Напоминание

"Ознакомление с инструментами"


Авторы: Володькина Светлана Валентиновна, Бычкова Галина Юрьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: СП "Детский сад Сказка" ГБОУ гимназии им.С.В.Байменова г.Похвистнево
Населённый пункт: г.Похвистнево, Самарская область
Наименование материала: НОД в старшей группе по познавательному развитию
Тема: "Ознакомление с инструментами"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сведения об авторах:

Бычкова Галина Юрьевна

Володькина Светлана Валентиновна,

воспитатели

СП «Детский сад Сказка»

ГБОУ гимназии им. С.В. Байменова города Похвистнево

Россия, Самарская область, г.Похвистнево

НОД в старшей группе

по познавательному развитию

Тема: «Ознакомление с инструментами»

Образовательная

область:

познавательная,

речевая,

социально-

коммуникативная.

Цель: Расширить представления детей о разных видах инструментов.

Задачи:

1.формировать представления детей о предметах, облегчающих труд людей,

о правилах использования инструментов;

2.развивать познавательный интерес, мыслительную активность, умение

сравнивать, анализировать, делать выводы;

3. Упражнять в умении грамматически правильно и полно отвечать на

вопросы, активизировать и расширять словарный запас детей.

Пополнять словарный запас, развивать логическое мышление детей;

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические

Оборудование:

набор

инструментов:

скалка,

линейка,

щётка,

сумка,

молоток, клещи, отвёртка,

штангенциркуль, песочные часы,

бинокль,

подставка под книги, ведро; Незнайка.

Предварительная работа: рассматривание инструментов.

Организационный момент:

На столе разложены предметы: скалка, линейка, щётка, сумка, молоток,

клещи, отвёртка. Возле них сидит Незнайка. Воспитатель предлагает детям

подойти к Незнайке.

Воспитатель: Незнайка, ты зачем нас позвал?

Незнайка: Я тут собрал разные предметы. Хочу вам показать.

Воспитатель: А как можно назвать эти предметы одним словом?

Незнайка: У них разные названия.

Дети: Это инструменты.

Незнайка:

Что вы меня путаете? Линейка – деревянная,

молоток-

металлический, и деревянный, щётка для обуви – щетинная. Это всё разное и

не может называться общим словом.

Воспитатель:

Да, Незнайка, тебе дети верно объясняют. У всех этих

предметов есть общее слово инструменты. А как взрослые узнают

инструменты среди других предметов?

Незнайка: Я догадался: всё, что с ручками, то и инструменты. Молоток с

ручками – инструмент, а линейку уберите. Вот мамину сумку надо оставить,

она ведь с ручками. Ещё ручка на двери есть, только сюда никак не

положить.

Воспитатель: Незнайка всё перепутал. Надо рассказать ему и доказать,

почему эти предметы называют инструментами, что у них общего. Давайте

скажем вместе, когда предмет называют «инструментом».

(Инструментом называют тот предмет, которым производят какую-то

работу)

Незнайка: Я все эти предметы не могу запомнить, их очень много.

Основная часть:

Воспитатель: Незнайка, не надо запоминать, надо научиться задавать себе

вопрос.

Воспитатель: Какой вопрос надо задать самому себе, чтобы решить, можно

ли предмет назвать инструментом?

( Можно ли им работать? Что им можно делать?)

Незнайка: У меня есть вот такой предмет, но я не знаю, что это такое?

Воспитатель

показывает

инструмент

штангенциркуль.

В

словаре

определяется

так:

измерительный

инструмент

(раздвижной

калибр),

состоящий из металлической линейки с нанесённой на ней шкалой и двух

щёк – одной неподвижно соединённой с этой линейкой и другой, скользящей

вдоль неё; употребляется для измерения толщины предметов или ширины

отверстия»

Воспитатель: Ребята, задавайте вопросы, чтобы решить инструмент это или

нет.

-Как называется? Штангенциркуль.

-Зачем он нужен? Он нужен для того, чтобы измерять.

Воспитатель показывает и рассказывает:

- Штангенциркулем можно измерить толщину предмета, внутри можно

измерить. Так что же это такое, раз им выполняют работу – измеряют

толщину предмета или ширину отверстия? (инструмент). Называют его?

(штангенциркуль).

- Пора нам немного отдохнуть. Сделаем пальчиковую гимнастику.

«Инструменты»

Молоток стучит: тук-тук, (поочередно сгибать пальцы на правой руке)

Мне приятен этот звук, (поочередно сгибать пальцы на левой руке)

Он не просто так стучит: (поочередно сгибать пальцы на правой руке)

Тук-тук-тук – (поочередно сгибать пальцы на левой руке)

И гвоздь забит.

Воспитатель: Незнайка, а это что? (показываю бинокль)

Незнайка: Это я знаю – бинокль. Ну, уж это, конечно, не инструмент, он не

похож на штангенциркуль.

Воспитатель: Задавайте себе вопросы. Какой первый вопрос?

-Как его зовут? - бинокль.

Какой второй вопрос надо задать?

-Зачем он нужен? Можно ли выполнить им работу?

(Дети обычно затрудняются ответить на этот вопрос).

Воспитатель: Вы когда-нибудь в него смотрели? Что увидели? (с одной

стороны всё маленькое, а с другой – большое).

С одной стороны, в эти стёклышки посмотришь, то, что было далеко, станет

близко, и всё рассмотришь. А если перевернёшь и посмотришь, то, что

близко, станет далеко и станет маленьким. Кому нужен бинокль? (в театре).

А в работе? (капитану). А что же капитан корабля им делает? Уточняет

дорогу, смотрит далеко вперёд, наблюдает, нет ли встречных кораблей,

чтобы не столкнуться, или предметов, которые могут помешать кораблю.

Так, можно ли бинокль назвать инструментом? (Да).

Незнайка: А ещё есть в группе инструменты? (Да)

Воспитатель: Давайте поможем Незнайке отобрать инструменты среди

разных предметов!

— Как вы будете определять?

Дети: Задавать себе вопрос: Что им делают?

Воспитатель: Вот песочные часы!

— Это инструмент?

Дети: Да! Ими можно измерить время.

Воспитатель: Подставка под книги?

Дети: Инструмент, служит для того, чтобы удобно было смотреть и читать

книгу.

Воспитатель: Ведро?

Дети: Инструмент. Для того, чтобы мыть пол, чтобы в группе было чисто.

Рефлексия:

Воспитатель: Незнайка, ты понял, что такое инструменты?

Незнайка: Да! Инструменты – это предметы, которыми делают какую – либо

работу.

Воспитатель: Какие вопросы нужно себе задать, чтобы узнать, что это

инструмент?

Дети: Как его зовут?

— Что им можно делать?

— Для чего он нужен?

Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята!

— Дома, попросите родителей показать инструменты, которые в группе мы

не видели!

Философская беседа – рассуждение с детьми о музее.

Цель:

- Расширение знаний детей об окружающем мире.

-Расширять кругозор дошкольников.

-Формировать у дошкольников представления о музее.

Задачи:

Расширять представления детей о разновидностях музеев.

Воспитывать у детей интерес к прошлому и желание хранить и беречь

старинные ценности.

Формировать у детей умения художественного восприятия

произведений искусства.

Расширять и активизировать словарный запас; закреплять умение

отвечать на вопросы;

Развивать художественно-творческие способности детей, фантазию,

воображение

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,

социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-

эстетическое развитие, физическое развитие.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

«Путешествие в мир музеев»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Расширять представления детей о разновидностях музеев.

Задачи:

Образовательная: учить воспитанников отличать разные

виды музеев, пополнять словарный запас детей (музей, коллекция,

археолог). Учить соблюдать правила игры, развивать воображение,

зрительную память.

Развивающая: развивать навык в создании оттиска монеты, мелкую

моторику.

Воспитательная: воспитывать у детей интерес к прошлому и желание

хранить и беречь старинные ценности, расширять представления о

правилах поведения в музее.

Предварительная работа: беседа о музеях, о работе археологов,

экскурсия в Военно – патриотический клуб «Возрождение», Музейно –

выставочный центр, просмотр видеороликов.

Словарная работа. Активизация словаря: музей

Обогащение словаря: коллекция, археолог, Кунсткамера, Лувр.

Методы и приемы. Словесные: беседа о работе археологов, рассказ

воспитателя, поощрение, оценка деятельности детей.

Наглядные: собственный пример сделанного оттиска монеты,

виртуальная экскурсия по Лувру, иллюстрации «Работа археологов»

Игровые: подвижная игра «Море волнуется», малоподвижная игра –

викторина «Знаете ли вы?», дидактическая игра «Найди музейный

экспонат»

Наглядный материал: иллюстрации с изображением здания

Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, Петра I; презентация с изображением

различных музейных экспонатов; видео ролик - онлайн прогулка по

Лувру; фотографии, на которых отражено, как работают археологи и

каким оборудованием они пользуются, мультимедийное оборудование.

Раздаточный материал: простые карандаши, мелки, пастель,

фломастеры, цветные карандаши, старинные монеты, бумажные

листы, ножницы.

Ход деятельности:

Задачи:

-Знакомить детей с историей создания музеев, кто в России открыл первый

музей, какие бывают музеи;

-Знакомить с правилами поведения в музеях;

-Воспитывать интерес к окружающему миру.

Актуальность:

Расширить кругозор и обогатить знания дошкольников об окружающем

мире.

Предварительная работа:

Беседа о правилах поведения в музеях .

Демонстрационный материал: фотографии с изображением различных

экспонатов этих музеев.

Раздаточный материал: карточки ( экспонаты, музеи)

Виды детской деятельности:

познавательная, коммуникативная, игровая.

Словарь активный: музей

Словарь пассивный: коллекция, исторический, краеведческий, Кунсткамера,

экспонаты.

Ход занятия

Разместить в группе знакомые детям пейзажные картины русских

художников о разных временах года, портреты людей, собранные в

Третьяковской галерее. Дети стоят рядом с воспитателем возле картин.

Воспитатель: Ребята, мы с вами оказались первыми посетителями картинной

галереи! Картины вам знакомы, и художников вы знаете. Это у нас собрание

картин русских художников. Как думаете, о чём они нам рассказали?

Высказывания детей: …Мы увидели русскую природу…. Писателей…

композиторов.

Воспитатель: А вот здесь такие аппетитные «хлебы», наверное,

рассказывают, что в России любят есть такие красивые хлебы. Раз художник

нарисовал, наверно, это его любимая еда?

- А есть ли у кого-нибудь среди этих картин любимая? На любимую картину

хочется смотреть не один раз. Потому она и нравится, что смотришь и

каждый раз видишь что-то ранее не замеченное, подробность какую-то

новую.

Воспитатель останавливается перед картиной Грабаря «Февральская лазурь»

«Чудо, какую яркую, радостную зиму нарисовал…Зимний праздник!

Сверкающий снег, белизна берёз заметнее рядом с яркой синевой неба. Как

много красок нужно, чтобы передать сверкающий на солнце снег. Если взять

одну белую, выйдет тускло, мёртво. Нет, надо взять и голубую, и синюю, и

фиолетовую, и розовую. Грабарь назвал картину «Февральская лазурь».

Лазурь – это светло-синий, в старину говорили - яркий и густой небесный

цвет.

- А теперь подойдём и посмотрим другую зиму. Написал её Константин

Алексеевич Коровин « Зимой». Смотрите, какой хмурый, пасмурный день на

исходе. Приближаются сумерки. Смотришь на засыпанный глубоким снегом

двор, на поле за воротами, на мутно - темнеющий вдали лес – и кажется, весь

мир окутан этим низким небом, мягким снегом, густеющими сумерками»

Воспитатель: Ребята, давайте присядем на стулья и поговорим. Как вы

думаете, что такое «Музей»?

Ответы детей: Там картины… я видел пушки….

Воспитатель: это артиллерийский музей. Так ведь там непросто разные

пушки, а чем-то знаменитые: они были или очень большими в то время, или

придуманы каким-то умельцем, имя которого хотим запомнить. А

картины…. Нарисовал художник и сразу понёс в музей?

Ответ детей: Да.

Воспитатель: Нет, ребята. Оказывается, музейные специалисты берут для

экспозиции только самые лучшие картины. Музей собирает то, что люди

хотят сохранить на многие годы

Дети: А зачем сохранять?

Воспитатель: Если мы хранить не будем, так и знать ничего не будем. Зачем

книги хранят? А картины, зачем хранить?

Дети объясняют.

Воспитатель: Конечно, ведь в картинах художники, как и писатели, поэты ,

композиторы рассказывают о том, что им нравилось, или огорчало, или

восхищало, или они хотели сохранить в памяти.

- А мы с вами можем открыть завтра или даже сегодня музей?

Не можем, почему? Нет картин… У нас вообще ничего нет для музея… ни

картин, ни посуды, ни одежды, которую надо было бы сохранить.

Ну…, а если к нам будут нести – картины, чашки, кастрюли… и требовать:

открывайте музей… Что мы будем брать? А что не будем брать? (самое

красивое). Почему только красивое…А может быть и не очень красивое…,

например, вот чашка не очень красивая, но ручка такая, которой ещё никогда

не было. Надо взять эту чашку в музей…Придут люди и скажут: « Чашка не

очень красивая, а ручка - такая удобная, надо бы такие ручки и делать у

чашек». А вот… с картинами…труднее! Очень многое надо знать, чтобы

отгадать, понять…- эта картина не только мне, но и всем людям будет очень

интересна! Кого-то обрадует, кого-то опечалит, кого-то задуматься

заставит… Поэтому тот, кто собирает коллекцию или книг, или бабочек, или

марок, или картин… должен очень много знать, чтобы правильно выбирать

ценное, интересное для всех.

Воспитатель; Как вы думаете, зачем люди так много покупают книг? Зачем

делают библиотеку?

Ответы детей: Чтобы знать, чтобы интересные книги читать.

Воспитатель: Конечно, книги можно покупать и брать из библиотек разные.

Можно те, которые рассказывают про химию или такие. Которые

рассказывают про физику… или книги, которые рассказывают…о картинах.

У вас дома есть книги… про что? (дети называют). Из книг можно многое

узнать. А как вы думаете, зачем картины художников собирают в музей?

Ответы детей: Чтобы люди приходили, любовались, чтобы свои любимые

картины смотрели…

Воспитатель: А нас есть репродукции – копии – копии тех картин, которые

писали художники. Но никакая репродукция, фотография, копия, написанная

другим художником, не может передать всей прелести картины, которую

писал сам художник. Поэтому, если вы хотите узнать по-настоящему про эти

картины, то надо сходить в музей.

Картинные галереи вы знаете?! А ещё знаете музеи в нашем городе и в

других городах?

Показ слайдовой презентации с изображением музеев.

(Петербург – эрмитаж, Русский музей,

Москва – музей имени Пушкина, Третьяковская галерея

Пермь – картинная галерея

Омск – Музей изобразительного искусства.)

Вот как много музеев во многих городах, а в Москве есть особенный музей

(показ картинки здания Третьяковской галереи).

В этом здании расположен музей – картинная галерея. Часто этот музей

называют «ТРЕТЬЯКОВКОЙ». Её так называют по имени Третьякова Павла

Михайловича. Кто из вас слышал о Третьяковке? Почему его именем назвали

галерею?

Павел Михайлович Третьяков основал картинную галерею. Он был очень

интересным , удивительно скромным человеком, а делал большое дело. Но

об этом , мы поговорим в следующий раз.

Словарная работа:

Экскурсовод, экспонат, экспозиция, старинная утварь, музейный

зал, виртуальная экскурсия,

Методы и приемы:

Словесный

метод(беседа,

искусствоведческий

рассказ,

художественное слово – разгадывание загадок, чтение стихов,

рассказ-сопровождение показа слайдов),

информационно-рецептивный метод (рассматривание картин,

иллюстраций),

репродуктивный метод (игра «Художник»)

эвристический метод: игра «Живая картина»

Образовательные области:

Приоритетная: речевое развитие

В интеграции: познавательное, социально-коммуникативное,

художественно-эстетическое.

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Структура ОД:

1.вводная часть – организационный момент

беседа, что такое музей и кто работает в музее;

правила поведения в музее;

сюрпризный момент, проговаривание заветных слов, записка от

Целевые

ориентиры: активное

взаимодействие

со

сверстниками и взрослыми. Проявление инициативы и

самостоятельности.

Проявление

любознательности.

Построение

речевого

высказывания.

Формирование

способности к принятию собственных решений, опираясь

на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Следовать социальным нормам поведения и правилам.

3.

Заключительная часть.

Подведение итогов деятельности, поощрение детей.

Цель: формирование представлений о музее.

Задачи:

Расширять кругозор, поддерживать познавательный интерес к

достопримечательностям родного города.

Воспитывать у детей интерес к прошлому и желание хранить и беречь

старинные ценности.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-

коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое

развитие, физическое развитие.

Задачи:

-Знакомить детей с историей создания музеев, кто в России открыл первый

музей, какие бывают музеи;

-Расширять кругозор дошкольников

-Формировать у дошкольников представления о музее

-Знакомить с правилами поведения в музеях;

-Воспитывать интерес к окружающему миру.

Актуальность:

Расширить кругозор и обогатить знания дошкольников об окружающем

мире.

Предварительная работа:

Беседа о правилах поведения в музеях .

Демонстрационный материал: фотографии с изображением различных

экспонатов этих музеев.

Раздаточный материал: карточки ( экспонаты, музеи)

Виды детской деятельности:

познавательная, коммуникативная, игровая.

Словарь активный: музей

Словарь пассивный: коллекция, исторический, краеведческий, Кунсткамера,

экспонаты.



В раздел образования