Напоминание

Исследовательская деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС


Автор: Садырова Зульфия Гамбаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 158"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности
Тема: Исследовательская деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психолого-педагогическое сопровождение

исследовательской деятельности

Садырова Зульфия Гамбаровна воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 158» г. Казани

В

современном

образовании

одной

из

актуальных

проблем

дошкольного образования является развитие исследовательской активности

ребенка. Современное общество нуждается в активной и самостоятельной

личности,

способной

к

проявлению

исследовательской

активности

и

творчества в решении жизненно важных проблем.

Поисково-исследовательская

деятельность

зарождается

в

недрах

дошкольного

детства.

Стремление

наблюдать

и

экспериментировать,

самостоятельно

искать

новые

сведения

о

мире

-

важнейшая

черта

нормального детского поведения, и обусловлена она, биологически, ведь

здоровый ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание

мира, он хочет его познавать. Знания, полученные в результате собственного

исследовательского

поиска,

прочнее

и

надежнее

тех,

что

получены

репродуктивным путем.

Исследовательская деятельность направлена на познание свойств и

связей объектов, разными способами действий.

Но желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный

характер, и его нелегко использовать в образовании. Поэтому очень важно

осуществлять

целенаправленное

руководство

исследовательской

деятельностью. Педагогическая деятельность должна быть выстроена таким

образом, чтобы создать условия для исследовательской деятельности детей,

где ребенок чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является

равноправным партнером, соучастником деятельности, позволяя ребенку

проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.

В организации исследовательской деятельности, педагоги делают упор

на создание предметно-развивающей среды, на предоставление детям

свободы выбора, свободы действий и перемещений в пространстве. В каждой

группе

ДОО

должен

быть

организован

исследовательский

уголок

экспериментирования,

оснащение

которого

происходит

согласно

тематического планирования, возрастным особенностям. Это дидактические

игры, пособия, лабораторный инструментарий.

Для

поддержания

и

дальнейшего

развития

интереса

детей

используются

разнообразные

формы

организации

исследовательской

деятельности через повседневную деятельность: во время приема пищи, игр,

занятий, на прогулке,

широко используются сюрпризные моменты и

проблемные ситуации. Для абсолютной безопасности при использовании

различных материалов - совместно с детьми разрабатываются правила

работы в уголке экспериментирования.

Детское

экспериментирование

как

деятельность

начинает

формироваться в период раннего возраста и проявляется в любопытстве и

желании что-то сделать любыми доступными средствами. В этом возрасте

1

ребенок обладает наглядно-действенным мышлением, которое развивается в

процессе предметных действий. В

развивающей среде преобладают

игрушки-манипуляторы. В группах может быть организован уголок «Воды и

песка».

В младшем и среднем дошкольном возрасте формируется наглядно-

образное мышление. Дети быстро усваивают, что действия с моделью

необходимо соотносить с оригиналом.

Дети

старшего

дошкольного

возраста

отличаются

большими

физическими

и

психическими

возможностями.

Ребенок

овладевает

построением особого вида знаков - наглядно-пространственных моделей, в

которых

отображаются

связи

и

отношения

вещей,

существующие

объективно.

К концу дошкольного возраста, в подготовительной к школе группе,

формируются элементы логического мышления с опорой на понятие.

Понятия формируются в том случае, если организован переход ребенка от

внешних ориентировочных действий, к действиям во внутреннем плане. При

этом внешние средства заменяются словесным обозначением, что дает

возможность перенести действия на различные ситуации. Логическое

мышление старшего дошкольника характеризуется тем, что речевое действие

осуществляется с опорой на понятие.

Можно выделить три этапа психолого-педагогического сопровождения

исследовательской деятельности детей.

Остановимся на этапах сопровождения подробнее:

Первый этап заключается в том, что педагог ставит проблему и

намечает пути ее решения, а само решение, его поиск самостоятельно

осуществляются детьми. Важно научить детей самостоятельно подбирать и

находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие

действия,

видеть

результат

деятельности,

и

тем

самым

развивать

собственную исследовательскую активность.

Например, эксперимент «Вода - жидкость».

Педагог: Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на

блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и

растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (ответы детей).

Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы

течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода

жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

Вывод: вода – жидкость.

На втором этапе - педагог только ставит проблему, а метод ее

решения ребенок ищет самостоятельно.

Перед нами, педагогами стоит

задача научить детей разными способами находить решение проблемных

задач.

Например: экспериментальная игра: «Вред и польза»

Педагог: Я предлагаю разделиться на две команды. Первая команда

выясняет чем полезен шоколад, 2 команда выясняет чем вреден шоколад.

Можно совещаться, обсуждать, затем будем отвечать.

На данном этапе используются проблемные вопросы: «Что надо

2

сделать?», «Как можно это проверить?», «Что получится, если...?» и вопросы,

побуждающие к демонстрации и развитию беглости и оригинальности

мышления; создаются специальные условия для практики межличностного

общения и сотрудничества; идет пополнение уголка новыми материалами и

предметами; используется моделирование исследовательской деятельности

взрослым - для развития навыков экспериментирования и активности у

пассивных и застенчивых детей.

Заключительный третий этап

состоит в том, что постановка

проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осущест-

вляются детьми самостоятельно.

Например: Задачка на сообразительность.

Насыпать в миску крупу (например манку) и закопать в нее скрепки.

Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов: на

ощупь,

просеять,

или

воспользоваться

определенным свойством

магнита притягивать все железное.

Рассмотрим методы и приемы,

которые используют педагоги, при

сопровождении исследовательской деятельности детей.

Они заключаются в следующем:

указание способов деятельности воспитателем;

намеренное допущение неточности в действиях воспитателя;

разработка совместно с детьми условных графических обозначений;

изготовление карточек с символическим изображением задачи (темы)

эксперимента;

использование

дневника наблюдений,

для фиксирования графическим

способом начального и конечного этапов эксперимента. Дневник наблюдений

может быть как индивидуальным, так и подгрупповым;

презентация ребенком своей деятельности.

Таким образом,

детское экспериментирование, будучи внутренне

мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для разви-

тия творческой исследовательской активности и самостоятельности. У детей

дошкольного возраста формируется умение прослеживать связи между

предметами, событиями и явлениями, самостоятельно решать возникшие

проблемы, делать анализ на основе классификации, обобщения информации.

Психолого-педагогическое

сопровождение

исследовательской

деятельности

у

детей

дошкольного

возраста

будет

успешным

при

обеспечении следующих педагогических условий:

использовать

экспериментирование

как

средство

развития

исследовательской активности;

– создавать развивающую предметно-пространственную среду.

3



В раздел образования