Автор: Григорович Наталья Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 44
Населённый пункт: г. Новочеркасск, Ростовская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Игры в работе логопеда
Раздел: дошкольное образование
Игры в работе логопеда
«Каждая игра, если она по силам ребенку,
ставит его в такое положение,
когда ум его работает живо и энергично,
а действия организованны».
В дошкольном возрасте игра является основным средством общения, обучения,
познания и формирования характера и личности ребенка. Именно поэтому нужно быть
готовым к участию в игре и уметь ее организовать. «Игровая технология» должна
отвечать и психологически обоснованным требованиям к использованию игровых
ситуаций в обучающем процессе в детском саду, в том числе следующему: игровая
ситуация должна создавать ребенку возможность принятия на себя роли действующего в
игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и
ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует
преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной
деятельности Основным качеством творческого педагога - умение превращать в игру
самое скучное и серьезное занятие. Экспериментировать можно только тогда, когда в
запасе есть крепкий багаж, служащий ориентиром и основой. Чтобы расширить
лексический запас, полезно проводить игры в словотворчество с детьми в группе. Такая
игра может длиться 10—15 минут до или после занятия либо вместо него, потому что сама
по себе интересна и способствует развитию детей. Например, у вас в руках апельсин. Как
может называться сказочная страна, где живут апельсины? А как называются ее жители?
Апельсиняне, апельсинцы. Игра «бутерброд». Пришел в гости любой персонаж, например
щенок. Чтобы угостить его мы начинаем делать «бутерброд». Сначала берем кусочек
хлеба, затем каждый ребенок поочередно «кладет» на него что-либо съедобное. Повторять
продукты нельзя, когда круг завершится, «гость» съедает бутерброд и начинается веселая
часть игры: все вспоминают, что же попало в живот щенку. Можно усложнить игру, на
бутерброд уложить продукты в названии которых есть определенный звук. Для развития
дыхания, силы голоса используется игра «Поймай звук» Дети «ловят в кулачек»
определенный звук, например «о», а затем «бросают» его о-о-о-о-о. Можно звук
«сматывать в клубочек» о-о-о-о-о. Для закрепления произношения звуков «с» и «ш»
можно начать «надувать» воздушный шар с-с-с-с-с и «передать» его ребенку, который
продолжит надувать, а следующий ребенок «лопнет» шарик произнося ш-ш-ш-ш-ш. Для
упражнения детей в постановке проблемных звуков используется игра «Проверим
машину». Дети произносят звуки и одновременно выполняют движения: - Ребята, чтобы
машина отправилась в поездку, необходимо ее проверить: - накачиваем колес
(произношение звука «с»); Затем цокаем языком, - проверяем (цоканье язычком); -
спускаем лишний воздух (произношение звука «ш»); - заливаем бак бензином (звуки
«буль»); - закрываем бак (звуки «вжик»); - заводим машину, поворачивая ключ («чик»); -
машина поехала («д-д-д» и «др-др»); -набираем скорость («р-р-р-р»). Есть еще одна игра,
для детей 5—7 лет. Она называется «Продавец слов». С се помощью можно коллективно
сочинять целые стихотворения. Игра на подбор рифмы для слов. «Продавец» (ребенок)
«продает» (подбирает) пару к слову «покупателя». Дети поочередно подходят к
«продавцу» и ведут с ним диалог. Воспитатель записывает слова-пары, а в конце игры
помогает детям придумать с ними стихотворение. Некорректное построение игровой
ситуации, при котором воспитатель заботится главным образом о «веселой» подаче
материала, не только разрушает суть развивающего воздействия речевого и иного
содержания, но и формирует у ребенка неправильные содержательные (предметные)
представления. А также не развивает интерес к самостоятельной познавательной
деятельности, т. не способствует развитию осознаваемой ребенком познавательной
мотивации. В настоящее время актуальность игры повышается: современный ребенок
перенасыщен информацией. Телевидение, видео, интернет значительно увеличили и
разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники предоставляют, как
правило, материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения старших
дошкольников становится развитие умения самостоятельно оценивать и отбирать
получаемую информацию. Развить подобное умение помогает игра, которая служит
своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми на занятиях и в
свободной самостоятельной деятельности.