Напоминание

Профориентационная работа с учащимися. Из опыта работы учителя физики.


Автор: Степанова Ольга Павловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением английского языка"
Населённый пункт: город Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Профориентационная работа с учащимися. Из опыта работы учителя физики.
Раздел: полное образование





Назад




Профориентационная работа с учащимися.

Из опыта работы учителя физики.

В рамках изучения предмета «Физика» я организую профориентаци-

онную работу со своими учениками. Цель профориентационной работы –

мотивация учеников на получение технических специальностей.

Для достижения это цели я реализую следующие задачи:

- поддерживать интерес учащихся к изучению физики;

-

повышать уровень и качество знаний учащихся по физике, укреплять

связь преподавания с жизнью, с местным производством;

-

усиливать политехническую направленность преподавания физики

как теоретическую основу профориентации путем освещения достижений

современного производства, перспектив его развития;

- систематически информировать учащихся о массовых профессиях

технического направления, в которых ощущают потребность предприятий, и

путях приобретения соответствующей профессии,

- знакомить учащихся на уроках с основными отраслями произ-

водства, ведущими профессиями, трудовыми функциями работников,

- включать учеников в систему внеурочных мероприятий профориен-

тационной направленности.

Ежегодно я составляю план профориентационной работы по предме-

ту.

В рамках системы профориентационной работы я выделяю два

направления: уроки физики и внеклассные мероприятия.

Профориентационную работу по физике я начинаю в начальной шко-

ле и в системе продолжаю ее до 11-го класса включительно. Далее представ-

лено содержание профориентационной работы в 1-4, 5-6, 7-9 и 10-11 классах.

1-4 классы

Внеклассные мероприятия

С целью знакомства учеников начальной школы с предметом «Физи-

ка» я подготовила внеклассные мероприятия «Здравствуй, физика!». Их про-

водят учащиеся старших классов. Ребята показывают занимательные опыты,

а также рассказывают и о профессиях, связанных с физикой.

5-6 классы

Уроки

С окончанием начальной школы ребята вступают в следующий этап

своей учебной жизни – основная школа, в котором откроют для себя и целый

ряд новых наук, в частности естественных: химия и физика. Изучение этих

предметов начнётся только в 7-8 классах. А для учеников 5-6 классов я пре-

подаю пропедевтический курс «Введение в естественно-научные предметы.

Естествознание. Физика. Химия» А.Гуревича, который насыщен разнооб-

разными практическими работами и позволяет проводить первые исследова-

тельские работы по физике и химии. В ходе изучения данного курса я обяза-

тельно провожу уроки «Физика в мире профессий».

Внеклассные мероприятия

В рамках работы «Клуба путешественников» я вместе с классными

руководителями организую экскурсии в город профессий «Кидбург» (г.-

Санкт-Петербург). По итогам поездок ученики делают фотоотчёты о профес-

сиях, связанных с физикой. При сохранении сложной эпидемиологической

ситуации провожу виртуальные экскурсии.

Кроме того ежегодно учащиеся 5-8 классов принимают участие в го-

родском научном турнире «Научная песочница», который позволяет учащим-

ся получать практику научной работы.

7-9 классы

Уроки

В 7 классах я строю профориентационную работу таким образом, что-

бы привить своим ученикам живой интерес к предмету, показать значимость

физики в повседневной жизни и работе. В 8 классах работаю над поддержа-

нием интереса к предмету, помогаю подготовить учеников к выбору дальней-

шей траектории обучения. В 9 классах ребята определяют свой дальнейший

путь: продолжить обучение в школе на конкретном профиле или получить

специальность в колледже, техникуме.

Предметную профориентацию на уроках физики я осуществляю по-

средством изучения физических процессов и закономерностей лежащих в

основе технологических процессов;

решения задач производственного содер-

жания;

составления задач производственного содержания;

выполнения лабо-

раторных и практических работ производственно-технического содержания;

решения исследовательских и конструкторских задач. Ученики участвуют в

виртуальных уроках «ПРОЕКТОРИЯ», «Шоу профессий». Ежегодно на заня-

тиях организую встречи с представителями профессий научно-технической

сферы.

Особое внимание на уроках в 9 классе я уделяю подготовке к сдаче

ОГЭ по физике.

Внеклассные мероприятия

Также, как и в младших классах, в рамках работы «Клуба путеше-

ственников» я вместе с классными руководителями организую экскурсии в

«ЛабиринтУм», Музей воды и пр. (г.Санкт-Петербург) с обязательными

фотоотчётами по итогам поездок. Кроме того, в школе постоянно организу-

ются экскурсии на предприятия города, учебные заведения (при сохранении

сложной эпидемиологической ситуации - виртуальные экскурсии).

В 8 классах я провожу внеурочное обучение по дополнительной обще-

образовательной общеразвивающей программе О.В. Киселёвой «Физика в

профессиях». Особое внимание здесь я уделяю техническим направлениям:

теплоэнергетика, электроэнергетика, автоматизация технологических процес-

сов, информатика и вычислительная техника.

Ежегодно ученики 8-11 классов участвуют в областном конкурсе «За-

нимательные опыты по физике», организуемом НРО «Союз машинострои-

телей России».

Ежегодно девятиклассники участвуют в Дне открытых дверей про-

фильных классов школ. В нашей школе я презентую технологический про-

филь обучения.

10-11 классы

Уроки

Особое внимание профориентационной работе на уроках физики в

старшем звене я уделяю в классах технологического профиля. Прежде всего,

это подготовка к ЕГЭ. Как и в 9 классах, на уроках физики в старшем звене

организую встречи с представителями профессий научно-технической сфе-

ры. На занятия приглашаю выпускников прошлых лет, выбравших обучение

в ВУЗах по техническим специальностям: Новгородский государственный

университет им. Ярослава Мудрого, Санкт-Петербургский технологический

институт, Санкт-Петербургский горный университет, Казанский федераль-

ный университет.

Внеурочные мероприятия

В старших классах я продолжаю экскурсионную работу. Ученики со-

вершают поездки в Санкт-Петербург (Музей связи, Пулковская обсерватория

и пр.), Москву (Музей космонавтики), Дубну (Объединённый институт ядер-

ных исследований). В Новгороде ученики технологического профиля посе-

щают различные предприятия.

Старшеклассники принимают участие в мероприятиях «Дня открытых

дверей» ВУЗов, колледжей, техникумов в очном и онлайн режимах.

Ежегодно ученики 10-х классов занимают призовые места в конкурсе

«Занимательные опыты по физике».

Ученики 7-11 классов принимают участие в городских конференциях

профориентационной направленности. Так, в 2021 году ученик 10 класса стал

победителем в номинации «Общественное признание» на проектно-практи-

ческой конференции «Увлечение-профессия-успех» в рамках работы техно-

логического кластера.

Проведению профориентационной работы способствуют договора о

сотрудничестве, подписанные школой и различными организациями города:

договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве в области опережающей

профессиональной подготовке кадров (ОГБПОУ «Новгородский строитель-

ный колледж»), договор о сотрудничестве (ФГБОУВО «Новгородский госу-

дарственный университет имени Ярослава Мудрого»), соглашение о сотруд-

ничестве (НРО ООО «Союз машиностроителей России»).



В раздел образования