Напоминание

Задачи и содержание нравственного и эстетического воспитания младших школьников на уроках "Окружающего мира"


Автор: Ушакова Валентина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Октябрьская школа - гимназия"
Населённый пункт: п. Октябрьское, Красногвардейский район, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Задачи и содержание нравственного и эстетического воспитания младших школьников на уроках "Окружающего мира"
Раздел: начальное образование





Назад




Задачи и содержание нравственного и эстетического воспитания

младших школьников на уроках «Окружающего мира»

Ушакова Валентина Ивановна, учитель начальных классов

Мы живем в очень непростое время. В мире очень много зла,

жестокости, насилия. И так мало доброты. Все хорошие традиции, обычаи,

которые создавались веками, почти загублены. Сегодня материальные

ценности превыше духовных. Образовалась идеологическая пустота. Если

раньше у детей были организации, такие как октябрята, пионеры, которые

играли роль духовно-нравственного воспитания, то теперь таких и подобных

организаций нет.

Перед родителями и педагогами стоит особо остро проблема духовно-

нравственного и эстетического воспитания детей. Необходимо воспитать

ребенка так, чтобы он считался с интересами других, чтобы чувствовал свою

ответственность перед происходящим, чтобы он умел видеть и чувствовать

прекрасное.

Воспитание детей происходит сегодня в сложной политической и

экономической обстановке. Это отражается на отношениях в семье, приводит

к

конфликтам

между

родителями,

между

детьми

и

родителями.

Воспитательное воздействие семьи снижается. Отрицательно сказывается

чрезмерная занятость родителей. Пагубно влияет во многих обеспеченных

семьях возведение в культ материального благополучия, когда о привитии

нравственности совсем не идет речи, а внушается, что «миром правят

деньги». Сказывается отчужденность детей и родителей. В семейном быту

остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие

авторитета родителей и старших поколений в семье.

Из всего выше сказанного следует, что перед школой стоит очень

непростая задача по корректировке духовно-нравственного и эстетического

воспитания детей в семье. Важно направить это воспитание в нужное русло и

развить взаимодействие.

1

Основу

нравственного

воспитания

составляют

воспитание

определенных

взглядов

и

убеждений,

способных

контролировать

потребности. О нравственности человека можно судить по его поступкам.

Это в узком понимании. Вся специфика нравственной направленности

личности проявляется во всей ее жизненной позиции. В широком понимании

нравственность заключается в готовности личности утверждать этические

идеалы общества в избранной области деятельности[1,18].

Основные критерии нравственности: убеждения, моральные принципы,

поступки.

Основу эстетического воспитания составляют эстетическое сознание,

эстетический вкус, формирование у детей художественно-эстетических

потребностей[3,86].

Эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в

области прекрасного. Прекрасным может быть искусство, театр, музыка.

Прекрасное надо находить и в повседневной жизни – в природе, в человеке.

Эстетическое воспитание помогает отличать хорошее от плохого,

добро от зла.

Эстетика зародилась очень давно. Еще в древности человек был

способен чувствовать красоту окружающих его предметов. Эстетическое

воспитание осуществляется прежде всего через искусство.

Обращение к нравственному и эстетическому воспитанию детей -

очень важное явление в наши дни. Общество деградирует. Произвол,

алкоголизм,

наркомания,

«игры

со

смертью»,

которые

заполонили

социальные сети. Все это отрицательно сказывается на подрастающем

поколении[2,20].

Существовавшие раньше нормы и принципы морали сейчас утратили

свою ценность. Новые еще, увы, практически не выработаны, слабо

выражены. Подрастающему поколению следует формировать способность к

нравственному выбору, базирующемуся на высоком уровне духовного

развития.

2

Основное воспитание ребенка закладывается в семье. Именно семья

накладывает основной отпечаток на духовно-нравственное воспитание

ребенка. В каждой семье свой метод воспитания. Кто-то мягко общается с

детьми, а кто-то только при помощи угроз и криков. В одних семьях хотят

воспитать послушание, в других стараются привить самостоятельность. Но

тем не менее есть общие методы семейного воспитания: убеждение, личный

пример и наказание[4,43].

Огромная роль в нравственном и эстетическом воспитании отводится

учителю. Именно он должен передать детям правила поведения в обществе,

понимание и осознание решения нравственных проблем, опыт духовного

общения.

Основу нравственного поведения младших школьников составляют

моральные мотивы. Они заставляют их рассуждать над своим поведением,

поступками. Задача учителя передать детям представление о моральных

ценностях, формировать мотивы нравственного поведения.

Методы формирования таких мотивов и есть методы нравственного

воспитания.

Духовно-нравственное развитие прежде всего базируется на традициях,

которые передаются из поколения к поколению. Опора на эти ценности дает

очень хороший результат[5,56].

Традиционные источники нравственности — это Россия —

многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство,

наука, религия, природа. Соответственно этому и определяются базовые

национальные ценности:

- патриотизм — любовь к Родине и малой родине;

- социальная солидарность, взаимовыручка, уважение к людям;

- справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

3

- гражданственность;

- семья — поддержка в семье, взаимопонимание, взаимовыручка;

- личность — способность к личностному и нравственному выбору;

- труд и творчество;

- наука;

- религиозность;

- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир

человека;

- природа — любить и беречь природу;

- человечество — мир во всём мире, уважение к другим народам.

Учитель знакомит детей с нормами и правилами поведения в

обществе. Ребенок зачастую воспринимает это как контроль со стороны

педагога,

боится

наказания.

Здесь

важно

учителю

научить

ребенка

самостоятельно понимать необходимость соблюдения определенных правил

поведения в обществе и принимать правильное решение. Дети сами, а не по

указке педагога должны прийти к выводу, что поступили неправильно. Такой

внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности детей в

интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах[7,43].

Необходимо правильно донести до детей смысл понятия нравственности.

Здесь нужна не только теория, но и приведение рассмотрение историй из

жизни. Важно не только рассказывать, читать, но и визуально дать

возможность ребенку ознакомиться с этим. Большим подспорьем могут быть

здесь, например, посещение спектаклей. Для ребенка это просмотр картинок

из жизни, наглядное знакомство с ней.

4

Поскольку дети младшего школьного возраста очень любят игры,

очень эффективно организовать деятельность и формировать опыт

общественного поведения в игровой форме.

Дети очень эмоциональны. Они очень болезненно реагируют на

критику и любят похвалу. Поэтому главный стимул для них – похвала.

Очень важно, чтобы ученики были не равнодушны к процессу.

Необходимо формировать устойчивые убеждения. Именно убеждения

стимулируют поступки детей. Уверенность в том, как он поступает и что

поступает правильно.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при

использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч,

басен,

назидательных

рассказов;

этические

беседы,

разъяснения,

внушения, диспуты. И очень важно приводить примеры из современной

жизни.

Это

необходимо,

чтобы

приведенный

пример

остался

в

подсознании ребенка. Если он столкнется лично с подобной жизненной

ситуацией, он может вспомнить о примере, и ему захочется применить его

в действительности[8,19].

Очень важно педагогу правильно подобрать тему, рассказ и т.д.,

чтобы услышанное воздействовало на чувства ребенка, затронуло его

душевные струны.

Предмет «Окружающий мир» окунает ребенка в атмосферу

нравственности и эстетики. Он прививает любовь к прекрасному, любовь

к людям, к родному краю. Учит проявлять заботу об окружающем мире.

Задачи, которые необходимо решить по нравственному воспитанию в

процессе изучения дисциплины «Окружающий мир» следующие:

- Формирование нравственно-этических ценностей. Четкое представление

о нравственном идеале;

5

- Формирование нравственных качеств: доброта, гуманизм, милосердие,

долг и т.д.;

-

Формирование

поведения,

которое

соответствует

общепринятым

нормам.

Задачами по эстетическому воспитанию являются следующие:

- Знакомство с основами эстетики, формирование эстетического

сознания;

- Развитие эстетического вкуса и чувств;

- Выработка способностей к художественно-творческой деятельности.

Наше будущее во многом зависит от того, каким мы воспитаем своих

детей. На занятиях по «Окружающему миру» дети получают разностороннее

воспитание. Они учатся понимать мир во всех его проявлениях. Задача

педагога состоит в том, чтобы научить детей замечать красоту. Оценивать

произведения искусства, литературы, музыки. Надо объяснить ребенка, что

он может быть не просто созерцателем прекрасного, но и сам может

проявить себя в нем: рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах и

т.д.

Важно дать понять детям, что все в этом мире взаимосвязано. Они

должны научиться жить в коллективе, помогать другим, заботиться о них.

Необходимо любить и заботиться о большой и малой родине и вообще быть

ответственным за свои поступки.

У каждого ребенка свой характер. Задача учителя найти индивидуальный

подход к каждому ребенку. В младшем школьном возрасте ребенок еще

достаточно управляем. С помощью курса «Окружающий мир» можно

воздействовать на его чувства, сознание и поведение.

6

Младшие школьники хорошо воспринимают занятия через игру.

Поэтому очень эффективно проводить тематические занятия-игры, сказки-

путешествия, посиделки.

Принципом организации занятий лучше всего выбрать Позитивный

центризм (отбор знаний, которые наиболее актуальны для ребенка).

Развивающий

характер

обучения

основан

на

детской

активности.

Приобщение школьников к культуре можно проводить в форме беседы.

Таким образом, на уроках по «Окружающему миру» можно развить в

детях

такие

качества,

как

отзывчивость,

трудолюбие,

сострадание,

бережливость и т.д. Дети учатся любить других людей, свою Родину,

уважительно относиться к старшим, знать и чтить традиции прошлого.

7

Список литературы

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников /

Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2015 - №11 - С. 68-71

2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика,

2016- №4.- С.78-80

3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2013. -

534с.

4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович//

Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 2008.- 254с.

5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного

образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и

мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12

6. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы

психологии./.Р.С.Немов - М.: Владос, 2000; - 436с.

7. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А

Мудрик

//

Новые

ценности

образования:

Забота

-

поддержка

-

консультирование. М.: Инноватор, 2015.- Вып.6. - С. 56 - 70.

8. Педагогика школы/ Под ред.Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2013-387с.

9. Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского - М.: Просвещение, 2013 - 384с

8



В раздел образования