Напоминание

Исследовательская работа на уроке окружающего мира в гендерном классе мальчиков


Автор: Осипова Марина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №14 "Университетская"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка урока по окружающему миру
Тема: Исследовательская работа на уроке окружающего мира в гендерном классе мальчиков
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: Мои органы чувств.

Описание урока:

урок изучения особенностей органов чувств, их

работы и восприятия. Исследование органов чувств.

Тип урока: урок-исследование

Целевые установки:

1)

Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни

человека;

2)

Развивать интеллектуальные и практические умения детей;

3)

Развивать исследовательские навыки;

4)

Развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном

здоровье;

5)

Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать

выводы;

6)

Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами

чувств.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать названия органов;

знать строение органов чувств;

знать правила ухода за органами чувств;

знать отличия органов чувств.

Личностные:

иметь интерес к познанию окружающего мира;

уметь работать в группах;

Метапредметные:

проявлять

способность

к

самооценке

на

основе

критерия

успешности учебной деятельности;

определять и формулировать тему и цель урока с помощью

учителя;

формировать

умение

работать

в

паре,

планировать

свою

деятельность и выполнять намеченное по плану;

использовать

различные

способы

обработки,

анализа

и

представления информации;

строить монологическую речь в устной форме;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения общения в

группе и следовать им.

Оборудование и материалы:

Для учащихся:

учебник А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир (2

ч.) 3 класс;

наборы для работы в парах: тексты с дополнительной

информацией, карточки для индивидуальной работы и в паре,

раздаточный

материал:

зеркало,

апельсин,

ватный

диск,

металлический предмет, рафинад сахара, картонные звездочки.

Для учителя:

учебник А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир (2

ч.) 3 класс;

Мультимедийный

проектор,

интерактивная

доска

,

фотоаппарат, яблоко, яйцо, 2 стакана с теплой и холодной

водой, карточки на доску с изображением органов чувств,

таблица - знаю, хочу узнать, карточки для рефлексии.

Ход урока

I.

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

1. Вступление.

Сегодня у нас с вами будет необыкновенный урок. Будем проводить

исследовательскую работу, работая в парах и индивидуально. А для того

чтобы мы все получили удовольствие от исследования, что нужно делать?

(активно работать, показывать имеющиеся знания и взаимодействовать).

Я надеюсь, что сегодняшний урок окружающего мира для вас будет

открытием, удивлением.

А начну я урок с притчи.

Счастье или Здоровье?

Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее.

Счастье говорит:

- Я важнее!

- Почему?

- Без меня людям плохо. Они всегда ищут меня. Обо мне все только и

говорят. Каждый хочет быть счастливым.

- Каждый также хочет быть здоровым.

- Про здоровье мало кто говорит, а вот про счастье все подряд.

- Ты считаешь, что здоровье не нужно людям?

- Счастье важнее! Без него человек не может. Смотри, вон идет

мальчик. Давай у него спросим, что для него важнее — счастье или здоровье?

Они обратились к мальчику.

- Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?

- Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик.

- Ты счастливый?

- О! Да, я счастливый!

- Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от

радости - Я же говорю, что счастье главнее.

- А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.

- Да, я здоров!

- Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина -

Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.

- Так что, по-вашему, важнее? (ответы детей)

Сегодня мы продолжим разговор о строении организма человека. Зачем

нам необходимо знать строение своего организма? Для ответа на этот вопрос,

нам необходимо привести в систему наши знания, полученные на прошлом

уроке. Выполним два задания:

а) Тест (индивидуальная работа с последующей проверкой; подчеркни

правильный ответ)

1.Зачем нужно знать свой организм?

Чтобы сохранять и укреплять здоровье;

Чтобы мыслить, говорить, трудиться;

Чтобы умело использовать свои возможности.

2.Что такое гигиена?

Как правильно питаться;

Наука о сохранении и укреплении здоровья;

Режим дня

3.В какой строчке указаны слова, описывающие здорового

человека?

Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;

Горбатый, бледный, хилый, низкий;

Стройный, сильный, ловкий, статный.

4.Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?

Зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;

Мочалка, мыло, полотенце, крем;

Гуталин, обувная щётка, клей.

5.Какова роль скелета человека?

Защищает внутренние органы от повреждений;

Сокращаясь и расслабляясь, приводит в движение мышцы;

Является опорой тела.

6.От чего зависит осанка человека?

От скелета и мышц;

От связок и сухожилий;

От хрящей и костей.

7.Для чего человеку нужна пища?

С пищей человек получает питательные вещества;

С пищей человек получает необходимый для жизни кислород;

С пищей человек получает воду и витамины.

8.Перед едой нужно обязательно _________________________ (мыть

руки)

б) Представь, что мы тихо вошли в лес. Остановились. Присмотрелись

и увидели на опушке леса землянику. Подошли и по пути прикоснулись к

стволу дерева, присели, потрогали камень, на котором только что сидела

ящерица, сорвали и съели ягодки.

Что мы узнали о ягоде, о стволе дерева, о камне? (Ягода красная,

сладкая, ароматная, сочная. Ствол дерева белый, шершавый, холодный.

Камень твердый, холодный)

Какие органы помогли нам узнать это? (Глаза, язык, нос …)

Как думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (Вспомним, какие

органы чувств есть у человека и как при их помощи человек получает

информацию об окружающем мире).

2. Постановка темы и цели урока.

Кто догадался и может назвать тему нашего урока.

(Тема нашего урока:

«Органы чувств»)

Что вы знаете

об органах чувств, а что хотели бы еще узнать?

Знаем

Хотим узнать

Глаза - орган зрения, уши - орган

слуха, нос - орган обоняния, язык -

орган вкуса, кожа - орган осязания.

Все органы помогают воспринимать

окружающий мир

Какое строение имеют органы чувств.

Что воспринимают, какое значение

имеют.

Название органа чувств.

Как соблюдать гигиену органов чувств.

II. Совместное открытие знаний

Помогите определить цель

урока (Выяснить какие органы чувств есть

у человека и как при их помощи человек получает информацию об

окружающем мире) Слайд №1.

Достичь цели урока поможет план работы:

1. Что известно.

2. Изучение

нового

помощью

учебника,

дополнительной

литературы, исследования, наблюдений).

3. Узнать строение органов чувств.

4. Узнать, что воспринимают, какое значение имеют.

5. Узнать о гигиене органов чувств.

6. Вывод.

7. Применение нового знания.

Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность)

Посмотрите на эти предметы. Они помогут вам узнать, какой объект в

нашем исследовании будет первым (фотоаппарат, яблоко, яйцо).

1.

Глаза – орган зрения

(показывается карточка)

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле.

Говорят, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». С помощью

зрения человек получает 90% информации об окружающем мире. С его

помощью человек видит свет, определяет цвет, форму и размер предметов,

их движение.

Вы знаете, как устроен фотоаппарат? (ответы детей)

Когда нажимаешь на кнопку затвора, в нём открывается маленькое круглое

отверстие. Через это отверстие проходят лучи света. Они попадают на плёнку или

пластинку и рисуют на ней то, на что был направлен аппарат.

Примерно также устроен наш глаз. Посмотрите на него в зеркало. Вы

увидите посередине круглое цветное пятнышко. У одних оно коричневое, у

других серое, у иных зеленоватое. Это радужная оболочка. Говорят, по цвету

глаз можно узнать характер человека.

Посередине её видна чёрная точка. Но это не точка, а маленькое

отверстие. Оно называется зрачок. Через него лучи света попадают внутрь

глаза и рисуют уменьшенное изображение того, на что направлен глаз.

Лучи света попадают в фотоаппарат, пройдя через выпуклые стёкла объектива.

В глаз лучи света попадают, пройдя через такой же выпуклый и

прозрачный хрусталик. Он, как объектив, собирает лучи в узкий яркий пучок.

Но есть и разница. Фотоаппарат - квадратный. А глаз круглый, как яблоко.

Его даже так и называют – глазное яблоко. В фотоаппарате внутри пусто. А

глазное яблоко наполнено прозрачным стекловидным телом, вроде желе.

В

фотоаппарате

лучи

света

падают

на

светочувствительную

поверхность пластинки или плёнки. В глазу, лучи света падают на заднюю

стенку глазного яблока (сетчатка), в которых спрятаны 130 млн. крохотных

палочек, чувствительных к свету и 7 млн. таких же микроскопических

палочек, воспринимающих цвета. Они и передают дальше то, что увидел

зрачок зрительному нерву. А от него сигналы поступают в головной мозг, где

и складывается картина того, что окружает человека.

Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой прозрачной оболочкой, как

яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговица.

Проблемный вопрос: Тело большинства зверей покрыто волосяным

покровом (шерстью). Человек имеет на теле редкий волосяной покров, но

сохранил густые брови и ресницы. Почему? Какую роль они выполняют?

(читают дополнительную информацию, ищут ответ на заданный вопрос)

Посмотрите на слайд №2. Вы видите причины ухудшения зрения.

Сформулируйте правила – как беречь зрение Слайд №3

Вывод: больше всего информации человек получает с помощью глаз,

имеет сложное строение и работа связана с головным мозгом.

Проведем следующий опыт: Закройте глаза (учитель хлопает в

ладоши).

Что произошло? (ответы детей)

Как догадался? Какой орган в этом помог? (ответы детей)

2.

Уши – это орган слуха

(показывается карточка)

Значит, уши – это орган … (уши - орган слуха)

Вы думаете, у вас только два уха? Нет, на самом деле не два, а 6.

Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри.

Наружные уши – ушные раковины. Сами они ничего не слышат, а лишь

помогают мозгу понять, с какой стороны долетел звук.

Посредине ушной раковины есть маленькое отверстие. Отсюда

начинается слуховой проход, идущий внутрь головы. В конце этого прохода

– тупик. Дальше путь звуки преграждает тоненькая и гибкая барабанная

перепонка.

По другую сторону перепонки лежит второе,

среднее ухо.

В нём

расположены три крохотные косточки – молоточек, наковальня и стремечко.

Они соединены между собой так, что вздрагивают от любого, самого

ничтожного колебания перепонки.

И наконец, за средним ухом находится третье ухо – внутреннее, оно

закручено, там раковина улитки, и наполнено особой жидкостью. Всякий

звук – это колебания воздуха. Как от камня, брошенного в пруд, разбегаются

по воде волны, так и от любого звука бегут во все стороны воздушные волны.

Проблемный вопрос: как внутренние уши помогают нам сохранять

равновесие?

(читают дополнительную информацию, ищут ответ на

заданный вопрос)

Посмотрите на слайд №4. Вы видите причины ухудшения слуха.

Сформулируйте правила – как беречь слух Слайд №5 (Работа в паре)

Вывод: дети отвечают на вопросы учителя

Что различаем, благодаря органу слуха?

Какое значение для человека имеет слух?

Что ты еще знаешь об органе слуха?

Какой вывод ты можешь сделать?

О чем дальше пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадки.

Запах, хлеба, запах меда,

Запах лука, запах роз

Различить поможет … (нос)

Чтоб попробовать компот,

Есть у человека…(рот)

3.

Нос – орган обоняния. Язык – орган вкуса

(показывается

карточка).

Вы узнаете еще о двух органах чувств, поработав с учебником (стр.60 -

61).

Некоторые считают, что нос – это украшение на лице. Другие думают,

что природа дала нам нос лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда

важничаешь, и вешать книзу, когда загрустишь. Недаром говорят: «Ишь ты,

нос задрал?», «Ну, что же ты нос повесил?» - это, конечно, шутка.

На самом деле даже самый маленький нос, похожий на кнопку, весьма

важная часть тела.

Проблемный вопрос.

Это одновременно и фильтр, и печка, и

сторожевой пост. Как понимаете это высказывание?

Достаточно ли информации в учебнике, чтобы дать ответ на этот

вопрос? (ответы детей)

Воспользуйтесь дополнительной литературой. Найдите и подчеркните

слова и предложения, которые доказывают это высказывание (читают

дополнительную информацию, ищут ответ на заданный вопрос)

Язык – немаловажный орган, которым вы пользуетесь с утра до

вечера.

О том, что язык помогает нам издавать нужные звуки, вы уже знаете:

без помощи языка невозможно произнести ни одного слова.

Знаете вы и о том, что язык помогает нам есть. Он старательно

переворачивает пищу, которую вы жуёте, и подкладывает её то под одни, то

под другие зубы.

Но есть у языка ещё одна важная обязанность. Это – наш единственный

орган вкуса. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством крохотных

сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало

в твой рот. Кислое или сладкое, солёное или пресное, вкусное или горькое.

Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому. Достаточно лизнуть

шарик мороженого, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего

ощущают кислое, а его основание – горькое.

Таким образом, язык – это тоже один из твоих сторожей. Если ты

ненароком возьмёшь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас

донесёт об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь,

выплюнешь то, что вредно организму.

Эксперимент:

Попробуйте протереть насухо кончик языка и лизнуть сахар… Что

чувствуете? (ничего)

А теперь намочите слюной ваш сахар на языке. Какие ощущения?

(сладенько)

Только растворенные вещества могут вызывать ощущение вкуса.

Твердые вещества в полости рта растворяются слюной. От чувствительных

зон языка сигналы поступают в мозг, в специальный центр, где формируются

вкусовые ощущения.

Вывод:

- Что нового вы узнали из статей?

- Что воспринимают, какое значение для человека имеют?

Посмотрите на мешочек и попробуйте узнать, что там лежит. Мы не

видим этот предмет, не слышим его, он без запаха и вкуса. Тогда как же

определить, что лежит в мешочке? (Мы можем коснуться его рукой) Слайд

№ 6.

Природа наделила нас еще одним помощником – органом осязания.

Физминутка.

4.

Кожа – орган осязания

(показывается карточка).

Рассмотрите рисунки.

О чем расскажет наша кожа? (о том, что

котенок пушистый, ёжик колючий, вата мягкая, доска твердая, снег

холодный, чай горячий) слайд №7.

Дотроньтесь до стаканов с холодной и горячей водой. Что чувствуете?

(ответы детей).

Кожа — многофункциональный орган.

Проблемный вопрос: Хорошо это или плохо, если человек не чувствует

боли, когда поранится или обожжётся? (ответы детей)

Кожа защищает организм от внешних воздействий, от проникновения

внутрь микробов. И если воздействие превышает возможности организма, то

боль сигнализирует об этом. Если же у человека плохо работают кожные

окончания нервов (рецепторы) и он не чувствует боли, то он не отдёрнет

руку или ногу и может погибнуть.

Кожа – очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача –

защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного

воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. Кроме

того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем

боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Также в ней

находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма

выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет поддерживать

постоянную температуру тела. Наибольшей чувствительностью обладают

кончики пальцев, середина ладони и средняя линия спины.

Проблемный вопрос:

У древних инков был обычай носить в праздники на носилках

прекрасного юношу, с ног до головы покрытого золотой краской. К концу

дня

юноша

обычно

умирал.

Как

вы

думаете,

почему?

(читают

дополнительную информацию, ищут ответ на заданный вопрос)

Что нового вы узнали? (кожа позволяет нам осязать предметы,

чувствовать их свойства)

Вывод:

Вот и закончились наши исследования.

Сейчас мы можем ответить на вопрос: кто же они наши верные

помощники? (органы чувств, которые помогают получать информацию об

окружающем мире)

Итак, мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств. Их сигналы

дополняют друг друга. Мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое

впечатление о том, что нас окружает.

А без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать

запахи и вкус? (без головного мозга)

Закрепление. Практическая работа.

Перед вами лежит апельсин или мандарин? (апельсин). С помощью

какого органа чувств вы это определили? (с помощью глаз).

Возьмите в руки апельсин. С помощью какого органа чувств вы

узнали, что нужно взять именно апельсин? (с помощью ушей).

Потрогайте фрукт. Что ощущаете? С помощью какого органа чувств вы

это сделали? (с помощью кожи).

Почистите его. Что почувствовали? С помощью какого органа чувств

вы почувствовали запах? (с помощью носа).

Теперь съешьте дольку апельсина и определите сладкий ли он. С

помощью какого органа чувств вы определили вкус? (с помощью языка).

Работа в паре.

Для людей определенных профессий очень важно чтобы был хорошо

развит определенный орган чувств? Попробуй найти эти профессии.

Людям, какой профессии нужно острое чувство обоняния? (создатели

духов, вин, химики, работающие с газами)

Людям, какой профессии нужно острое чувство вкуса? (повара,

выводящие новые сорта фруктов, ягод, овощей)

Людям, какой профессии нужно острое чувство слуха? (музыканты,

охотники, пограничники)

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний

В начале урока я сказала, что этот урок для вас будет открытием и

удивлением. Что сегодня для вас стало открытием? А что удивило вас?

(ответы детей)

Какую работу мы сейчас выполняли? (ответы детей)

Чему научились? (ответы детей)

Кто с ней справлялся легко? (ответы детей)

Кому пока было трудновато? (ответы детей)

Кто или что вам помогло справиться? (ответы детей)

Кто доволен сегодня своей работой? (ответы детей)

Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно

сделать? (ответы детей)

Какую бы отметку вы себе поставили? (ответы детей)

IV. Рефлексия

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Слайд

Чемодан

Мясорубка

Корзина

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам раздаются звездочки, и предлагается выбрать, как они

поступят с информацией, полученной на уроке.

V. Домашнее задание



В раздел образования