Автор: Данильченко София Ришатовна
Должность: студент
Учебное заведение: НИУ "БелГУ"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО ШКОЛЬНОМУ КУРСУ ИНФОРМАТИКИ
Раздел: среднее образование
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ ПО ШКОЛЬНОМУ КУРСУ ИНФОРМАТИКИ
Аннотация:
В
данной
статье
произведен
анализ
интерактивности
цифровых образовательных ресурсов по школьному курсу информатики.
Раскрыта сущность ЦОР, их формы и виды, а также положительный
эффект от их использования в образовательном процессе.
Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, интерактивность,
информатика, интерактивные элементы.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) это учебные материалы,
представленные в цифровой форме и необходимые для организации учебного
процесса. Основной отличительной чертой цифровых образовательных
ресурсов от других средств обучения является их интерактивных характер.
Современные технологии, основанные на использовании компьютеров,
появились сравнительно недавно, однако преимущества от их внедрения на
сегодняшний день уже оценены по достоинству. [2]
Применение ЦОР в сфере образования приведет к качественному
изменению содержания, методов и организационных форм обучения.
Посредством их повышается качество и эффективность обучения, а также
совершенствуются инструменты педагогической деятельности. Рассмотрим
подобнее формы ЦОР в образовательном процессе. [1] (Рисунок 1)
Рисунок 1. Формы ЦОР, применяемые в образовательном процессе
Представленные
формы
цифровых
образовательных
ресурсов
способствуют
развитию
творческих способностей учащихся,
а также
повышают интерес и желание к обучению. Современные ЦОР нового
поколения являются высоко интерактивными, мультимедийно насыщенными
электронными учетными продуктами. [5]
По целям и возможностям применения ЦОР в образовательном
процессе можно выделить следующие виды ЦОР. (Рисунок 2)
Рисунок 2. Виды цифровых образовательных ресурсов
Внедрение и использование цифровых образовательных ресурсов на
уроках информатики приведет к автоматизации деятельности обучающихся и
повышению качества образования. Однако, на основании педагогического
опыта, использование ЦОР имеет и отрицательные моменты: перенасыщение
информацией, отсутствие живого общения и тактильных анализаторов. По
мнению многих исследователей, повышению качества обучения могут
способствовать использование в обучении интерактивных средств, которые
обладают значительным дидактическим потенциалом.
Под
интерактивностью
зачастую
можно
понимать
возможность
учащегося к активному взаимодействию с носителями информации в виде
«интерактивных диалогов». На основании анализа работ Е.В. Дырдиной, В.А.
Красильниковой,
М.А.Петренко,
С.В.Титовой
рассмотрим
типы
интерактивности. [3] (Рисунок 3)
Рисунок 3. Типы интерактивности
При использовании интерактивных технологий в образовательном
процессе
происходит:
повышение
мотивации
учеников
к
обучению;
стимулирование
когнитивных
аспектов
обучения;
развитие
навыков
совместной работы и коллективного познания; развитие более глубокого
подхода к обучению у учеников. [4]
Многообразие методологических подходов к преподаванию учебной
дисциплины «Информатика и ИКТ» с использованием интерактивных
средств и ресурсов позволяют учителю выбрать тот, который будет
максимально соответствовать социальному заказу на информационное
образование со стороны детей и их родителей. Основная задача учителя в
данной ситуации состоит в грамотной оценке потребностей и возможностей
своих учеников.
Таким образом, интерактивные средства обучения в образовательном
процессе представляют собой совокупность технических (компьютер и
специализированное программное обеспечение) и дидактических (интернет
ресурсы и электронный образовательные ресурсы) средств, с помощью
которых возможно активизировать учебно-познавательную деятельность
учащихся.
Использование
интерактивных
технологий
на
уроках
информатики вызывает интерес учащихся к обучению, что неизбежно
приведёт к повышению его эффективности. А использование приложений и
Интернет-ресурсов позволит учителям минимизировать время подготовки
образовательных материалов к урокам.
Список использованной литературы
1.
Заславская О.Ю. Интерактивная игра как средство развития
внеурочной деятельности по информатике // Вестник РУДН. Серия:
Информатизация образования. 2019. №2. С.138-148.
2.
Иванова И.И., Касторнова В.А. Анализ возможностей современных
интерактивных досок и специального программного обеспечения к ним //
Вестник Череповецкого государственного университета. – 2016. – № 4. – С.
120-124.
3.
Ромадина О.Г., Соловьева М.С. Интерактивные ресурсы как
средство формирования универсальных учебных действий учащихся //
Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. №1 (31). С.69-73.
4.
Садыкова
О.В.
Формирование
и
развитие
компетенций
у
школьников в области информатики // Вестник евразийской науки. 2015. №1
(26). С.136-140.
5.
Соболева
Е.В.,
Караваев
Н.Л.,
Перевозчикова
М.С.
Совершенствование содержания подготовки учителей к разработке и
применению компьютерных игр в обучении // Вестник Новосибирского
государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 6. С. 54