Напоминание

"Использование технологии продуктивного восприятия литературы в работе по развитию и формированию у детей системы представлений об объектах и явлениях окружающего мира"


Авторы: Коврижкина Ольга Георгиевна, Яцко Наталья Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "ДС№413 г.Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии продуктивного восприятия литературы в работе по развитию и формированию у детей системы представлений об объектах и явлениях окружающего мира"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование технологии продуктивного восприятия литературы в

работе по развитию и формированию у детей системы представлений об

объектах и явлениях окружающего мира»

Подготовили воспитатели

Коврижкина Ольга Георгиевна и

Яцко Наталья Александровна

МБДОУ «Детский сад №413 г.Челябинска»

Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни

избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание,

но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать

(раскрыть). Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего

ученика чтение художественной литературы занимает невысокую позицию,

интерес к литературе заметно снижается. Во многом это связано с неумением

ученика понимать прочитанное. Литература оставляет читателя наедине с

книгой, к тому же требует от него интеллектуальных усилий, поскольку

чтение – это творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на

жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения и

памяти, мыслей и чувств. Таким образом, чтение является универсальной

техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста –

это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе

читательского опыта.

Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает

работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель

готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его

произведений, затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения)

слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам)

выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают

дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст,

который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате

деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не

ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по

какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос:

что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого

процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда

– скука на уроке, нелюбовь к чтению.

Решением этой проблемы является технология формирования типа

правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н.

Светловской и заявленная в Образовательной программе «Школа 2100».

На материале текстов учебника строится развитие умений слушать и читать

текст, формирование правильной читательской деятельности.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности

(технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт

овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и

после чтения. Эта технология направлена на формирование

коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение

истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно

понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя

тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий,

например, – умения извлекать информацию из текста.

Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе

позволит решить задачи, поставленные перед образовательными

учреждениями государством в рамках ФГОС.

Рассмотрим технологию продуктивного чтения на примере

подготовительной группы к школе в условиях детского сада.

Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.

I этап: Работа с текстом до чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности

текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора,

ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на

читательский опыт.

Постановка целей занятия с учетом общей (учебной, мотивационной,

эмоциональной, психологической) готовности воспитанников к работе.

II этап: Работа с текстом во время чтения

.

Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или

комбинированное чтение (на выбор воспитателя) в соответствии с

особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями

воспитанников.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных

впечатлений, смежных видов искусств – на выбор воспитателя).

Выявление совпадений первоначальных предположений воспитанников с

содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных

фрагментов).

Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное

чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Выразительное чтение.

III этап: Работа с текстом после чтения

.

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение

читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с

авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или

совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.

Обращение воспитанников к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения

художника с читательским представлением.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской

деятельности воспитанников (эмоции, воображение, осмысление

содержания, художественной формы).

Опора на технологию не означает, что занятия работы с текстом должны

быть однообразны по своей структуре и организации.

Что такое диалог с автором?

С точки зрения методики преподавания – это прием работы с текстом во

время его чтения (достаточно новый для сегодняшнего образования детей). С

точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с

автором через текст.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо

по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые

и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать

предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли

они с замыслом автора включать воображение.

Психологи, психолингвисты говорят о том, что во время диалога с автором

происходит вычитывание информации из каждой единицы текста,

вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих

прогнозов и предположений

Как учить детей вести диалог с автором?

К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко

когда возникает самостоятельно – у большинства воспитанников ее

необходимо формировать в процессе совместного чтения текста воспитателя

с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время

перечитывания – все зависит от особенностей текста. Можно воспитателю

соблюдать при этом такую последовательность действий:

1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и

скрытые:

Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке...

(В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?)

И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с

трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал?

(Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.)

Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом

случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания,

ответов, предположений и далее – проверки их точности по ходу

дальнейшего чтения;

2) включать творческое воображение воспитанников: по слову, детали,

иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится

дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод

(часть, все произведение);

3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это

вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой

форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас

случится? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …?

Возникающие вопросы предполагают возникновение ответов-

предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;

4) помочь воспитанникам самостоятельно вести диалог с автором по ходу

первичного чтения. Это возможно сделать уже в конце подготовительной

группы детского сада. Предполагается при таком переходе от совместного

обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в

конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на

этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в

этом месте текста), З – зеркало (включи воображение, не торопись читать,

загляни в волшебное зеркало).

Что такое комментированное чтение?

Итак, на этапе работы с текстом во время чтения комментированное чтение

используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы

показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить

«погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора.

Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно

комментированное чтение?

А. Озвучивают текст дети, а комментирует его воспитатель, который

выступает в роли квалифицированного читателя.

Б. Однако, если в ходе вашего комментария дети высказывают интересные,

мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и

вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания,

даже если детские суждения расходятся с вашей точкой зрения.

В. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Самая страшная для

художественного текста ошибка воспитателя – когда вы «вязнете» в своих

комментариях, формулируете громоздкие вопросы и повторяете их по

нескольку раз, пытаетесь комментировать то, чего нет в тексте ни в явной, ни

в скрытой форме.

Г. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!

Д. Вы комментируете текст в том месте, где это действительно

необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент

дочитаны до конца. Это значит, что вы можете в любой момент

прервать чтение ребенка.

Е. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего

рекомендуем использовать следующие способы:

а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым

следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»;

б) включение воображения детей («Представьте себе…», «Увидели?

Представили?» и др.);

в) сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он

максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно…»).

Последите за своей речью: постарайтесь избегать слов «Стоп!»,

«Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!» и т.п.

Отдельно следует сказать о комментариях к словарю текста. Если это

возможно, лучше предлагать детям определить значение незнакомого слова в

контексте, а не торопиться обращаться сразу к толковому словарю.

Какими могут быть ответы воспитанников на занятиях по

художественной литературе?

На разных этапах освоения текста ответы могут быть разными: краткими и

развернутыми. В ходе комментированного чтения они должны быть

краткими, односложными. А вот в ходе беседы полнота ответов детей

определяется характером вопросов.

Неполными предложениями дети отвечают, как правило, на фактуальные

вопросы учителя (Куда …? С кем …? Когда …? Кто …? Что

такое …? О чем …? и т.п. В методике есть такой прием, как использование

повествовательного эквивалента, нацеливающий детей на развернутый,

полный ответ. Повествовательный эквивалент – это глагол в повелительном

наклонении, дающий установку на характер и объем ответа: расскажите,

объясните, покажите, поясните, определите, раскройте, докажите,

подтвердите, обоснуйте, охарактеризуйте, представьте, нарисуйте,

опишите, найдите, сравните, аргументируйте и т.п.

Сравните, например, вопросы: О чем беседовали ребята? и Расскажите, о

чем беседовали ребята.

Как выбрать творческие задания для третьего этапа работы с

текстом?

Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребенка

при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не

только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и

типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)».

Сравнение традиционного занятия с продуктивным чтением

традиционный продуктивный

До чтения До чтения

Воспитатель готовит к Воспитанники прогнозируют

восприятию текста содержание текста

например: Сейчас я расскажу например: предположите,

вам о писателе о чем этот текст, по его названию

А иллюстрация подтверждает это?

(Возникает мотивация к чтению)

Во время чтения Во время чтения

Воспитатель сам читает вслух, «Читаем и ведем диалог автором:

дети слушают. задаем вопросы, прогнозируем

ответы, проверяем себя по тексту»

(Возникает читательская интерпретация)

После чтения

После чтения

Воспитанники отвечают на вопросы Беседуем и уточняем позицию

воспитателя, перечитывают текст, автора.

по заданиям воспитателя.

ПАМЯТКА

«Подготовка занятия (урока) с использованием учебно-научного текста в

режиме

технологии продуктивного чтения (правильного типа читательской

деятельности)»

1. Выберите текст, который вам необходимо предложить воспитанникам

для чтения на занятии (текст целиком, абзац, формулировка правила,

таблица, схема и т.п.).

2. Прочитайте текст, выделите в нём три уровня информации:

- фактуальную (то, о чём говорится в явном виде);

- подтекстовую (то, о чём сказано в неявном виде, «между строк»);

Данный уровень может быть не во всех текстах.

- концептуальную (основная идея, главная мысль текста).

3. Определите роль данного текста на занятии:

- используется на этапе введения нового знания или развития умений;

- какова основная цель чтения этого текста воспитанникам на занятии –

выполнение, например, продуктивного задания к тексту (составить список

особенностей, причин, доказать что-либо, вывести формулировку понятия,

заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.).

4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения с целью

прогнозирования будущего содержания текста, создания мотивации для

знакомства с текстом. Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору),

о чём будет этот текст, из каких частей состоит, есть ли выделенные слова,

иллюстрации и т.п.

Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы, не

рекомендуется использовать однотипные вопросы.

Этап должен быть коротким, плавно переходящим в собственно чтение!

5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста вслух:

- короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов;

- краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации

(предвосхищение, предугадывание будущего текста);

- вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором:

В – вопрос к автору текста или обращение воспитателя к воспитанникам,

побуждающее задать такой вопрос.

О – предложение воспитанникам спрогнозировать свой ответ на

возникший вопрос к автору.

П – предложение воспитанникам проверить свои предположения после

прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть

авторские ответы на возникшие вопросы.

Внимание!!! Все вопросы к тексту, комментарии должны быть

предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а

наоборот – обеспечить его глубокое понимание.

6. Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения -

вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или

система

вопросов для беседы) или организуйте проверку выполнения продуктивного

задания к тексту …

Используемая литература:

1. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах

непрерывного литературyого образования в ОС «Школа 2100»:

[Монография] / О.В. Чиндилова.-М.: Баласс, 2010.-208 с.

2. Чиндилова, О.В. Развитие речи старших дошкольников с позиции теории

речевой деятельности. [Текст] / О.В. Чиндилова II Начальная школа: плюс до

и после.-2010.-N 4, С.78-82. (0,25 п.л.)

3. Чиндилова, О.В. Чтение художественной литературы как вид

деятельности старших дошкольников. (Текст) / О.В. Чиндилова / Начальная

школа: плюс до и после.--2010.-Na 5. -С. 74-77. (0,2 п.л.)

4. Чиндилова, О.В. Программа по введению в художественную литературу

для детей старшего дошкольного возраста). (Текст)! О.В. Чиндилова//

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное

образование, Начальная школа! Под науч. Ред. ДИ. Фельдштейна. М.: Баласс,

2008.-С. 84-85. (0,2п.л.)



В раздел образования