: лазоревого неба,жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на

сиреневом снегу». Так вспоминает чудный момент своего творческого озарения А.А.

Пластов, известный русский художник-пейзажист, волшебная прелесть картин которого

поможет нам почувствовать обаяние чудного времени года и помечтать, воссоздать свою

картину в слове, образе.

Перед вами цикл картин, посвященных таким разным и удивительным ликам зимы:

А. А. Пластов «Первый снег»,

И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»

H.

П. Крымов «Зима»

К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень»

Обратите внимание на настроение, цветовую и композиционную гамму пленерного

пейзажа. Одной из самых трогательных, на мой взгляд, является картина А. А. Пластова

«Первый снег». В цвете художник попытался передать новизну зимы. Давайте попытаемся

проникнуть в творческую лабораторию художника, представим себя с кистью в руках, а у

наших ног — мир безмолвия.

Вопросы к описанию картины А. Пластова «Первый снег»

I.

Какой смысл вкладывает художник в название картины? Найдите приметы первого

снега.

2.

Как вы думаете, почему художник изобразил детей?

3.

С первого взгляда на картину ясно, что дети любуются снегом. Как словами передать

это настроение?

4.

Вам удалось наблюдать первый снег. Как падают снежинки? Как мы передаем это

движение?

V.

Ассоциативно-образный анализ любимого лирического стихотворения.

(дети читают наизусть любимые стихи о зиме, анализируют их)

Примеры анализа:

1.

Архипенко Константин читает и анализирует стихотворение И. А. Бунина «Крещенская

ночь»

Убаюкала вьюга седая

Дикой песнею лес опустелый,

И заснул он, засыпанный вьюгой,

Весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,

Спят, одетые снегом глубоким,

И поляны, и луг, иовраги,

Где когда-то шумели потоки.

Тишина, - даже ветка не хрустнет!

И быть может, за этим оврагом

Пробирается волк по сугробам

Осторожным и вкрадчивым шагом.

Поэтичен пейзаж зимней ночи. Дарит умиротворенность, тишину. Необычен, изящен,

изумителен зимний лес. В стихотворение привносят эту поэтичность образные средства —-

эпитеты: «седая вьюга», «лес — сквозной, неподвижный, белый», «стройные чащи»,

«глубокий снег»; олицетворения: «вьюга убаюкала», «лес заснул», «чащи спят». Все это

создает настроение и сопричастность красоте.

2.

Шакун Полина читает и анализирует стихотворение С. Есенина «Береза»

Мое внимание привлекла картина И. Грабаря «Февральская глазурь». Прекрасная береза в

кружевном убранстве зимы изображена на ней. Известный поэт Сергей Есенин описал это

чудо природы в стихотворении «Береза», его я и хочу прочесть:

Белая береза

Под моим окном

V Принакрылась снегом

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает листья

Новым серебром.

Прекрасные стихи о грациозной красоте березы в зимнем уборе. Создается настроение

волшебства, праздника. Ярко представлены образные средства.

Эпитеты: белая береза, пушистых ветках.

Эпитеты передают особенную, хрупкую красоту зимнего пейзажа.

В поле цвета мы добавили белизну, золото, серебро.

Сравнение: снегом точно серебром.

Олицетворение: принакрылась снегом.

Береза воспринимается как сказочная красавица, грациозная, волшебная.

3.

Жеребцова Екатерина читает и анализирует стихотворение Константина

Случевского

Белеет утренник, сверкая,

По скатам блекнущих холмов;

Великим заревом пылая,

Выходит солнце из паров.

Ему обидно и досадно

Гореть так низко над землей;

Горит и слизывает жадно

Снежок над мерзлою травой.

И словно длинной бахромою

Одет холма высокий бок:

Где рощи нет — горит росою,

Где тень от рощи — там снежок.

Перед нами таинственный мир «блекнущих холмов», «пылающего солнца». Стихотворение

изумляет своей цветовой гаммой: сверкающая белизна, «пылающее зарево», «горящая

роса», «блекнущие холмы» - создают ощущение праздника.

Вывод: Гамму звуков, чувства и красок воплощают в себе живопись, музыка, поэзия.

Слово учителя: Прикоснувшись к прелести зимнего пейзажа в разных ракурсах (живопись,

поэзия), переходим к моделированию своих ассоциаций в

Микрополе цвета;

Микрополе художественного образа.

Дети строят микрополя, опираясь на аналитический материал, полученный на уроке.

VI.

Текстовый анализ (парадигматика описательного прозаического текста).

Слово учителя: Художествейное слово несет в себе волшебство. Проза не менее прекрасна.

Давайте проникнем в святая святых художественного образа небольшой

прозаической миниатюры.

Учитель читает текст. Звучит миниатюра П.И. Чайковского «На тройке».

Зима царствовала над миром. Прекрасный лес дремал, и все было облачено в дивные

уборы. Маленькой принцессой стояла елочка посреди безмолвия. Ее пушистые иголочки

искрились на солнце, шептали о чем-то вечном. Дивная прелесть окутала землю.

Вопросы к анализу текста:

1.

Что перед нами за языковая структура?

2.

Тема текста.

3.

Ключевое слово.

4.

Озаглавьте текст.

5.

Основная мысль.

6.

Тип речи.

7.

Какие части речи преобладают, почему?

8.

Выделите образные средства языка:

-

эпитеты

-

сравнения

-

олицетворения

VII.

Святочные мотивы в литературе, жизни, музыке.

Слово учителя: Обаяние изумительной поэзии народных верований и обрядов несут в себе

Рождественские праздники, Святки.

а)

ученица читает наизусть вступление к поэме В.А. Жуковского «Светлана» на фоне

романса Г. Свиридова «Колечушко»

б)

вопрос к классу: что вы знаете о Святках и обрядах, связанных с ними?

Между Рождеством и Крещением проходили новогодние празднества — Святки. Первая

неделя Святок называлась «святые», а вторая - «страшные» вечера: люди гадали,

колядовали, пели подблюдные песни, ходили ряжеными по дворам. Рождество Христово

Русская Церковь отмечала 25 декабря; Святки — это праздник конца декабря и начала

января, сохранивший отзвуки языческих обрядов. Это время зимнего солнцестояния и

нарастания силы Солнца, это обновление Мира в связи с возрождением Солнца, когда

Солнце начинает свой очередной годичный путь, когда начинается новый год в природе, а

значит, и в жизни человека, связанного с землей.

Естественно было задуматься о том, каким он будет, что он принесет природе и человеку. В

предугадывании будущего (погоды, урожая, судьбы) проходили Святки. Об этом мы

читаем в балладе В. Жуковского «Светлана» (ученик читает наизусть первую строфу

баллады).

Слово учителя: Парни и девушки у каждого двора «кликали» Коляду, чтобы случился

обильный урожай и пришло счастье к хозяевам дома, их полагалось чем-нибудь угостить.

Посмотрите, как все это изображено на картине Попова «Лунная ночь. Ряженые».

(рассказ ученика по репродукции картины).

VIII.

Музыкальная миниатюра П.И. Чайковского «Декабрь. Святки».

Слово учителя: Обаяние святочных мотивов переплетается с одухотворенным ее

воплощением в музыке. Изображение природы в искусстве никогда не было ее простым

копированием. Природа одухотворена, радостна, задумчива и величава. Среди ярких

музыкальных картин природы подлинной жемчужиной является цикл миниатюр П.И.

Чайковского «Времена года», в которых воплощен круговорот сменяющих друг друга

состояний природы.

Сейчас прозвучит его пьеса, а вы подумайте над следующими вопросами:

1.

О чем пьеса П.И. Чайковского, ее форма?

2.

Жанр пьесы.

*■

3.

Сколько музыкальных частей выделяется, их характер?

4.

Какое настроение передает пьеса, какие картины природы навевает?

Звучит миниатюра. Дети отвечают на вопросы и конструируют микрополе звука зимнего

пейзажа.

IX.

Рекомендации и создание сочинения — этюда.

Слово учителя: Сегодня мы постарались представить чудный мир грезы природы во всех ее

дивных гранях ( в образе, звуке, цвете , в художественном слове ), а теперь попытайтесь

воплотить свои ассоциации (звуковые, цветовые, чувственные) в сочинении — этюде,

создайте , используя материал микрополей , свое воплощение красоты зимнего пейзажа,

облаченного в слово.

На доске дан рекомендательный план сочинения:

1.

Ваше восприятие пьесы.

2.

Какие чувства и образы она вызвала?

3.

Мой чувственный идеал красоты.

Дети пишут в течение 5-7 минут черновик сочинения под звуки музыки П.И. Чайковского

«Декабрь. Святки».

X.

Чтение и рецензирование сочинений по плану:

1.

Раскрыта ли тема?

2.

Какое настроение пытается передать автор? Удалось ли ему это?

3.

Богата ли, образная речь?

4.

Были ли речевые ошибки?

XI.

Подведение итогов урока.

1.

Вопрос к классу:

Что вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?

2.

Домашнее задание:

Доработать черновик, учитывая замечания, написать сочинение-этюд на чистовик.

3.

Выставление оценок и их коммен тарий

РЯД ДЕТСКИХ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ :

Работа №1

Прелестна Зима в своих чарующих одеждах. Ее тржественная поступь звучит в музыке П.И.

Чайковского.

Волшебные картины открываются моему взору. Вечерняя улица в сиянии луны. Звуки

гармошки. Смех колядующих. Воздух чист и прозрачен. Вокруг царит сказка , и ты словно

растворяешься в ее волшебстве и притягательной силе красоты земной.

Волшебная прелесть мира рождает музыку души.

Работа №2

Для меня зима - это всегда мечта.

Душа поет в унисон чарующей прелести поэтического слова, волшебным звукам музыки .

Ты паришь над дивными снегами. Воздух так чист, что кажется звенящим. Пушистые

елочки погружены в сонное оцепенение .Река молчит , но дышит. Жемчужные облака

величаво плывут по небу. Вокруг царство сна и безмолвия .

Прелестен мир, а сердце полно покоя и восторга.



В раздел образования