Напоминание

Системно-деятельностный подход средствами учебно-методического комплекта "Перспективная начальная школа"


Автор: Говердова Алевтина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №45 г.Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Системно-деятельностный подход средствами учебно-методического комплекта "Перспективная начальная школа"
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «СОШ №45 г. Челябинска»

Из опыта работы учителя начальных классов

Говердовой Алевтины Николаевны

«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее

всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями»

(Жак-Жан Руссо)

Системно - деятельностный подход средствами учебно – методического комплекта

«Перспективная начальная школа»

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-

деятельностный подход. ФГОС ставит перед учителями новые задачи:

развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного

информационного общества;

развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать

информацию по учебным вопросам;

индивидуальный подход к ученикам;

развитие коммуникативных навыков у учащихся;

ориентировка

на

применение

творческого

подхода

при

осуществлении

педагогической деятельности.

Системно-деятельностный

подход

как

основа

ФГОС

помогает

эффективно

реализовывать эти задачи.

Процесс обучения по программе «ПНШ» отличается от традиционного, который

был

наполнен

преимущественно

репродуктивной

деятельностью

учащихся,

рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации. Развитие

личности ребёнка через формирование познавательной, речевой, организационной

деятельности и приёмов работы с информацией отныне становится приоритетом

начального общего образования. Важнейшей особенностью нового Федерального

1

государственного образовательного стандарта 2-го поколения является реализация

системно-деятельностного подхода, который предусматривает:

отказ от репродуктивных методов и способов обучения;

задачный

принцип

построения

предметного

содержания

(представить

школьникам общую целостную картину мира на основе науки, литературы, искусства);

организация детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового

действия в образовательном процессе.

Авторы учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»

учли

психофизиологические

особенности

младших

школьников

и

при

отборе

содержания книг; при составлении текстов, заданий исходили из того, что импульсом к

началу

самостоятельной

деятельности

служит

познавательная

трудность,

неожиданность задания, учебной ситуации (например, дети помогают Мише отыскать

нужные слова в обратном словаре; проверяют выполненное им задание; отвечают на

поставленный Мишей вопрос и доказывают свою точку зрения). В учебниках нет

готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания,

выполняя которые, ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают

новые знания, действуют творчески. При этом задача учителя – организовать

деятельность учащихся таким образом, чтобы они поэтапно дошли до решения

ключевой проблемы урока, объяснили, как надо ее решать. Импульсом к поисковой

деятельности могут быть противоречия, возникающие в случаях:

недостатка информации («Приведите пример слова, которое стоит в начальной

форме» – попросила Анишит Йокоповна);

выбора мнения (когда Маша и Миша дают разные ответы на вопрос).

В своей работе я использую проблемный метод обучения, как одно из направлений

системно-деятельностного подхода.

«Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он может додуматься сам. Дайте

возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие».

Применение

технологии проблемного обучения на практике позволяет формировать у детей

способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном

процессе.

2

Приемы создания проблемных ситуаций:

подвести детей к противоречию, предложить им самим найти способ его решения;

изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;

побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты;

ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, логику, рассуждения;

определить проблемные теоретические и практические задания;

ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или

противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Примеры создания проблемных ситуаций на разных уроках:

Пример. Урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта».

Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную

величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как

это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что

необходимо использовать масштаб.

Пример. Урок «Математика»

Проблемные ситуации через решение задач, связанных с жизнью:

1.

Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут.

Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?

2.

Самый длинный бал королевства продолжался с 15 августа по 7 сентября

включительно. Сколько дней продолжался праздник?

Пример. Урок «Русский язык»

На доске написано слово «самолёт». Нужно выделить в слове корень. Возникают

различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому

способу выделения корня (в сложных словах).

Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с

новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению

гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого

предположения.

Задача

учителя

находить,

конструировать

полезные

для

3

познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и

решению, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых

ситуаций.

Постоянная постановка перед детьми проблемных ситуаций приводит к тому, что

они не «пасуют» перед проблемами, а стремятся их разрешить в обстановке

увлеченности, поиска и раздумий.

Учебный комплект Каленчук М.Л., Чураковой Н.А. предоставляет учителю

возможности для организации проектной деятельности младших школьников, связанной

с проведением наблюдений за словом, работой со словарями. Например, при

выполнении упражнения по теме «Слова – названия предметов, у которых нет

окончаний» дети сочиняют и записывают предложение с любым из найденных в

Обратном словаре слов – названий предметов на букву – У -. Это задание дают авторы

учебника. После предлагаю практическую работу в парах интеллектуального характера,

направленную на развитие творческих способностей учащихся: «Составьте памятку с

неизменяемыми словами. Ей смогут пользоваться будущие второклассники». Дети были

заинтересованы перспективой практической и социальной пользы. Самым удачным

предложением признано – «Я видела в кино, как кенгуру в пальто поехал на метро,

приехал в кафе, выпил кофе, съел эскимо, послушал радио».

Форма представления проектных заданий может быть и образной (рисунки,

схемы, графики, таблицы), и словесной. Тема «Слова – названия предметов разного

рода» дала пищу для размышлений – как можно помочь Летучей Мыши – уменьшить

объём громоздкого правила, ведь она держит его своими крыльями. «Попробуйте

видоизменить данную запись». Была использована групповая форма организации

проектной деятельности. Детьми были предложены рисунки автомобилей, самолёта,

корабля,

бабочки,

домика

и

ёлочки.

Последний

вариант

был

отмечен

своей

необычностью, красотой, простотой и напоминал о новогодних праздниках. Три веточки

были украшены ёлочными игрушками. Верхнюю ветку мужского рода украсили тремя

шариками, на которых записали окончания: (нулевое), -а, -я. Среднюю ветку среднего

рода украсили тремя разными по величине ёлочными шарами: двумя крупными с

окончаниями – о, -е; и одним маленьким без записей. Следующие украшения с

окончаниями: -а, -я, (нулевым) находились на нижней ветке женского рода.

4

На уроках литературного чтения в 1-ом классе учащиеся отгадывают загадки,

предложенные Одуванчиками; помогают Маше и Мише быстрее уйти от Одуванчиков

навстречу новым испытаниям, сочинив свои загадки про петуха, про жёлтенького

цыплёнка. У детей получились такие загадки:

Родился в жёлтой шубке,

Сверкает, мигает,

Прощайте две скорлупки.

Огневые стрелы пускает.

(цыплёнок)

(гроза)

На дне, где тихо и темно

В пасти пила, опасна она.

Лежит усатое бревно.

Живёт в океане. Угадай, кто она?

(сом)

(акула)

Серый, злой, зубами щёлк.

Это ….. (волк).

Задание было успешно выполнено, загадки поместили в маленький сборник и

придумали название: «Пропуск для Маши и Миши к Подсолнухам» (следующим

жителям огородом «Бабы – яги»).

Литература – искусство слова. При знакомстве и дальнейшем рассмотрении коротких

японских стихотворений (2 класс) вся работа учителя нацелена на то, чтобы школьник

смог «открыть для себя»: что настоящий художник может увидеть то, что до него никто

не замечал, и выразить это по-особому; что каждый (и писатель, и читатель) видит и

чувствует (и жизнь, и текст) по-своему, восприятие каждого неповторимо. Автор

учебника задаёт детям вопрос: «А чем доводилось любоваться вам?» Полученные

ответы послужили подготовительным этапом к следующему заданию – попробовать

свои силы, создать свой образ ХОККУ. Второклассники предложили следующие

лаконичные трёхстишия:

Как тяжёл первый снег!

Смотрю в окно я –

Опустились и грустно поникли

Голый куст.

Ветви деревьев.

Ах, лето уж прошло.

Молодые листочки берёзы!

Как приветливо беседуют между собой.

Всё бы их слушал и слушал.

5

Проектные задания широко используются на уроках окружающего мира. Здесь

закрепление изученного материала может проходить в процессе выполнения заданий,

где важен замысел, где есть возможность найти интересный способ его реализации.

2-ой класс. Тема «Вода и её свойства».

Возникла идея создания теста с целью проверки полученных знаний. Была выбрана

коллективная

форма

организации,

когда

весь

класс

совместно

работает

над

воплощением одной задачи.

1.

Вода растворяет:

а) сахарный песок

б) камень

в) речной песок

2.

Вода не растворяет:

а) поваренную соль

б) речной песок

в) дерево

3.

Свойства чистой воды:

а) нет запаха

б) имеет цвет

в) непрозрачна

г) не имеет вкуса

4.

При переливании в другой сосуд вода:

а) остается в первом сосуда

б) принимает форму второго сосуда

5.

Вода обладает свойством:

а) шипучести

б) текучести

в) колючести

6.

Куда делась вода при сушке белья:

а) испарилась

б) при отжиме удалилась

Составление

теста

всем

классом

было

ориентировано

на

методическое

соавторство учителя и учащихся.

Выполняя проектное задание по окружающему миру (3 класс) «В какой стране ты

хотел побывать?», дети предыдущего набора моделировали учебный материал

(«Путешествие по городам и странам») через собственный интерес. При этом учащиеся

задействовали

самые

различные

источники

информации,

производили

её

классификацию и сопоставление.

Остров Мадагаскар

Мне бы очень хотелось побывать на острове Мадагаскар. Это один из самых

больших островов. Он находится в Индийском океане у восточных берегов Африки. Я

очень люблю лето, а на Мадагаскаре лето круглый год. Впервые я узнала об острове,

посмотрев мультфильм «Мадагаскар». Оказывается, на острове живут разнообразные

животные, там очень богатая растительность. Меня заинтересовал Мадагаскар.

6

Подробнее о нём я узнала из Интернета. Рассматривая фотографии природы острова

Мадагаскар, захватывает дух от неописуемой красоты.

Это горы с необычайными водопадами, деревья с огромными замысловатыми

листьями, бесконечные пляжи с белым песком. Животный мир острова богат и

разнообразен. Нигде нет столько видов животных, как здесь. Славится остров большим

количеством лемуров и редкими видами хамелеонов.

На этом огромном острове есть и города, и маленькие поселения. Столица

Мадагаскара называется Антананариву. Там, как и у нас, живут обычные люди, только

со своими взглядами на мир. Всего на острове проживает примерно столько же

населения, сколько в столице нашей Родины – Москве.

На вопрос, куда бы ты отправилась в путешествие, у меня готов ответ: «На

Мадагаскар!» Кому-то покажется смешно, но это – моя мечта. Если в моей жизни

представится такая возможность, то я с огромным удовольствием отправлюсь в

путешествие на прекрасный остров Мадагаскар.

Мечта Мугиновой Анны

Из работ учеников был составлен сборник «В какой стране я хочу побывать», а

группа авторов дважды выступила перед другими ученическими коллективами нашей

школы.

Преследуя основную идею курса «Технология» - максимальное раскрытие

творческого потенциала ребёнка средствами художественного труда, авторы учебника

предлагают ученикам работы различного характера: и точное повторение образца,

представленного на страницах; и выполнение работы по заданному учителем условию: и

выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике –

«Подумай, что бы тебе хотелось хранить в конверте? Конверт, какого размера нужен для

этой цели? Бумагу, какой плотности лучше взять для изготовления такого конверта»!

или «Сделай поздравительную открытку для клуба «Мы и окружающий мир» или клуба

«Ключ и заря». Выбери необходимый материал и способ изготовления».

Каждый

из

этих

видов

работы

предполагает

различную

мыслительную

деятельность на этапе ориентировки в задании. Есть множество положительных

моментов в использовании проектных заданий на уроках, но самыми важными, на мой

взгляд, являются следующие:

7

ученик действует инициативно, с желанием;

его действия нешаблонны, есть новизна;

результат деятельности имеет социальную и практическую ценность.

Логическим завершением изложенного материала будет перечень условий,

необходимых для успешного использования проектной деятельности в начальной

школе:

при выполнении проектных заданий дети не потребляют готовые знания, а

размышляют и самостоятельно ищут решение возникшей трудности; то есть речь идёт

об организации не познавательной деятельности обучающихся, а преобразующей;

во время работы не надо торопить детей, ждать от них мгновенного результата;

пусть как следует поработают над одним заданием, найдут множество вариантов;

важно

раскрыть

творческую

инициативу

ребёнка,

развить

интерес

к

самостоятельной деятельности.

Использование проектной деятельности – это путь проб, поиска, но в то же время

и путь побед, успеха, постоянного развития.

В своей работе применяю стимулы для формирования мотивов учебной деятельности:

вовлечение ученика в учебно-исследовательскую и проектную деятельность;

создание учебных ситуаций, когда перед ребенком возникает познавательная

трудность;

разнообразие заданий и предлагаемых видов деятельности;

глаголы для заданий: докажи, исследуй, сравни, составь, сделай вывод, объясни,

ответь на один из вопросов (задание на выбор), составь задание, выполните

взаимопроверку и т.д.

Широкое использование педагогических технологий с опорой на формируемые

УУД

способствует

реализации

системно-деятельностного

подхода:

личностные

(диалоговые

технологии

развития

творческих

способностей,

обучение

в

сотрудничестве), коммуникативные (технологии группового обучения), познавательные

(технологии

развития

умственной

деятельности,

исследовательская

технология),

регулятивные (проектное обучение, игровое обучение).

8



В раздел образования