Напоминание

Экологическое воспитание на уроках биологии в старших классах.


Автор: Лапшина Ольга Павловна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: Лицей Тюменского Индустриального Университета
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическое воспитание на уроках биологии в старших классах.
Раздел: среднее образование





Назад




Экологическое воспитание на уроках биологии в старших

классах.

Биология – одна из фундаментальных наук, на которых держится познание

окружающего мира. Главный объект исследований – окружающая среда во всем

многообразии и сложности, ее природа и сложные изменения, происходящие

вследствие естественных циклических колебаний и в результате усиливающегося

и многократно усложняющегося антропогенного воздействия. Школьный курс

биологии обладает исключительными возможностями для эффективного

экологического образования и воспитания школьников. При планировании уроков

я усиливаю экологическую направленность за счет более глубокого анализа и

осмысления с позиций современной экологии всех процессов и явлений,

происходящих в окружающей природной среде. Именно сейчас цели изменились,

и мы обязаны готовить каждого своего ученика к жизни, т.е. к поведению в

природе, в обществе, в государстве, на производстве, осознавая всю серьезность

влияния на окружающую среду.

Сегодня федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед

каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, задачи формирования

нового человека, повышения его творческой активности. Для нынешнего времени

важно понять, что вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально

развитую личность, стремящуюся к познанию. Именно сейчас важен в работе

учителя биологии творческий подход к организации учебной деятельности.

В процессе формирования экологических знаний на уроках использую следующие

методы учебно-исследовательской и практической деятельности учащихся:

- наблюдение прямое, косвенное с целью описания биотических и абиотических

компонентов природных систем и влияние на них деятельности человека;

- экспериментирование: формулирование проблемы, гипотезы и

исследовательской задачи, составление плана, проведение вариантов опыта,

оформление результатов;

- моделирование проектов решения экологических проблем;

- анкетирование, опрос, беседы.

По форме проведения уроки экологической направленности применяю самые

разнообразные: уроки заочного путешествия, семинары, ролевые и деловые игры,

практикумы, дискуссии, коллективные и индивидуальные проекты. При изучении

курса уделяю большое внимание экологически проблемам своего города,

области.

Обсуждение экологических проблем планирую в следующей последовательности:

При изучении темы " Основы экологии" в 10 классе наиболее подробно

рассматривается воздействие человека на окружающую среду.

При изучении темы «Экосистемы» в 11 классе рассматриваем особенности

взаимоотношения организма и окружающей среды. Дети учатся выделять

экологические факторы, их виды , приводить примеры.

Тема «Биологические основы охраны природы» знакомит обучающихся с особо

охраняемыми природными территориями в нашей стране, также мы

рассматриваем и в Тюменской области. Используя дополнительные источники

информации, готовят сообщения об особо охраняемых природных территориях

нашего региона.

Я выстраиваю экологическое воспитание так, чтобы процесс познания стал

интересным, значимым и для педагога и для учащихся. На мой взгляд, только

при этом условии удастся изменить систему моральных ценностей молодежи,

перевести ее с хищническо-потребительской эгоистической позиции на пути

совершенствования экологического сознания и нравственного развития лично.

Однако не только курс биологии рассматривает экологические проблемы на трёх

уровнях: глобальном, региональном и на основе краеведческого подхода -

локальном.



В раздел образования