Автор: Чеканова Инна Николаевна
Должность: преподаватель изо
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Белогорск, Амурская область
Наименование материала: презентация
Тема: РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Раздел: дополнительное образование
«
Р
АЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО
МЫШЛЕНИЯ В ФОРМЕ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
»
ИСКУССТВА
:
.
.
Преподаватель ИЗО Чеканова И Н
.
Дополнительное образование – это
особая сфера, где внутренний
эмоционально-чувственный мир
ребенка раскрепощен, где
обучающийся ощущает себя
свободным в своих суждениях,
действиях, открытиях.
* Творческое мышление - это мышление, результатом
которого является открытие принципиально нового или
усовершенствованного решения той или иной задачи,
творческое преобразование действительности.
* Творческое воображение – неотъемлемая сторона
творчества. Порождает что-то новое, изменяет,
преобразует то, что дано восприятием.
Изобразительное искусство и связанная с ним
творческая работа учащихся позволяет
формировать у них целостное представление о
мире и через яркую изобразительную форму
развивать культуру, эстетический вкус, любовь
к родине, а также интеллектуальные,
эмоционально-волевые качества. ИЗО может
помочь не просто учить ребенка рисовать и
приобщать к прекрасному, но учить его
мыслить: глубоко, широко, креативно,
целостно.
Итак, что же собой представляет образное
мышление у учащихся? Каковы особенности
его развития в изучении ИЗО? Каковы
критерии сформированности у детей такого
мышления и диагностические методы его
измерения? Как выстраивать процесс
педагогической работы с ребенком на уроках
изобразительного искусства,
обеспечивающей развитие у него образного
мышления? Поиск ответов на данные
вопросы, требует от нас уточнения ключевых
понятий «образ», «мышление», «образное
мышление».
Сущность мышления заключается в его
«порождении нового знания на основе
творческого отражения и преобразования
человеком действительности». Различают
понятийное мышление и образное. Второе
опирается на образы, которые извлекаются из
памяти и создаются с помощью воображения.
Надо сказать, что у детей младшего возраста
доминирует наглядно-образное мышление,
опирающееся на память, манипуляцию с
конкретными предметами и восприятие
окружающей действительности. Образное
мышление связано с воображением.
В нашей работе процесс развития
образного мышления мы рассматриваем с
позиции системно-деятельного подхода,
позволяющего представить его как
особый вид деятельности. Образно-
мыслительную активность в данном
случае мы связываем с той ролью,
которую она играет в становлении
человека как субъекта своей творческой
деятельности.
Существуют
критерии,
которые
позволяют
отслеживать
процесс
формирования
у
детей
образного
мышления
в
их
работах
над
иллюстрацией:
1) умение «думать картинками» (критерий отражает мыслительную
активность детей, предполагающую их способность к воображению);
2)
степень
новизны
продукта
образного
мышления
(критерий
позволяет
отслеживать
не
репродуктивное
воспроизведение
известного, не повторение картин за педагогом или другими детьми, а
создание
оригинального
продуктов
творчества
на
основе
креатирования);
3)
богатство
изобразительных
деталей
создаваемых
картин
как
продуктов образного мышления (критерий связан с непосредственно
изобразительной деятельностью, ее глубиной и наличием смыслов: он
показывает
умение
представлять
с
помощью
изобразительных
средств свой продукт образного мышления).
первый этап – выбрать карточку с
определенным цветом (который им
понравится) и прочитать задание.
На втором этапе: ассоциативно-творческом – дети
должны приступить к выполнению задания.
Третий этап: продуктивно-творческий – был посвящен
непосредственной работе над иллюстрациями и
оттачиванию умений в плане оформления рисунка.
Четвертый этап: узнать тему урока
.
«Иллюстрации к басням Крылова».
Какие я преследовала цели и задачи? Целью
было:
развитие
воображения,
памяти
и
мышления.
Задачи:
раскрыть
творческий
потенциал;
открыть
новые
возможности;
воспитывать
у
детей
интерес
к
созданию
иллюстраций к литературным произведениям,
создавая
интересные
сюжеты.
Назначение
данного
занятия:
проводить
уроки
в
форме
игровой деятельности.
На занятиях изобразительного искусства, итогом
работы является рисунок. Это лишь внешний
результат учащихся, но в нем зашифрован весь
путь развития тех мыслей и образов, которые
были заданы темой.
Здесь мы понимаем огромное значение развития
творческого мышления на занятиях
изобразительного искусства, как важного фактора
в решении тех или иных художественных задач.
Отсюда мы делаем вывод, что мышление на
занятиях изобразительного искусства носит
активный творческий характер.
Спасибо за внимание!