Напоминание

"Логоритмика для детей 3-4 лет"


Автор: Ефимова Анна Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №11"
Населённый пункт: г.Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Логоритмика для детей 3-4 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Логоритмика для детей 3-4 лет
Логоритмика — это вид активной коррекционной терапии различных речевых нарушений при помощи объединения движений, музыкального ритма и слов. Несмотря на то, что как инструмент коррекционной работы это метод применяется сравнительно недавно, польза ритмичных движений, выполняемых в определенном темпе, отмечалась уже много лет назад. В последнее время специалисты все чаще отмечают у детей сочетание отставании в речевом и двигательном развитии. Ритмические движения с произнесением текста идеально справляются с этой проблемой:  Развивается моторика и координация движений, улучшается контроль над движениями.  Устанавливается правильное речевое дыхание.  Тренируется слуховое восприятие — как музыкального слуха, так и фонематического.  Нормализуется психическое состояние у детей, улучшается мышечный тонус.  Улучшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем.  Развивается речевая моторика, улучшается артикуляция. Кому нужна логоритмика? Логопеды широко используют этот метод работы с детьми как достаточно эффективный и не вызывающий затруднений. Как правило, все детишки охотно двигаются под музыку, повторяя за педагогом движения. Логоритмика показана детям 3-4 лет в случаях:  Дизартрии, различных нарушений в произношении звуков.  Отставании речевого развития.
 Заикания.  Нарушениях темпа речи.  Недостаточно развитой мелкой и крупной моторики, координации движений. Помимо коррекции речевых нарушений приемы логоритмики показаны также детям, склонным к частым заболеваниям, а также находящимся на стадии активного формирования речи. Как проводятся занятия по логоритмике с детьми 3-4 лет 1. Основным принципом является подражательная деятельность. Педагог показывает движения и проговаривает стихотворный текст, а дети повторяют. Предварительно слова не заучиваются, они постепенно запоминаются в процессе занятий. 2. Никаких сложных танцевальных па или длинных текстов! Отличительная особенность логоритмики — легкость выполнения и доступность для каждого ребенка. 3. Обычно занятия проводятся пару раз в неделю, но в случае необходимости логопед назначает дополнительные упражнения. К примеру, при заикании придется заниматься немного чаще. 4. Длительность самого урока — около получаса. Однако в течение занятий сами упражнения не занимают много времени, сменяясь одно другим. Таким образом удается «охватить» все проблемные аспекты. 5. Обязательно проведение упражнений под музыку. Она задает темп движениям и речи, а также создает положительный настрой у детей. 6. Занятия должны быть детям в радость. В процессе используются различные игрушки, музыкальные инструменты, элементы костюмирования. 7. Обязательна опора на лексические темы. Сложность тестов корректируется в зависимости от навыков у детей и должна идти от простого к сложному. 8. Подбор упражнений подстраивается под индивидуальную необходимость. Здесь нет жесткого набора элементов. Если что-то не получается, берется более легкое упражнение, но увеличивается акцент на данную проблему. В группе или индивидуально? Если у ребенка нет ярко выраженных проблем, требующих серьезной коррекции, а логоритмика используется для улучшения моторики и общих речевых функций, заниматься можно и в группе. Дети с удовольствием притопывают и прихлопывают под музыку, поют и проговаривают стихи. В группе получается веселее и интереснее. Кроме того, коллективные игры могут полезны для социализации детей, не склонных к общению. Однако в случае, когда ребенку необходим упор на конкретные упражнения, важно чтобы занятия проходили по соответствующей программе. Если вам предлагают индивидуальные уроки логоритмики — не стоит отказываться. В таком режиме план работы всегда корректируется под требования состояния ребенка, а значит и результат будет намного заметнее. Коррекция речевых нарушений при помощи логоритмики Речь представляет собой сложный процесс скоординированной работы органов дыхания, слухового и зрительного восприятия, артикуляционного аппарата и нервной системы. Задача логоритмики — сделать работу этой системы целостной и стабильной. Логоритмические занятия результативны в двух направлениях:
 речевой активности  неречевой активности. Стимулирование неречевых процессов подразумевает улучшение общей моторики, координации движений, мышечного тонуса, функций высшей психической деятельности — внимания, памяти и т.д. Для коррекции речевой деятельности ведется работа по развитию дыхания, ритма речи, фонематического слуха, артикуляционной моторики. Структура логоритмического занятия подчиняется этим задачам, включая все необходимые элементы: 1. Ходьба, бег, упражнения на общую моторику обеспечивают развитие мышц и координации. 2. Дидактические игры под музыку или с использованием музыкальных инструментов служат для развития чувства ритма, внимания, памяти и стимулирования активного словаря. 3. Пальчиковая зарядка, песни с подключением движений рук помогают улучшить мелкую моторику, стимулировать развитие речи. 4. Артикуляционная гимнастика направлена на улучшение работы речевого аппарата и устранение нарушений в произношении звуков. 5. Использование чистоговорок и скороговорок в играх, специальных дыхательных упражнений улучшают произношение и контроль за дыханием по время речи. 6. Игры с элементами словотворчества способствуют развитию активного и пассивного словарного запаса у детей, развивают мышление и чувство родного языка. 7. Коллективные игры помогают детям социализироваться, развивают эмоциональную и психическую сферы, улучшают настроение. Замечательное достоинство логоритмики как метода коррекции — это доступность, присутствие положительных эмоций во время занятий.


В раздел образования