Автор: Говердова Алевтина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №45 г.Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Системно-деятельностный подход средствами учебно-методического комплекта "Перспективная начальная школа"
Раздел: начальное образование
МБОУ «СОШ №45 г. Челябинска»
Из опыта работы учителя начальных классов
Говердовой Алевтины Николаевны
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее
всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями»
(Жак-Жан Руссо)
Системно - деятельностный подход средствами учебно – методического комплекта
«Перспективная начальная школа»
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-
деятельностный подход. ФГОС ставит перед учителями новые задачи:
развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного
информационного общества;
развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать
информацию по учебным вопросам;
индивидуальный подход к ученикам;
развитие коммуникативных навыков у учащихся;
ориентировка
на
применение
творческого
подхода
при
осуществлении
педагогической деятельности.
Системно-деятельностный
подход
как
основа
ФГОС
помогает
эффективно
реализовывать эти задачи.
Процесс обучения по программе «ПНШ» отличается от традиционного, который
был
наполнен
преимущественно
репродуктивной
деятельностью
учащихся,
рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации. Развитие
личности ребёнка через формирование познавательной, речевой, организационной
деятельности и приёмов работы с информацией отныне становится приоритетом
начального общего образования. Важнейшей особенностью нового Федерального
1
государственного образовательного стандарта 2-го поколения является реализация
системно-деятельностного подхода, который предусматривает:
отказ от репродуктивных методов и способов обучения;
задачный
принцип
построения
предметного
содержания
(представить
школьникам общую целостную картину мира на основе науки, литературы, искусства);
организация детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового
действия в образовательном процессе.
Авторы учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»
учли
психофизиологические
особенности
младших
школьников
и
при
отборе
содержания книг; при составлении текстов, заданий исходили из того, что импульсом к
началу
самостоятельной
деятельности
служит
познавательная
трудность,
неожиданность задания, учебной ситуации (например, дети помогают Мише отыскать
нужные слова в обратном словаре; проверяют выполненное им задание; отвечают на
поставленный Мишей вопрос и доказывают свою точку зрения). В учебниках нет
готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания,
выполняя которые, ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают
новые знания, действуют творчески. При этом задача учителя – организовать
деятельность учащихся таким образом, чтобы они поэтапно дошли до решения
ключевой проблемы урока, объяснили, как надо ее решать. Импульсом к поисковой
деятельности могут быть противоречия, возникающие в случаях:
недостатка информации («Приведите пример слова, которое стоит в начальной
форме» – попросила Анишит Йокоповна);
выбора мнения (когда Маша и Миша дают разные ответы на вопрос).
В своей работе я использую проблемный метод обучения, как одно из направлений
системно-деятельностного подхода.
«Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он может додуматься сам. Дайте
возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие».
Применение
технологии проблемного обучения на практике позволяет формировать у детей
способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном
процессе.
2
Приемы создания проблемных ситуаций:
подвести детей к противоречию, предложить им самим найти способ его решения;
изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты;
ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, логику, рассуждения;
определить проблемные теоретические и практические задания;
ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или
противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Примеры создания проблемных ситуаций на разных уроках:
Пример. Урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта».
Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную
величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как
это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что
необходимо использовать масштаб.
Пример. Урок «Математика»
Проблемные ситуации через решение задач, связанных с жизнью:
1.
Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут.
Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?
2.
Самый длинный бал королевства продолжался с 15 августа по 7 сентября
включительно. Сколько дней продолжался праздник?
Пример. Урок «Русский язык»
На доске написано слово «самолёт». Нужно выделить в слове корень. Возникают
различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому
способу выделения корня (в сложных словах).
Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с
новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению
гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого
предположения.
Задача
учителя
–
находить,
конструировать
полезные
для
3
познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и
решению, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых
ситуаций.
Постоянная постановка перед детьми проблемных ситуаций приводит к тому, что
они не «пасуют» перед проблемами, а стремятся их разрешить в обстановке
увлеченности, поиска и раздумий.
Учебный комплект Каленчук М.Л., Чураковой Н.А. предоставляет учителю
возможности для организации проектной деятельности младших школьников, связанной
с проведением наблюдений за словом, работой со словарями. Например, при
выполнении упражнения по теме «Слова – названия предметов, у которых нет
окончаний» дети сочиняют и записывают предложение с любым из найденных в
Обратном словаре слов – названий предметов на букву – У -. Это задание дают авторы
учебника. После предлагаю практическую работу в парах интеллектуального характера,
направленную на развитие творческих способностей учащихся: «Составьте памятку с
неизменяемыми словами. Ей смогут пользоваться будущие второклассники». Дети были
заинтересованы перспективой практической и социальной пользы. Самым удачным
предложением признано – «Я видела в кино, как кенгуру в пальто поехал на метро,
приехал в кафе, выпил кофе, съел эскимо, послушал радио».
Форма представления проектных заданий может быть и образной (рисунки,
схемы, графики, таблицы), и словесной. Тема «Слова – названия предметов разного
рода» дала пищу для размышлений – как можно помочь Летучей Мыши – уменьшить
объём громоздкого правила, ведь она держит его своими крыльями. «Попробуйте
видоизменить данную запись». Была использована групповая форма организации
проектной деятельности. Детьми были предложены рисунки автомобилей, самолёта,
корабля,
бабочки,
домика
и
ёлочки.
Последний
вариант
был
отмечен
своей
необычностью, красотой, простотой и напоминал о новогодних праздниках. Три веточки
были украшены ёлочными игрушками. Верхнюю ветку мужского рода украсили тремя
шариками, на которых записали окончания: (нулевое), -а, -я. Среднюю ветку среднего
рода украсили тремя разными по величине ёлочными шарами: двумя крупными с
окончаниями – о, -е; и одним маленьким без записей. Следующие украшения с
окончаниями: -а, -я, (нулевым) находились на нижней ветке женского рода.
4
На уроках литературного чтения в 1-ом классе учащиеся отгадывают загадки,
предложенные Одуванчиками; помогают Маше и Мише быстрее уйти от Одуванчиков
навстречу новым испытаниям, сочинив свои загадки про петуха, про жёлтенького
цыплёнка. У детей получились такие загадки:
Родился в жёлтой шубке,
Сверкает, мигает,
Прощайте две скорлупки.
Огневые стрелы пускает.
(цыплёнок)
(гроза)
На дне, где тихо и темно
В пасти пила, опасна она.
Лежит усатое бревно.
Живёт в океане. Угадай, кто она?
(сом)
(акула)
Серый, злой, зубами щёлк.
Это ….. (волк).
Задание было успешно выполнено, загадки поместили в маленький сборник и
придумали название: «Пропуск для Маши и Миши к Подсолнухам» (следующим
жителям огородом «Бабы – яги»).
Литература – искусство слова. При знакомстве и дальнейшем рассмотрении коротких
японских стихотворений (2 класс) вся работа учителя нацелена на то, чтобы школьник
смог «открыть для себя»: что настоящий художник может увидеть то, что до него никто
не замечал, и выразить это по-особому; что каждый (и писатель, и читатель) видит и
чувствует (и жизнь, и текст) по-своему, восприятие каждого неповторимо. Автор
учебника задаёт детям вопрос: «А чем доводилось любоваться вам?» Полученные
ответы послужили подготовительным этапом к следующему заданию – попробовать
свои силы, создать свой образ ХОККУ. Второклассники предложили следующие
лаконичные трёхстишия:
Как тяжёл первый снег!
Смотрю в окно я –
Опустились и грустно поникли
Голый куст.
Ветви деревьев.
Ах, лето уж прошло.
Молодые листочки берёзы!
Как приветливо беседуют между собой.
Всё бы их слушал и слушал.
5
Проектные задания широко используются на уроках окружающего мира. Здесь
закрепление изученного материала может проходить в процессе выполнения заданий,
где важен замысел, где есть возможность найти интересный способ его реализации.
2-ой класс. Тема «Вода и её свойства».
Возникла идея создания теста с целью проверки полученных знаний. Была выбрана
коллективная
форма
организации,
когда
весь
класс
совместно
работает
над
воплощением одной задачи.
1.
Вода растворяет:
а) сахарный песок
б) камень
в) речной песок
2.
Вода не растворяет:
а) поваренную соль
б) речной песок
в) дерево
3.
Свойства чистой воды:
а) нет запаха
б) имеет цвет
в) непрозрачна
г) не имеет вкуса
4.
При переливании в другой сосуд вода:
а) остается в первом сосуда
б) принимает форму второго сосуда
5.
Вода обладает свойством:
а) шипучести
б) текучести
в) колючести
6.
Куда делась вода при сушке белья:
а) испарилась
б) при отжиме удалилась
Составление
теста
всем
классом
было
ориентировано
на
методическое
соавторство учителя и учащихся.
Выполняя проектное задание по окружающему миру (3 класс) «В какой стране ты
хотел побывать?», дети предыдущего набора моделировали учебный материал
(«Путешествие по городам и странам») через собственный интерес. При этом учащиеся
задействовали
самые
различные
источники
информации,
производили
её
классификацию и сопоставление.
Остров Мадагаскар
Мне бы очень хотелось побывать на острове Мадагаскар. Это один из самых
больших островов. Он находится в Индийском океане у восточных берегов Африки. Я
очень люблю лето, а на Мадагаскаре лето круглый год. Впервые я узнала об острове,
посмотрев мультфильм «Мадагаскар». Оказывается, на острове живут разнообразные
животные, там очень богатая растительность. Меня заинтересовал Мадагаскар.
6
Подробнее о нём я узнала из Интернета. Рассматривая фотографии природы острова
Мадагаскар, захватывает дух от неописуемой красоты.
Это горы с необычайными водопадами, деревья с огромными замысловатыми
листьями, бесконечные пляжи с белым песком. Животный мир острова богат и
разнообразен. Нигде нет столько видов животных, как здесь. Славится остров большим
количеством лемуров и редкими видами хамелеонов.
На этом огромном острове есть и города, и маленькие поселения. Столица
Мадагаскара называется Антананариву. Там, как и у нас, живут обычные люди, только
со своими взглядами на мир. Всего на острове проживает примерно столько же
населения, сколько в столице нашей Родины – Москве.
На вопрос, куда бы ты отправилась в путешествие, у меня готов ответ: «На
Мадагаскар!» Кому-то покажется смешно, но это – моя мечта. Если в моей жизни
представится такая возможность, то я с огромным удовольствием отправлюсь в
путешествие на прекрасный остров Мадагаскар.
Мечта Мугиновой Анны
Из работ учеников был составлен сборник «В какой стране я хочу побывать», а
группа авторов дважды выступила перед другими ученическими коллективами нашей
школы.
Преследуя основную идею курса «Технология» - максимальное раскрытие
творческого потенциала ребёнка средствами художественного труда, авторы учебника
предлагают ученикам работы различного характера: и точное повторение образца,
представленного на страницах; и выполнение работы по заданному учителем условию: и
выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике –
«Подумай, что бы тебе хотелось хранить в конверте? Конверт, какого размера нужен для
этой цели? Бумагу, какой плотности лучше взять для изготовления такого конверта»!
или «Сделай поздравительную открытку для клуба «Мы и окружающий мир» или клуба
«Ключ и заря». Выбери необходимый материал и способ изготовления».
Каждый
из
этих
видов
работы
предполагает
различную
мыслительную
деятельность на этапе ориентировки в задании. Есть множество положительных
моментов в использовании проектных заданий на уроках, но самыми важными, на мой
взгляд, являются следующие:
7
ученик действует инициативно, с желанием;
его действия нешаблонны, есть новизна;
результат деятельности имеет социальную и практическую ценность.
Логическим завершением изложенного материала будет перечень условий,
необходимых для успешного использования проектной деятельности в начальной
школе:
при выполнении проектных заданий дети не потребляют готовые знания, а
размышляют и самостоятельно ищут решение возникшей трудности; то есть речь идёт
об организации не познавательной деятельности обучающихся, а преобразующей;
во время работы не надо торопить детей, ждать от них мгновенного результата;
пусть как следует поработают над одним заданием, найдут множество вариантов;
важно
раскрыть
творческую
инициативу
ребёнка,
развить
интерес
к
самостоятельной деятельности.
Использование проектной деятельности – это путь проб, поиска, но в то же время
и путь побед, успеха, постоянного развития.
В своей работе применяю стимулы для формирования мотивов учебной деятельности:
вовлечение ученика в учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
создание учебных ситуаций, когда перед ребенком возникает познавательная
трудность;
разнообразие заданий и предлагаемых видов деятельности;
глаголы для заданий: докажи, исследуй, сравни, составь, сделай вывод, объясни,
ответь на один из вопросов (задание на выбор), составь задание, выполните
взаимопроверку и т.д.
Широкое использование педагогических технологий с опорой на формируемые
УУД
способствует
реализации
системно-деятельностного
подхода:
личностные
(диалоговые
технологии
развития
творческих
способностей,
обучение
в
сотрудничестве), коммуникативные (технологии группового обучения), познавательные
(технологии
развития
умственной
деятельности,
исследовательская
технология),
регулятивные (проектное обучение, игровое обучение).
8