Напоминание

Буклет "Рефлексивный круг"


Автор: Олеся Саляховна Ракаева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС№413 г.Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Буклет
Тема: Буклет "Рефлексивный круг"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основные правила проведения

ежедневного рефлексивного круга для

детей:

говорит только тот, у кого в руках

мячик;

если не хочешь говорить, можешь

пропустить свою очередь;

не повторять то, что кто-то уже сказал;

не уходить из

«круга», пока он не закончится.

Основные правила проведения

ежедневного рефлексивного круга для

воспитателя

не давать оценку высказываниям детей,

только интонацией подчеркнуть то или

иное высказывание;

стараться комментировать каждое

высказывание детей, развивая

их суждения дальше; если выбранная

вами тема не заинтересовала детей, сразу

переходить к другой;

в младших группах начинать круг с

детей, которые могут что-либо сказать

самостоятельно. Для привлечения

внимания детей надевать на руку куклу

и говорить от её лица;

перед началом «круга» дети берутся за

руки и говорят речёвку, а затем садятся в

круг, можно на свои отдельные коврики,

это оптимальный вариант. Эти же

коврики могут быть использованы в

процессе свободной игры детей (в

свободной игре дети стелят свои

коврики и ставят на них игрушки, по

правилам «никто не может трогать

игрушки на чужом коврике»).

Каждый «круг» заканчивается

технологией «К родителям через

детей», по которой дети дома задают

вопросы своим родителям по теме

прошедшего «круга». Например, в

ситуации месяца «Мальчики и девочки»:

«Мама, а был ли у тебя мальчик,

который тебе нравился? Как вы с ним

дружили?»; не боятся провести

неэффективный «круг», т. к. умение

приходит только с опытом.

Всегда применять правила

развивающего общения.

МБДОУ «ДС №413 г. Челябинска»

Ежедневный

рефлексивный круг

В помощь педагогу

Подготовил воспитатель

МБДОУ «ДС №413 г. Челябинска»

Ракаева Олеся Саляховна

Задачи педагогической технологии

«Ежедневный рефлексивный круг»

сплочение детского коллектива;

формирование умения слушать и

понимать друг друга;

формирование общей позиции

относительно различных аспектов жизни

в группе;

обсуждение планов на день, неделю,

месяц;

развитие умения выражать свои чувства

и переживания публично;

привлечение родителей к жизни детей в

ДОО.

Особенности проведения ежедневного

рефлексивного круга

проводится каждый день перед

завтраком со всеми детьми,

присутствующими в группе,

обсуждение, начиная с младшей группы

в младших группах занимает от 5 до 10 мин и

менее, а в подготовительной к школе — 10—20

мин.

если того требуют обстоятельства,

например в группе произошло ЧП, то

«Ежедневный рефлексивный круг»

может проводиться ещё раз сразу после

происшествия

Чтобы ЭРК прошёл эффективно:

необходимо создать определённый

психологический настрой:

включить медитативную музыку

(желательно одну и ту же на

определённый период времени),

поставить в центр круга свечу, которую

дети будут передавать друг другу во

время ответов на вопрос.

желательно, чтобы круг, образованный

детьми, находился всегда в одном и том

же месте

Вопросы для ежедневного рефлексивного

круга

«День в детском саду»

«Чем мы сегодня будем заниматься?»,

«Почему мы выбираем именно эту тему и

проблемы?»,

«Что интересного произошло у нас в группе

вчера?»,

«Как вы думаете, кого мы можем назвать

справедливым? А кого добрым, заботливым?»,

«Почему не удаётся соблюдать правила в

группе?»,

«Что делать, если хочется подраться?»

и т. д.

Используемая литература: Гришаева Н.П.

Современные технологии эффективной

социализации ребенка в дошкольной

образовательной организации: методическое

пособие / Н.П. Гришаева. — М.: Вентана-Граф,

2016. — 184 с. — (Тропинки)

Главное при овладении технологией

«Развивающее общение» — соблюдать

следующие принципы.

1. Принимать все чувства ребёнка.

2. Прояснять эти чувства для осознания их

ребёнком.

3. Не принимать отдельные действия ребёнка,

ведущие

к нарушению эмоционального и физического

благополучия детей и взрослых (например: «Я

не могу позволить тебе так поступать, потому

что у нас есть правило…»).

4. Говорить ребёнку о своих чувствах,

используя «Я-сообщение».

5. Вводить правила жизни в группе,

разработанные совместно с детьми. Постоянно

в безличной форме к ним обращаться при

решении конфликтных ситуаций. Например: «У

нас есть правило: кто первый взял игрушку, тот

в неё и играет, сколько он захочет».

6. Хвалить ребёнка за сделанную работу через

её описание: «Домик получился красивый»,

«Какой порядок в кукольном домике!»

7. Не давать ребёнку готовых рецептов, а

говорить: «А как ты думаешь?..».

8. Постоянно поддерживать позитивную

инициативу ребёнка.

9. Стараться в любом режимном моменте

предоставить ребёнку возможность выбора.

При применении «развивающего общения»:

понижается уровень агрессивности в

общении детей, особенно у мальчиков.

значительно чаще дети обращаются к

воспитателю за советом,

повышает эмоциональный комфорт в

общении



В раздел образования