Автор: Садырова Зульфия Гамбаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 158"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности
Тема: Исследовательская деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Психолого-педагогическое сопровождение
исследовательской деятельности
Садырова Зульфия Гамбаровна воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 158» г. Казани
В
современном
образовании
одной
из
актуальных
проблем
дошкольного образования является развитие исследовательской активности
ребенка. Современное общество нуждается в активной и самостоятельной
личности,
способной
к
проявлению
исследовательской
активности
и
творчества в решении жизненно важных проблем.
Поисково-исследовательская
деятельность
зарождается
в
недрах
дошкольного
детства.
Стремление
наблюдать
и
экспериментировать,
самостоятельно
искать
новые
сведения
о
мире
-
важнейшая
черта
нормального детского поведения, и обусловлена она, биологически, ведь
здоровый ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание
мира, он хочет его познавать. Знания, полученные в результате собственного
исследовательского
поиска,
прочнее
и
надежнее
тех,
что
получены
репродуктивным путем.
Исследовательская деятельность направлена на познание свойств и
связей объектов, разными способами действий.
Но желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный
характер, и его нелегко использовать в образовании. Поэтому очень важно
осуществлять
целенаправленное
руководство
исследовательской
деятельностью. Педагогическая деятельность должна быть выстроена таким
образом, чтобы создать условия для исследовательской деятельности детей,
где ребенок чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является
равноправным партнером, соучастником деятельности, позволяя ребенку
проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.
В организации исследовательской деятельности, педагоги делают упор
на создание предметно-развивающей среды, на предоставление детям
свободы выбора, свободы действий и перемещений в пространстве. В каждой
группе
ДОО
должен
быть
организован
исследовательский
уголок
экспериментирования,
оснащение
которого
происходит
согласно
тематического планирования, возрастным особенностям. Это дидактические
игры, пособия, лабораторный инструментарий.
Для
поддержания
и
дальнейшего
развития
интереса
детей
используются
разнообразные
формы
организации
исследовательской
деятельности через повседневную деятельность: во время приема пищи, игр,
занятий, на прогулке,
широко используются сюрпризные моменты и
проблемные ситуации. Для абсолютной безопасности при использовании
различных материалов - совместно с детьми разрабатываются правила
работы в уголке экспериментирования.
Детское
экспериментирование
как
деятельность
начинает
формироваться в период раннего возраста и проявляется в любопытстве и
желании что-то сделать любыми доступными средствами. В этом возрасте
1
ребенок обладает наглядно-действенным мышлением, которое развивается в
процессе предметных действий. В
развивающей среде преобладают
игрушки-манипуляторы. В группах может быть организован уголок «Воды и
песка».
В младшем и среднем дошкольном возрасте формируется наглядно-
образное мышление. Дети быстро усваивают, что действия с моделью
необходимо соотносить с оригиналом.
Дети
старшего
дошкольного
возраста
отличаются
большими
физическими
и
психическими
возможностями.
Ребенок
овладевает
построением особого вида знаков - наглядно-пространственных моделей, в
которых
отображаются
связи
и
отношения
вещей,
существующие
объективно.
К концу дошкольного возраста, в подготовительной к школе группе,
формируются элементы логического мышления с опорой на понятие.
Понятия формируются в том случае, если организован переход ребенка от
внешних ориентировочных действий, к действиям во внутреннем плане. При
этом внешние средства заменяются словесным обозначением, что дает
возможность перенести действия на различные ситуации. Логическое
мышление старшего дошкольника характеризуется тем, что речевое действие
осуществляется с опорой на понятие.
Можно выделить три этапа психолого-педагогического сопровождения
исследовательской деятельности детей.
Остановимся на этапах сопровождения подробнее:
Первый этап заключается в том, что педагог ставит проблему и
намечает пути ее решения, а само решение, его поиск самостоятельно
осуществляются детьми. Важно научить детей самостоятельно подбирать и
находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие
действия,
видеть
результат
деятельности,
и
тем
самым
развивать
собственную исследовательскую активность.
Например, эксперимент «Вода - жидкость».
Педагог: Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на
блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и
растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (ответы детей).
Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы
течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода
жидкая и может течь, то её называют жидкостью.
Вывод: вода – жидкость.
На втором этапе - педагог только ставит проблему, а метод ее
решения ребенок ищет самостоятельно.
Перед нами, педагогами стоит
задача научить детей разными способами находить решение проблемных
задач.
Например: экспериментальная игра: «Вред и польза»
Педагог: Я предлагаю разделиться на две команды. Первая команда
выясняет чем полезен шоколад, 2 команда выясняет чем вреден шоколад.
Можно совещаться, обсуждать, затем будем отвечать.
На данном этапе используются проблемные вопросы: «Что надо
2
сделать?», «Как можно это проверить?», «Что получится, если...?» и вопросы,
побуждающие к демонстрации и развитию беглости и оригинальности
мышления; создаются специальные условия для практики межличностного
общения и сотрудничества; идет пополнение уголка новыми материалами и
предметами; используется моделирование исследовательской деятельности
взрослым - для развития навыков экспериментирования и активности у
пассивных и застенчивых детей.
Заключительный третий этап
состоит в том, что постановка
проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осущест-
вляются детьми самостоятельно.
Например: Задачка на сообразительность.
Насыпать в миску крупу (например манку) и закопать в нее скрепки.
Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов: на
ощупь,
просеять,
или
воспользоваться
определенным свойством
магнита притягивать все железное.
Рассмотрим методы и приемы,
которые используют педагоги, при
сопровождении исследовательской деятельности детей.
Они заключаются в следующем:
указание способов деятельности воспитателем;
намеренное допущение неточности в действиях воспитателя;
разработка совместно с детьми условных графических обозначений;
изготовление карточек с символическим изображением задачи (темы)
эксперимента;
использование
дневника наблюдений,
для фиксирования графическим
способом начального и конечного этапов эксперимента. Дневник наблюдений
может быть как индивидуальным, так и подгрупповым;
презентация ребенком своей деятельности.
Таким образом,
детское экспериментирование, будучи внутренне
мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для разви-
тия творческой исследовательской активности и самостоятельности. У детей
дошкольного возраста формируется умение прослеживать связи между
предметами, событиями и явлениями, самостоятельно решать возникшие
проблемы, делать анализ на основе классификации, обобщения информации.
Психолого-педагогическое
сопровождение
исследовательской
деятельности
у
детей
дошкольного
возраста
будет
успешным
при
обеспечении следующих педагогических условий:
–
использовать
экспериментирование
как
средство
развития
исследовательской активности;
– создавать развивающую предметно-пространственную среду.
3