Автор: Кокурина Оксана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №1" п.Тюльган
Населённый пункт: п.Тюльган
Наименование материала: Взаимодействие семьи и образовательного учреждения
Тема: Взаимодействие семьи и образовательного учреждения
Раздел: начальное образование
Взаимодействие семьи и образовательного учреждения.
МБОУ «Лицей №1» п.Тюльган учитель начальных классов О.В. Кокурина
С поступлением ребенка в образовательное учреждение рождается новый вид взаимосвязи
учитель-ученик-родитель. На каких основах должно строится, взаимоотношение семьи с
классным руководителем, психологом, учителями - предметниками, чтобы воспитание
детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка? На этот вопрос
можно найти ответ в словах В,А. Сухомлинского:
«Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций, как можно
больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям
и отцам, совершенно не допустимо, чтобы ребенок приносил родителям огорчения – это
уродливое воспитание».
Педагог, работающий с группой учащихся, должен хорошо знать обстановку в классе,
уметь находить индивидуальный подход к каждому учащемуся, не делить ребят на
«хороших» и «плохих », а создавать такие условия в классе, которые, способствовали бы
саморазвитию, сплочению и доброжелательному взаимоотношению одноклассников с
педагогом и между собой, именно эти взаимоотношения оставляют свой отпечаток на
адаптации учащихся, на дальнейшей успеваемости, на формировании личности в целом.
Первой ступенькой в формировании и развитии личности каждого ребенка является
семья. Мечта каждого ребенка жить в нормальной, дружной семье. Но к сожалению не все
родители уделяют особое внимание воспитанию ребенка, чаще всего происходит в
неблагополучных семьях, где родители постоянно заняты, постоянно конфликтуют и
выплескивают свой гнев и ненависть на своих детей. Ежедневные переживания ребенка
могут привести его к снижению уровня самооценки, к проблемам в успеваемости, к
суицидальным поступкам. Если вовремя не принять меры, то мы можем потерять
будущих талантливых специалистов. Единственной поддержкой ребенка остается школа..
В нашем образовательном учреждении проблемами взаимоотношения с семьей
занимаются руководитель учреждения, заместитель директора по воспитательной работе,
социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители и учителя предметники.
Сейчас, как и всегда, проблема о взаимодействии семьи и образовательного учреждения в
интересах ребёнка является наиболее актуальной. Родители для ребёнка всё: источник
эмоционального тепла и поддержки, высшая власть и распределитель благ, образец для
подражания, друзья и советчик. Часть своей роли семья передаёт школе, поэтому
реализация воспитательных целей возможна лишь при том условии, что школьные
требования поддержаны авторитетом родителей.
Родители, отдавшие детей учиться в данную школу, должны доверять её учебно-
воспитательной программе, а также учителям. Они имеют право на информацию об
учебно-воспитательной программе школы, об успеваемости и дисциплине ребёнка, но
непосредственно не вмешиваются учебно-воспитательный процесс, в конфликты между
детьми в школе. Считаясь с замечаниями и предложениями учителей по поводу
воспитания и обучения ребёнка, они принимают соответствующие меры. Со своей
стороны, педагоги предоставляют родителям всю информацию, уважают их право на
собственные взгляды и убеждения по поводу воспитания ребёнка, но высказывают и свои
замечания и предложения.
В педагогической работе с детьми и родителями часто используется стандартный подход.
А ведь перед нами разные дети, разные семьи, и в каждой свои особенности. Некоторые
учащиеся ждут от учителя подсказки, а родители идут за советом. Другие, лишь выслушав
упрёки за свою «неправильную заботу» о ребёнке, начинают дружить со школой. В
каждой семье свои проблемы, свои конфликты, которые ребёнок приносит в школу.
Прежде чем разбудить ребенка в школу. Если мы хотим помочь ребёнку, мы должны,
прежде всего, постараться понять суть проблемы родителей. Только после того, как мать
или отец почувствуют, что наш интерес относится также и к ним, они смогут
проникнуться к нам доверием. А без доверия невозможно плодотворное сотрудничество.