Путешествие в страну ... Обобщающий урок по басням И.А.Крылова.
Автор: Зозуля Лариса Анатольевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ СОШ №8 Населённый пункт: город Березники, Пермский край Наименование материала: Методическая разработка урока по литературе в 6 классе Тема: Путешествие в страну ... Обобщающий урок по басням И.А.Крылова. Раздел: среднее образование
Тема: Путешествие в страну ... Обобщающий урок по басням
И.А.Крылова.
Автор работы:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Зозуля Лариса Анатольевна
Класс : 6
Предмет : литература
Учебник
:
Литература. 6 класс. Литература. 6 класс// Под редакцией В.Я.Коровиной.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Москва, «Просвещение», 2013 г.
Название раздела, темы: Русская басня.
Цель:
1. обобщить и закрепить сведения, полученные учащимися о басне;
2.
развивать
навыки
работы
в
группах;
выразительно
читать
произведение;
знание текста;
3. воспитывать непримиримое отношение к недостаткам человеческого характера;
4. Вызывать интерес к чтению, к предмету.
Задачи урока :
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные УУД
1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую
и концептуальную.
2. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст,
несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
3. Пользоваться словарями, справочниками.
4. Осуществлять анализ и синтез.
5. Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации,
создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения.
7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.
Технологии обучения : Работа в группах
Технологии урока : Развивающее обучение
Игровая технология.
Тип урока: творческое сотрудничество
Оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням И.А.Крылова, карточки,
бумага, цветные карандаши, иллюстрации, смайлики, эпиграф на доске:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
М. Исаковский
Ход урока:
1.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся с вами в
необычное путешествие – в страну... а какую, вы назовёте её сами в конце урока,
придумав ей название. Этой страны пока нет на карте, мы создадим её в нашем
воображении. А путеводной звездой в нашем путешествии будут слова великого
поэта М.Исаковского, которые являются эпиграфом к сегодняшнему уроку:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
- Из каких произведений эти строчки:
У сильного всегда бессильный виноват.
Чем кумушек считать трудиться, не лучше б на себя, кума, оборотиться?
А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь!
Ах, ты пела? Это дело. Так поди же, попляши!
Молодцы! Это строчки из басен И.А.Крылова.
- Какие ассоциации возникают у вас при слове «басня»?
- В виде чего вы её представляете?
- Каким цветом бы нарисовали?
2. Определение темы урока (запись в тетради)
3. Определение цели урока.
4. Давайте вспомним особенности жанра басни, составим кластер.
(составление кластера с приведением примеров из басен, при этом ребята дают
определения, что такое мораль и т.д.)
Словарная работа : карточки с определением литературоведческих терминов.
Аллегория, мораль, гипербола, сравнение, Эзопов язык, эпитет, риторическое обращение,
риторическое восклицание, повторы, метафора.
5. Викторина.
Задание: по морали басни определите название басни, объясните значение.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и Лисица»)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, рак и щука»)
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!» («Слон и Моська»)
Избави бог и нас от этаких судей. («Осёл и Соловей»)
«Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой». («Волк на псарне»)
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит. («Мартышка и очки»)
6. Работа в парах. На каждой порте карточки, пословицы в карточках разбросаны, надо
найти нужную. В сильном классе можно предложить ребятам подобрать свои пословицы.
С какой пословицей ассоциируется мораль басни? Найдите нужную пословицу, наиболее
точно отражающую смысл морали. Объясните.
Мораль басни
Пословица
Ан, смотришь, тут же сам запутался в
силок.
И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.
У плохого мастера такова и пила.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Терпенье и труд всё перетрут.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не
впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Каков промысел, такова и добыча.
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
Не угадаешь, где упадёшь, где встанешь.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?" -
"В том, - отвечал сосед, - Чего в тебе, кум,
вовсе нет:
В терпенье".
Во всех годах, да не во всех умах.
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
На полатях лежать, так и ломтя хлеба не
видать.
7. Проверка работы в парах. Выступления учащихся.
Мораль басни
Пословица
Ан, смотришь, тут же сам запутался в
силок.
И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.
(«Чиж и Голубь»)
Не угадаешь, где упадёшь, где встанешь.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
Каков промысел, такова и добыча.
И выйдет из него не дело, только мука.
(«Квартет»)
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не
впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
(«Ворона и Лисица»)
Во всех годах, да не во всех умах.
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши! («Стрекоза и
Муравей»)
На полатях лежать, так и ломтя хлеба не
видать.
«Скажи, в чем есть тут главное уменье?» -
«В том, - отвечал сосед, - Чего в тебе, кум,
вовсе нет:
В терпенье». («Трудолюбивый Медведь»)
Терпенье и труд всё перетрут.
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. («Квартет»)
У плохого мастера такова и пила.
8. Знаете ли вы басни? Задание : вставить пропущенные слова в текст басни,
выразительно её прочитать или рассказать наизусть. (на партах лежат тексты басен, в
которых надо вставить пропущенные слова. Работа проводится в группах по 4 человека).
8. Итак, путешествие в страну … подходит к концу . Как же мы её назовём? Нарисуйте,
какой вы представляете её, дайте ей название и объясните, почему именно так назвали и
увидели свою страну такой? Выбирается лучшее название страны и записывается на
месте пропущенных слов.
9. Игра «Центон». Составьте центон из изученных ранее басен из 4-8 строчек. Тему
своей работы определите сами, обязательно озвучьте её. (Работа в группах. На столах
сборники басен И.А.Крылова )
- Вспомните, что такое центон?
Слово учителя: Карточка – подсказка лежит у вас на парте, она поможет вам при
составлении центона.
10 . Чтение центонов, отзывы учащихся, выбор лучшего центона.
11. Рефлексия. Закончите предложение:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Трудным для меня стало…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
С каким настроением я ухожу с урока? ( На парте лежат 3 смайлика, выберите ваш
смайлик, покажите классу)
12. Домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру «Какой жизненный урок я приобрёл, читая
басню…»
Нарисовать иллюстрацию к понравившейся басне И.А.Крылова.