Реализация межпредметных связей через проектную деятельность школьников на уроках информатики
Автор: Кобелева Наталья Владимировна Должность: учитель информатики Учебное заведение: МБОУ "СШ№22" Населённый пункт: Нижневартовск Наименование материала: статья Тема: Реализация межпредметных связей через проектную деятельность школьников на уроках информатики Раздел: среднее образование
Реализация межпредметных связей через проектную деятельность
школьников на уроках информатики базового курса 7-9»
Сегодня, когда стандарты второго поколения внедрились в систему
начального
и
среднего
образования,
работа
педагога
нацелена
не
на
предметный,
а
на
личностный
результат.
Большое
внимание
на
совершенствование
всей
системы
образования
в
стране
оказывает
социальный
заказ
общества
на
творческую,
активную
личность,
способную
проявить
себя
в
неординарных
условиях,
гибко
и
самостоятельно
использовать
приобретенные
знания
в
разнообразных
жизненных ситуациях. Основной целью образования становится развитие
самого
ребенка
как
личности,
его
способностей,
его
творческого
потенциала.
Анализ
собственной
педагогической
деятельности
показал,
что
в
процессе обучения ребята сталкиваются с рядом трудностей: с большим
объемом учебной информации, со сложностью материала, отсутствием
времени на закрепление материала. Как часто наблюдается парадоксальная
картина:
вполне
успешно
занимаясь
на
математике
-
математикой,
на
физике - физикой, на истории - историей, обучаемый не может применить
имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в рамках
другой школьной дисциплины, например, информатики. Это привело меня
к
осознанию
педагогической
проблемы:
недостаточно
развиты
межпредметные связи учебном процессе.
Реализация
межпредметных
связей
помогает
формированию
у
обучающихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи
между ними и поэтому делает знания более значимыми и применимыми.
Межпредметные
связи
помогают
обучающимся
использовать
знания
и
умения, которые они приобрели ранее, при изучении других предметов,
дают
возможность
применять
их
в
конкретных
ситуациях,
при
рассмотрении
частных
вопросов,
как
в
учебной,
так
и
во
внеурочной
деятельности,
в
будущей производственной,
научной
и
общественной
жизни выпускников средней и старшей школы.
С
помощью
многосторонних
межпредметных
связей не только на
качественно
новом
уровне решаются
задачи
обучения,
развития
и
воспитания
обучающихся,
но
также
закладывается
фундамент
для
комплексного видения, подхода и решения сложных
проблем
реальной
действительности.
Именно
поэтому межпредметные связи являются
важным
условием
и
результатом
комплексного
подхода
в
обучении
и
воспитании
школьников.
Эффективным
методом
для
реализации
межпредметных
связей
является
метод
проекта,
он
представляет
возможность интегрировать несколько школьных дисциплин.
Реализация межпредметных связей через проектную деятельность на
уроках информатики способствует решению проблем: увеличения учебной
нагрузки,
отрицательно
влияющей
на
здоровье;
повышает
интерес
к
предмету;
активизирует
мыслительную
деятельность,
заставляет
искать
новые способы познания материала, формирует исследовательский тип
личности, подтверждающие или углубляющие определенные наблюдения,
выводы
при
изучении
различных
предметов,
способствуют
созданию
целостного представления об окружающем мире.
Чтобы
овладеть
методикой
реализации
межпредметных
связей,
учителю важно не только понимать их значения в обучении, но, прежде
всего, необходимо изучить содержание смежных предметов. Этому может
способствовать
умение
различать
отдельные
виды
знаний
и
виды
межпредметных связей.
Реализация межпредметных связей через метод проектов позволяют
мне как педагогу работать более профессионально и – делает процесс
обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.
Выполнение
заданий
с
применением
системы
межпредметных
задач
является
достаточно
эффективным
средством
активизации
учебного
2
процесса. Приведу несколько уроков с использованием метода проекта, с
целью реализации межпредметных связей.
1.
Проект
«Это
нужно
знать
»,
рекомендуется
для
8-х
классов.
Содержательная линия: технология обработки текстовой информации
Тема:
«Стихийные
природные
явления»
(Извержение
вулкана,
смерч,
снегопад,
наводнение,
лавина,
засуха,
землетрясение,
сель,
заморозки,
оползень,
ливни,
ураган,
цунами,
обвал).
Межпредметные
связи:
география,
обж,
информатика.
Тип
проекта:
информационный.
Планируемый результат: создание и оформление мини-газеты «Это нужно
знать», с помощью Microsoft Word.
2.
Проект
«
Кроссворд », рекомендуется для 9-х классов. Содержательная
линия: технология обработки числовой информации.
Тема:
«Питание
и
пищеварение».
Межпредметные
связи:
биология,
информатика. Тип проекта: информационный.
Планируемый результат: кроссворд с автоматической проверкой знаний.
3.
Проект « Справочник », рекомендуется для 9-х классов.
Тема:
«Животные
Австралии»
(Сумчатые,
птицы,
пресмыкающиеся,
морские
животные,
однопроходные,
млекопитающие).
Межпредметные
связи: география, информатика. Тип проекта: информационный, творческо-
исследовательский.
Планируемый результат: получение справочника по выбранной теме
Выполнение на занятиях по информатике заданий с применением
системы
межпредметных
связей
является
достаточно
эффективным
средством активизации учебного процесса, усиления его обучающего и
развивающего эффекта.
Литература
1.
Бессараб
Г.Д.
Интегрированные
уроки
и
формирование
естественнонаучной
грамотности
учащихся. Физика в школе- 2000 - № 5, с.17.
2.
Волошенко Л.Н. Межпредметные связи на уроках информатики//По материалам семинара, 2014.
3.
Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока.- «Учитель».
3
4