Напоминание

Проблемы социализации детей -сирот


Автор: Шабаева Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Детский дом "Надежда" города Белово"
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы социализации детей -сирот
Раздел: среднее образование





Назад




Проблемы социализации детей-сирот

Социализация представляет собой процесс взаимодействия личности и

общества, в ходе которого человеком усваиваются знания, убеждения,

умения, социальные нормы, правила, роли, принятые в данном обществе, при

собственной активности и чужого влияния.

У детей воспитывающихся в детском доме, социалицация часто происходит

таким образом, что совершенно не укладывается в допустимые нормы.

Проблемы детей-сирот стояли перед обществом всегда и, скорее всего, будут

стоять в ближайшем будущем. Дети, оставшиеся без попечения родителей,

есть в любом обществе, не зависимо от того, богатое оно или бедное, так как

никто не застрахован от тех рисков, которые могут нас ожидать. В настоящее

время основной контингент детских домов, составляют дети, которые

воспитываются там при живых родителях (социальные сироты). Это дети,

чьи родители отказались от их воспитания, или лишены родительских прав,

из-за невыполнения своих обязанностей.

Проблемы социализации сирот отличаются особой сложностью. Для

включения социальных сирот в нормальную жизнь, для их приобщения к

социальным ценностям и нормам необходимо изменить сам образ жизни их в

детстве, их отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему,

отношение к ближайшему окружению и обществу в целом.

Социализация не прекращается с попаданием ребенка в детский дом, она

идет своим чередом, но весь вопрос состоит в том, каким образом она

продолжается и чем отличается от семейной, какие последствия имеет для

дальнейшего развития личности.

У ребенка, воспитывающегося в школе-интернате, практически нет «личного

пространства», дающего ему возможность уединиться, побыть одному. С

некоторой долей условности личным пространством можно счесть тумбочку

с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется

воспитателем. Жизнь в интернате в силу известных обстоятельств вынуждает

детей постоянно находиться «на публике». Жестко регламентирован и режим

проживания - когда воспитанникам следует вставать, принимать пищу,

играть, учиться, спать. Организация жизни в школе-интернате задает

воспитаннику необходимость исполнять четко очерченные социальные роли

ученика или воспитанника. Длительное время, находясь в рамках этих

ролей, ребенок теряет способность к проявлению собственной

индивидуальности и к свободному самовыражению, что и не позволяет ему в

конечном итоге обрести опору в самом себе.

Наиболее серьезным следствием сиротства является утрата «доверия к

миру», без которого становится принципиально невозможным развитие

таких важнейших качеств личности, как самостоятельность, инициативность,

социальная компетентность, умение трудиться.

Трудности в профессиональном самоопределении подростков-воспитанников

школы-интерната вызваны низким уровнем их интеллектуального развития,

несформированностью у них познавательных процессов (мышления, памяти,

воображения), неадекватной самооценкой. Они сомневаются, понравится ли

им учиться, смогут ли они учиться, с какими трудностями могут столкнуться,

как решить ту или иную проблему, к кому можно будет обратиться за

помощью.

Успех подготовки школьников к самостоятельной жизни возможен только

при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы

взаимодействия на учащихся, складывающейся из нескольких звеньев, где

ведущем звеном является коррекционные занятия по социально – бытовой

ориентировке. Они направлены на практическую подготовку детей к

самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений,

способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего

развития учащихся.

Важнейшим звеном системы является воспитательная работа, которая в

комплексе с учебной работой, помогает достичь желаемых результатов. В

ходе воспитательной работы расширяется, дополняется трудовое,

нравственное, эстетическое воздействие на ребёнка. Главное условие успеха

– участие детей в ежедневной разнообразной практической деятельности.

Эффективность подготовки школьников к жизни через систему внеклассной

и урочной работы зависит от согласованности действий учителя и

воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга.

Важно помнить, что дети, о которых идет речь - это дети из неблагополучных

семей. Никто, кроме государства, фондов поддержки и сострадающих

сограждан, не будет оказывать им поддержку, рассчитывать придётся только

на себя, на свои возможности.



В раздел образования