Напоминание

Познавательно- исследовательский проект на тему: "Хлеб – всему голова" в старшей группе


Авторы: Серюкова Елена Владимировна, Садреева Елена Витальевна
Должность: воспитатели доу
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка- д/с № 39 "Золотой петушок"
Населённый пункт: г. Альметьевск, республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Познавательно- исследовательский проект на тему: "Хлеб – всему голова" в старшей группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития

ребенка- детский сад № 39 «Золотой петушок» г. Альметьевск РТ

Познавательно- исследовательский проект на тему:

«Хлеб – всему голова»

в старшей группе

Подготовила: Садреева Е.В.

Серюкова Е. В.

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" -

В поле, в доме, в державе!

Актуальность:

В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они

незыблемы, речь пойдет о хлебе

.

Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ

благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни,

и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Издавна у славян существовал

обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира

и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются

ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя

измерить. У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека,

работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным

продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали

ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека. И чтобы его вырастить

необходимо, приложить много сил и труда. Поэтому мы решили уделить этому вопросу

особое внимание в нашей работе с детьми. Основным методом является

исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью

взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий,

презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными

источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом

формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде. Самое главное в

предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли

человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное

отношение к результату его деятельности. Проект призван обратить внимание детей,

какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к

хлебу.

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Срок реализации: краткосрочный (недельный; с 19 апреля по 23 апреля)

Состав участников: групповой (воспитатель, дети старшей группы, родители).

Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и

видеотека; книги со сказками, книжки - панорамы, раскраски; дидактические игры; пазлы

по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме.

Цель реализации проекта:

Систематизировать, обобщить и расширить представления детей о ходе процесса от

рождения хлеба до поступления хлеба на стол.

Создать и обеспечить условия для развития познавательно – исследовательских

способностей детей в процессе разработки и проведения детско-взрослого проекта «Хлеб -

всему голова».

Задачи:

Обогатить познавательный опыт детей.

Дать знания о многообразии злаковых культурах и хлебобулочных изделий

Формировать представления о долгом пути хлеба от поля до стола

Способствовать развитию детской любознательности.

Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности

Обогащать словарь детей. Совершенствовать навыки связного высказывания.

Развивать умение применять полученные знания в продуктивных видах

деятельности.

Побуждать к активным действиям совместной деятельности со взрослыми и

детьми.

Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду людей, которые занимаются

созданием хлебных изделий.

Предполагаемый результат:

Реализация проекта способствует:

усвоению детьми необходимых знаний о производстве хлеба и хлебобулочных

изделий.

формированию у детей представлений о ценности хлеба;

получению знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это

происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы

многих людей;

умению детей применять трудовые навыки

организации сюжетно-ролевых игр на основе имеющихся знаний о хлебе и его

происхождении

воспитанию интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду

людей, участвующих в производстве хлеба;

воспитанию бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям

План реализации:

Беседа о хлебе (предварительная, о имеющихся знаний у детей, о значении хлеба)

Заучивание тематических стихов, пословиц, поговорок, чтение рассказов.

Познавательное занятие «Хлеб - всему голова»;

Экспериментирование:

«Что получиться, если смешать воду, муку и соль»

«Как получить муку из зерен»

Просмотр презентации «Откуда хлеб пришел»

Подбор книг по теме в книжном уголке.

Предварительная работа:

- сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах,

о народных традициях.

- подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал,

злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта.

- подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки,

рассказы, сказки, притчи, стихи.

Методы исследования:

- сбор информации;

- беседы;

- наблюдения;

- опытно – экспериментальная деятельность;

- анализ.

Интегрируемые образовательные области:

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Социально-коммуникативное развитие;

- Художественно-эстетическое развитие.

- Физическое развитие

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

1. Определение уровня знаний детей о хлебе.

2. Обсуждение темы проекта, задач с детьми.

3. Создание необходимых условий для реализации проекта.

4. Перспективное планирование проекта.

5. Подбор необходимой литературы по данной теме.

II этап – основной этап (практический)

Комплексно – тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение

в совместную деятельность воспитателя и ребенка разных образовательных областей для

реализации поставленных целей и задач по теме проекта.

III этап – заключительный.

Выставка книжек-малышек о хлебе.

Выпуск стенгазеты «Хлеб - наше богатство!».

Реализация проекта:

Модель трех вопросов

Что мы знаем

Что мы хотим узнать?

Где мы можем узнать?

Хлеб продается в магазине.

Мама дома печет хлеб в

хлебопечке, духовке.

Из зерен делают муку,

Хлеб бывает белый и черный,

Хлеб пекут на хлебозаводе

Как называются люди,

которые выращивают хлеб?

Что надо, чтобы вырастить

хлеб?

Как растили хлеб раньше?

Как готовится тесто?

Что можно сделать из муки

еще?

Как пекут хлеб?

Какие еще есть крупы?

Как работает мельница?

Почему говорят: «Хлеб всему

голова»?

Как называют хлеб в других

странах?

Что можно приготовить из

черствого хлеба?

Сходить на экскурсию

Спросить у родителей

Посмотреть в Интернете

Спросить у воспитателя

Провести опыты

Посмотреть в книгах,

энциклопедиях

Познавательное развитие:

Беседы:

«Как на наш стол хлеб пришел»;

«Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и в современном мире»

«Хлеб всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом»

«Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»

«Какой бывает хлеб»;

«Береги хлеб»

«Пшеница – спутница и кормилица человека»

ООД по ФЦКМ: «Хлеб – всему голова»

Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба», «От зерна до

каравая», «Сельскохозяйственные профессии»

Просмотр видеофильмов:

«Как растет пшеница»;

«Труд комбайнера»;

«По секрету всему свету. Как получается хлеб».

Исследовательская деятельность:

Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;

Опытно – экспериментальная деятельность:

Превращение зерна в муку (при помощи кофемолки и ступки).

Замешивание теста.

Речевое развитие.

Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;

ООД по развитию связной речи: Составление рассказа по картине И. А. Шишкина «Рожь»

Ситуативный разговор на тему: «Хлеб к обеду в меру бери, хлеб –это ценность, им не

сори!»

Словесные игры:

«Образование относительных прилагательных» (упражнение в словообразовании

прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу, согласование их с

существительными)

Игра с мячом «Скажи, какой»,

«Что из какой муки испекли?»;

«Образование родственных слов». «Назови ласково».

Проговаривание скороговорок о хлебе:

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Чтение художественной литературы о хлебе:

• Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»

• М. Глинская «Хлеб»;

• В. Ремизов «Хлебный голос»;

• Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», «Хлеб хлебу брат», сказка «Сто колобков»,

«Какой хлеб лучше», «Сказка о пшеничном зернышке»;

• Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;

• И. Токмакова «Что такое хлеб»;

• С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый»

• С. Михалков «Булка»

• Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Хлебный магазин», «Кулинария», «Мы- пекари»

Дидактические игры:

«Назови профессию», «Назови технику», «Что, где растет», «Что из какой муки

испекли?», «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Кто больше назовет

хлебобулочных изделий», «Как превратить муку в тесто?», «В каких сказках хлеб живет»

Театрализованная деятельность:

Драматизация сказки «Колосок», пальчиковый театр «Колобок», «Как волк вздумал хлеб

печь»

Просмотр мультфильмов:

«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Г. Х.Андерсена;

«Чудо – мельница!» русская народная сказка.

«Золотые колосья» белорусская сказка.

Художественно-эстетическое развитие:

Изобразительная деятельность:

Рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;

»С.А.Куприянова «Вспашка».

ООД: Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми;

ООД по аппликации: «Сушки, плюшки и батон- хлеб приходит в каждый дом»

Конструирование: из мелкого конструктора «Комбайн», из крупного конструктора

«Хлебозавод», из бумаги (оригами) «Колосок»

ООД по конструированию: «Короб для зерна»

Физическое развитие:

Пальчиковые игры: «Копна», «Как у деда Ермолая»

Подвижные игры: «Найди свой пряник», «Где мы были мы не скажем, а что делали

покажем», «Дружные зерна», «Пшеница и хлебороб», «Покажи колосок»

Физкультурные минутки: «Каравай», «Колосок и зернышки»

Игры - эстафеты: «Кто быстрее посеет поле», «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»

Взаимодействие с родителями:

Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и поговорки

о хлебе.

Консультация для родителей «Берегите хлеб».

Выпуск стенгазеты «Хлеб - наше богатство!»

Привлечь к созданию совместно с детьми книжек –малышек о хлебе.

Результаты проекта:

- дети приобрели различные знания, уточнили и углубили представления о хлебе. у детей

сформировались представления о ценности хлеба;

- получили знания о том, как выращивают хлеб, донесли до сознания детей, что хлеб – это

итог большой работы многих людей;

- вызвали интерес к профессиям пекаря, комбайнера, агронома и к труду людей,

участвующих в производстве хлеба;

- у детей сформировались навыки исследовательской деятельности, развилась

познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

- воспитали бережное отношение к хлебу и уважение к труду взрослых

Список используемой литературы:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного

образования, под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА

СИНТЕЗ, 2014

2. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80

с.

3. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие –

М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.

4. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и

дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм

5. Давыдова М.А. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников

[Текст]. Москва: Вако, 2007г, -64с.

6. М. Ивин, Хлеб сегодня, хлеб завтра - Детская литература, 1980г.

7. Горькова Л.Г., А.В. Кочергина А.В, Л.А. Обухова Л.А. Сценарии занятий по

экологическому воспитанию дошкольников [Текст].- Москва: Вако, 2005.-90с.

8. Ю. Крутогоров, Дождь из семян – издательство «Малыш», 1975г.

9. Интернет ресурсы

Приложение к проекту:

Конспект ООД по формированию целостной картины мира в старшей группе:

«Хлеб- всему голова»

Программное содержание:

Познавательное развитие: Формировать знания детей о значении хлеба в жизни человека.

Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.

Формировать

представления о выращивании хлеба от зерна до колоска; обобщить знания о профессиях

людей;

Речевое развитие: Развивать умение образовывать прилагательные от существительных.

Расширять словарный запас (элеватор, пекарь, хлебороб), развивать связную речь,

воображение.

Социально- коммуникативное развитие: Учить детей задумывать содержание своей

работы на основании личного опыта.

Развивать общительность и коммуникабельность.

Воспитывать уважение к людям труда, бережного отношения к хлебу, как результату

труда многих людей

Художественно-эстетическое развитие: Формировать умение передавать форму знакомых

предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.

Предварительная работа: знакомство с поговорками о хлебе, рассматривание

хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин), чтение

стихотворений Д.Кугультинов «Кусок хлеба», Х.Мянд «Хлеб», К.Кубилинскас «Снопы»,

рассказ Э.Шим «Хлеб растёт».

Ход:

1.

Организационный момент.

Воспитатель: - Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия).

- Какие слова вы можете сказать о России? Какая она? Свой ответ каждый из вас будет

начинать с предложения «Наша Россия…» (Огромная, бескрайняя, красивая, богатая,

дружная).

- Очень часто говорят, что Россия – страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит?

( Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много

полезных ископаемых – угля, нефти, золота)

Воспитатель: Это верно, но издавна главным богатством России считался хлеб. Слово

хлеб в русском языке всегда обозначало достаток. Если не будет никаких продуктов, а

только хлеб и вода, человек будет жить. Много сил приложили люди, чтобы на нашем

столе был вкусный, душистый хлеб. Сегодня мы с вами расскажем, как хлеб пришёл к нам

на стол.

2. Актуализация знаний.

Воспитатель задаёт вопросы:

- Откуда берётся хлеб, который продают в магазине?

- Какие вы знаете зерновые культуры? (кукуруза, пшеница, рожь, ячмень, овёс).

- Где растёт хлеб? (в поле)

- Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы)

- Куда везут зерно на машине с полей? (на элеватор)

- Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно)

- Что дальше происходит с зерном?

С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зёрен получают муку, затем везут

на хлебозавод, где выпекают хлеб.

Воспитатель предлагает рассмотреть схему «Откуда хлеб пришел»: сеют зерно, убирают

комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню,

где пекут хлебобулочные изделия.

Дети по схеме составляют рассказ. По ходу рассказа педагог задает детям уточняющие и

проблемные вопросы:

– Кто сеет хлеб?

– Труден ли труд хлебопашца?

– Как получают муку?

Не гром грохочет, не пальба – Шумят, гудят грузовики,

Гремит-грохочет молотьба. Стучат на мельнице валки,

Гора зерна растет до неба… Гора муки растет до неба…

Ты видишь, сколько будет хлеба? Ты видишь, сколько будет хлеба?

Физминутка.

Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на машине)

На кочку наехали (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево)

В яму заехали

Горки объехали

И на поле приехали!

- Ребята, а кто печёт хлеб? (пекари)

Педагог обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и

при каждой отгадке достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.

Вот на мельнице пшеница

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут, в порошок её сотрут!

(Мука)

Он бывает с рисом, с мясом,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят

По кусочку все съедят.

(Пирог)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.

(Тесто)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блины)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

(Бублик)

Сидит на ложке

Свесив ножки?

(Лапша)

Состав простой: мука, вода

А получается еда,

То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.

(Макаронные изделия)

При этом педагог обращает внимание на правильную осанку детей.

Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»

Мы тесто месили, мы тесто месили,

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,

Комочки опять и опять достаём

Дидактическая игра: «Волшебный мяч».

Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное

изделие.

4. Итог занятия

- Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?

- Как нужно относиться к хлебу?

- Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?

В заключении хочу вам прочесть стихотворение.

Вот он хлебушек душистый,

Вот он теплый золотистый,

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел

В нем здоровье наша сила.

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселого в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему

«Свойства муки»

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское

экспериментирование.

Задачи:

Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах.

Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий.

Познакомить со свойствами муки.

Развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод.

Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.

Развивать внимание, мышление, память.

Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.

Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа:

Просмотр презентации «Зерновые культуры»

Разучивание пословиц о хлебе, замешивание соленого теста.

Словарная работа: хлебобулочные изделия, кондитерские изделия. ингредиенты,

зерновые культуры, сито.

Демонстрационный материал: Заготовка для кроссворда. Картинки полей с зерновыми

культурами. Выставка мучных изделий: сахар, дрожжи, пшеница, овёс, очищенный и не

очищенный.

Раздаточный материал: Плоская тарелка, лупа, ложка, кувшин с водой ,2 салфетки.

глубокие мисочки -комплект на 2 детей

Оборудование: Кофемолки (Ручная и электрическая)

Ход:

Организационный момент.

- Я получила странное письмо. В письме четыре пустые клетки –зашифрованное слово. И

только, выполнив определенные задания, вы поможете мне узнать, что же в нем написано.

В первой клетке живет буква, которая спряталась в слове МАКАРОНЫ, и стоит на первом

месте. (М)

Во второй клетке живет буква, которая спряталась в слове БУЛКА, и стоит на втором

месте. (У)

В третьей клетке живет буква, которая спряталась в слове БУБЛИК, и стоит в конце слова.

(К)

В четвертой клетке живет буква, которая спряталась в слове БАТОН, и стоит в нем на

втором месте. (А)

– Давайте прочитаем, какое же слово у нас получилось! (МУКА)

– А для чего нужна мука?

Ответы: -Для того, чтобы выпекать хлеб, батон, булки, печенье –

Молодцы! Вы все ответили правильно. Мука нужна для того, чтобы выпекать

хлебобулочные, кондитерские, макаронные изделия.

Отгадайте загадки:

1. Был крупинкой золотой,

Стал зелёною стрелой.

Солнце летнее светило,

И стрелу позолотило.

Что за стрела? (колос)

2. Какое море за селом волнует ветерок?

В нем волны можно собирать, укладывать в мешок (поле)

3. Сто братьев одну избушку собрались ночевать (зёрна в колосе)

- Давайте рассмотрим колоски, которые вырастили на наших полях.

Практическая часть:

-Давайте рассмотрим муку и выявим ее свойства.

-Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он какой-то

особенный) – Мука имеет запах.

Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой? (Сыплется)

– Мука сыпучая.

- Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая? (Легкая, мягкая,

пышная, воздушная) – Мука – мягкая, пушистая.

-Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая поднос в стороны. -

Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем.

- Оказывается на муке можно писать и рисовать.

- Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с

мукой? (Растворилась)

- Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось

жидкое тесто) – Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая.

- Таким образом, замешивают тесто для выпечки. Для того чтобы испечь пышные булки, в

тесто добавляют разные ингредиенты: масло, соль, сахар, яйца, дрожжи.

- Сейчас, в один из ваших стаканчиков добавим немножко сахара и дрожжей, и поставим

на батарею один стаканчик с дрожжами и сахаром, а второй только с мукой. И немножко

подождем.

Физкультминутка. Дидактическое упражнение с мячом.

(Ведущий, задавая вопрос, бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч с ответом и т.д.)

Откуда хлеб пришел? – из магазина.

А как в магазин попал? – из пекарни.

Что делают в пекарне? – пекут хлеб.

Из чего? – из муки.

Из чего мука? – из зерна.

Откуда зерно? – из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? – выросла в поле.

Кто ее посеял? – хлеборобы.

– Ребята, а как вы думаете, из чего же делают муку? (из зерна.)

– Из какого зерна делают муку? (Пшеница. Овёс. Ячмень. Рис. Кукуруза. Рожь)

- Правильно, ребята! Выращивают много зерновых культур и из них выпекают различные

изделия. Назовите, какие вы знаете хлебобулочные изделия. (Хлеб, батон, булка, бублики,

пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торты и др.),

кондитерские, макаронные изделия.

- Вот как много хлебобулочных изделий можно купить в магазине! Все они очень

аппетитные и вкусные. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он всегда и везде

пользуется почётом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже

пословицы сложили: « Хлеб на столе, так и стол-престол, а как хлеба ни куска, так и стол-

доска».

- Ребята, а какие пословицы о хлебе знаете вы?

Дети: «Хлеб- всему голова», «Худой обед, коль хлеба нет», «Будет хлеб, будет и обед»,

«Голодной куме хлеб на уме», «Хлеб да вода-молодецкая еда», «Летний день год кормит»,

«Хочешь есть калачи- не сиди на печи», «Без соли, без хлеба-половина обеда», «Хлеб да

вода- здоровая еда».

- Молодцы!

– У вас в тарелочках лежат разные зерна. Давайте их рассмотрим с помощью лупы и

определим, как они называются. (Овес, пшеница, рис, кукуруза, гречка).

– Давайте сами попробуем сделать муку из овса и пшеницы, при помощи ручной и

электрической кофемолок.

– Давайте посмотрим, какая мука у нас получилась. (Ответы детей )

– А давайте сравним с магазинной мукой. (Ответы детей )

– А почему же она не белая?

Прежде чем сделать белую муку, зерна проходят несколько стадий сортировки и

очищения; и только после этого из зерен получается чистая белая пушистая мука, какую

мы покупаем в магазинах.

В нашей стране самый распространенный хлеб – пшеничный и ржаной. Особенно полезен

ржаной хлеб грубого помола, в нем содержится много микроэлементов, необходимых для

нашего организма. Чтобы хлеб пришел к нам на стол, много людей над этим трудятся. Это

– трактористы, комбайнёры, хлеборобы, мельники, пекари, водители, продавцы и др.

- Встречайте нашего гостя, это пекарь! (в руках поднос с солёным тестом )

Хлеб наш – берегите,

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте,

С хлебом не играйте.

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!

-А сейчас давайте все вместе сделаем из соленого теста Колосок.

-Ребята, понравилось ли вам лепить из солёного теста? (ответы детей )

-А что вы можете сказать о свойствах муки? (1. Имеет запах. 2. Сыпучая, 3. Мягкая, 4.

Растворимая, и т.д.)

-Давайте посмотрим, что стало с мукой с дрожжами и сахаром на батарее и сравним с со

стаканом без дрожжей. (ответы детей )

-Получилось тесто!

-А сейчас я хочу угостить вас вот таким хлебом, свежим, мягким, вкусным караваем. На

этом наше занятие подошло к концу

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе на тему: «Рассматривание

картины И.И. Шишкина «Рожь».

Программное содержание:

Познавательное развитие: развивать интересы детей, любознательность и познавательную

мотивацию, воображение и творческую активность; первичные представления о других

людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего

мира (цвете, размере, материале, звучании, ритме), представлений о социокультурных

ценностях нашего народа, об особенностях ее природы.

Речевое развитие: обогащать активный словарь по теме; развивать связную,

грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; речевое творчество.

Социально – коммуникативное развитие: формировать моральные и нравственные

ценности; развивать общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками; развивать

эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное и доброжелательное

отношение к окружающим; готовность детей к совместной деятельности.

Художественно – эстетическое развитие: развивать умение понимать произведения

изобразительного искусства, мира природы; формировать элементарных представлений о

видах искусства.

Физическое развитие: развивать двигательную активность

Материалы и оборудование: репродукция картины И. И. Шишкина «Рожь», портрет

И.И. Шишкина, магнитофонная запись музыки П. И. Чайковского («Времена года»).

Предварительная работа: рассматривание картин, рассказы о хлебе, экскурсия в хлебный

магазин

Словарная работа: картина, художник, пейзажист, живописец

Ход:

1. Организационный момент.

- Дети, сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир живописи, где будем

составлять рассказ - описание по картине Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».

2. Беседа о творчестве И.И. Шишкина.

- Посмотрите на наш мольберт. Здесь вы видите портрет И.И. Шишкина. Это великий

русский художник пейзажист, живописец. Он родился 13 января 1832 года. С самого

детства Иван рос очень одаренным мальчиком, который любил природу. Художник

написал много картин. Это картины «Зима», «Утро в сосновом бору», «Рожь».

3. Рассматривание репродукции картины.

- Речь у нас с вами пойдет о картине И.И. Шишкина «Рожь». Конечно, то, что вы сейчас

видите, это не настоящая картина, а ее репродукция, то есть копия. А настоящую можно

увидеть в музее.

- Давайте молча прогуляемся по красивому полю и поделимся своими впечатлениями от

увиденного.

- Какая же все - таки замечательная эта картина.

- Что нарисовал художник? (Поле с рожью).

- А какое время изображено на картине? (Осень).

- Как вы догадались? (Много желтых красок).

5. Словарная работа.

- Дети, картина Шишкина выполнена в технике пейзаж. Пейзаж – это жанр

изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является

природа. Давайте скажем это новое слово все вместе четко и громко: ПЕЙЗАЖ.

6. Рассказ воспитателя о картине «Рожь».

- А теперь я вам немного расскажу об этой картине, а вы внимательно послушайте: «На

картине перед нами открывается золотое поле со спелой рожью. Стоит безветренная

погода. По небу скользят легкие воздушные облака. Колосья уже поспели и готовы к

сбору урожая. На ржаном поле, вдоль извилистой дороги стоят могучие сосны. Картина

наполнена большим чувством любви к родному краю и его природе». Вот какой рассказ –

описание у меня получился.

7.Упражнение в составлении описательного рассказа детьми по вопросам.

- Что изображено на картине? (Золотая спелая рожь).

- Какая погода стоит в поле? (Безветренная, солнечная погода).

- Что стоит у извилистой дороги? (Могучие сосны).

- Чем наполнена картина? (Чувством любви к родному краю).

8. Физкультминутка «Тучки дождевые».

- А теперь давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной.

Приплыли тучки дождевые: лей, дождик, лей! (Шагаем на месте и хлопаем в ладоши)

Дождинки пляшут, как живые! Пей, земля, пей! (Шагаем на месте)

И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, (Наклоняемся вперед)

А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт! (Хлопаем в ладоши)

9. Дидактическая игра «Что где растет?»

- Дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Что где растет?». Вам необходимо разложить по

разным тематическим кружкам свои культуры: злаковые, овощные, лесные.

10.Итог занятия.

- Какую картину описывали? (Картинку Ивана Ивановича Шишкина, которая называется

«Рожь»)

- В каком жанре написана картина? (В жанре пейзаж)

- Молодцы, вы сегодня постарались, спасибо за занятие.

Конспект занятий игра-драматизация по мотивам украинской народной

сказки "Колосок"

Цели:

- продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки,

осмысливать характеры и поступки персонажей; учить средствами мимики и жестов

передавать различные настроения, общаться жестами; учить сопровождать действия

репликами персонажей; учить согласовывать свои действия с действиями партнера

(слушать не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру);

- развивать навыки монологической и диалогической речи; развивать внимание, память,

умение слушать; развивать у детей выразительность жестов и мимики; развивать

творческое воображение;

- воспитывать способность чувствовать и понимать сказочный образ, язык сказок;

воспитывать отрицательное отношение к лени, непослушанию; прививать любовь к

художественному слову, любовь к книге.

Оборудование:

маски (мышек, петушка), колосок, корзинка с зерном, мешок, тарелка с пирожками, стол,

стул, метла.

Драматизация сказки «Колосок»

Ведущий: Жили-были два мышонка, Круть и Верть. Да петушок Голосистое горлышко.

Мышата целый день пели да плясали крутились да вертелись. А петушок рано

поднимался, за работу принимался. Двор однажды подметал, свои песни распевал. Петя

звонкий голосок, вдруг нашёл он колосок.

Петушок:

Эй, мышата приходите

Что нашел я, посмотрите.

Мышата: Надо его обмолотить.

Петушок: Кто будет молотить?

Мышата: Только не я! Только не я!

Петушок: Ладно я обмолочу

Ведущий: Петушок за работу принялся.

Ох, не легкий труд ему достался.

А мышата в лапту играли,

Петушку ничем не помогали.

Ведущий: Вернулся петушок и зовёт мышат.

Петушок: Эй, мышата глядите, сколько я зерна намолотил!

Мышата: Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолотить!

Петушок: Кто понесет?

Мышата: Только не я. Только не я.

Петушок: Ладно. Я снесу зерно на мельницу.

Смена детей - хлопок

Ведущий: Петушок честно трудился

А мышонок Круть веселился.

А мышонок Верть пел да плясал.

Петушок вернулся и мышат позвал.

Петушок: Эй, мышата, приходите

На работу посмотрите.

Я с мельницы пришёл

Зерно в муку смолол.

Мышата: Ай да петушок! Ай да молодец!

Нужно тесто замесить и пирогов напечь.

Петушок: Кто будет пироги печь?

Мышата: Только не я. Только не я.

Петушок: Видно мне придётся.

Хлопок – смена детей

Ведущий: Взялся петушок за дело. Печь затопил, тесто замесил. Пироги испек. Мышата

тоже времени не теряли пели, плясали, весело играли. Пироги испеклись, на столе

остывали. Мышат звать не пришлось- сами прибежали.

Мышата: Ох, как проголодался я!

Ох и есть хочется!

Петушок: Подождите, подождите!

Вы вначале мне скажите

Кто нашёл колосок?

Мышата: Ты нашел?

Петушок: А, кто колосок обмолотил?

Мышата: Ты обмолотил.

Петушок: А, кто зерно на мельницу носил?

Мышата: Тоже ты.

Петушок: А, тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пек?

Мышата: Все ты.

Петушок: А, вы что делали?

Ведущий: А, мышатам сказать нечего. Вышли они из-за стола, а петушок их не

удерживает. Не за что таких лодырей пирогами угощать.

Дидактические игры по теме «Хлеб – всему голова»

1. «Что сделано из муки?»

Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.

Ход игры: дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав которых входит

мука.

2. «Что из какой муки испекли»

Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных

изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать

накоплению зрительных образов.

Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с

хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.

3. Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак»

(Хлеб какой? Мука какая?)

Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать речь.

Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова- признаки к

заданным словам.

4. «Назови профессию»

Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся

выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.

Ход игры: педагог начинает предложение, дети заканчивают (например: на комбайне

работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т.д.)

5. «Что сначала, что потом»

Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать

умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.

Ход игры: дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания

хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.

6. «Разложи блинчики»

Задачи: развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально

определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное

восприятие. Ход игры: дети пронумеровывают изображенные на карточке

блины по порядку (от 1 до 10) от самого маленького до самого большого и наоборот.

7. «Разрезные картинки»

Задачи: учить составлять целое из частей, развивать восприятие цвета, формы, величины,

пространственного расположения предметов и их деталей, логическое мышление,

самоконтроль, умение концентрировать внимание.

Ход игры: дети складывают картинки из частей.

8. «Что нужно для работы хлебороба»

Задачи: закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда

хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники,

орудий труда хлебороба.

9. «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Задачи: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.

Ход игры: дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит

тот, кто назовет больше таких изделий.

Пословицы про хлеб

Хлеб — всему голова.

Без хлеба куска везде тоска.

Без хлеба сыт не будешь.

Будет день — будет и хлеб.

Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.

Горькая работа, зато сладок хлеб.

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

Доплясались, что без хлеба остались.

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Из одной муки хлеба не испечешь.

Калач приестся, а хлеб никогда.

Не хлебом единым жив человек.

Покуда есть хлеб да вода все не беда.

Пот по спине — так и хлеб на столе.

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.

У кого хлебушко, у того и счастье.

Хлеб — батюшко, вода — матушка.

Хлеб в человеке — воин.

Хлеб вскормит, вода вспоит.

Хлеб да вода — молодецкая еда.

Хлеб — кормилец.

Хлеб на стол, и стол — престол.

Хлеба ни куска, и стол — доска.

Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.

Хлеб ногами топтать — народу голодать.

Хлебом люди не шутят.

Загадки

"Он всему голова"

Хрустящей корочкой одет

Мягкий черный, белый.. . (Хлеб)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Мы ржаные Кирпичи

В жаркой испекли печи.

На машину загрузили-

Покупайте в магазине! (Хлеб)

Весной в земле,

А весь год на столе. (Хлеб)

На одном большом заводе,

Он - и не кирпичный вроде,

В огнедышащей печи

Выпекают кирпичи.

Я кирпич купил в обед,

Ведь к обеду нужен ... (Хлеб)

Комковато, ноздревато,

И губато, и горбато, и твердо,

И мягко, и кругло, и ломко,

И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)

Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины.)

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог.)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Зерно)

Корабль-великан не по морю плывет.

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Ходит полем из края в край, режет черный каравай. (Плуг)

Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)

Всем нужен, а не всякий сделает. (Хлеб)

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит. (Трактор)

На соломинке — дом сто ребяток в нем.

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких, как я, будет целая семья. (Зерно)

"Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом" (Зерно)

"Корабль-великан не по морю плывет.

Корабль-великан по земле идет.

"Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел". (Серп)

Скороговорки про хлеб

Хорош пирожок, внутри творожок.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Пекарь пёк пироги в печи.

Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

Шел Глеб с хлебом, шла Оля с солью.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Саша шустро сушит сушки.

Сушек высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

Шли три пекаря, три Прокопия пекаря,

Три Прокопьевича; говорили про пекаря,

Пальчиковые игры

«Копна»

- Чья копна на моей копне?

- Чья копна на моей копне?

Первый игрок сжимает руку в кулак, оставив большой палец вверх. Второй игрок

обхватывает большой палец предыдущего игрока и говорит:

- Моя копна на твоей копне.

Игра повторяется до тех пор, пока все дети не обхватят пальцы друг друга. Затем эта

«пирамида» разбивается.

«Как у деда Ермолая».

Как у деда Ермолая (две ладони перед собой),

Вся семейка небольшая:(кончика пальцев соединены)

Только сам, да сама, (показывают большие пальцы на обеих руках)

Только кум, да кума, (показывают указательные пальцы на обеих руках)

Да два сына с усами, (показывают средние пальцы на обеих руках)

Да две дочки с косами (показывают безымянные пальцы на обеих руках)

Да две внучки на печи (показывают большие пальцы на обеих руках)

Уплетают калачи (руки в замок перед собой, покачивают вверх-вниз).

Приметы о хлебе

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще

большим – растоптать эту крошку ногами.

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Считалки о хлебе

"Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки".

"Катилась торба с высокого горба.

В этой торбе хлеб, соль, пшеница.

С кем ты хочешь поделиться?"

Подвижные игры

Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»

Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать крупную

моторику руки.

Игровая задача: быстрее соперника накрутить веревку на палку.

Материал: 2 машинки на веревке с зернами пшеницы.

Ход:

В игре принимает участие 2 ребенка. Дети садятся на стул держа в руке палочку с

веревкой от машины. Накручивают веревку на палку, стараясь перегнать соперника и при

этом не уронить ни одного зернышка.

Старинная игра «Пирог»

Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, бережное отношение к

сверстникам при перетягивании в свою команду, учить соблюдать правила безопасного

поведения.

Игровая задача: перетянуть в свою команду как можно больше «пирогов»

Материал:

Ход:

1. Выбираем пирог с помощью считалки (или пирогом в первый раз может играть

скоморох);

2. Делимся на две команды, становимся лицом друг к другу.

3. Пирог становится в середине, упирается руками в бока, надувает щеки.

4. Команды произносят слова: «Вот он, какой высоконький, вот он какой мягкошенький,

вот он какой широконький, Режь его, да ешь!»

5. После этих слов играющие по одному от каждой команды бегут к пирогу и стараются

его перетянуть на свою сторону. Кто перетянет, забирает пирог в свою команду.

6. Новый «пирог» выбирается из проигравшей команды.

7. Выигрывает та команда, которая заберет больше «пирогов».

8. Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется один человек.

Дети играют в подвижную игру, воспитатель, при необходимости, вносит коррективы в

действия детей.

Подвижная игра «Кто быстрее соберет колосья?»

Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать быстроту

реакции, умение проявлять честность.

Игровая задача: по окончании музыки успеть первым взять колосок.

Материал: колоски, на один меньше, чем игроков.

Ход:

На полу в хаотичном порядке разложены колоски. Под музыкальное сопровождение дети

ходят (прыгают, бегают) по залу. По окончании мелодии игроки быстро берут по одному

колоску. Кому колоска не досталось - выходит из игры. При повторе игры убираются по

3-4 колоска. Выигрывает игрок, последний оставшийся в игре.

Подвижная игра «Дружные зерна»

Цель: воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать

умение действовать в команде, развивать воображение.

Игровая задача: быстрее всех собраться в один колосок.

Материал: по 1 обручу на каждые 5 человек.

Ход:

Дети-колоски образуют малый (внутренний) круг, а их дети-зернышки – большой

(внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка,

дети идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как

только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Дети-колоски занимают места в обручах,

а дети-зернышки должны постараться найти свой колосок, подбежать к нему и обнять его

раньше остальных.

Подвижная игра «Покажи колосок»

Цель: развивать внимание, умение быстро реагировать на сигнал ведущего

Игровая задача: первым отдать колосок ведущему.

Материал: пшеничные колоски

Ход:

Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа

руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде

выбирают ведущего, которому дают колосок. Ведущий позади своей команды незаметно

вкладывает колосок в руку одному из детей. После этого игрок в центре даёт команду:

«Покажи колосок!» Дети с колосками должны выбежать и отдать свой колосок ведущему.

побеждает тот, кто быстрее отдаст колосок.

Подвижная игра "Пшеница и хлебороб"

Цель: вызвать у детей положительные эмоции, развивать внимание, быстроту реакции.

Упражнять в беге и приседании. Воспитывать выдержку.

Работа с родителями

Памятка для родителей.

«Хлеб – всему голова»

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" –

В поле, в доме, в державе!

Людей, какие

пришли с

чистым

сердцем,

хорошей

миссией или

хорошей

новостью, на

нашей земле

всегда

встречали

хлебом солью.

Караваем

благословляли

молодых, без

ковриги нельзя

было зайти в

новый дом,

рождался ребенок — тоже шли с хлебом.

Отдадим же почет тем, кто вырастил его, рукам, которые подарили душистые, похожие на

солнце, караваи. Снимем перед ним шляпы, уклонимся, чтобы извечно он был на нашем

столе, чтобы не черствел, потому что, как молвил народные уста, когда черствеет хлеб —

черствеют души.

«Хлеб — всему голова» — так говорят у нас. Хлебом клянутся, как именем матери,

Родины. Потому что хлеб — это жизнь, он вечен, как мать, как Родина.

Человек выращивает хлеб. А хлеб выращивает человека. Воспитывает и проверяет его на

зрелость и мужество. И это также вечно, как мир. Хлеб нельзя заменить ничем. Старые

люди любят говорить; «Хлеб — это святое». По-видимому, потому, что были на их судьбе

годы, когда было слово «хлеб», но не было самого хлеба

Хлеб — это богатство нашей страны. И его нужно беречь и уважать. Ведь так приятно

видеть на своем столе высокий, душистый каравай. В хорошей семье хлеб никогда не

будет черстветь. Но есть люди, которые не уважают хлеб, выбрасывают его, когда он

очерствеет. Они не уважают тот длинный путь, который прошел хлеб, прежде, чем

попасть к столу, тот тяжелый труд, который вложен у него, самого человека. Поэтому

берегите хлеб — мерило нашей воспитанности и духовности.

Хлебдар Божий, говорили наши предки. Они считали хлеб главным богатством.

Хлеб – это символ благополучия и достатка.

Давайте будем беречь хлеб и учить этому своих детей. Человек, который не научится

беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих.



В раздел образования