Автор: Вторых Ирина Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Голицынской СОШ №2 дошкольного отделения - детский сад № 62
Населённый пункт: город Голицыно, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Вторых И.А., старший воспитатель
МБОУ Голицынская СОШ №2
дошкольное отделение - детский сад № 62, г. Голицыно
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования
определяет
экспериментальную
деятельность
в
рамках
образовательного процесса, как один из основных видов деятельности ребенка
в дошкольном детстве, направленный на получение знаний, неизвестных
ребенку. Ведение экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте
поощряли многие классики педагогики, такие, как К.Д. Ушинский, Я.А.
Коменский, Ж.-Ж. Руссо: знания, которые ребенок добыл самостоятельно,
будут долговременными и прочными. Психолог, исследователь детского
мышления Н.Н. Поддъяков отмечает: «Фундаментальный факт заключается в
том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской
жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает
значительно позже деятельности экспериментирования».
Экспериментальная деятельность отвечает возрастным особенностям
дошкольников и особенностям их мышления — наглядно-действенного и
наглядно-образного. Конечно же, экспериментирование детей дошкольного
возраста невозможно сравнить с аналогичной деятельностью ученых и
исследователей. Основное отличие заключается в его сходстве с игровой
деятельностью, а также с использованием предметов, которые являются
основными способами познания окружающего мира в дошкольном детстве.
Экспериментирование
позволяет
ребенку
самостоятельно
получить
представления о различных явлениях, предметах и их свойствах, что является
одним из главных достоинств экспериментальной деятельности.
Экспериментально – опытная деятельность способствует разностороннему
развитию
ребенка:
благодаря
систематической
вовлеченности
в
экспериментальную деятельность, у дошкольников
развивается память,
мышление и активизируются мыслительные операции, такие как: сравнение,
обобщение,
классификация,
абстрагирование,
установление
причинно
–
следственных связей. В связи с необходимостью совершать операции анализа
и синтеза активизируются мыслительные процессы. Обсуждение содержания
экспериментальной деятельности и этапов выполнения различных опытов и
экспериментов,
необходимость
выдвигать
гипотезы
и
проверять
их
правильность,
способствуют
развитию
способностей
рассуждать
и
конкретизировать. Стремление поделиться впечатлениями от проделанной
деятельности и обсудить обнаруженные закономерности и выводы, развивает
коммуникативные навыки ребенка.
Организация экспериментальной деятельности в детском саду призвана
решать следующие задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире по средствам
экспериментальной деятельности.
2. Развивать интерес к новым знаниям.
3. Совершенствовать умения анализировать, обобщать и делать выводы.
4. Стимулировать детей самостоятельно добывать информацию и работать с
ней, мыслить результативно.
5. Способствовать использованию детьми различных форм и методов
реализации экспериментальной деятельности.
6. Развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, память.
7. Активизировать мыслительные процессы: операции анализа и синтеза,
сравнения, классификации и обобщения.
8. Развивать творческие способности и познавательный интереса к
окружающему.
Решение поставленных задач невозможно без правильной организации
центра
экспериментирования
и
соответствующего
оборудования
для
полноценного ведения экспериментальной деятельности:
- приборы: пробирки, воронки, пипетки, лабораторные контейнеры с крышкой,
пинцеты, весы, мерные стаканчики, лупы, увеличительная чашка, шестиколор,
зеркала на подставке, песочные часы, компас, микроскоп, фонарик;
- оборудование: мини лаборатория, набор « Юный эколог», набор «Маленький
биолог», обсерватория для насекомых, студия жужжания, чемоданчик
магнетизма;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох,
листья и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,
пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,
пищевая сода, соломинки для коктейля, спички, пластиковые бутылки,
полиэтиленовые пакеты, нитки, пластиковые стаканчики и др.
Занимательные
эксперименты
позволяют
обобщить
и
расширить
полученные ранее знания и вызвать устойчивый интерес к исследовательской и
экспериментально
–
опытной
деятельности,
а
также
сформировать
предпосылки учебной деятельности.
Эксперимент «Веселые медузы» позволяет закрепить представления детей
о том, что воздух легче воды: дети мастерят из полиэтиленового пакета и ниток
«медуз» (вырезанный из полиэтиленового пакета кусок квадратной формы,
собрать в центре и обмотать ниткой, отступив от центра 2 см), затем помещают
их в наполненную водой пластиковую бутылку и закручивают крышечку.
Перевернув
бутылку
вверх
донышком,
дети
замечают,
что
«медузы»
всплывают.
Дети делают вывод, что воздух, оставшийся в верхней части
«медуз», заставляет их всплывать на поверхность, поскольку воздух легче
воды.
Эксперимент «Чудо – телефон» позволяет сформировать представления
детей о звуке и его распространении: педагог предварительно подготавливает
импровизированный телефон (соединить два пластиковых стаканчика при
помощи нити, длиной 2 – 3 м). Затем предлагает одному ребенку поднести
стаканчик к уху, а другому – произнести какую - нибудь фразу. Потом
предложить произнести ту же фразу с той же громкостью, но без «телефона».
Дети убедятся, что используя «телефон», звук кажется громче. После чего дети
делают вывод, что звук распространяется в воздухе по нити и достигает второго
стаканчика, а затем и уха.
Целью
эксперимента
«Капризный
лучик»
является
формирование
представлений детей о распространении света: педагог подготавливает два
листа картона, в которых проделывает по одному отверстию. Затем располагает
листы на подставках друг за другом так, чтобы отверстия совпадали. Помещает
фонарик за листами картона, и направляет луч света прямо в отверстия. Дети,
заглянув в отверстие, убеждаются, что луч света проходит через оба отверстия.
Затем ребенок сдвигает первый лист в сторону и снова смотрит в отверстие. Но
свет уже не виден. Вывод эксперимента: свет распространяется прямолинейно.
Подобные
эксперименты
оказывают
положительное
влияние
на
эмоциональную
сферу
ребенка,
развивают
творческие
способности
и
активизируют познавательный интереса к окружающему.