Напоминание

Логопедическая коррекция


Автор: Колпакова Ирина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ОГКОУ "Центр ППМС "Доверие"
Населённый пункт: Ульяновская область, Майнский район, село Тагай, улица Интернатская, дом 1.
Наименование материала: рабочая программа коррекционного курса
Тема: Логопедическая коррекция
Раздел: среднее образование





Назад




Областное государственное казённое образовательное учреждение

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

«Доверие»

Рабочая программа

курса «Логопедическая коррекция»

для 6-го класса

Составитель:

Колпакова И.А., учитель-логопед

высшей квалификационной категории.

Ульяновская область,

Майнский район,

с. Тагай.

2022 г.

I. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по курсу «Логопедическая коррекция»

разработана для обучающихся 6-го класса с дизорфографией, обусловленной

общим недоразвитием речи на фоне задержки психического развития и

легкой умственной отсталости.

Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых

документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

273;

-

Концепция

специального

федерального

государственного

образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями

здоровья;

- Федеральный государственный образовательный стандарт

начального

общего образования обучающихся с задержкой психического развития;

- адаптированная основная общеобразовательная программа начального

общего образования для детей с задержкой психического развития ОГКОУ

«Центр ППМС «Доверие»;

-

Устав

областного

государственного

казённого

образовательного

учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной

помощи «Доверие»;

- Инструктивное письмо от 14.12.2000 №2 Министерства образования РФ

об организации работы логопедического пункта общеобразовательного

учреждения.

Цель программы: коррекция недостатков письменной речи учащихся 6

класса с задержкой психического развития и легкой степенью умственной

отсталости.

Задачи программы.

-

формирование прочных навыков грамотного письма;

-повышение уровня общего речевого развития путём уточнения, расширения

и активизации словаря учащихся; развития навыков словоизменения и

словообразования; развития связной устной и письменной речи;

- развитие логического и образного мышления;

- развитие устойчивого интереса к урокам русского языка.

II. Общая характеристика курса.

Содержание логопедической работы ориентировано на грамматические

темы. Каждая тема связана с усвоением частей речи, включает работу по

дифференциации

грамматических

и

семантических

признаков

слов,

упражнения в правильном их использовании в речи

.

Работа с текстом включена во все этапы. С помощью осваиваемых

языковых средств обучающиеся

конструируют тексты и знакомятся с

некоторыми закономерностями построения монологического высказывания,

т.е. усваивают основные законы структурирования текста.

Основное внимание уделяется формированию навыка грамотного письма. С

этой целью используются различные формы работы: письмо под диктовку,

списывание с печатного текста, выполнение грамматических упражнений,

составление и анализ слов, словосочетаний, предложений, текстов.

Программа состоит из четырех разделов: «Развитие фонематического

анализа и синтеза. Состав слова», «Части речи», «Развитие анализа

структуры предложения», «Развитие анализа структуры текста».

Раздел «Развитие фонематического анализа и синтеза. Состав слова»

закрепляет у учащихся навыки правописания ударных и безударных гласных

в корне слова; звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Проводится

коррекция

наиболее

распространенных

орфографических

ошибок

по

правописанию гласных О-А в корнях слов, приставок и предлогов.

Закрепляется навык разбора слова по составу.

В разделе «Части речи» проводится работа по закреплению знаний об

основных

грамматических

характеристиках

прилагательного,

существительного и глагола; закрепляются навыки словоизменения, навыки

практического употребления существительных, прилагательных и глаголов в

устной и письменной речи как в составе словосочетаний и предложений, так

и в составе текстов и монологических высказываний.

В

разделе «Развитие анализа структуры предложения» учащиеся

тренируются в выделении главных, второстепенных, однородных членов

предложения,

в

составлении

схем

предложений;

знакомятся

с

распространенными

и

нераспространенными,

простыми

и

сложными

предложениями; отрабатываются навыки правильного пунктуационного

оформления предложений с однородными членами, сложных предложений с

союзами.

Раздел «Развитие анализа структуры текста» направлен на развитие у

учащихся связной речи, умения пересказывать прочитанное; освоение

различных видов пересказа. Учащиеся практикуются в продуцировании

самостоятельных связных высказываний и отражении их в письменной

форме. Закрепляется понятие «Текст», его основные характеристики;

формируется умение выделять основную мысль текста, составлять план,

осуществлять изложение текста с опорой на план.

III. Место курса в учебном плане.

Согласно учебному плану ОГКОУ «Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной

помощи «Доверие»

на логопедическую

коррекцию в 6 классе отводится два часа в неделю, 68 часов в год (с

учетом 34 учебных недель).

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

курса.

Личностными результатами освоения курса являются:

-

повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и

познавательные мотивы;

- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

- развитие коммуникативной культуры и навыков учебного сотрудничества;

- развитие таких качеств, как воля, целеустремленность,

трудолюбие,

дисциплинированность.

Метапредметными результатами являются:

- умение работать по предложенному учителем плану;

- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- развитие исследовательских учебных действий: находить ответы на

вопросы в тексте, иллюстрациях;

- умение работать в паре, группе;

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно

пересказывать небольшие тексты.

- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля,

самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Предметными результатами прохождения данной программы является

восполнение пробелов в развитии устной и письменной речи, освоение

программного материала по русскому языку в соответствии с требованиями,

умение грамотно писать под диктовку, излагать на письме свои мысли,

применять на практике изученные правила.

V. Содержание курса.

Раздел 1. Развитие фонематического анализа и синтеза. Состав слова (10

часов).

Ударные и безударные гласные. Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие

согласные. Корень и однокоренные слова. Чередование гласных О-А в

корнях -лож-, -лаг-;-рос-, -раст-, -ращ-. Чередование гласных О-А в корнях -

кос-, -кас-; -гор-, -гар-. Приставка, суффикс, окончание. Приставка и предлог.

Разделительный ъ с приставками. Правописание гласных в приставках –пре-,

-при-. Правописание согласных в приставках.

Раздел 2. Части речи ( 25 часов)

Имя

существительное.

Основные

грамматические

признаки

существительного.

Существительные

собственные

и

нарицательные.

Существительные с шипящими на конце. Три типа склонения имён

существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Склонение имён существительных во множественном числе. Несклоняемые

имена существительные. Имена существительными, употребляемые только в

единственном числе. Имена существительные, употребляемые только во

множественном числе. Согласование местоимений с существительными.

Согласование

порядковых

числительных

с

существительными.

Имя

прилагательное.

Основные

грамматические

признаки.

Род

имен

прилагательных. Число имён прилагательных. Склонение прилагательных.

Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные, употребляемые в

переносном

значении.

Глагол.

Основные

грамматические

признаки.

Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глаголов. Изменение

глагола по временам. Частица не с глаголами.

Раздел 3. Развитие анализа структуры предложения (22 часа).

Предложение. Тип предложения по цели высказывания. Главные и

второстепенные

члены

предложения.

Распространенное

и

нераспространенное предложение. Простое предложение с однородными

членами. Сложное предложение с союзами и, а, но. Обращение. Место

обращения в предложении.

Раздел 4. Развитие анализа структуры текста (22 часа

)

Текст. Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста. Работа со

сплошным текстом. Составление текста из предложений, данных в разбивку.

Составление текста из деформированных предложений. План текста.

Подробное изложение повествовательных текстов. Подробное изложение с

творческими дополнениями. Сжатое изложение. Выборочное изложение.

VI. Учебно-тематический план.

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Развитие фонематического анализа и

синтеза. Состав слова.

10

2

Части речи

25

3

Развитие

анализа

структуры

предложения

11

4

Развитие

анализа

структуры

предложения

22

Общее

количеств

о часов

68

VII. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения.

Учебно-методическое обеспечение:

- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной

работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.;

- Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на -

Дону, 2004г.;

- Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой. М., 1995г.;

- Логопедия: теория и практика/ под ред. Т.Б. Филичевой. М., 2017 г.;

- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у

младших школьников: уч. Пособие. М.,1995г.;

- Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных)

образовательных учреждений. М., АКАДЕМА 2010.

- Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных

(коррекционных) школ. М., АКАДЕМА 2012.

- Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебно-

методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных

(коррекционных) образовательных учреждений. Часть 1. Лексика. Состав

слова и словообразование. Имя существительное. Имя прилагательное. М.,

ВЛАДОС, 2011.

- Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебно-

методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений.

Часть

2.Глагол.

Местоимение. Причастие. М., ВЛАДОС, 2009.

-

Прищепова

И.В.

Дизорфография

младших

школьников.

Учебно-

методическое пособие. Издательство КАРО, Сп-б., 2011.

Материально-техническое обеспечение:

- наборы предметных и сюжетных картин;

- раздаточный материал (карточки с заданиями);

- опорные таблицы;

- компьютер, интерактивная доска, компьютерные презентации.

VIII. Планируемые результаты изучения курса.

Обучающиеся должны знать:

- морфологические признаки частей речи;

- состав и названия частей слова;

- признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков

и букв;

- правописание гласных в корнях слов;

- правописание предлогов и приставок;

- правописание Ъ с приставками;

- синтаксические единицы, знаки препинания при них;

- виды предложений

- структуру текста.

Обучающиеся должны уметь:

- различать морфологические и грамматические признаки частей речи;

- проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.);

-

доказывать

написание

звуков

буквами,

имеющих

акустико-

артикуляционное

сходство

по

твердости

мягкости,

ударности

безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;

-

дифференцировать

основные

синтаксические

единицы,

правильно

употреблять знаки препинания;

- проводить анализ текста, составлять план;

- устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах;

- осуществлять подробное, сжатое, выборочное изложение текста.



В раздел образования