Автор: Воеводская Вера Геннадьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №105
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Лэпбук как форма работы на уроках
Раздел: среднее образование
Лэпбук как форма работы на уроках биологии.
Важным аспектом современного российского образования является
«научить
учиться
самому».
Перед
педагогом
стоит
задача
научить
обучающихся ставить перед собой цели и задачи, находить способы их
решения,
а
главное,
находить
нужную
информацию
для
решения
поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.
Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было
эмоционально окрашено.
Согласно новым требованиям и целям обучения необходимо искать и
внедрять
в
практику
своей
работы
новые
наиболее
эффективные
методические средства и приемы, которые способствуют повышению
познавательной активности дошкольников. К ним можно отнести лэпбуки. В
дословном переводе («лэп» — колено, «бук» — книга) лэпбук обозначает
«наколенная книга». Это самодельная книжка-раскладушка или папка,
которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок,
объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек.
Главное условие — вся информация, собранная в лэпбуке, должна
соответствовать определенной теме. Весь материал, который ребенок должен
усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков,
стишков, игр.
Основная ценность такого дидактического средства заключается в том,
что в создании лэпбука большое участие принимает сам ребенок. Ему
предоставляется полная свобода в оформлении своей книжки — любые его
идеи только приветствуются. Поэтому лэпбук получается ярким, красочным,
а
главное,
очень
интересным.
Такую
книгу
можно
пересматривать
многократно и всегда это будет увлекательно. Создаётся он не сразу,
поэтапно, что очень эффективно для закрепления изучения какой-либо темы.
Работа над созданием лэпбука аналогична работе над проектом и
проходит в определенной последовательности:
1.
выбор темы;
2.
определение, что уже известно по теме, составление плана
поиска новой информации;
3.
проработка макета книги;
4.
изучение темы, подбор материала и оформление лэпбука.
Создание лэпбука учит дошкольника обрабатывать и систематизировать
информацию, лучше ее запомнить. Также развиваются его творческие
способности, и у ребенка развивается интерес к обучению.
Лэпбук обязательно включает в себя различные творческие задания. С
одной стороны – это игрушка, но дети изготавливают её сами. Они
раскрашивают свое творение, обклеивают его наклейками, ленточками,
всячески украшают, берегут и заботятся о нём.
Изучив технологию изготовления лэпбука, можно сделать вывод, что
это творческий процесс, в ходе которого обучающиеся участвуют в поиске,
анализе и сортировки информации и легко приходят к конечному результату,
т.е. созданию проекта. Работа по созданию лэпбука направлена на развитие у
обучающихся
творческого
потенциала,
учит
мыслить
и
действовать
креативно, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения
необходимые
для
преодоления
трудностей
и
решения
поставленной
проблемы.
Лэпбук
отвечающий
требованиям
ФГОС,
должен
быть
информативным,
полифункциональным:
способствовать
развитию,
творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания; пригодным
к
использованию
одновременно
группой
обучающихся;
обладать
дидактическими
свойствами;
являться
средством
художественно-
эстетического развития обучающегося, приобщать его к миру искусства;
вариативным (есть несколько вариантов использования каждой его части);
его структура и содержание должны быть доступными для обучающегося;
обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность обучающихся на уроке и во внеурочное время.
Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать
полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать
непредсказуемые
результаты,
это
исследование,
которые
однажды
начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке
«зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача
учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно
мотивировать на открытие новых горизонтов.