Напоминание

Игры в работе логопеда


Автор: Григорович Наталья Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 44
Населённый пункт: г. Новочеркасск, Ростовская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Игры в работе логопеда
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры в работе логопеда

«Каждая игра, если она по силам ребенку,

ставит его в такое положение,

когда ум его работает живо и энергично,

а действия организованны».

В дошкольном возрасте игра является основным средством общения, обучения,

познания и формирования характера и личности ребенка. Именно поэтому нужно быть

готовым к участию в игре и уметь ее организовать. «Игровая технология» должна

отвечать и психологически обоснованным требованиям к использованию игровых

ситуаций в обучающем процессе в детском саду, в том числе следующему: игровая

ситуация должна создавать ребенку возможность принятия на себя роли действующего в

игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и

ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует

преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной

деятельности Основным качеством творческого педагога - умение превращать в игру

самое скучное и серьезное занятие. Экспериментировать можно только тогда, когда в

запасе есть крепкий багаж, служащий ориентиром и основой. Чтобы расширить

лексический запас, полезно проводить игры в словотворчество с детьми в группе. Такая

игра может длиться 10—15 минут до или после занятия либо вместо него, потому что сама

по себе интересна и способствует развитию детей. Например, у вас в руках апельсин. Как

может называться сказочная страна, где живут апельсины? А как называются ее жители?

Апельсиняне, апельсинцы. Игра «бутерброд». Пришел в гости любой персонаж, например

щенок. Чтобы угостить его мы начинаем делать «бутерброд». Сначала берем кусочек

хлеба, затем каждый ребенок поочередно «кладет» на него что-либо съедобное. Повторять

продукты нельзя, когда круг завершится, «гость» съедает бутерброд и начинается веселая

часть игры: все вспоминают, что же попало в живот щенку. Можно усложнить игру, на

бутерброд уложить продукты в названии которых есть определенный звук. Для развития

дыхания, силы голоса используется игра «Поймай звук» Дети «ловят в кулачек»

определенный звук, например «о», а затем «бросают» его о-о-о-о-о. Можно звук

«сматывать в клубочек» о-о-о-о-о. Для закрепления произношения звуков «с» и «ш»

можно начать «надувать» воздушный шар с-с-с-с-с и «передать» его ребенку, который

продолжит надувать, а следующий ребенок «лопнет» шарик произнося ш-ш-ш-ш-ш. Для

упражнения детей в постановке проблемных звуков используется игра «Проверим

машину». Дети произносят звуки и одновременно выполняют движения: - Ребята, чтобы

машина отправилась в поездку, необходимо ее проверить: - накачиваем колес

(произношение звука «с»); Затем цокаем языком, - проверяем (цоканье язычком); -

спускаем лишний воздух (произношение звука «ш»); - заливаем бак бензином (звуки

«буль»); - закрываем бак (звуки «вжик»); - заводим машину, поворачивая ключ («чик»); -

машина поехала («д-д-д» и «др-др»); -набираем скорость («р-р-р-р»). Есть еще одна игра,

для детей 5—7 лет. Она называется «Продавец слов». С се помощью можно коллективно

сочинять целые стихотворения. Игра на подбор рифмы для слов. «Продавец» (ребенок)

«продает» (подбирает) пару к слову «покупателя». Дети поочередно подходят к

«продавцу» и ведут с ним диалог. Воспитатель записывает слова-пары, а в конце игры

помогает детям придумать с ними стихотворение. Некорректное построение игровой

ситуации, при котором воспитатель заботится главным образом о «веселой» подаче

материала, не только разрушает суть развивающего воздействия речевого и иного

содержания, но и формирует у ребенка неправильные содержательные (предметные)

представления. А также не развивает интерес к самостоятельной познавательной

деятельности, т. не способствует развитию осознаваемой ребенком познавательной

мотивации. В настоящее время актуальность игры повышается: современный ребенок

перенасыщен информацией. Телевидение, видео, интернет значительно увеличили и

разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники предоставляют, как

правило, материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения старших

дошкольников становится развитие умения самостоятельно оценивать и отбирать

получаемую информацию. Развить подобное умение помогает игра, которая служит

своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми на занятиях и в

свободной самостоятельной деятельности.



В раздел образования