Авторы: Денисова Елена Валентиновна И, Мыскина Ирина Геннадьевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1
Населённый пункт: г. Ртищево Саратовской области"
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: "Чтобы помнили..."
Раздел: начальное образование
«Чтобы помнили!..»
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы
Цель: воспитание милосердия, сострадания, отзывчивости.
Задачи:
1.
Через события Великой Отечественной войны показать национальные
черты русского человека – сострадание, милосердие.
2.
Вызвать эмоциональный отклик на историческую эпоху, связанную с
Великой Отечественной войной.
3.
Воспитание чувства патриотизма.
Эпиграф и тема появятся после пролога.
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Э.Асадов
Учитель.
Совсем
недавно,
разбирая
газетные
вырезки,
я
нашла
удивительный очерк, который тронул меня до глубины души. Хотелось бы
поделиться с вами, услышать ваше мнение о произошедших в заметке
событиях.
Чтение
Очерка
Д.
Гранина
“О
Милосердии”
до
слов:
“Раздумывая, вспоминал фронтовое время” ….
«О МИЛОСЕРДИИ» Д. Гранин
В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице,
поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос,
рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь
часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома,
где живу. С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд,
пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь
шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то
сделать. И говорить-то не могу — рот разбит. Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь
метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу
прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина,
молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а
потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко
мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих
людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием
1
помощи...
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на
тротуаре,
преспокойно
будут
перешагивать
через
меня,
обходить.
Надо
добираться
до
дома.
Так
никто
мне
и
не
помог.
Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять
меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление.
Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови,
что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили
хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить
времени, сил
«меня это не касается» стало чувством привычным?
С горечью, вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял,
недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное —
желание отойти, уклониться, не ввязываться — и со мной было. Уличая себя,
понимал,
насколько
в нашей жизни
привычно стало это чувство,
как
оно
пригрелось,
незаметно
укоренилось.
Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов.
Уровень
снижения
нашей
отзывчивости
заставил,
однако»
призадуматься.
Персонально
виноватых
нет.
Кого
винить?
Оглянулся
—
и
причин
видимых
не
нашел.
Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной
нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него.
Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся,
сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали,
подвозили... Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так
ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о
главных жизненных правилах той поры.
Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам
взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания
проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек —
я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех
проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало
нашу жизнь.
Учитель:
Автор этого очерка – советский писатель, участник Великой
Отечественной войны Даниил Гранин (портрет).
Учитель: Скажите, какая главная проблема волнует писателя? (бездушие
людей, равнодушие общества, безучастность к горю другого большинства
современников, независимо от возраста и пола: проходили мимо и взрослые,
и дети, и молодые, и женщины, и мужчины)
Учитель: Какого человеческого качества не хватило людям, встретившим
несчастного (сострадания, милосердия, отзывчивости).
2
Учитель:
Как
вы
думаете,
ситуация,
произошедшая
с
писателем,
исключительная?
Часто ли вы сталкиваетесь с равнодушием, отсутствием сострадания? (С
такими ситуациями мы встречаемся зачастую)
Учитель: Судя по вашим ответам, тема милосердия актуальна и для нас.
Именно о ней мы и поведем сегодня речь.
Учитель: Почему писатель “раздумывая, вспомнил фронтовое время”?
( зажигается свеча)
Какие ассоциации вызывает слово война? (Ответы учащихся)
Давайте
прикоснемся к этой эпохе.
После ответов обучающихся включается зрительный ряд “Ужасы войны”.
(Боль, отчаяние, страдание, смерть, разруха, голод, страх)
Учитель: Мы много раз говорили о тех страшных событиях в истории нашей
страны, событиях, потрясших весь мир.
Опять война,
Опять блокада.
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: “Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне,
И о том горе прочитали
Стихов достаточно вполне”.
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на
земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества. Но еще
большим уроком проявления милосердия и добра.
(Эпиграф), название темы.
Кажется парадоксом, люди шли защищать свою родину, дом, детей, и шли
убивать врага. А автор очерка, говоря о милосердии, вспоминает войну.
3
Почему? Было ли место на войне милосердию? Я знаю, что к этому
мероприятию многие из вас немало прочитали о тех страшных событиях.
Можете ли вы привести примеры проявления милосердия на войне.
Дети отвечают примерами о милосердии (участвует весь класс, приводит
заранее подготовленные эпизоды)
Диалог и анализ этих сюжетов.
1.
Блокада и хлеб. Вопросы к стихотворению В. Лившица
Кто проявлял милосердие?
Почему отец отдает кусочек хлеба сыну, а не жене?
Почему мальчик отдает хлеб матери?
Почему мать передает подарок отцу, а не ребенку?
Вывод: каждый жертвует для близкого, а в целом для фронта и Победы- это и
есть милосердие.
Другие
сюжеты.
Выступления
учащихся.(Представленные
сюжеты
найдены детьми заранее.)
2.
Женщина, спасая раненого летчика, жертвует своими детьми.
3.
Рассказ о Матери Марии (Скобцовой). Проявление милосердия в
нечеловеческих условиях в плену у фашистов. Мать Мария в
концлагере идет на смерть, спасая пленную женщину, у которой трое
детей.
4.
После рассказа фрагмент фильма.
5.
Корчак Я. Смерть с детьми.
6.
Отношение к немецким военнопленным.
7.
Учитель: Воинская дружба, взаимовыручка, поддержка, были на войне
нужны не меньше чем патроны и снаряды. Давайте посмотрим
фрагмент фильма “А зори здесь тихие” (фрагмент смерть Женьки
Комельковой) и подумаем, как было проявлено милосердие. (видео)
Вопросы к анализу фрагмента: Кем было проявлено милосердие? Что вас
особенно потрясло?
Только подумайте, девчонки,19-20 лет. Они еще и жизни- то толком не
видели, а тут война, смерть самых близких. Но не ожесточилось сердце, не
стало
равнодушным.
Для
Женьки
иначе
было
невозможно,
только
пожертвовать собой ради подруги.
8.
Учитель: Тема “Женщина и война – особая”. Почему? Особые тяготы
легли на их плечи: не только воевать наравне с мужчинами, но и
4
оказывать помощь, спасать раненых – был их удел. Сестра, сестричка,
так называли санитарок, или сестёр милосердия.
9.
Ученик: О сестрах милосердия и стихи Друниной Ю. “Медсестра”
10.Учитель: Посмотрим фрагмент фильма “Они сражались за Родину”.
Такие люди не могли не победить! Они выстояли, выдержали войну, вынесли
на своих плечах все ее тяготы и дошли до Берлина.
11.Страшные бои развернулись на улицах перед Рейхстагом. Во время боя на
улице, примыкавшей к "Ландверканалу", сержант Масалов услышал детский
крик. Двинувшись ему навстречу, солдат обнаружил в полуразрушенном
здании трехлетнюю девочку и, прикрывая ее своим телом, под пулями вынес
малышку в безопасное место. Что это, как не подвиг милосердия. Подумайте
- немецкая девочка, возможно, дочь того, кто шел убивать русских детей,
калечил их матерей, угонял в рабство сестер. Но перед советским солдатом
был ребенок, ему необходима была помощь. Рискуя своей жизнью, не
задумываясь ни на минуту, солдат спасает его.
Это потрясло даже немцев.
И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой, спасенной на руках.
В
Берлине,
в
Трептов-парке
стоит
памятник
Советскому
воину-
освободителю! Посмотрите на этот монумент.
Это фигура советского солдата, в одной руке которого – меч, разрубающий
фашистскую свастику, на другой – спасенная из развалин поверженного
Берлина маленькая немецкая девочка.
Почему в руках у воина меч? Разве использовали такое оружие в великую
Отечественную войну? (Нет, многие советовали скульптору поменять его
на какое-нибудь современное оружие, к примеру, на автомат)
Почему Скульптор Евгений Вучетич изображает воина с мечом? (Показать
историческую правду(традицию). От А. Невского до 1945 года так было,
есть и будет: “Кто на Русь с мечом придет - от меча и погибнет!”
Этот памятник – ответ на вопрос: “Хотят ли русские войны”
Звучит музыка “Хотят ли русские войны” (Да, мы умеем воевать, но не
хотим, чтобы опять…)
5
Да, мы умеем воевать, но Россия начиналась не с меча, и потому она
непобедима.
Мы ответили на вопрос, почему Даниил Гранин в сложившейся ситуации
вспоминал фронтовое время. “Когда в голодной окопной жизни ….
(Дочитать)
Это предложение автора, а какое у вас будет предложения, какие чувства
возникли? (Дети делают записи в тетрадь)
Закончилось наше мероприятие о милосердии в Великой Отечественной
войне.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как силы, нам нужна…
6