Автор: Ахсанова Лилия Танисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С № 67 "УМКА"
Населённый пункт: НИЖНЕВАРТОВСК
Наименование материала: ПРОЕКТ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
Тема: "РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №67 «Умка»
Проект по речевому развитию детей
среднего дошкольного возраста (от 4 до 5
лет)
«Развиваем речь»
Разработала: воспитатель Ахсанова Л.Т.
Нижневартовск, 2021
Актуальность темы. В современном дошкольном образовании речь
рассматривается как одна из основ воспитания и развития детей, так как с
развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех
основных психических процессов. Важнейшая роль речи заключена в том,
что она выполняет важнейшие функции.
Речевое развитие остается наиболее актуальным в дошкольном
возрасте. Дошкольный возраст – это именно тот возраст, когда происходит
наиболее успешно развитие речи. При помощи речи, общения ребенок легко
и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового,
интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Федеральный
образовательный
стандарт
(ФГОС)
дошкольного
образования выдвинул обязательные требования к речевому развитию детей
дошкольного возраста. На этапе завершения дошкольного образования
ребенок должен хорошо владеть речью, выражать свой мысли и желания,
использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания.
Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности –
определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Именно в
связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.
Срок реализации проекта: один учебный год (2021 -2022 г.).
Участники проекта: дошкольники 4-5 лет, воспитатели, родители.
Цель и задачи проекта
Цель:
развитие связной речи детей, грамматического строя речи,
расширение словарного запаса.
Задачи проекта:
формировать грамматический строй речи;
продолжать
развивать
артикуляционный
аппарат,
работать
над
дикцией,
совершенствовать
отчетливое
произношение
слов
и
словосочетаний, интонационную выразительность речи;
2
развивать
способность
детей
придумывать
повествования,
рифмованные
слова,
словообразования,
подбирать
синонимы,
антонимы;
воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас
детей;
повышение компетентности родителей по вопросам речевого развития
детей.
Принципы реализации проекта
развивающий характер обучения;
систематичность и последовательность обучения (от простого к
сложному, обеспечивает единство воспитания и развития);
сознательность и активность в усвоении нового материала;
наглядность обучения (доступная и разнообразная развивающая среда);
учет возрастных индивидуальных особенностей детей.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап. Подбор методической литературы, наглядно-
дидактического материала.
Организация развивающей среды в группе;
создание условий для продуктивной деятельности.
Основной этап. Данный этап предполагает проведение систематичной,
последовательной работы по развитию речи детей. Реализуются разные виды
игр, игровых упражнений, художественно-продуктивная деятельность детей.
Заключительный этап.
На данном этапе анализируются результаты
проведенной работы, выводы. Продукт проекта: картотека дидактических игр
по развитию речи детей.
Для развития речевых способностей в проекте задействованы виды
деятельности: игровая, двигательная, театрализованная. В течение месяца
содержание может меняться и дополняться в зависимости от игровых
ситуаций.
Таблица 1
3
Перспективный план работы по развитию речи дошкольников 4-5 лет
Месяц
Тема
Цель
Сентябрь
Знакомство с нашими
героями. «Игрушки»
Учить
детей
составлять
описания
игрушек.
Воспитывать
навыки
культурного
общения,
активизировать словарь; употреблять антонимы,
форму
множественного
числа
родительного
падежа существительных.
«Составление рассказов
об игрушках» (Кошка,
собака, лиса)
Формировать умение рассматривать предметы,
выделяя их признаки, качества и действия.
Формировать умение составлять совместный с
воспитателем
описательный
рассказ
об
игрушках.
Закрепить
правила
обращения
с
игрушками.
Развивать
сосредоточенность
внимания.
Заучивание наизусть:
«Мяч» С.Я. Маршак
Помочь детям запомнить и выразительно читать
стихотворение; отрабатывать речевое дыхание
(произнесение
на
одном
выдохе
звука
ш);
воспитывать навыки драматизации. Упражнять
детей в употреблении глаголов с приставками.
«Пересказ сказки «Репка»
Формировать умение пересказывать знакомую
сказку
сообща,
по
«цепочке».
Развивать
внимание, память. Воспитывать умение слушать
друг
друга,
внимательно
следить
за
повествованием.
Октябрь
«Осень»
Закрепить
знание
об
осенних
месяцах,
о
признаках
осени.
Развивать
внимание,
творчество,
умение
отгадывать
загадки;
развивать связную речь.
Рассказывание по картине
«Осенний день»
Упражнять в целенаправленном рассматривании
сюжетной картины, в ответах на вопросы по ее
содержанию; составлять рассказ по картине.
«Овощи»
Учить описывать овощи; отгадывать загадки;
упражнять
в
употреблении
уменьшительно
ласкательных слов, а также в употреблении
существительных множественного числа.
Фрукты»
Учить
описывать
фрукты,
сравнивать;
отгадывать загадки, согласовывать определения
и существительные; развивать речь.
«Фрукты-овощи
Пополнить знания детей о том, как и хранят
люди урожай фруктов и овощей, как заготовляют
продукты
на
зиму;
активизировать
словарь;
формировать навыки связной речи.
«Изменение в природе в
октябре»
Учить рассказывать об изменениях в природе в
октябре,
описывать
природу
в
октябре;
согласовывать существительные и определения.
«Лес осенью» Дид. Упр-е
«Сколько слов в
предложении»
Помочь
детям
воспринимать
поэтическое
описание
осенней
природы;
формировать
элементарное
представление
о
предложении;
активизировать словарь.
Заучивание наизусть:
Учить характеризовать приметы глубокой осени
4
А.Плещеев «Осенью»
при рассматривании картин и иллюстраций,
узнавать эти приметы в стихотворениях; помочь
запомнить
стихотворение
А.
Плещеева,
выразительно читать его.
Ноябрь
«Загадка-описание»
Учить детей составлять и отгадывать загадки-
описания;
воспитывать
умение
сравнивать,
аргументировать;
развивать
творческое
воображение; совершенствовать навыки связной
речи.
«Как мышка перехитрила
кошку». Рассказывание по
серии картинок с общим
сюжетом
Учить составлять рассказ по сюжетной картинке,
отвечать
на
вопросы
по
ее
содержанию.
Обогащение активного словаря.
«Поздняя осень»
Учить описывать природу в ноябре, строить
сложноподчиненные
предложения
со
словом потому что
«Дом»
.
Познакомить
с
разными
домами,
учить
описывать дома; упражнять в употреблении
существительных множественного числа.
«Мебель»
Упражнять в употреблении местоимений МОЙ,
МОЯ, а также слов во множественном числе;
познакомить
с
названием
мебели
и
ее
составными
частями;
учить
сравнивать
отдельные предметы мебели, описывать мебель
«Семья»
Познакомить
с
разными
домами,
учить
описывать дома; упражнять в употреблении
существительных множественного числа.
«Посуда»
Расширить
запас
слов
по
теме
«Посуда»;
познакомить с составными частями предметов;
учить употреблять предметы в единственном и
множественном
числе
в
именительном
и
родительном падежах, описывать предмет
Сказка «Руковичка»
Пересказ
Повторить
знакомую
уже
детям
сказку,
совершенствовать умение отвечать на вопросы
воспитателя; рассказывать сказку по ролям.
Декабрь
«Головные уборы»
Познакомить с названием предметов одежды,
головных уборов; учить сравнивать предметы,
познакомить с составными частями предметов;
развивать речь.
«Одежда»
Учить описывать предметы одежды, подбирать
одежду по сезону. Совершенствовать навыки
речевого общения; обогащать представление об
окружающем
«Составление рассказа по
картине «Собака со
щенятами»
Формировать умение внимательно рассматривать
персонажей картины, отвечать на вопросы по ее
содержанию.
Способствовать
проявление
творчества при попытке понять содержание
картины. Формировать умение включаться в
совместное
с
воспитателем
рассказывание.
Развивать
память,
внимание.
Воспитывать
умение слушать друг друга, не перебивая.
5
Заучивание наизусть:
И.Суриков «Зима
Помочь почувствовать красоту и лиричность
произведения И.Сурикова. Учить выразительно
читать стихотворение наизусть.
«Составление
повествовательного
рассказа «Приключение
Маши в лесу».
Формировать
умение
составлять
совместный
повествовательный рассказ с помощью заданной
воспитателем схемы высказывания. Формировать
умение придерживаться сюжетной линии при
составлении рассказа. Упражнять в подборе
признаков к животному, а также подбирать
глаголы, обозначающие характерные действия
животных. Развивать чувство юмора.
«Зима»
Уточнить и обобщить представление детей о
зиме, о зимних месяцах. Закрепить знание о
признаках
зимы.
Совершенствовать
навыки
речевого общения
Рассказывание по картине
«Зимние развлечения»
Учить
связной
речи,
употреблять
сложноподчиненные
предложения,
описывать
изменения в природе зимой.
«Новый год»
Учить
описывать
картинку,
фантазировать,
составлять предложение по опорным словам.
Январь
«Елка» К.Чуковский
Помочь осмыслить и заучить наизусть новое
стихотворение;
отрабатывать
интонационную
выразительность речи.
«Звери»
Обогатить знания детей о диких животных.
Закрепить
знание
о
среде
обитания
диких
животных;
Сказка «Колосок»
Пересказ (отрывок)
Учить детей пересказывать текст без пропусков и
длинных
пауз,
передавать
прямую
речь;
совершенствовать
интонационную
выразительность речи; развивать чувство языка.
«Домашние животные»
Упражнять в употреблении существительных
множественного
числа,
учить
сравнивать
животных, описывать их; развивать речь детей
Рассказывание по картине
«Кошка с котятами»
Формировать умение внимательно рассматривать
персонажей картины, отвечать на вопросы по ее
содержанию.
Способствовать
проявлению
элементов
творчества
при
попытке
понять
содержание картины. Закрепить в речи названия
животных и их детенышей. Активизировать в
речи слова, обозначающие действия животного.
Воспитывать желание помогать друг другу в
случае затруднений; выполнять правила игры.
«Животные жарких
стран»
. Дать представление о животных жарких стран.
Активизировать словарь детей.
Птицы»
Учить описывать домашних птиц; знакомить с
антонимами; активизировать знания детей о
внешнем виде домашних птиц, их повадках.
Воспитывать интерес и любовь к пернатым
Составление рассказов по
картинке на тему
«Новенькая»
Упражнять детей в рассматривании и описании
отдельных картинок набора и затем составлении
целостного рассказа; развивать речь.
6
Февраль
«Рыбы»
Знакомить детей с рыбами, средой их обитания;
учить
отгадывать
загадки;
упражнять
в
употреблении
существительных
множественного числа.
«Хлебные продукты»
Познакомить детей с продуктами, сделанными из
муки; учить описывать один продукт; развивать
речь
«Молочные продукты»
Познакомить
с
молочными
продуктами,
их
пользой
для
организма;
упражнять
в
употреблении существительных множественного
числа.
Пересказ сказки
«Теремок»
Формировать представление такой особенности
народных
сказок,
как
наблюдательность.
Формировать умение пересказывать знакомую
сказку с помощью моделей. Формировать умение
подбирать
предметы-заменители
на
основе
отличительного
признака
(величины),
характерного для внешнего вида персонажа.
Упражнять
в
умении
отгадывать
загадки,
опираясь
на
зрительный
образ
животных,
аргументировать свой ответ.
«Наземный транспорт»
Уточнить
знания
детей
о
транспортных
средствах, пополнить словарь за счет названий
автомашин.
Познакомить
с
однокоренными
словами.
«Составление рассказов
об игрушках» (легковая и
грузовая машины).
Формировать умение рассматривать предметы,
выделяя их признаки, качества и действия.
Формировать умение составлять совместный с
воспитателем
описательный
рассказ
об
игрушках.
Упражнять
в
употреблении
предлогов,
их
согласовании
с
именем
существительным.
Развивать память, слуховое внимание. Закрепить
правила обращения с игрушками. Воспитывать
бережное отношение к игрушкам.
«Водный транспорт»
Познакомить
детей
с
водным
транспортом,
активизировать в речи соответствующие слова.
Закреплять умение объединять предметы в пары
по материалу.
«Воздушный транспорт»
Знакомить
с
воздушным
транспортом,
их
составными частями, описывать их; упражнять в
употреблении
существительных
во
множественном числе, развивать речь.
Март
«Город»
Познакомить детей с городом, с городскими
постройками; найти отличие города от села;
учить описывать город
«Мой город – Казань»
Учить рассказывать о своем городе, познакомить
с историей страны; упражнять в употреблении
существительных множественного числа.
«Правила дорожного
движения. Светофор»
Познакомить с обозначением дорожных знаков,
сигналов
светофора;
развивать
речь;
7
активизировать словарь детей.
«Театр, музыкальные
инструменты»
Познакомить с театром и с музыкальными
инструментами. Продолжать учить детей делить
слова на части.
«Спорт»
Познакомить
с
различными
видами
спорта;
развивать речь детей; Продолжать знакомить с
однокоренными
словами;
активизировать
словарь детей.
«Весна»
Учить описывать весну, дать знания о сезонных
изменениях, связанных с первыми месяцами
весны;
упражнять
в
употреблении
существительных множественного числа.
«Посидим в тишине»
Заучивание наизусть
Упражнять детей в дифференциации звуков ч-щ ;
учить
делить
слова
на
слоги.
Звуки,
совершенствовать
навыки
выразительного
чтения.
«Профессии»
Учить детей отвечать на вопросы воспитателя
полным
ответом;
обогатить
и
уточнить
представление детей о профессиях взрослых;
учить
отгадывать
загадки
про
профессии;
воспитывать
уважение
к
труду
взрослых;
активизировать словарь детей.
Апрель
Детский сад»
Формировать представление детей о сотрудниках
детского
сада;
трудовых
процессах,
выполняемых
каждым
из
них;
воспитывать
уважение
к
труду
взрослых;
упражнять
в
употреблении
существительных
во
множественном числе, развивать речь
«Перелетные птицы»
Составление рассказа по
картинке.
Учить описывать птиц, составлять рассказ по
картинке;
развивать
речь;
уточнить
представление детей о сезонных изменениях в
жизни птиц.
«Лес. Деревья»
.Познакомить с названием некоторых деревьев,
составными частями дерева, пользой деревьев;
отгадывать
загадки;
активизировать
словарь
детей.
«Плоды, семена»
учить описывать плоды ягод; познакомить с
плодами деревьев и кустарников;
«Грибы»
Учить
описывать
грибы;
упражнять
в
употреблении
предлогов
в
речи;
развивать
внимание, логику; учить классифицировать на
съедобные и несъедобные.
«Комнатные растения»
«Фиалка»
Познакомить с названием комнатных растений,
способами ухода за ними; учить описывать
комнатные растения
«Описание деревьев»
Учить
сравнивать
деревья,
описывая
их,
передавая характерные особенности внешнего
строения разных видов деревьев; активизировать
словарь детей.
«Любимый сказочный
герой»
Развивать внимание, мышление, память, умение
передавать характерные черты сказочного героя.
8
Май
«Черепаха»
Дать представление о внешнем виде черепахи;
учить описывать черепаху, четко произносить
слова; активизировать словарь детей.
«День Победы. Военная
техника»
Дать представление о празднике День Победы;
учить
рассказывать,
отвечать
на
вопросы;
развивать речь детей.
«Садовые цветы»
Познакомить с названием садовых цветов, их
строение;
упражнять
в
употреблении
существительных во множественном числе.
«Полевые цветы»
Познакомить с названием полевых цветов, их
строение;
упражнять
в
употреблении
существительных
во
множественном
числе;
учить описывать цветы
«Насекомые»
Познакомить
с
названием
насекомых,
их
особенностями;
употреблять
в
употреблении
существительных множественного числа.
«Лето»
Познакомить
с
сезонными
изменениями
в
природе летом. Учить описывать летний день;
активизировать словарь детей.
«Ягоды»
Познакомить с названием ягод; учить сравнивать
ягоды
по
цвету,
размеру;
упражнять
в
употреблении существительных множественного
числа.
«Письмо друзьям»
Составление рассказов.
Учить детей составлять интересные рассказы о
товарищах по группе (описания внешности и
характера,
каких-то
случаев,
интересных
и
типичных для поведения ребенка); воспитывать
интерес и доброе отношение друг к другу.
Работа с родителями:
Консультации для родителей «Развитие связной речи детей», «Игры
дома по развитию речи».
Папка передвижка для родителей «Народные сказки в системе речевого
развития дошкольников».
Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении
к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к
совместной деятельности.
Развитие совместного творчества педагога, родителей и детей.
Методы работы:
9
Наглядные методы. Наглядные методы применяются на всех этапах
педагогического процесса. Их роль обеспечение всесторонних, образное
восприятие, дать опору на мышление.
Словесные методы: рассказы и беседы педагога, объяснения, методы
проблемного обучения.
Практические
методы:
предметно-практическая
деятельность,
упражнения, продуктивная деятельность дошкольников.
Ожидаемые результаты:
У детей будет:
сформирован
грамматический
строй
речи;
интонационная
выразительность
речи;
отчетливое
произношение
слов
и
словосочетаний;
развита способность придумывать повествования, рифмованные слова,
словообразования, подбирать синонимы, антонимы;
сформирована культура речи, обогащен и расширен словарный запас.
У родителей будет: повышен уровень компетентности по вопросам
речевого развития детей.
Ресурсное обеспечение проекта:
Материально-технические ресурсы:
подборка консультативного материала для родителей;
разработка проекта, конспектов НОД;
подборка иллюстраций и детской литературы;
картотека речевых игр;
игрушки, пальчиковые игры, дидактические игры, словесные игры;
сказки, стихи, иллюстрации к сказкам, потешки, чистоговорки.
Информационные ресурсы: научно-методическая литература по теме
проекта.
Список литературы:
1.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2014.
– 255 с.
10
2.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое
пособие: Для занятий с детьми 4-6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. -
159 с.
3.
Дьяченко В.Ю. Развитие речи. Тематическое планирование занятий /
В.Ю. Дьяченко, О.В. Гузенко, А.В. Швецова. - Волгоград. 2008. - 182 с.
4.
Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. -
М.: Просвещение, 2012. – 223 с.
5.
Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в
детском саду. - М.: Просвещение, 2016. – 176 с.
6.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. -
М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
11
Приложение
12
Приложение 1
Консультация для родителей
«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста»
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного
содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно,
грамматически правильно и образно.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это
связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его
умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.
Дети
среднего
дошкольного
возраста
осваивают
разные
типы
высказываний – описание и повествование. Речь детей становится связной и
последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи,
синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те
умения, которые необходимы для развития связной речи.
В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:
не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность:
имеются
недостатки
в
освоении
грамматических
правил
речи
(согласования существительных и прилагательных в роде и числе,
употреблении родительного падежа множественного числа).
Речь детей 4-5 лет отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети
могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение
значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не
владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование.
Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут
связывать между собой предложения и части высказывания.
Необходимо помнить:
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого
общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е.
13
овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей
ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал
правильную, грамотную речь.
Важной
стороной
речевого
развития
является
правильное
произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих
школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в
себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не
так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки
исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое
лучшее – обратиться за помощью к логопеду.
Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи
дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время
совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для
человека объекты: магазины, школы.
Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-5 лет,
стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять
словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих
впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные
занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком,
в творческих играх.
Используйте для этих занятий то, что ваш ребенок видит вокруг, -
дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не
только предметов, но и их деталей и частей. К среднему дошкольному
возрасту, дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит,
можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый,
темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).
Вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему
самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего
сделан предмет? Для чего нужен предмет? и т.д.».
14
Свойства предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у
ребенка: Что бывает высоким? Что выше - дерево или человек? Может ли
человек быть выше дерева? и т.д. Так дети учатся сравнивать, обобщать,
начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др.
Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить
свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым?
Гладким? Круглым?..
Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно
переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений.
Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную
речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все
это постепенно. Ребенок постепенно учится слушать текст, отвечать на
вопросы взрослых. Дети четвертого года жизни почти дословно запоминают
тексты сказок, последовательность действий в ней.
Научиться пересказывать детям хорошо помогает так называемый
отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает:
Потом можно перейти к пересказу по вопросам. Когда ребенок овладеет
умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие
рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для
детей.
Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных
спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их
эмоционально.
Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине.
Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет
высказываться о том, что на ней изображено. Используйте для таких занятий
и интересные ребенку игрушки.
На первом этапе можно предложить свой вариант рассказа, а потом
предоставить свободу действий ребенку. Не страшно, если сначала он просто
повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания. Дети 4-5 лет
15
уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте,
причем делать это очень выразительно.
16