Напоминание

"Шумовой оркестр, как средство развития музыкальных способностей у дошкольников"


Автор: Александрова Татьяна Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №9 "Солнышко"
Населённый пункт: г.о.г. Кулебаки
Наименование материала: статья
Тема: "Шумовой оркестр, как средство развития музыкальных способностей у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Шумовой оркестр, как средство развития музыкальных способностей у

дошкольников»

Музыкальный руководитель

Александрова Татьяна Николаевна

Детство – самый неповторимый, самый замечательный и самый ценный

период в жизни человека. Именно в это время начинает развиваться личность

ребенка. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка

и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном

развитии

ребёнка.

Издавна

музыка

признавалась

важным

средством

формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное

развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие:

формируется

эмоциональная

сфера,

совершенствуется

мышление,

ребенок

делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Аристотель писал: «Музыка – необходимый душевный атрибут

человеческого существования». Воздействие музыки положительно сказывается

на эмоциональном состоянии детей, оказывает благотворное влияние на общее

эстетическое, моральное и физическое развитие.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает

вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе сотрудничества и

творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в

активных

формах

совместного

музицирования

(игра

на

музыкальных

инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для

музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Исследования психологов

и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень

эффективны для общего развития ребенка. Уже ни для кого не секрет, что

благодаря развитию музыкальных способностей ребенок начинает раньше и четче

говорить, лучше владеет координацией движений, увереннее чувствует себя на

музыкальных занятиях в детском саду и в школе.

Музыкальные инструменты с самого начала работы с детьми используются

вместе с певческим голосом, природными инструментами (руками и ногами, с

помощью которых можно хлопать и топать) обладает каждый человек. Эту гамму

звукоизвлечений следует дополнить, расширить и улучшить: маленькими

ударными инструментами. К ним относятся: трещотки, деревянные палочки,

небольшие тарелочки, тарелки, треугольники, кастаньеты, различного рода

деревянные и кожаные барабаны, бубенцы и другие подобные инструменты.

Шумовые инструменты

– это самое привлекательное, что есть для

маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям раннего

возраста. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что

определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не

только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо

помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми

инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами

педагогического успеха в работе с ними.

В

настоящее

время

проблема

развития,

обучения

и

воспитания

детей

дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим

данным, только 10 %

новорождённых появляются на свет абсолютно здоровыми. Отдельную категорию

составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечёт

и отставание в развитии. Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказать

помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.

Основополагающий принцип проведения занятий — взаимосвязь речи, музыки,

движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.

Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой,

поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с

помощью музыкального восприятия. У детей, имеющих нарушения речи чаще

всего страдают: речеслуховое внимание, речевое дыхание, интонационная

выразительность речи, познавательные процессы. В связи с этим наибольшая

эффективность в устранении, имеющихся нарушений речи достигается работой

проводимой учителем-логопедом совместно с музыкальным руководителем, так

как музыкальный руководитель обладает теми профессиональными качествами,

которые необходимы при развитии и формировании темпо-ритмо-мелодических

компонентов речи. Наибольших результатов в работе с данной категорией детей

можно достичь, используя в работе «орфовские инструменты».

Карл Орф был композитором, довольно известным и почитаемым ещё при жизни.

Но мировую славу ему принесли не его сочинения, а созданная им система

музыкального воспитания. Оказалось, что не только Моцарт и Чайковский,

Бетховен или Бах могут называться композиторами, но и совсем маленькие дети.

Они тоже способны создавать музыку и импровизировать на специально

созданных для этой цели «орфовских» инструментах.

Они являются скорее

аккомпанирующими, чем мелодическими, чудесно дополняют негромкое детское

пение. Техническая лёгкость игры на таких инструментах, их способность тотчас

же откликаться на любое прикосновение, располагают и побуждают детей к

звуковой игре, а через неё к простейшей импровизации. Таким образом,

«орфовские» и шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от

способностей, участвовать в шумовом оркестре.

Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих

форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движениями,

речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей.

Занятия в шумовом оркестре позволяют приобщать детей к интересной, яркой

музыке в качестве слушателей и исполнителей.

Игра

на

детских

шумовых

инструментах

доставляет

ребёнку

радость

музыкального

творчества,

эмоционально

эстетическое

удовлетворение,

развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память,

познавательную, волевую сферы ребёнка.

Детский

игровой

мир

озвучен

простейшими

инструментами

(звучащими

предметами).

Цель

этой

инструментальной

игры

импровизационное

звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце – и «дребезжание» на какой-

нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного

явления. Появляется кикимора – дети голосом или на свистульке тут же

неподражаемо изобразят её причитание. Поэтому в группе для творческого

музицирования будут уместны звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные

стаканы и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковой

банки.

Благодаря

такой

деятельности

осуществляется

комплексное

развитие

ребёнка:

а) Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в

игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными

эмоциями.

б) Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными

способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию

творческой фантазии.

в) Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей

формирует навыки общения.

г) Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания:

громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

д) Формируются навыки сотрудничества и сотворчества, развивается выдержка.

Игры с инструментами – это тот вид деятельности, который совершенствует

ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом.

Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.

Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных

музыкальных

инструментов,

который

позволяет

включить

всех

детей

в

музицирование. Использование самодельных инструментов и бытовых предметов

в педагогической практике не только вносит столь необходимую детям

увлекательность, оно важно и с методической точки зрения. Они развивают

изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствуют

обогащению

музыкального

слуха,

особенно

его

темброво-ритмического

компонента. Практикой доказано, что дети, которые были замкнуты, благодаря

игре

на

самодельных

музыкальных

инструментах

раскрепощаются

и

раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут

выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во

всех

видах

деятельности.

Творческий

процесс

игры

на

музыкальных

инструментах

постепенно

учит

детей

различать

тембровое

звучание

инструментов. Для многих детей игра на самодельных и детских музыкальных

инструментах

это

средство

преодоления

застенчивости,

скованности,

формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир, развития

музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы

музыкальной деятельности.

Для изготовления самодельных инструментов подойдёт всё, что угодно:

*Бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.);

*Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;

*Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические,

баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);

*Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;

*Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них,

крупа, камешки, ракушки;

*Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки,

палочки, гайки, кольца и пр.);

*Металлические банки разных размеров;

*Стеклянные бутылки и фужеры;

*Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады,

расчёски.

И многое другое, из чего можно извлечь звуки.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШУМЕЛКИ

Погремушка (шумелки)

В качестве шумелок могут быть использованы любые маленькие коробочки и

пластмассовые баночки (из-под «киндер-сюрпризов», из-под кремов и шампуней),

заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и т.п. материалами,

способными шуметь.

Барабан

Его можно смастерить из пустых майонезных баночек или коробок из - под

лапши, либо натянуть смоченную в воде плотную бумагу на маленькое ведёрко

или банку, крепко перевязать резинкой или тесьмой и дать бумаге просохнуть.

Колокольчик

Для него потребуются цветные пуговицы, бусинки и маленькая бутылочка из-под

минеральной воды. На нитки нанизывается пуговицы или бусинки, затем концы

ниток закрепляются вверх под крышкой бутылочки – колокольчик готов.

Веселые дуделки

Для этого нужно взять всего лишь использованную катушку испод скотча, картон,

цветную бумагу. Вставить дуделку из старой игрушки и проделать 2 дырочки.

Деревянные палочки

Палочки,

которые

можно

использовать

в

разных

видах

музыкальной

деятельности, связанных с ритмом и ритмическим рисунком. Изготовляются из

фломастеров и коробочек от бахил.

Коробочка

Нужно взять маленькую коробочку и раскрасить её или оклеить цветной бумагой.

Играть на инструменте можно деревянной палочкой.

Треугольник

Для этого инструмента потребуются три металлические трубочки от металлофона

и тесьма, которая продевается через них. На инструменте можно играть

деревянной или металлической палочкой.

Бубен

Для изготовления данного инструмента нам понадобится: металлическая круглая

коробка из-под конфет. Внутрь выкладываем различный материал (крупы, бисер,

горох, бобы, маленькие пуговицы и т.д.) Плотно закрываем крышку и украшаем.

Шумовые браслетики

Можно изготовить из цветных резинок для волос и бубенчиков.

Тарелочки - шумелочки

Склеены две пластиковые тарелки, между ними любой наполнитель: крупа,

камешки, бусинки и пр.

Крышкофоны

Название говорит само за себя: использованы разнообразные крышки.

Перчатки - кастаньетки

Из детских перчаток, к пальчикам которых пришиты крупные пуговицы.

Зубастики

Из детских носочков и пуговиц.

Музыкальные инструменты можно украшать разными способами, и позволить это

сделать детям. Это позволяет ребенку развивать мелкую моторику, фантазию. В

процессе

украшения

музыкальных

инструментов

у

детей

развиваются

коммуникативные, творческие способности, воображение и мышление. Данные

инструменты станут прекрасным украшением музыкального уголка, и будут

использоваться детьми в свободной, игровой, театрализованной деятельности.

Итак, игра на самодельных музыкальных инструментах, позволяет ребенку:

1. Знакомиться с историей возникновения музыкальных инструментов.

2.

Развивать музыкальный слух и внимание, метроритмическое чувство,

музыкальную память

3. Способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка,

настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, развивается память и умение

сконцентрировать внимание. Развивается мускулатура и мелкая моторика пальцев

рук.

4. Игра на шумовых музыкальных инструментах развивает фантазию, творческие

способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку

5. Способствовует практическому усвоение музыкальных знаний.

6.Формирует

качества,

способствующие

самоутверждению

личности:

самостоятельности

и

свободы

творческого

мышления,

ассоциативного

воображения, индивидуальности восприятия.

7. Воспитывает потребность к музицированию.

8. Развивает способности детей в креативных отношениях на занятии.

9. Учит детей свободно импровизировать, делать экспромты в системе «педагог-

ребенок».

10. Способствовует воспитанию лидерских качеств личности ребенка на основе

самоорганизации и самоконтроля, волевую сферу ребёнка.

11.

Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость

музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение.

В работе с детским шумовым оркестром используются следующие

Формы музыкальных занятий:

- индивидуальная (на начальном этапе обучения игры на музыкальном

инструменте)

- групповая (при игре на однородных инструментах)

- коллективная (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра)

Коллективная

форма

самая

сложная,

но

она

даёт

положительные

результаты, если звучание чередуется с разъяснениями педагога.

Методы обучения детей на шумовых инструментах:

- словесный (рассказ, объяснение)

- наглядный (показ приёмов игры педагогом или ребёнком)

- стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми)

- практический (повторение и закрепление приёмов на различных музыкальных

инструментах)

Принципы работы с шумовым оркестром:

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна быть организована

так, чтобы она удовлетворяла четырём важным условиям:

- быть лёгкой для детей

- быть интересной для них

- быть систематической формой обучения

- быть групповой формой обучения

Музыкальный репертуар для детских шумовых музыкальных инструментов

должен отличаться художественным качеством и доступностью. Он составляется

из произведений (или из отрывков) классиков, современных композиторов и

народной музыки самых разнообразных по тематике и жанрам.

Репертуар можно условно разделить:

- на маленькие пьески для первоначальных упражнений;

- попевки, песенки для индивидуальной работы;

- пьесы для коллективного исполнения.

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям,

независимо

от

того,

насколько

быстро

ребёнок

продвигается

в

своём

музыкальном развитии. Прежде всего, занятия приносят удовлетворение в

эмоциональном плане. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным

общением с классической музыкой. Детям очень нравится исполнять те же самые

произведения, которые они слушают на занятиях в аудиозаписи в исполнении

симфонического

оркестра.

Они

искренне

радуются

каждому

удачно

исполненному произведению. Большое удовольствие доставляют им публичные

выступления перед другими детьми детского сада, перед родителями на

праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на выездных

конкурсах и концертах.

Бесспорна

и

воспитательная

функция

оркестра,

поскольку

коллективное

музицирование является также одной из форм общения. У детей появляется

ответственность

за

правильное

исполнение

своей

партии,

собранность,

сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю.

Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребёнка можно приобщить его

к музыкальной культуре, заложить его основы.



В раздел образования