Автор: Выхрыстюк Галина Сергеевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ласточка" г Тихорека
Населённый пункт: г. Тихорецк Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: "Применение элементов акватерапии в коррекционно – развивающей работе учителя- логопеда в работе с детьми с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 3 «ЛАСТОЧКА»
ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
Статья для педагогов по теме
«Применение элементов акватерапии в
коррекционно – развивающей работе учителя-
логопеда в работе с детьми с ОВЗ»
Учитель- логопед Выхрыстюк Г.С.
Применение элементов акватерапии в коррекционно – развивающей
работе учителя- логопеда в работе с детьми с ОВЗ.
Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями знакома и
педагогам и родителям. Такие дети растут обычно ослабленными, нервными,
раздражительными. Им свойственна патологическая инертность основных
нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему, снижение уровня
эмоционально – волевой сферы. Дети затрудняются действовать по словесной
инструкции.
Указанные
особенности
развития
таких
детей
создают
дополнительные трудности в выборе коррекционных методик. Поэтому я
решила включить в свою практику элементы нетрадиционных методик, таких,
как акватерапию.
Так же одной из интересных и приятных методик развития и обучения
является акватерапия. Акватерапия эффективна в коррекционной работе с
детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную
недостаточность,
поражения
общей
двигательной
активности,
речевые
нарушения, нарушения органов слуха и зрения.
Я использую различные предметы для игр с водой. Это морские камни,
декоративные камни разных цветов, ракушки, бусины, игрушки от киндер-
сюрпризов, коктейльные трубочки, пластмассовые буквы, ламинированные
игровые поля с заданиями и т.д.
«Самомассаж рук массажными шариками»
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление звукопроизношения в словах,
предложениях.
Ход игры: ребёнок проговаривает слова, скороговорки, чистоговорки на
закрепляемый звук и массирует ладошки массажным мячиком.
«Собери бусы». Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: собери в воде бусы.
«Угадай предмет»
Цель: составление описательного рассказа о предмете
Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).
Игра «Звуковые дорожки»
Цель: закрепление звуков в словах, упражнение в делении слов на слоги.
Ход игр: закрыть цветными камешками картинки в названии которых есть
заданный звук; закрыть картинки в названии которых 1, 2, 3,4 слога.
«Зашифруй слово»
Цель: Формирование фонематического анализа.
Ход игры: На дне емкости с водой камушки трех цветов: красного, синего,
зеленого. Логопед показывает картинку (называет слово) и предлагает сделать
звуковой анализ на дне аквариума из цветных камней.
«Рыбка»
Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове
Ход игры: На дне емкости с водой «рыбка» (дельфин, краб и т.д.)и звуковая
дорожка. Логопед называет звук местоположение, которого необходимо
определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок
слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало,
середина или конец слова) и ставит «рыбку» на звуковую линейку на дне
аквариума
«Достань игрушку»
Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове
Ход игры: На дне емкости с водой мелкие игрушки от «Киндера». Логопед
называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой
есть заданный звук.
«Жемчужины»
Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове.
Ход игры:
На дне емкости с водой ракушки (камешки, «жемчужины»).
Логопед называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном
слове и достать столько же ракушек (камешков, «жемчужин»)
«Исправь ошибку»
Цель: формировать простые формы слогового анализа.
Ход игры: Логопед бросает в воду ошибочное количество камешков. Ребенок
анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или
убирая лишний камешек.
«Буря»
Цель: выработка длительной сильной воздушной струи. Ребёнок дует через
соломинку на воду, создавая пузыри.
«Морская прогулка». Цель: выработка длительной сильной воздушной струи.
Воздушной
струей
ребенок
передвигает
кораблик,
лодочку,
рыбку
по
поверхности воды.
Таким образом, используя в своей работе элементы акватерапии решаются
множество задач, таких, как:
- снятие психоэмоционального и физического напряжения, негативных эмоций;
- пополнение и обогащение словарного запаса;
- коррекция нарушений звукослоговой структуры;
- совершенствование лексических, грамматических средств языка;
- развитие навыков связной речи;
- автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях,
связной речи.