Напоминание

"Использование игровых обучающих ситуацией ИОС в практике работы воспитателя ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста"


Автор: Масликова Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ " Детский сад № 125"
Населённый пункт: Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование игровых обучающих ситуацией ИОС в практике работы воспитателя ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование игровых обучающих ситуацией (ИОС)

в практике работы воспитателя ДОУ

с детьми старшего дошкольного возраста»

Масликова Юлия Александровна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 125»

г. Новокузнецк, Кемеровская область

Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности,

которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте

ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому реализация целей и задач

обучения, развития и воспитания детей в дошкольных образовательных

учреждениях осуществляется через игровые элементы.

Реализации технологии игры в дошкольном учреждении имеет ряд

особенностей.

Среди

основополагающих

черт

можно

выделить

функциональность и структуру игровой технологии ( рисунок 1)

Рисунок 1 « Функциональность и структура игровой технологии»

Одной

из

задач

игровой

деятельности

является

связь

с

действительностью, дети должны учиться жить в современном мире. Игра

1

способствует самореализации ребёнка в среде сверстников, правильно

организованная и умело направляемая игра позволяет малышу

развиваться физически и интеллектуально;

формировать положительные черты характера;

учиться общению со сверстниками и окружающими взрослыми;

быстро и легко усваивать новые знания.

Игровая деятельность может реализовываться в двух направлениях:

первое — дети сами устанавливают правила, придумывают содержание игры

на основании имеющихся атрибутов (игрушек или другого доступного

инвентаря),

второе — на основании игровой технологии осуществляется процесс

обучения, развития и воспитания.

В последнем случае весь организационный момент остаётся за взрослым.

Именно о таком приёме, который называется игровой обучающей ситуацией

(ИОС) и способствует преодолению разрыва между ведущей игровой

деятельностью в данный момент от учебной в будущем, и пойдёт речь далее.

Для ИОС характерны следующие черты:

незамысловатый сюжет, который требует много времени;

специально организованное игровое пространство;

наличие дидактической цели и воспитательной задачи;

направляющая роль воспитателя.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить несколько типов игровых

образовательных ситуаций в зависимости от того, что сопровождает игру:

использование игрушек-аналогов (например, сопоставление неживого

аналога с живым — муляжа растения с комнатным цветком);

связь с литературным персонажем (например, включение в работу

таких всем известных героев, как Незнайка, Петрушка, Буратино);

ИОС-путешествия (игры, моделирующие поход в лес, зоопарк, музей и

т.д).

Одной из современных форм воплощения игровой деятельности

является

социо-игровая

технология.

Основа

социоигровой

технологии

заложена

в

трудах

сторонников

социоигровой

педагогики

Евгения

Евгеньевича Шулешко, Вячеслава Михайловича Букатова и Александры

Петровны Ершовой:

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их

участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в

результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и

научения».

Цель социоигровой технологии заключается в развитии социальных

качеств личности, формировании коммуникативной культуры детей через

2

использование игры как основной формы организации жизни детей

дошкольного возраста.

Работая по социоигровой технологии, педагоги ставят перед собой

следующие задачи: помочь детям научиться эффективно общаться; сделать

образовательный процесс более увлекательным для детей; способствовать

развитию

у

них

активной

позиции,

самостоятельности,

творчества;

воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.

Более

того,

социо-игровое

взаимодействие

предполагает

обязательное

наличие «договора», правил и общения. Другими словами, дети могут даже

спорить, но с целью договориться и доработать правила. Авторы технологии

Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов выделили ряд принципов такой

деятельности.

педагог — равноправный партнёр. Он умеет интересно играть,

организует игры, выдумывает их.

снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет

снятие страха ошибки у детей.

свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и

навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих

действий общим правилам.

смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в

разных уголках группы, примеряя на себя разные роли (например,

сначала охотники за сокровищами, а потом разбойники, которые эти

ценности охраняют, в роли сокровищ могут выступать правильные

ответы на арифметические примеры).

ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся

соучастниками игры, то есть, как было сказано выше, могут

дорабатывать или изменять правила игры.

преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто,

а что трудно, то более интересно (так, куда занимательнее

тренироваться вместе с Лунтиком над замысловатой скороговоркой,

чем повторять одну и ту же простую вместе с Вупсенем и Пупсенем).

Движение и активность.

Работа детей в малых группах, в основном, в шестёрках, бывает в четвёрках и

тройках.

Преимущество такого рода активности в том, что она определяет малыша не

как объект образования, а как субъект, то есть полноправного участника

процесса.

Формы осуществления социо-игровой активности могут быть следующими:

3

игры с правилами, которые могут меняться в зависимости от ситуации

(например, все участники - Незнайки, они задают взрослому вопросы

по теме, а в следующий раз все дети - Знайки, а в роли Незнайки -

игрушка, которой малыши разъясняют то, что ещё вчера не знали

сами).

игры-соревнования.

игры-драматизации (то есть постановки сюжетов сказок,

мероприятий).

режиссёрские игры (когда ребёнок сам придумывает сюжет для игры,

но при этом игрушка не отождествляется с ребёнком).

сюжетно-ролевые игры (малыш берёт на себя роль персонажа,

отождествляет себя с куклой, например).

сказкотерапия (в незатейливых сюжетах дети видят себя и свои

поступки, например, «Сказки о малыше Похожем-на-тебя», «Сказки от

капризов» и т.д).

самопрезентация (рассказ о себе в виде поочерёдных ответов на

вопросы ведущего-взрослого, например, в сопровождении передачи

какого-то «эстафетного объекта» от одного участника к другому).

Все приёмы этой технологии могут применяться в разных возрастных

группах: форма остаётся неизменной, а вот содержательный компонент

может варьироваться в зависимости от уровня подготовки детей.

«Волшебная палочка» (в форме самопрезентации)

Суть игры:

дети становятся в круг и получают «волшебную палочку» (например,

указку). Задача игроков: передавая друг другу предмет, отвечать на вопрос,

поставленный взрослым. Например, «Какая твоя любимая игрушка?». Далее

задание усложняется: «Почему она тебе нравится, назови 3 причины». Затем

можно расширить круг вопросов — от личных к общеизвестным: «Назови

самые популярные сегодня игрушки».

«Говорим хором» (социо-направленный приём)

Суть игры:

дети делятся на группы, воспитатель задаёт вопрос. Задача ребят хором

ответить на него. Благодаря коллективному ответу, даже те ребята, которые

не уверены в ответе или не знают его, не будут чувствовать себя

некомфортно.

«Таинственная шапка» (игра с правилами с элементами социо-

направленности)

Суть игры:

4

в шляпу кладём написанные на листочках вопросы (если ребёнок читать не

умеет, то ему помогает воспитатель), малыши по очереди тянут вопросы и

отвечают на них. Так можно в игровой форме повторить элементарные

арифметические действия, правила дорожного движения и т.д. За счёт того,

что шляпа попадает в руки ко всем, каждый ребёнок чувствует себя ведущим,

то есть лидером.

Грамотное использование компьютера в детском саду может принести

неоспоримую пользу интеллектуальному развитию ребёнка

Информационные

технологии

частности,

игры)

в

дошкольном

образовании, наряду с общепринятым мнением о вреде для психического и

физического здоровья детей, обладают рядом неоспоримых преимуществ

перед другими игровыми технологиями. Компьютерные игры:

помогают быстрее перейти от наглядно-действенного к наглядно-

образному мышлению, что является важной ступенью развития логики;

способствуют формированию умения анализировать;

ускоряют процесс управления собственной внешней деятельностью

(так, малышу нужно одновременно совершать действия мышью и

наблюдать за изображением на экране) и т.д.

Таким образом, компьютерные игры позволяют ребятам значительно быстрее

осуществить переход от простейших форм мышления к сложным.

Использование этой игровой технологии зависит от материально-

технической базы дошкольного учреждения. Но если в детском саду такие

занятия не проводятся, родителям следует знать, какие компьютерные игры,

рекомендованные методистами, могут применяться в домашних условиях.

Скачать эти игры может любой желающий, достаточно ввести название в

строку поиска.

«В поисках Немо. Подводная школа» (средняя группа).

Цель: познакомиться с животным миром планеты. Дети смогут узнать о

жизни зверей в дикой природе, об их привычках и повадках, а также смогут

узнать, как строит свой дом бобр, полетают с летучей мышью в поисках

пропитания и увидят обустройство муравейника.

«Весёлая азбука» (старшая группа).

Цель: закрепление и совершенствование навыка делить слова на слоги,

делать звуковой анализ слов. Малыши смогут разбивать слова на части,

составлять новые слова, объединять их в простые предложения.

«Планета чисел для малышей» (младшая группа).

Цель:

научиться

считать

до

10,

дать

представления

о

простых

геометрических фигурах, научить сравнивать. Ребята знакомятся с кругом,

5

квадратом, треугольником, соотносят фигуры по цветам, размерам. Учатся

счёту до 10.

Целесообразность тех или иных игровых технологий оценивается, в том

числе, и по активности ребёнка Мониторинг успешности использования

игровых приёмов в детском саду проводится 3 раза в год (в начале, в конце

учебного года, а также в середине). Оценке подвергается вся группа детей,

проводит диагностику воспитатель или лицо, задействованное в том или

ином занятии. Осуществляется этот анализ по 3 аспектам:

организационный компонент;

деятельность взрослого (воспитателя, инструктора по физической

культуре , музыкального руководителя);

деятельность ребёнка.

Для анализа игровой деятельности дошкольников критерии разработаны

следующие критерии

Организация и проведение игры

Соответствие целей задачам

группы

соответствие уровню развития детей

соответствие программе

соответствие санитарным нормам

соответствие материально-технической базы условиям игры

сеятельность воспитателя

Разнообразие приёмов для решения задач игры

соответствие приёмов возрасту малышей

правильность применения приёмов

деятельность детей

усвоение содержания игры

активность, внимание, интерес к занятию (оценивается как минимум 2

критерия)

соответствие поведения условиям занятия

соответствие знаний, умений и навыков норме

По итогам заполнения таблицы можно увидеть те методические пробелы,

которые обозначены в графе «нет». На эти критерии нужно обратить

внимание особенно, изменив форму игровой деятельности или внеся

доработки в её содержание.

Игра для дошкольников — это ведущий вид деятельности. Именно через

него дети узнают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми, познают

себя. Задача взрослого разнообразить эту практику интересными формами

6

проведения игр. Правильно организованная работа обеспечит высокие

достижения в обучении, развитии и воспитании будущих школьников.

Руководство играми один из самых сложных разделов методики

дошкольного воспитания, педагог не может заранее предвидеть, что

придумают дети, и как они будут вести себя в игре. Поэтому своеобразие

детской

деятельности

требует

своеобразных

приемов

управления.

Важнейшее условия успешного руководства играми – умение завоевать,

доверие детей, установить с ними контакт.

Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её

формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное

развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень

важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе

игровые

действия

приобретают

особую

эмоциональную

окраску.

В

противном случае обучение игре становится механическим.

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а

потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это

связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды

деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески,

произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание

питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся

жизненный опыт детей.

развивает логическое, образное, критическое мышление;

формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;

расширяет диапазон мыслительных операций, творческие способности,

фантазию;

воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;

заставляет проявлять инициативу;

развивает различные психические функции, в том числе речь;

способствует физическому развитию.

Реализации поставленных целей помогает планомерное решение таких задач,

как:

знакомство с нравственно-этическими понятиями (например, в

контексте мероприятий, посвящённых патриотическому воспитанию);

общефизическая подготовка;

выработка стратегии «сотворчества» в разных видах игровой

активности;

подбор игрового материала;

правильная организация и проведение игр.

7

Дети должны чётко понимать правила игры, чтобы приём «работал»,

нужно его правильно применять.

Предлагаю вашему вниманию некоторые советы при внедрении игровой

деятельности в работу с воспитанниками вашей группы:

Первый совет: Быть готовым к собственным промахам

Какое бы предложение сыграть, показать, вспомнить, придумать или

выполнить — ни высказал воспитатель, он должен исходить из

реальных возможностей данной группы. Но возможности эти

выясняются не сразу. Поэтому воспитателю нужно быть готовым к

своим возможным промахам, а не ждать, что предстоящая деятельность

обязательно будет успешной и обязательно принесет запланированные

достижения.

Все препятствия, встречающиеся в социоигровой работе, воспитателю

следует рассматривать как содержание НОД, видя в ней сущность

своих задач, а в их преодолении — сущность развития и всей группы, и

самого ребёнка.

Второй совет: Не разжевывать смысл задания

Часто дети говорят, что не начинают выполнять заданное, потому что

ничего «не поняли». Но это совсем не означает необходимости

«разжевывать» задания так, чтобы уж ничего не оставалось отгадать,

сообразить, понять самому ребёнку. В социоигровых заданиях доля

самостоятельности исполнителя раз от раза обязательно должна расти.

Тогда дети могут почувствовать: «не понял» — это, наверное, просто

поосторожничал, «поленился» или подумать, или попробовать. И если

они увидят, как кто-то из них пробует, и поймут, что в этом нет ничего

страшного, то число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться.

Хотя конечно иногда воспитатель должна и пояснять (повторять)

задание, если она почувствовала, что предыдущее разъяснение

оказалось непонятным по существу (точнее по ее собственной вине, а

не из-за невнимания или пассивности обучаемых детей).

Третий совет: Обращать внимание на интересные неожиданности

Если задание выполняется детьми неверно из-за того, что оно было

неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все

неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания.

Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный»

вариант, запланированный воспитателем.

Важнее включить в работу активность, даже неточно направленную,

чем заглушать ее страхом ошибки или закреплять у детей установку:

8

сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать, а уж потом я

сделаю, если буду уверен, что получится.

Союз детей и воспитателя распадается на лидерство взрослого и

иждивенчество ребёнка. В результате равноправие исчезнет, игра

умрёт. Останется один труд, радость от которого сводится к ожиданию

— «когда же тётя или дядя меня похвалит».

Четвертый совет: Видеть в детских отказах ценные подсказки

Самая «страшная» неприятность — отказ некоторых детей от участия в

предложенной игре (задании, упражнении) - снимается

предварительной готовностью воспитателя преодолеть этот отказ

специальным набором таких упражнений, чтобы отказывающиеся

нашли в себе уверенность для участия в общей работе.

Воспитатели по-разному относятся к отказам детей, им симпатичных и

несимпатичных. Первым они доверяют, поэтому их отказы

воспринимаются как сигнал о том, что ситуация оказалась

педагогически непродуманной. В отказах же вторых они видят либо

злой умысел, либо вредность характера ребёнка.

Столкновение с детским отказом перестает быть «страшным», если

воспринимать его не как личное оскорбление, а как своевременную

подсказку, подаренную ребёнком. Представьте, что отказ исходит от

вашего любимого воспитанника (а ещё лучше — от нескольких

любимых воспитанников). Это поможет стряхнуть шоры и увидеть

чудесный выход.

Если воспитатель слишком резко или как-то неестественно изменил

ситуацию и ребёнок не успел или не смог присоединиться к кому-то из

присутствующих на занятии, — он помимо своего желания оказывается

в отказе от работы и, как утопающий за соломинку, хватается за образ

своего своеволия (то есть издержки своей самостоятельности).

Взрослому не следует придавать большого значения содержанию как

согласий ребёнка, так и его отказов. Для ребёнка существеннее, не с

чем, а с кем он соглашается (либо не соглашается). И чуткий

воспитатель всегда сможет увидеть, каким образом определенного

ребёнка, который ни к кому не смог присоединиться, окружить такой

ситуацией, в которой он смог бы оказаться сочувственно

присоединившимся или признавшим по отношению к кому-то из

сверстников свое согласие

Пятый совет: Умейте порадоваться шуму

9

Часто у воспитателей возникает недовольство лишним, казалось бы,

посторонним шумом, естественным при повышении активности

обучаемых детей. Каждый раз воспитателю необходимо со всем

вниманием к происходящему (то есть, замечая и видя конкретных

детей) давать себе отчет: «вреден» ли тот шум, что возник на местах. А

это далеко не всегда так!

Чаще всего «шум» происходит от стихийно возникших деловых

«репетиций» (то есть работы-подготовки на местах). И поэтому

воспитателю, скорее, нужно радоваться, что её задание вызывает у

детей желание работать. (Подчеркнём, что после шумных проб, когда

вызванные группки начнут показывать свои работы, то любая из удач

почти сразу обеспечит внимательную тишину во всех группках до того

бойко работавших).

Список литературы

1. Абрамян Л. Я. «Игра дошкольника» Москва, 1989.

2. БондаренкоА. К., Матусик А. И.. « Воспитание детей в игре» Пособие для

воспитателя дет. сада – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.

3. Калинченко А. В. Микляева Ю. В. «Развитие игровой деятельности

дошкольников. Методическое пособие, Москва 2004.

4. Некрасова В. А. « Растем играя: сред. и ст. дошк. Возраст» Пособие для

воспитателей и родителей – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004

5. Пенькова Л.А., Коннова «Развитие игровой активности дошкольников»

Методическое пособие-МТЦ Сфера 2010

6. Спиваковская А. С. «Игра - Это серьезно», Москва, 1981.

7. СтепановаО.А. « Развитие игровой деятельности ребенка» Обзор программ

дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

8. Усова А. П. «Роль игры в воспитании детей», Москва, 1976.

9. Юрчук Е. Н.« Эмоциональное развитие дошкольников» Творческий центр

Москва 2008.

10

11



В раздел образования