Автор: Колпакова Ирина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ОГКОУ "Центр ППМС "Доверие"
Населённый пункт: Ульяновская область, Майнский район, село Тагай, улица Интернатская, дом 1.
Наименование материала: рабочая программа коррекционного курса
Тема: Логопедическая коррекция
Раздел: среднее образование
Областное государственное казённое образовательное учреждение
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
«Доверие»
Рабочая программа
курса «Логопедическая коррекция»
для 6-го класса
Составитель:
Колпакова И.А., учитель-логопед
высшей квалификационной категории.
Ульяновская область,
Майнский район,
с. Тагай.
2022 г.
I. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по курсу «Логопедическая коррекция»
разработана для обучающихся 6-го класса с дизорфографией, обусловленной
общим недоразвитием речи на фоне задержки психического развития и
легкой умственной отсталости.
Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых
документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
№
273;
-
Концепция
специального
федерального
государственного
образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями
здоровья;
- Федеральный государственный образовательный стандарт
начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
- адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования для детей с задержкой психического развития ОГКОУ
«Центр ППМС «Доверие»;
-
Устав
областного
государственного
казённого
образовательного
учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи «Доверие»;
- Инструктивное письмо от 14.12.2000 №2 Министерства образования РФ
об организации работы логопедического пункта общеобразовательного
учреждения.
Цель программы: коррекция недостатков письменной речи учащихся 6
класса с задержкой психического развития и легкой степенью умственной
отсталости.
Задачи программы.
-
формирование прочных навыков грамотного письма;
-повышение уровня общего речевого развития путём уточнения, расширения
и активизации словаря учащихся; развития навыков словоизменения и
словообразования; развития связной устной и письменной речи;
- развитие логического и образного мышления;
- развитие устойчивого интереса к урокам русского языка.
II. Общая характеристика курса.
Содержание логопедической работы ориентировано на грамматические
темы. Каждая тема связана с усвоением частей речи, включает работу по
дифференциации
грамматических
и
семантических
признаков
слов,
упражнения в правильном их использовании в речи
.
Работа с текстом включена во все этапы. С помощью осваиваемых
языковых средств обучающиеся
конструируют тексты и знакомятся с
некоторыми закономерностями построения монологического высказывания,
т.е. усваивают основные законы структурирования текста.
Основное внимание уделяется формированию навыка грамотного письма. С
этой целью используются различные формы работы: письмо под диктовку,
списывание с печатного текста, выполнение грамматических упражнений,
составление и анализ слов, словосочетаний, предложений, текстов.
Программа состоит из четырех разделов: «Развитие фонематического
анализа и синтеза. Состав слова», «Части речи», «Развитие анализа
структуры предложения», «Развитие анализа структуры текста».
Раздел «Развитие фонематического анализа и синтеза. Состав слова»
закрепляет у учащихся навыки правописания ударных и безударных гласных
в корне слова; звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Проводится
коррекция
наиболее
распространенных
орфографических
ошибок
по
правописанию гласных О-А в корнях слов, приставок и предлогов.
Закрепляется навык разбора слова по составу.
В разделе «Части речи» проводится работа по закреплению знаний об
основных
грамматических
характеристиках
прилагательного,
существительного и глагола; закрепляются навыки словоизменения, навыки
практического употребления существительных, прилагательных и глаголов в
устной и письменной речи как в составе словосочетаний и предложений, так
и в составе текстов и монологических высказываний.
В
разделе «Развитие анализа структуры предложения» учащиеся
тренируются в выделении главных, второстепенных, однородных членов
предложения,
в
составлении
схем
предложений;
знакомятся
с
распространенными
и
нераспространенными,
простыми
и
сложными
предложениями; отрабатываются навыки правильного пунктуационного
оформления предложений с однородными членами, сложных предложений с
союзами.
Раздел «Развитие анализа структуры текста» направлен на развитие у
учащихся связной речи, умения пересказывать прочитанное; освоение
различных видов пересказа. Учащиеся практикуются в продуцировании
самостоятельных связных высказываний и отражении их в письменной
форме. Закрепляется понятие «Текст», его основные характеристики;
формируется умение выделять основную мысль текста, составлять план,
осуществлять изложение текста с опорой на план.
III. Место курса в учебном плане.
Согласно учебному плану ОГКОУ «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной
помощи «Доверие»
на логопедическую
коррекцию в 6 классе отводится два часа в неделю, 68 часов в год (с
учетом 34 учебных недель).
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса.
Личностными результатами освоения курса являются:
-
повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и
познавательные мотивы;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- развитие коммуникативной культуры и навыков учебного сотрудничества;
- развитие таких качеств, как воля, целеустремленность,
трудолюбие,
дисциплинированность.
Метапредметными результатами являются:
- умение работать по предложенному учителем плану;
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- развитие исследовательских учебных действий: находить ответы на
вопросы в тексте, иллюстрациях;
- умение работать в паре, группе;
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля,
самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Предметными результатами прохождения данной программы является
восполнение пробелов в развитии устной и письменной речи, освоение
программного материала по русскому языку в соответствии с требованиями,
умение грамотно писать под диктовку, излагать на письме свои мысли,
применять на практике изученные правила.
V. Содержание курса.
Раздел 1. Развитие фонематического анализа и синтеза. Состав слова (10
часов).
Ударные и безударные гласные. Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие
согласные. Корень и однокоренные слова. Чередование гласных О-А в
корнях -лож-, -лаг-;-рос-, -раст-, -ращ-. Чередование гласных О-А в корнях -
кос-, -кас-; -гор-, -гар-. Приставка, суффикс, окончание. Приставка и предлог.
Разделительный ъ с приставками. Правописание гласных в приставках –пре-,
-при-. Правописание согласных в приставках.
Раздел 2. Части речи ( 25 часов)
Имя
существительное.
Основные
грамматические
признаки
существительного.
Существительные
собственные
и
нарицательные.
Существительные с шипящими на конце. Три типа склонения имён
существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.
Склонение имён существительных во множественном числе. Несклоняемые
имена существительные. Имена существительными, употребляемые только в
единственном числе. Имена существительные, употребляемые только во
множественном числе. Согласование местоимений с существительными.
Согласование
порядковых
числительных
с
существительными.
Имя
прилагательное.
Основные
грамматические
признаки.
Род
имен
прилагательных. Число имён прилагательных. Склонение прилагательных.
Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные, употребляемые в
переносном
значении.
Глагол.
Основные
грамматические
признаки.
Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глаголов. Изменение
глагола по временам. Частица не с глаголами.
Раздел 3. Развитие анализа структуры предложения (22 часа).
Предложение. Тип предложения по цели высказывания. Главные и
второстепенные
члены
предложения.
Распространенное
и
нераспространенное предложение. Простое предложение с однородными
членами. Сложное предложение с союзами и, а, но. Обращение. Место
обращения в предложении.
Раздел 4. Развитие анализа структуры текста (22 часа
)
Текст. Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста. Работа со
сплошным текстом. Составление текста из предложений, данных в разбивку.
Составление текста из деформированных предложений. План текста.
Подробное изложение повествовательных текстов. Подробное изложение с
творческими дополнениями. Сжатое изложение. Выборочное изложение.
VI. Учебно-тематический план.
№
п/п
Название раздела
Количество часов
1
Развитие фонематического анализа и
синтеза. Состав слова.
10
2
Части речи
25
3
Развитие
анализа
структуры
предложения
11
4
Развитие
анализа
структуры
предложения
22
Общее
количеств
о часов
68
VII. Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения.
Учебно-методическое обеспечение:
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной
работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.;
- Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на -
Дону, 2004г.;
- Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой. М., 1995г.;
- Логопедия: теория и практика/ под ред. Т.Б. Филичевой. М., 2017 г.;
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у
младших школьников: уч. Пособие. М.,1995г.;
- Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных)
образовательных учреждений. М., АКАДЕМА 2010.
- Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных
(коррекционных) школ. М., АКАДЕМА 2012.
- Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебно-
методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений. Часть 1. Лексика. Состав
слова и словообразование. Имя существительное. Имя прилагательное. М.,
ВЛАДОС, 2011.
- Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебно-
методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений.
Часть
2.Глагол.
Местоимение. Причастие. М., ВЛАДОС, 2009.
-
Прищепова
И.В.
Дизорфография
младших
школьников.
Учебно-
методическое пособие. Издательство КАРО, Сп-б., 2011.
Материально-техническое обеспечение:
- наборы предметных и сюжетных картин;
- раздаточный материал (карточки с заданиями);
- опорные таблицы;
- компьютер, интерактивная доска, компьютерные презентации.
VIII. Планируемые результаты изучения курса.
Обучающиеся должны знать:
- морфологические признаки частей речи;
- состав и названия частей слова;
- признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков
и букв;
- правописание гласных в корнях слов;
- правописание предлогов и приставок;
- правописание Ъ с приставками;
- синтаксические единицы, знаки препинания при них;
- виды предложений
- структуру текста.
Обучающиеся должны уметь:
- различать морфологические и грамматические признаки частей речи;
- проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.);
-
доказывать
написание
звуков
буквами,
имеющих
акустико-
артикуляционное
сходство
по
твердости
–
мягкости,
ударности
–
безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;
-
дифференцировать
основные
синтаксические
единицы,
правильно
употреблять знаки препинания;
- проводить анализ текста, составлять план;
- устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах;
- осуществлять подробное, сжатое, выборочное изложение текста.