Автор: Шабаева Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Детский дом "Надежда" города Белово"
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы социализации детей -сирот
Раздел: среднее образование
Проблемы социализации детей-сирот
Социализация представляет собой процесс взаимодействия личности и
общества, в ходе которого человеком усваиваются знания, убеждения,
умения, социальные нормы, правила, роли, принятые в данном обществе, при
собственной активности и чужого влияния.
У детей воспитывающихся в детском доме, социалицация часто происходит
таким образом, что совершенно не укладывается в допустимые нормы.
Проблемы детей-сирот стояли перед обществом всегда и, скорее всего, будут
стоять в ближайшем будущем. Дети, оставшиеся без попечения родителей,
есть в любом обществе, не зависимо от того, богатое оно или бедное, так как
никто не застрахован от тех рисков, которые могут нас ожидать. В настоящее
время основной контингент детских домов, составляют дети, которые
воспитываются там при живых родителях (социальные сироты). Это дети,
чьи родители отказались от их воспитания, или лишены родительских прав,
из-за невыполнения своих обязанностей.
Проблемы социализации сирот отличаются особой сложностью. Для
включения социальных сирот в нормальную жизнь, для их приобщения к
социальным ценностям и нормам необходимо изменить сам образ жизни их в
детстве, их отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему,
отношение к ближайшему окружению и обществу в целом.
Социализация не прекращается с попаданием ребенка в детский дом, она
идет своим чередом, но весь вопрос состоит в том, каким образом она
продолжается и чем отличается от семейной, какие последствия имеет для
дальнейшего развития личности.
У ребенка, воспитывающегося в школе-интернате, практически нет «личного
пространства», дающего ему возможность уединиться, побыть одному. С
некоторой долей условности личным пространством можно счесть тумбочку
с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется
воспитателем. Жизнь в интернате в силу известных обстоятельств вынуждает
детей постоянно находиться «на публике». Жестко регламентирован и режим
проживания - когда воспитанникам следует вставать, принимать пищу,
играть, учиться, спать. Организация жизни в школе-интернате задает
воспитаннику необходимость исполнять четко очерченные социальные роли
ученика или воспитанника. Длительное время, находясь в рамках этих
ролей, ребенок теряет способность к проявлению собственной
индивидуальности и к свободному самовыражению, что и не позволяет ему в
конечном итоге обрести опору в самом себе.
Наиболее серьезным следствием сиротства является утрата «доверия к
миру», без которого становится принципиально невозможным развитие
таких важнейших качеств личности, как самостоятельность, инициативность,
социальная компетентность, умение трудиться.
Трудности в профессиональном самоопределении подростков-воспитанников
школы-интерната вызваны низким уровнем их интеллектуального развития,
несформированностью у них познавательных процессов (мышления, памяти,
воображения), неадекватной самооценкой. Они сомневаются, понравится ли
им учиться, смогут ли они учиться, с какими трудностями могут столкнуться,
как решить ту или иную проблему, к кому можно будет обратиться за
помощью.
Успех подготовки школьников к самостоятельной жизни возможен только
при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы
взаимодействия на учащихся, складывающейся из нескольких звеньев, где
ведущем звеном является коррекционные занятия по социально – бытовой
ориентировке. Они направлены на практическую подготовку детей к
самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений,
способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего
развития учащихся.
Важнейшим звеном системы является воспитательная работа, которая в
комплексе с учебной работой, помогает достичь желаемых результатов. В
ходе воспитательной работы расширяется, дополняется трудовое,
нравственное, эстетическое воздействие на ребёнка. Главное условие успеха
– участие детей в ежедневной разнообразной практической деятельности.
Эффективность подготовки школьников к жизни через систему внеклассной
и урочной работы зависит от согласованности действий учителя и
воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга.
Важно помнить, что дети, о которых идет речь - это дети из неблагополучных
семей. Никто, кроме государства, фондов поддержки и сострадающих
сограждан, не будет оказывать им поддержку, рассчитывать придётся только
на себя, на свои возможности.