Напоминание

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста


Автор: Голубева Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2055
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психологические особенности развития детей

дошкольного возраста

Воспитатель

ГБОУ Школа № 2055

Голубева И

. А.

Статья посвящена психологическим особенностям детей дошкольного возраста

всесторонне изученным, благодаря рассмотрению с разных ракурсов. В первую очередь

рассмотрены основные критерии психологического здоровья дошкольника. В системе

образования и воспитания основополагающим является объём усвоенных знаний, тогда как

психологическое

здоровье

личности

отходит

на

второй

план.

Отсюда

отсутствие

удовлетворённости жизнью, всевозможные страхи и фобии. Взаимоотношения в семье

играют важную роль в становлении личности ребёнка, крайне важна взаимосвязь педагог -

родители. При верной расстановке ролей дома и в общеобразовательном учреждении развитие

ребёнка будет правильным. Приведены внешние факторы воздействия, а именно социальная

ситуация, приобщение ко взрослой жизни посредством игры, и внутренние особенности

дошкольника.

Ключевые слова:

игра, игровая деятельность, интеллектуальное, концентрация,

материальный, моторное типы внимания, ориентировочная и исполнительная части

психического становления, память, перцептивный, психологическое здоровье личности, семья,

сенсорное, социальная ситуация, умственный уровни восприятия, уровни развития игры

Key words: psychological health personality, family, social situation, game, gaming activity, the levels

of development of the game, tentative and Executive of the mental formation, sensory, intellectual,

motor types attention, tangible, percep- tual, mental levels of perception, memory, concentration.

Психологические особенности детей дошкольного возраста всесторонне изучены, благодаря

рассмотрению с разных ракурсов. В первую очередь рассмотрены основные критерии

психологического

здоровья

дошкольника.

В

системе

образования

и

воспитания

основополагающим является объём усвоенных знаний, тогда как психологическое здоровье

личности

отходит

на

второй

план.

Отсюда

отсутствие

удовлетворённости

жизнью,

всевозможные страхи и фобии. Взаимоотношения в семье играют важную роль в становлении

личности ребёнка, крайне важна взаимосвязь педагог-родители. При верной расстановке ролей

дома и в общеобразовательном учреждении развитие ребёнка будет правильным. Приведены

внешние факторы воздействия, а именно социальная ситуация, приобщение ко взрослой жизни

посредством

игры,

и

внутренние

особенности

дошкольника.

Особенности

внимания

дошкольника на каждом году жизни претерпевают значительные изменения, их следует

рассматривать в динамике и во всех проявлениях (сенсорное, интеллектуальное, моторное).

Данная возрастная категория разделена на три этапа становления личности, для более

детального рассмотрения психологических особенностей на каждом из них.

Каждому родителю, воспитывающему ребенка 3-6 лет, следует знать психологические

особенности

детей

дошкольного

возраста.

В

это

время

стремительно

развиваются

познавательные процессы, закладываются основные личностные особенности будущего

полноправного члена общества, его морально-нравственная и эмоционально-волевая сфера. Для

того чтобы ребенок вырос здоровой и гармоничной личностью, потребуется создать

благоприятные условия для его развития.

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает

следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального

фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В

дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи

и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое,

высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного

детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности,

он так важен» (Леонтьев А. Н. 1959).

В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к

окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте

возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка

побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в

дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение (Смирнова Е. О.

2003).

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания

новой социальной ситуации развития.

К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного

возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и

окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л. С.

Выготский назвал социальной ситуацией развития.

Л. С. Выготский (2006) подчеркивает, что социальная ситуация «определяет целиком и

полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые

свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника

развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным».

Согласно Д. Б. Эльконину (Эльконин Д. Б. 1998), дошкольный возраст вращается вокруг своего

центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач. Взрослый здесь выступает в

обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений

(взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития

автор видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная

его потребность жить вместе с окружающими людьми.

В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его

деятельности происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение

этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания.

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время

происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным

миром.

В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия

с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил

ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку.

Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к

самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще

недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление

настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о

том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в

направлении

предоставления

малышу

большей

самостоятельности

и

обогащения

его

деятельности новым содержанием

.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам»

прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не

фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к

самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру

ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых

действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому

ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Использованные источники:

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2011, 414 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.

3.

Обухова

Л.Ф.

Детская

возрастная

психология:

Учебное

пособие

для

вузов.

-

М.: Педагогическое общество России, 2000.-443 с

4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

5. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. - М., 1995.

6. Практикум по возрастной психологии.- СПб.: Речь, 2011.-682 с.

7. Психология детства: Учебник/ Под ред. А. А. Реана. -СПб.:Прайм - Еврознак, 2003.- 350 с.

8. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. - М., 2003.6. Пеня,

Т.Г. Комплекс искусств в формировании художественно-творческих способностей учащихся /

Т.Г. Пеня // Начальная школа. — 1987. — №3.

7. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн., 2001.



В раздел образования