Автор: Степанова Ольга Павловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением английского языка"
Населённый пункт: город Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Профориентационная работа с учащимися. Из опыта работы учителя физики.
Раздел: полное образование
Профориентационная работа с учащимися.
Из опыта работы учителя физики.
В рамках изучения предмета «Физика» я организую профориентаци-
онную работу со своими учениками. Цель профориентационной работы –
мотивация учеников на получение технических специальностей.
Для достижения это цели я реализую следующие задачи:
- поддерживать интерес учащихся к изучению физики;
-
повышать уровень и качество знаний учащихся по физике, укреплять
связь преподавания с жизнью, с местным производством;
-
усиливать политехническую направленность преподавания физики
как теоретическую основу профориентации путем освещения достижений
современного производства, перспектив его развития;
- систематически информировать учащихся о массовых профессиях
технического направления, в которых ощущают потребность предприятий, и
путях приобретения соответствующей профессии,
- знакомить учащихся на уроках с основными отраслями произ-
водства, ведущими профессиями, трудовыми функциями работников,
- включать учеников в систему внеурочных мероприятий профориен-
тационной направленности.
Ежегодно я составляю план профориентационной работы по предме-
ту.
В рамках системы профориентационной работы я выделяю два
направления: уроки физики и внеклассные мероприятия.
Профориентационную работу по физике я начинаю в начальной шко-
ле и в системе продолжаю ее до 11-го класса включительно. Далее представ-
лено содержание профориентационной работы в 1-4, 5-6, 7-9 и 10-11 классах.
1-4 классы
Внеклассные мероприятия
С целью знакомства учеников начальной школы с предметом «Физи-
ка» я подготовила внеклассные мероприятия «Здравствуй, физика!». Их про-
водят учащиеся старших классов. Ребята показывают занимательные опыты,
а также рассказывают и о профессиях, связанных с физикой.
5-6 классы
Уроки
С окончанием начальной школы ребята вступают в следующий этап
своей учебной жизни – основная школа, в котором откроют для себя и целый
ряд новых наук, в частности естественных: химия и физика. Изучение этих
предметов начнётся только в 7-8 классах. А для учеников 5-6 классов я пре-
подаю пропедевтический курс «Введение в естественно-научные предметы.
Естествознание. Физика. Химия» А.Гуревича, который насыщен разнооб-
разными практическими работами и позволяет проводить первые исследова-
тельские работы по физике и химии. В ходе изучения данного курса я обяза-
тельно провожу уроки «Физика в мире профессий».
Внеклассные мероприятия
В рамках работы «Клуба путешественников» я вместе с классными
руководителями организую экскурсии в город профессий «Кидбург» (г.-
Санкт-Петербург). По итогам поездок ученики делают фотоотчёты о профес-
сиях, связанных с физикой. При сохранении сложной эпидемиологической
ситуации провожу виртуальные экскурсии.
Кроме того ежегодно учащиеся 5-8 классов принимают участие в го-
родском научном турнире «Научная песочница», который позволяет учащим-
ся получать практику научной работы.
7-9 классы
Уроки
В 7 классах я строю профориентационную работу таким образом, что-
бы привить своим ученикам живой интерес к предмету, показать значимость
физики в повседневной жизни и работе. В 8 классах работаю над поддержа-
нием интереса к предмету, помогаю подготовить учеников к выбору дальней-
шей траектории обучения. В 9 классах ребята определяют свой дальнейший
путь: продолжить обучение в школе на конкретном профиле или получить
специальность в колледже, техникуме.
Предметную профориентацию на уроках физики я осуществляю по-
средством изучения физических процессов и закономерностей лежащих в
основе технологических процессов;
решения задач производственного содер-
жания;
составления задач производственного содержания;
выполнения лабо-
раторных и практических работ производственно-технического содержания;
решения исследовательских и конструкторских задач. Ученики участвуют в
виртуальных уроках «ПРОЕКТОРИЯ», «Шоу профессий». Ежегодно на заня-
тиях организую встречи с представителями профессий научно-технической
сферы.
Особое внимание на уроках в 9 классе я уделяю подготовке к сдаче
ОГЭ по физике.
Внеклассные мероприятия
Также, как и в младших классах, в рамках работы «Клуба путеше-
ственников» я вместе с классными руководителями организую экскурсии в
«ЛабиринтУм», Музей воды и пр. (г.Санкт-Петербург) с обязательными
фотоотчётами по итогам поездок. Кроме того, в школе постоянно организу-
ются экскурсии на предприятия города, учебные заведения (при сохранении
сложной эпидемиологической ситуации - виртуальные экскурсии).
В 8 классах я провожу внеурочное обучение по дополнительной обще-
образовательной общеразвивающей программе О.В. Киселёвой «Физика в
профессиях». Особое внимание здесь я уделяю техническим направлениям:
теплоэнергетика, электроэнергетика, автоматизация технологических процес-
сов, информатика и вычислительная техника.
Ежегодно ученики 8-11 классов участвуют в областном конкурсе «За-
нимательные опыты по физике», организуемом НРО «Союз машинострои-
телей России».
Ежегодно девятиклассники участвуют в Дне открытых дверей про-
фильных классов школ. В нашей школе я презентую технологический про-
филь обучения.
10-11 классы
Уроки
Особое внимание профориентационной работе на уроках физики в
старшем звене я уделяю в классах технологического профиля. Прежде всего,
это подготовка к ЕГЭ. Как и в 9 классах, на уроках физики в старшем звене
организую встречи с представителями профессий научно-технической сфе-
ры. На занятия приглашаю выпускников прошлых лет, выбравших обучение
в ВУЗах по техническим специальностям: Новгородский государственный
университет им. Ярослава Мудрого, Санкт-Петербургский технологический
институт, Санкт-Петербургский горный университет, Казанский федераль-
ный университет.
Внеурочные мероприятия
В старших классах я продолжаю экскурсионную работу. Ученики со-
вершают поездки в Санкт-Петербург (Музей связи, Пулковская обсерватория
и пр.), Москву (Музей космонавтики), Дубну (Объединённый институт ядер-
ных исследований). В Новгороде ученики технологического профиля посе-
щают различные предприятия.
Старшеклассники принимают участие в мероприятиях «Дня открытых
дверей» ВУЗов, колледжей, техникумов в очном и онлайн режимах.
Ежегодно ученики 10-х классов занимают призовые места в конкурсе
«Занимательные опыты по физике».
Ученики 7-11 классов принимают участие в городских конференциях
профориентационной направленности. Так, в 2021 году ученик 10 класса стал
победителем в номинации «Общественное признание» на проектно-практи-
ческой конференции «Увлечение-профессия-успех» в рамках работы техно-
логического кластера.
Проведению профориентационной работы способствуют договора о
сотрудничестве, подписанные школой и различными организациями города:
договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве в области опережающей
профессиональной подготовке кадров (ОГБПОУ «Новгородский строитель-
ный колледж»), договор о сотрудничестве (ФГБОУВО «Новгородский госу-
дарственный университет имени Ярослава Мудрого»), соглашение о сотруд-
ничестве (НРО ООО «Союз машиностроителей России»).