Автор: Ефимова Анна Аркадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №11" Населённый пункт: г.Стерлитамак, Республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: "Логоритмика для детей 3-4 лет" Раздел: дошкольное образование
Логоритмика для детей 3-4 лет
Логоритмика
— это вид
активной
коррекционной терапии различных речевых нарушений при помощи объединения движений, музыкального ритма и
слов.
Несмотря на то, что как инструмент коррекционной работы это метод применяется сравнительно недавно, польза
ритмичных движений, выполняемых в определенном темпе, отмечалась уже много лет назад.
В последнее время специалисты все чаще отмечают у детей сочетание отставании в речевом и двигательном
развитии. Ритмические движения с произнесением текста идеально справляются с этой проблемой:
Развивается моторика и координация движений, улучшается контроль над движениями.
Устанавливается правильное речевое дыхание.
Тренируется слуховое восприятие — как музыкального слуха, так и фонематического.
Нормализуется психическое состояние у детей, улучшается мышечный тонус.
Улучшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Развивается речевая моторика, улучшается артикуляция.
Кому нужна логоритмика?
Логопеды широко используют этот метод работы с детьми как достаточно эффективный и не вызывающий
затруднений. Как правило, все детишки охотно двигаются под музыку, повторяя за педагогом движения.
Логоритмика показана детям 3-4 лет в случаях:
Дизартрии, различных нарушений в произношении звуков.
Отставании речевого развития.
Заикания.
Нарушениях темпа речи.
Недостаточно развитой мелкой и крупной моторики, координации движений.
Помимо коррекции речевых нарушений приемы логоритмики показаны также детям, склонным к частым
заболеваниям, а также находящимся на стадии активного формирования речи.
Как проводятся занятия по логоритмике с детьми 3-4 лет
1.
Основным принципом является подражательная деятельность. Педагог показывает движения и
проговаривает стихотворный текст, а дети повторяют. Предварительно слова не заучиваются, они
постепенно запоминаются в процессе занятий.
2.
Никаких сложных танцевальных па или длинных текстов! Отличительная особенность логоритмики —
легкость выполнения и доступность для каждого ребенка.
3.
Обычно занятия проводятся пару раз в неделю, но в случае необходимости логопед назначает
дополнительные упражнения. К примеру, при заикании придется заниматься немного чаще.
4.
Длительность самого урока — около получаса. Однако в течение занятий сами упражнения не занимают
много времени, сменяясь одно другим. Таким образом удается «охватить» все проблемные аспекты.
5.
Обязательно проведение упражнений под музыку. Она задает темп движениям и речи, а также создает
положительный настрой у детей.
6.
Занятия должны быть детям в радость. В процессе используются различные игрушки, музыкальные
инструменты, элементы костюмирования.
7.
Обязательна опора на лексические темы. Сложность тестов корректируется в зависимости от навыков у
детей и должна идти от простого к сложному.
8.
Подбор упражнений подстраивается под индивидуальную необходимость. Здесь нет жесткого набора
элементов. Если что-то не получается, берется более легкое упражнение, но увеличивается акцент на
данную проблему.
В группе или индивидуально?
Если у ребенка нет ярко выраженных проблем, требующих серьезной коррекции, а логоритмика используется для
улучшения моторики и общих речевых функций, заниматься можно и в группе. Дети с удовольствием притопывают и
прихлопывают под музыку, поют и проговаривают стихи.
В группе получается веселее и интереснее. Кроме того, коллективные игры могут полезны для социализации детей,
не склонных к общению.
Однако в случае, когда ребенку необходим упор на конкретные упражнения, важно чтобы занятия проходили по
соответствующей программе. Если вам предлагают индивидуальные уроки логоритмики — не стоит отказываться. В
таком режиме план работы всегда корректируется под требования состояния ребенка, а значит и результат будет
намного заметнее.
Коррекция речевых нарушений при помощи логоритмики
Речь представляет собой сложный процесс скоординированной работы органов дыхания, слухового и зрительного
восприятия, артикуляционного аппарата и нервной системы. Задача логоритмики — сделать работу этой системы
целостной и стабильной.
Логоритмические занятия результативны в двух направлениях:
речевой активности
неречевой активности.
Стимулирование неречевых процессов подразумевает улучшение общей моторики, координации движений,
мышечного тонуса, функций высшей психической деятельности — внимания, памяти и т.д.
Для коррекции речевой деятельности ведется работа по развитию дыхания, ритма речи, фонематического слуха,
артикуляционной моторики.
Структура логоритмического занятия подчиняется этим задачам, включая все необходимые элементы:
1.
Ходьба, бег, упражнения на общую моторику обеспечивают развитие мышц и координации.
2.
Дидактические игры под музыку или с использованием музыкальных инструментов служат для развития
чувства ритма, внимания, памяти и стимулирования активного словаря.
3.
Пальчиковая зарядка, песни с подключением движений рук помогают улучшить мелкую моторику,
стимулировать развитие речи.
4.
Артикуляционная гимнастика направлена на улучшение работы речевого аппарата и устранение нарушений
в произношении звуков.
5.
Использование чистоговорок и скороговорок в играх, специальных дыхательных упражнений улучшают
произношение и контроль за дыханием по время речи.
6.
Игры с элементами словотворчества способствуют развитию активного и пассивного словарного запаса у
детей, развивают мышление и чувство родного языка.
7.
Коллективные игры помогают детям социализироваться, развивают эмоциональную и психическую сферы,
улучшают настроение.
Замечательное достоинство логоритмики как метода коррекции — это доступность, присутствие положительных
эмоций во время занятий.