Напоминание

"ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"


Автор: Вторых Ирина Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Голицынской СОШ №2 дошкольного отделения - детский сад № 62
Населённый пункт: город Голицыно, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вторых И.А., старший воспитатель

МБОУ Голицынская СОШ №2

дошкольное отделение - детский сад № 62, г. Голицыно

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования

определяет

экспериментальную

деятельность

в

рамках

образовательного процесса, как один из основных видов деятельности ребенка

в дошкольном детстве, направленный на получение знаний, неизвестных

ребенку. Ведение экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте

поощряли многие классики педагогики, такие, как К.Д. Ушинский, Я.А.

Коменский, Ж.-Ж. Руссо: знания, которые ребенок добыл самостоятельно,

будут долговременными и прочными. Психолог, исследователь детского

мышления Н.Н. Поддъяков отмечает: «Фундаментальный факт заключается в

том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской

жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает

значительно позже деятельности экспериментирования».

Экспериментальная деятельность отвечает возрастным особенностям

дошкольников и особенностям их мышления — наглядно-действенного и

наглядно-образного. Конечно же, экспериментирование детей дошкольного

возраста невозможно сравнить с аналогичной деятельностью ученых и

исследователей. Основное отличие заключается в его сходстве с игровой

деятельностью, а также с использованием предметов, которые являются

основными способами познания окружающего мира в дошкольном детстве.

Экспериментирование

позволяет

ребенку

самостоятельно

получить

представления о различных явлениях, предметах и их свойствах, что является

одним из главных достоинств экспериментальной деятельности.

Экспериментально – опытная деятельность способствует разностороннему

развитию

ребенка:

благодаря

систематической

вовлеченности

в

экспериментальную деятельность, у дошкольников

развивается память,

мышление и активизируются мыслительные операции, такие как: сравнение,

обобщение,

классификация,

абстрагирование,

установление

причинно

следственных связей. В связи с необходимостью совершать операции анализа

и синтеза активизируются мыслительные процессы. Обсуждение содержания

экспериментальной деятельности и этапов выполнения различных опытов и

экспериментов,

необходимость

выдвигать

гипотезы

и

проверять

их

правильность,

способствуют

развитию

способностей

рассуждать

и

конкретизировать. Стремление поделиться впечатлениями от проделанной

деятельности и обсудить обнаруженные закономерности и выводы, развивает

коммуникативные навыки ребенка.

Организация экспериментальной деятельности в детском саду призвана

решать следующие задачи:

1. Расширять представления детей об окружающем мире по средствам

экспериментальной деятельности.

2. Развивать интерес к новым знаниям.

3. Совершенствовать умения анализировать, обобщать и делать выводы.

4. Стимулировать детей самостоятельно добывать информацию и работать с

ней, мыслить результативно.

5. Способствовать использованию детьми различных форм и методов

реализации экспериментальной деятельности.

6. Развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, память.

7. Активизировать мыслительные процессы: операции анализа и синтеза,

сравнения, классификации и обобщения.

8. Развивать творческие способности и познавательный интереса к

окружающему.

Решение поставленных задач невозможно без правильной организации

центра

экспериментирования

и

соответствующего

оборудования

для

полноценного ведения экспериментальной деятельности:

- приборы: пробирки, воронки, пипетки, лабораторные контейнеры с крышкой,

пинцеты, весы, мерные стаканчики, лупы, увеличительная чашка, шестиколор,

зеркала на подставке, песочные часы, компас, микроскоп, фонарик;

- оборудование: мини лаборатория, набор « Юный эколог», набор «Маленький

биолог», обсерватория для насекомых, студия жужжания, чемоданчик

магнетизма;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох,

листья и др.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,

пластмассы, пробки и др.;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,

пищевая сода, соломинки для коктейля, спички, пластиковые бутылки,

полиэтиленовые пакеты, нитки, пластиковые стаканчики и др.

Занимательные

эксперименты

позволяют

обобщить

и

расширить

полученные ранее знания и вызвать устойчивый интерес к исследовательской и

экспериментально

опытной

деятельности,

а

также

сформировать

предпосылки учебной деятельности.

Эксперимент «Веселые медузы» позволяет закрепить представления детей

о том, что воздух легче воды: дети мастерят из полиэтиленового пакета и ниток

«медуз» (вырезанный из полиэтиленового пакета кусок квадратной формы,

собрать в центре и обмотать ниткой, отступив от центра 2 см), затем помещают

их в наполненную водой пластиковую бутылку и закручивают крышечку.

Перевернув

бутылку

вверх

донышком,

дети

замечают,

что

«медузы»

всплывают.

Дети делают вывод, что воздух, оставшийся в верхней части

«медуз», заставляет их всплывать на поверхность, поскольку воздух легче

воды.

Эксперимент «Чудо – телефон» позволяет сформировать представления

детей о звуке и его распространении: педагог предварительно подготавливает

импровизированный телефон (соединить два пластиковых стаканчика при

помощи нити, длиной 2 – 3 м). Затем предлагает одному ребенку поднести

стаканчик к уху, а другому – произнести какую - нибудь фразу. Потом

предложить произнести ту же фразу с той же громкостью, но без «телефона».

Дети убедятся, что используя «телефон», звук кажется громче. После чего дети

делают вывод, что звук распространяется в воздухе по нити и достигает второго

стаканчика, а затем и уха.

Целью

эксперимента

«Капризный

лучик»

является

формирование

представлений детей о распространении света: педагог подготавливает два

листа картона, в которых проделывает по одному отверстию. Затем располагает

листы на подставках друг за другом так, чтобы отверстия совпадали. Помещает

фонарик за листами картона, и направляет луч света прямо в отверстия. Дети,

заглянув в отверстие, убеждаются, что луч света проходит через оба отверстия.

Затем ребенок сдвигает первый лист в сторону и снова смотрит в отверстие. Но

свет уже не виден. Вывод эксперимента: свет распространяется прямолинейно.

Подобные

эксперименты

оказывают

положительное

влияние

на

эмоциональную

сферу

ребенка,

развивают

творческие

способности

и

активизируют познавательный интереса к окружающему.



В раздел образования