Напоминание

Органы движения у животных. Взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма.


Автор: Баштанник Ольга Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: КГУ "Средняя школа №32"
Населённый пункт: Республика Казахстан г. Петропавловск
Наименование материала: Краткосрочный план урока. 7 класс
Тема: Органы движения у животных. Взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма.
Раздел: полное образование





Назад




Урок

Раздел: 7.3В Движение

Дата:

Фамилия и имя учителя:

КЛАСС:

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Органы движения у животных. Взаимосвязь между средой

обитания и способами передвижения организма.

Цели обучения

7.1.6.4 - сравнивать органы движения у беспозвоночных и позвоночных

животных

Цели урока

Повторить органы движения животных

Изучить способы передвижения животных

Объяснить строение органа движения животных в зависимости от влияния

среды обитания

Критерии

оценивания

Учащиеся могут:

- устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способами движения

животных;

- объяснить строение органов движения животных в зависимости от среды

обитания и способа передвижения

Языковые цели

Предметная лексика и терминология: движение, локомоция, плавание, бег,

ходьба, летание

Серия полезных фраз для диалога/письма:

Локомоция – это …

Благодаря адаптации различные организмы имеют разные органы движения и

виды локомоций в различных средах.

Привитие

нравственных

ценностей

Работа в группах способствует созданию благоприятной атмосферы,

прививаются навыки работы в коллективе, сотрудничества, умение слушать и

слышать, умение вести дискуссию.

Межпредметны

е связи

Связь с жизнью, через изучение органов движения и способов передвижения

Связь с физической культурой через ознакомление со способами локомоций

(бег, ходьба, плавание)

Навыки

использования

ИКТ

Использование ИКТ ограничено ( соблюдение санитарных требований) в

рамках демонстрации видеофрагмента для выполнения упражнения к нему и

работа с вопросами и заданиями презентации.

Предварительн

ые знания

Учащиеся имеют представления о понятии движение, органах движения

животных

План

Этапы

урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало

урока

1 мин

5 мин

1 мин

Актуализации прежних знаний:

Стадия вызова (для формулирования темы урока).

Опишите, как растения определяют длину светового дня?

Приведите примеры.

(К) Обсуждение представленных ответов учащимися,

обобщение.

Школьница решила выяснить интенсивность цветения

хризантем в зависимости от длины светового дня. Для этого

она помещала горшки с хризантемами в специальные световые

камеры, в которых на определенное время выключался свет.

Интенсивность цветения оценивалась определенным индексом

от 1 до 8. Полученные данные представлены ниже в таблице.

Используя эти данные, постройте график зависимости

интенсивности цветения хризантем от длины светового дня

и сделайте вывод, к какой группе растений по типу

фотопериодической реакции относятся хризантемы.

Совместно с учащимися определяются тема, цель урока и

критерии успеха для учащихся.

Тема урока: Органы движения у животных. Взаимосвязь между

средой обитания и способами передвижения организма.

Цель обучения: устанавливать взаимосвязь между средой

обитания и способами движения животных.

Критерии успеха: составляем совместно с учащимися.

Середина

урока

Движение – один из признаков живых организмов.

Двигаются не только животные, но и бактерии, простейшие,

Видео-

фрагмент

1 мин

одноклеточные, водоросли, семена, растения.

Локомоция - движения животных, обеспечивающие активное

перемещение в пространстве; важнейшее приспособление к обитанию в

разнообразных условиях среды. Типы локомоций в процессе эволюции

животных менялись и усложнялись.

«Движени

е

животных

»

3 мин

10 мин

Стадия осмысления.

Исходя из информации, определите особенности движения

одноклеточных организмов.

одноклеточные организмы способны к движению с

помощью …..

Многоклеточные организмы, а именно животные,

осуществляют более сложные движения.

Учащиеся подводятся к тому, что способы движения и

строение органов движения животных, зависят от среды

обитания.

Движение беспозвоночных животных.

Движение позвоночных животных.

(К) Постановка проблемного вопроса.

Почему существуют и отчего зависят разные виды движения?

У дождевого червя движения осуществляются за счет

сокращения мускулатуры (продольной и кольцевой) и щетинок

по бокам тела. У роющих млекопитающих передние ноги

короткие, но широкие, сильная мускулатура, развитые когти.

Тело у почвенных зверьков овальное и компактное. Все эти

приспособления позволяют передвигаться в почве, рыть её,

проделывать ходы.

У животных, обитающих в водной среде обтекаемая форма

тела, органы передвижения - плавники, плавательные

перепонки на ногах, развитая мускулатура у тех, кто

совершает волнообразные движения, реактивное движение

Насекомые, птицы, летучие мыши способны к полёту

благодаря крыльям. Кроме крыльев, обтекаемая форма тела;

хорошо развитая грудная мускулатура; лёгкий скелет (кости в

большинстве полые!) и воздушные мешки, кожистая

перепонка у летучих мышей.

К стопоходящим относятся человек и медведь. Медведь ─

животное сравнительно медлительное и может позволить

себе роскошь ступать не только на все пять пальцев, но и на

пятку, то есть при ходьбе медведь опирается на всю

подошву. Медлительная переваливающаяся походка может

внезапно смениться поразительным по стремительности

рывком. Известны случаи, когда медведица, защищая

медвежат, на короткой дистанции обгоняла лошадь. Его

лапы очень сильны, и он пользуется ими, кроме движения,

чтобы выкапывать корни, разрывать кору и разламывать

гнилые стволы в поисках насекомых или меда.

Кошки, собаки, лисы, волки и другие при ходьбе и беге

опираются на пальцы, что значительно повышает скорость

их бега. О том, что сокращение опорной поверхности

конечностей способствует увеличению быстроты бега,

свидетельствует наш житейский опыт: пускаясь бежать,

мы, существа стопоходящие, становимся на пальцы (на

цыпочки). У пальцеходящих длинные или средней длины ноги,

очень сильные, крупные мускулы, участвующие в

передвижении, расположены близко к туловищу или

составляют часть его.

Копытные животные двигаются быстрее всех, потому что

они передвигаются на кончиках одного или двух пальцев, что

Видео:

движени

е

земляно

го

червя.

Раздато

чный

материа

л

уменьшает площадь соприкосновения с землей и увеличивает

скорость перемещения. Концы пальцев покрыты роговыми

копытами. Широкие и плоские копыта, увеличивающие

поверхность опоры приспособлены для передвижения по

мягкому грунту. Узкие с твердым краем копыта для

передвижения по скалам, каменистым россыпям. Длинные

ноги (у лося) для передвижения по глубокому снегу и по

болотистой местности.

Назовите три группы наземных животных, которые

определил профессор Умников: копытные, стопоходящие,

пальцеходящие.

Группы

организмов

Приспособления к передвижению

Примеры животных

Простейшие

Ложноножки

Реснички

Жгутики

Амёба

Инфузория-туфелька

Эвглена зелёная

Роющие

Развитая мускулатура, короткие

широкие ноги, компактное

овальное тело, когти.

Крот, дождевой червь

Плавающие

Плавники, особенно хвостовой

плавник, ласты, плавательная

перепонка.

Обтекаемая форма тела.

Развитая мускулатура

Рыбы, киты, тюлени

Угри, морские змеи

Летающие

Крылья

Кожистая перепонка

Грудная мускулатура

Обтекаемая форма тела

Воздушные мешки

Легкий скелет

Насекомые, птицы,

летучие мыши

Ходильные:

а) Стопоходящие

б)

пальцеходящие

в) копытные

Мощные пятипалые стопоходящие

лапы;

Сильные когти.

Сильные ноги

Крепкие кости

Развитая мускулатура

Опора на подушечки пальцев

Роговые копыта: узкие или

широкие.

Длинные ноги.

Развитая мускулатура

Медведь, человек

Кошки, собаки

Лошадь, олень, лось

Какие особенности анатомического строения лежат в основе

передвижения?

Работа с текстом (скелет)

Распределите предложенных вам животных на группы в

зависимости от типа их скелета

Конец

урока

2 мин

2 мин

5 мин

1 мин

Формулирование выводов по уроку.

Рефлексия.

Могу применить в жизни …

Я принимал участие в …

Для меня было интересно …

(ФО) Закрепление:

Домашнее задание «Жизненно необходимо» Подготовить

сообщение о роли о рекордсменах животных.

Дополнительная информация

Дифференциация – как Вы планируете

оказать больше поддержки? Какие задачи

Вы планируете поставить перед более

способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете

проверить уровень усвоения

материала учащихся?

Здоровье и безопасность

Сильная группа учащихся сможет ответить на

предложенные вопросы высшего порядка, какие

сведения можно извлечь из предложенной

таблицы, также сможет ответить на проблемный

вопрос сможет по видео-фрагменту определить

способы движения и связать их со средой

обитания.

Учащиеся со средней успеваемостью смогут

прокомментировать данные в таблице и дать

некоторым понятиям определения, также смогут

назвать примеры движения животных, и

объяснить, значение движения в жизни животных

Формативное оценивание будет

осуществляться во всех этапах

урока, в форме взаимного

оценивания учащимися

выступления групп в

неформальной форме, учителем –

при работе таблицей, при работе с

проблемной ситуацией, просмотре

презентации, закреплении

изученного материала

При работе в группе

прививаются навыки

сотрудничества, поддержки и

ответственности каждого члена

группы в предоставлении ими

результатов работы

Минимальный риск здоровью

Рефлексия (заполняется после проведения

урока)

Были ли цели урока/цели обучения

реалистичными? Что учащиеся выучили

сегодня? Какая атмосфера царила в классе?

Сработала ли дифференциация, проводимая

мной? Уложился(лась) ли я в сроки? Какие

отступления были от плана урока и почему

Общая оценка(заполняется после проведения урока)

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о

преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о

преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках

такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

Текст :Типы скелетов

Существует три основных формы скелета: гидростатический скелет; эндоскелет; экзоскелет.

Гидростатический скелет характерен для мягкотелых животных (дождевые черви, медузы). Полостная жидкость,

заключённая

внутри

мышечных

стенок,

оказывает

давление

на

мышцы;

давление

этой

жидкости

и

противодействующее ему сокращение мышц помогает животному поддерживать форму тела.

Экзоскелет. Наружный скелет характерен для большинства беспозвоночных, у которых он представлен в виде

раковины (многие одноклеточные животные, моллюски) или кутикулы (хитиновый панцирь у раков, крабов, креветок

пропитан известью). К кутикуле также прикрепляются различные мышцы.

Надо отметить, что наружный скелет имеет и свои недостатки: он не растет вместе с животным, и во время роста

необходимо несколько раз линять, при этом животное становится беззащитным и становится легкой добычей для

врагов.

Эндоскелет (или внутренний скелет) состоит из костей, хрящей, суставов и связок, прикрепляющихся друг к другу

мышцами. Эндоскелетом обладают позвоночные животные (рыбы, лягушки, ящерицы, птицы, звери, человек).

Из беспозвоночных примитивный внутренний скелет имеют некоторые простейшие (радиолярии) и головоногие

моллюски (кальмары, осьминоги), иглокожие (морская звезда).

У позвоночных внутренний скелет образован тремя отделами: скелетом головы, скелетом туловища и скелетом

конечностей. Образован он из костной или хрящевой ткани.

Скелет - выполняет ряд функций биологического и механического значения: появление твёрдого скелета (наружный

скелет беспозвоночных) позволило защитить организм от вредных внешних влияний окружающей среды. Появление

эндоскелета у позвоночных стало каркасом (опорой и поддержкой) для мягких тканей.

Механическая функция проявляется способностью осуществлять опору (прикрепление мышц к костям), движение

(определённое костей) и защиту (грудная клетка защищает легкие, позвоночник защищает спинной мозг).

Раздаточный материал

Развитая мускулатура, плотное

тело, сильные когти

Амёба, эвглена,

инфузория-туфелька

Развитая мускулатура, плотное

тело, сильные когти

Амёба, эвглена,

инфузория-туфелька

Крылья, обтекаемая форма тела,

легкие, полые кости, перьевой

покров,

воздушные мешки, редукция

зубов. Кожистая перепонка,

способность к эхолокации.

Насекомые, птицы,

летучие мыши

Крылья, обтекаемая форма тела,

легкие, полые кости, перьевой

покров,

воздушные мешки, редукция

зубов. Кожистая перепонка,

способность к эхолокации.

Насекомые, птицы,

летучие мыши

Дождевой червь, крот,

медведка

Дождевой червь, крот,

медведка

Ложноножки, реснички,

жгутики

Ложноножки, реснички,

жгутики

Обтекаемая форма тела,

плавники, плавательная

перепонка, развитая

мускулатура. Реактивное

движение.

Рыбы, млекопитающие,

змеи, водоплавающие

птицы.

Обтекаемая форма тела,

плавники, плавательная

перепонка, развитая

мускулатура. Реактивное

движение.

Рыбы, млекопитающие,

змеи, водоплавающие

птицы.

Человек, медведь

Человек, медведь

Мощные пятипалые

стопоходящие лапы, сильные

когти.

Роговые копыта на

концах пальцев.

Сильные ноги.

Мощные пятипалые

стопоходящие лапы, сильные

когти.

Роговые копыта на

концах пальцев.

Сильные ноги

Сильные, средней длины ноги,

острые когти. Опора на

подушечку 4 пальцев. Крепкие

мышцы и кости.

Кошки, собаки, лисы,

волки.

Сильные, средней длины ноги,

острые когти. Опора на

подушечку 4 пальцев. Крепкие

мышцы и кости.

Кошки, собаки, лисы,

волки.

Лошади, лоси, косули

Лошади, лоси, косули

Развитая мускулатура, плотное

тело, сильные когти

Амёба, эвглена,

инфузория-туфелька

Развитая мускулатура, плотное

тело, сильные когти

Амёба, эвглена,

инфузория-туфелька

Крылья, обтекаемая форма тела,

легкие, полые кости, перьевой

покров,

воздушные мешки, редукция

зубов. Кожистая перепонка,

способность к эхолокации.

Насекомые, птицы,

летучие мыши

Крылья, обтекаемая форма тела,

легкие, полые кости, перьевой

покров,

воздушные мешки, редукция

зубов. Кожистая перепонка,

способность к эхолокации.

Насекомые, птицы,

летучие мыши

Дождевой червь, крот,

медведка

Дождевой червь, крот,

медведка

Ложноножки, реснички,

жгутики

Ложноножки, реснички,

жгутики

Обтекаемая форма тела,

плавники, плавательная

перепонка, развитая

мускулатура. Реактивное

движение.

Рыбы, млекопитающие,

змеи, водоплавающие

птицы.

Обтекаемая форма тела,

плавники, плавательная

перепонка, развитая

мускулатура. Реактивное

движение.

Рыбы, млекопитающие,

змеи, водоплавающие

птицы.

Человек, медведь

Человек, медведь

Мощные пятипалые

стопоходящие лапы, сильные

когти.

Роговые копыта на

концах пальцев.

Сильные ноги.

Мощные пятипалые

стопоходящие лапы, сильные

когти.

Роговые копыта на

концах пальцев.

Сильные ноги

Сильные, средней длины ноги,

острые когти. Опора на

подушечку 4 пальцев. Крепкие

мышцы и кости.

Кошки, собаки, лисы,

волки.

Сильные, средней длины ноги,

острые когти. Опора на

подушечку 4 пальцев. Крепкие

мышцы и кости.

Кошки, собаки, лисы,

волки.

Лошади, лоси, косули

Лошади, лоси, косули



В раздел образования