Напоминание

"Чтобы помнили..."


Авторы: Денисова Елена Валентиновна И, Мыскина Ирина Геннадьевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1
Населённый пункт: г. Ртищево Саратовской области"
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: "Чтобы помнили..."
Раздел: начальное образование





Назад




«Чтобы помнили!..»

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы

Цель: воспитание милосердия, сострадания, отзывчивости.

Задачи:

1.

Через события Великой Отечественной войны показать национальные

черты русского человека – сострадание, милосердие.

2.

Вызвать эмоциональный отклик на историческую эпоху, связанную с

Великой Отечественной войной.

3.

Воспитание чувства патриотизма.

Эпиграф и тема появятся после пролога.

И вечно тем сильна моя страна,

Что никого нигде не унижала.

Ведь доброта сильнее, чем война,

Как бескорыстье действеннее жала.

Э.Асадов

Учитель.

Совсем

недавно,

разбирая

газетные

вырезки,

я

нашла

удивительный очерк, который тронул меня до глубины души. Хотелось бы

поделиться с вами, услышать ваше мнение о произошедших в заметке

событиях.

Чтение

Очерка

Д.

Гранина

“О

Милосердии”

до

слов:

“Раздумывая, вспоминал фронтовое время” ….

«О МИЛОСЕРДИИ» Д. Гранин

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице,

поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос,

рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь

часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома,

где живу. С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд,

пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь

шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то

сделать. И говорить-то не могу — рот разбит. Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь

метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу

прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина,

молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а

потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко

мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих

людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием

1

помощи...

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на

тротуаре,

преспокойно

будут

перешагивать

через

меня,

обходить.

Надо

добираться

до

дома.

Так

никто

мне

и

не

помог.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять

меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление.

Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови,

что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили

хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить

времени, сил

«меня это не касается» стало чувством привычным?

С горечью, вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял,

недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное —

желание отойти, уклониться, не ввязываться — и со мной было. Уличая себя,

понимал,

насколько

в нашей жизни

привычно стало это чувство,

как

оно

пригрелось,

незаметно

укоренилось.

Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов.

Уровень

снижения

нашей

отзывчивости

заставил,

однако»

призадуматься.

Персонально

виноватых

нет.

Кого

винить?

Оглянулся

и

причин

видимых

не

нашел.

Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной

нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него.

Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся,

сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали,

подвозили... Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так

ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о

главных жизненных правилах той поры.

Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам

взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания

проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек —

я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех

проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало

нашу жизнь.

Учитель:

Автор этого очерка – советский писатель, участник Великой

Отечественной войны Даниил Гранин (портрет).

Учитель: Скажите, какая главная проблема волнует писателя? (бездушие

людей, равнодушие общества, безучастность к горю другого большинства

современников, независимо от возраста и пола: проходили мимо и взрослые,

и дети, и молодые, и женщины, и мужчины)

Учитель: Какого человеческого качества не хватило людям, встретившим

несчастного (сострадания, милосердия, отзывчивости).

2

Учитель:

Как

вы

думаете,

ситуация,

произошедшая

с

писателем,

исключительная?

Часто ли вы сталкиваетесь с равнодушием, отсутствием сострадания? (С

такими ситуациями мы встречаемся зачастую)

Учитель: Судя по вашим ответам, тема милосердия актуальна и для нас.

Именно о ней мы и поведем сегодня речь.

Учитель: Почему писатель “раздумывая, вспомнил фронтовое время”?

( зажигается свеча)

Какие ассоциации вызывает слово война? (Ответы учащихся)

Давайте

прикоснемся к этой эпохе.

После ответов обучающихся включается зрительный ряд “Ужасы войны”.

(Боль, отчаяние, страдание, смерть, разруха, голод, страх)

Учитель: Мы много раз говорили о тех страшных событиях в истории нашей

страны, событиях, потрясших весь мир.

Опять война,

Опять блокада.

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: “Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне,

И о том горе прочитали

Стихов достаточно вполне”.

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда – не права!

Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на

земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества. Но еще

большим уроком проявления милосердия и добра.

(Эпиграф), название темы.

Кажется парадоксом, люди шли защищать свою родину, дом, детей, и шли

убивать врага. А автор очерка, говоря о милосердии, вспоминает войну.

3

Почему? Было ли место на войне милосердию? Я знаю, что к этому

мероприятию многие из вас немало прочитали о тех страшных событиях.

Можете ли вы привести примеры проявления милосердия на войне.

Дети отвечают примерами о милосердии (участвует весь класс, приводит

заранее подготовленные эпизоды)

Диалог и анализ этих сюжетов.

1.

Блокада и хлеб. Вопросы к стихотворению В. Лившица

Кто проявлял милосердие?

Почему отец отдает кусочек хлеба сыну, а не жене?

Почему мальчик отдает хлеб матери?

Почему мать передает подарок отцу, а не ребенку?

Вывод: каждый жертвует для близкого, а в целом для фронта и Победы- это и

есть милосердие.

Другие

сюжеты.

Выступления

учащихся.(Представленные

сюжеты

найдены детьми заранее.)

2.

Женщина, спасая раненого летчика, жертвует своими детьми.

3.

Рассказ о Матери Марии (Скобцовой). Проявление милосердия в

нечеловеческих условиях в плену у фашистов. Мать Мария в

концлагере идет на смерть, спасая пленную женщину, у которой трое

детей.

4.

После рассказа фрагмент фильма.

5.

Корчак Я. Смерть с детьми.

6.

Отношение к немецким военнопленным.

7.

Учитель: Воинская дружба, взаимовыручка, поддержка, были на войне

нужны не меньше чем патроны и снаряды. Давайте посмотрим

фрагмент фильма “А зори здесь тихие” (фрагмент смерть Женьки

Комельковой) и подумаем, как было проявлено милосердие. (видео)

Вопросы к анализу фрагмента: Кем было проявлено милосердие? Что вас

особенно потрясло?

Только подумайте, девчонки,19-20 лет. Они еще и жизни- то толком не

видели, а тут война, смерть самых близких. Но не ожесточилось сердце, не

стало

равнодушным.

Для

Женьки

иначе

было

невозможно,

только

пожертвовать собой ради подруги.

8.

Учитель: Тема “Женщина и война – особая”. Почему? Особые тяготы

легли на их плечи: не только воевать наравне с мужчинами, но и

4

оказывать помощь, спасать раненых – был их удел. Сестра, сестричка,

так называли санитарок, или сестёр милосердия.

9.

Ученик: О сестрах милосердия и стихи Друниной Ю. “Медсестра”

10.Учитель: Посмотрим фрагмент фильма “Они сражались за Родину”.

Такие люди не могли не победить! Они выстояли, выдержали войну, вынесли

на своих плечах все ее тяготы и дошли до Берлина.

11.Страшные бои развернулись на улицах перед Рейхстагом. Во время боя на

улице, примыкавшей к "Ландверканалу", сержант Масалов услышал детский

крик. Двинувшись ему навстречу, солдат обнаружил в полуразрушенном

здании трехлетнюю девочку и, прикрывая ее своим телом, под пулями вынес

малышку в безопасное место. Что это, как не подвиг милосердия. Подумайте

- немецкая девочка, возможно, дочь того, кто шел убивать русских детей,

калечил их матерей, угонял в рабство сестер. Но перед советским солдатом

был ребенок, ему необходима была помощь. Рискуя своей жизнью, не

задумываясь ни на минуту, солдат спасает его.

Это потрясло даже немцев.

И в Берлине в праздничную дату

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник советскому солдату

С девочкой, спасенной на руках.

В

Берлине,

в

Трептов-парке

стоит

памятник

Советскому

воину-

освободителю! Посмотрите на этот монумент.

Это фигура советского солдата, в одной руке которого – меч, разрубающий

фашистскую свастику, на другой – спасенная из развалин поверженного

Берлина маленькая немецкая девочка.

Почему в руках у воина меч? Разве использовали такое оружие в великую

Отечественную войну? (Нет, многие советовали скульптору поменять его

на какое-нибудь современное оружие, к примеру, на автомат)

Почему Скульптор Евгений Вучетич изображает воина с мечом? (Показать

историческую правду(традицию). От А. Невского до 1945 года так было,

есть и будет: “Кто на Русь с мечом придет - от меча и погибнет!”

Этот памятник – ответ на вопрос: “Хотят ли русские войны”

Звучит музыка “Хотят ли русские войны” (Да, мы умеем воевать, но не

хотим, чтобы опять…)

5

Да, мы умеем воевать, но Россия начиналась не с меча, и потому она

непобедима.

Мы ответили на вопрос, почему Даниил Гранин в сложившейся ситуации

вспоминал фронтовое время. “Когда в голодной окопной жизни ….

(Дочитать)

Это предложение автора, а какое у вас будет предложения, какие чувства

возникли? (Дети делают записи в тетрадь)

Закончилось наше мероприятие о милосердии в Великой Отечественной

войне.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она, как силы, нам нужна…

6



В раздел образования