Исползование речедвигательных упражнений и самомассажа в работе с дошкольниками
Автор: Козиева Люзия Гаязовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 75"Светлячок" Населённый пункт: г.Смоленск Наименование материала: статья Тема: Исползование речедвигательных упражнений и самомассажа в работе с дошкольниками Раздел: дошкольное образование
Работа подготовлена Козиевой Люзиёй Гаязовной
Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 75 «Светлячок» г. Смоленск
Аннотация:
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с ОВЗ.
Возросла
необходимость
совершенствования
системы
квалифицированной коррекции тяжелых нарушений речи.
Назрела
необходимость
осуществления
индивидуализации
образования.
Обеспечение
реализации
права
детей
с
ОВЗ
на
образование
рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в
области образования и социально-экономического развития РФ. Получение
образования
детьми
данной
категории
является
одним
из
основных
и
неотъемлемых условий их успешной социализации, полноценного участия в
жизни общества, эффективной самореализации в профессии.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО) определяет целевые ориентиры – социальные и
психологические
характеристики
личности
ребенка
на
этапе
завершения
дошкольного образования. А речь занимает одно их центральных мест как
самостоятельно
формируемая
функция.
К
завершению
дошкольного
образования ребенок должен хорошо понимать устную речь и выражать свои
мысли и желания.
Необходимо сть
вс е сторонней
и
тщательной
п р о р а б о т к и
организационно-содержательных
аспектов
логопедической
помощи
детям,
усиления ее превентивных (профилактических) аспектов в настоящее время
является актуальной потребностью и задачей в условиях реализации ФГОС
дошкольного образования.
Коррекционная работа логопеда с детьми, имеющими нарушения речи,
превращается в серьёзнейшую задачу,
становится главной конечной целью
всего
коррекционного
процесса,
целью
трудно
достижимой,
требующей
длительной,
кропотливой
работы
логопеда,
взаимодействия
воспитателей,
родителей и самого ребенка.
А
количественный
рост
таких
детей
определяет
обозначенную
проблему как социально значимую.
Использование речедвигательных упражнений и
самомассажа в работе с детьми с нарушениями речи
П р и современном
образе
жизни
все
чаще
наблюдается
вполне
закономерное явление - развитый мозг и не развитая рука, нормальное
умственное развитие и плохо развитая речь.
Дошкольный возраст – это период формирования и развития речи
человека. а для старших дошкольников это еще и подготовка к школе. Это
важнейший
этап,
от
которого
будет
зависеть
все
его
дальнейшее
развитие. Мы
прекрасно
понимаем,
что задумываться об этом надо как
можно раньше: не за один-два года до начала обучения, а тогда, «когда
ребенок лежит в коляске». Тогда будет возможность значительно облегчить
этот процесс и предотвратить в будущем
множество
трудностей.
Речь - высшая психическая функция человека. Так можно ли говорить
о здоровье ребенка, если одна из психических функций нарушена?
Современное
общество
рассчитывает
на здоровьесберегающую
направленность
логопедических
методик
и
технологий,
к о т о р ы е по
содержанию носят инновационный характер. Критерии здоровьесберегающих
технологий
должны
быть
внесены
в
традиционное
по ст ро ение
логопедических занятий и в повседневную жизнь детей.
Работа по коррекции звукопроизношения у детей,
предполагает то
обстоятельство, что у некоторых детей помимо недостатков развития
речи встречаются сопутствующие отклонения в нервно — психологической
сфере.
Необходимость
модифицировать
привычные,
традиционные
формы,
методы
и
содержание
коррекционно-логопедической
работы
заставляет
искать дополнительные средства и приемы, повышающие эффективность
работы ,
апробировать
новые,
вариативные, смешанные
технологии
(традиционные логопедические технологии с использованием нововведений),
что
в
совокупности
позволяет полнее
использовать
потенциальные
или
скрытые резервы коррекционно-педагогического воздействия.
К
дополнительным
направлениям
коррекционной
работы
по
формированию речевой деятельности необходимым для преодоления и или
профилактики
вторичных
нарушений
в
структуре
дефекта,
преодоления
нарушений первоначальных нейропсихологических предпосылок относятся:
- совершенствование моторной сферы, мимической и артикуляционной
моторики.
Многими
исследователями
подчёркивается
взаимосвязь
между
развитием
речи
и
формированием
общей,
мелкой
и
артикуляционной
моторики. У здорового ребёнка овладение звуковой системой происходит
одновременно
с
развитием
общей
моторики
и
дифференцированных
движений пальцев рук
Использование
системы
речедвигательных
игровых
упражнений
и
упражнений самомассажа в работе логопеда как раз и дают возможность
внедрения и использования здоровьесберегающих технологий в практику
работы
по
коррекции
звукопроизношения
и
интеллектуального
развития
детей.
Таким образом, возрастают и социальная, и педагогическая значимость
здоровья ребёнка: не только его сохранение, но и «приумножение».
При
преодолении
речевых
проблем
опора
делается
на осознанные
действия пальцев рук и формировании у ребенка способности адекватно
воспринимать информацию,
осуществлять соответствующие действия с
последующим оречевлением.
В процессе планомерной, целенаправленной работы дети приобретают
практические
навыки
в
умении манипулировать
тонкими
движениями
пальцев рук, что оказывает влияние на их интеллектуальное развитие.
Таким образом, задачи умственного развития решаются в сочетании с
тренировкой мелкой моторики пальцев рук.
Особенно важно формирование психофизиологической базы речи детей
на начальном этапе формирования навыков звукопроизношения.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся
рядом с моторными центрами пальцев. Поэтому, развивая речь, и стимулируя
моторику
пальцев,
мы
передаем
импульсы
в
речевые
центры,
что
и
активизирует речь.
Таким
образом,
очень
часто
причины
плохой
речи
кроются
в
несовершенстве
моторики. Как правило, если движения пальцев развиты в
соответствии
с
возрастом,
то
и
речевое
развитие
ребенка
в
пределах
возрастной нормы.
Чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать все органы
чувств и руки, а не бить по рукам, когда малыш ищет возможность через руки
развить интеллект и поэтому «сует их, куда не следует». Ребенок мыслит
телом, движениями. Через позвоночник идет огромный поток информации.
Поэтому «ловкий ребенок – умный ребенок».
Целенаправленное,
систематическое
и
поэтапное
развитие
мелкой
моторики
рук
у
детей
дошкольного
возраста
уже
на
начальном
этапе
работы повышает работоспособность за счет тонизирующего воздействия
на
кору
больших
полушарий
с
одновременным
развитием
тонких
дифференцированных движений пальцев рук.
Это в первую очередь касается детей с дизартрией, у которых тяжесть
нарушений
артикуляционной
моторики
обычно
коррелирует
с
тяжестью
нарушений функции рук.
Это
проявляется
преимущественно при
выполнении
движений
в
быстром
темпе,
при
скоростном
переключении
движений.
При
этом
отмечаются скованность, несоразмерность движений, синкинезии
Вышеперечисленные нарушения
тонкой
моторики
у
дошкольников
затрудняют овладение манипулятивной, конструктивной деятельностью,
рисованием и т.д. (а в дальнейшем и письмом) и нуждаются в своевременной
коррекции.
Практика
работы
показывает,
что
коррекционную
работу
с
детьми
дошкольного возраста целесообразнее проводить с использованием ведущего
вида деятельности - игры как одной из форм обучающего воздействия на
ребёнка. Через неё легче происходит усвоение знаний, умений и навыков,
развиваются
речевые
возможности
ребёнка.
Время
занятия
используется
более эффективно.Чем меньше ребёнок, тем больше используется игровая
мотивация.
Система двигательных упражнения с оречевлением действийбудет не
только
способствовать
развитию
моторики
малыша,
но
так
же
поможет
работать
над
привычными
логопеду
понятиями: ЗВУК,
СЛОГ,
ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ, ОБЩЕНИЕ, СЛОВАРЬ, ЛЕКСИКА.
Задания,
упражнения,
которые
сопровождаются
речью
в
СТИХОТВОРНОЙ
ФОРМЕ ,
в
заданном
ритме
и
у ж е
с п у с т я
незначительное
время,
дети
способны
самостоятельно
озвучивать
выполняемые движения
Основные
задачи
коррекционной
работы
с
использованием
речедвигательных упражнений и упражнений самомассажа:
1.Стимуляция речевой и психической активности.
2. Развитие эмоционального общения со взрослым.
3.Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого,
сверстников (в том числе, речевому подражанию).
4.
Развитие
и
коррекция
психофизиологической
основы
речевой
деятельности:
разных
видов
восприятия,
физиологического
и
речевого
дыхания, артикуляционных навыков и т.д.
5.Формирования
мотивационно-побудительного
уровня
речевой
деятельности
Условия для проведения:
Эмоциональный
фон
совместной
деятельности
логопеда
и
ребёнка.
Опора на разные виды деятельности в течение занятия.
Вариативность наглядного и дидактического материала для детей.
Использование элементов соревнования.
Повышенные требования к речи педагогов и других взрослых,
окружающих ребёнка.
Активное
и
привлечение
внимания
ребёнка
к
артикуляции
и
жестикуляции логопеда.
Стимуляция процесса естественного развития ребёнка.
Игры и упражнения можно разбить по направлениям на развитие:
- ориентировки в пространстве;
- мелкой моторики;
-
фонематического
восприятия,
закрепление
пра вильного
произношения, дифференциацию звуков;
-
обобщение
и
расширение
словарного
запаса,
р а з в и т и е
грамматического строя речи.
Рекомендации к проведению:
спешить с подсказкой, торопить ребенка;
показывать свое неудовлетворение, неудовольствие;
подчеркивать отрицательные результаты;
анализировать результаты с родителями в присутствии ребенка.
При оценке выполнения дошкольником заданий необходимо учитывать,
что результаты снижаются в случаях:
боязни контакта с малознакомыми взрослыми;
страха получить низкую оценку взрослого;
неспособности ребенка в специально смоделированной ситуации
(обследования) сконцентрировать внимание, сосредоточиться;
медлительности ребенка или усталости;
плохого самочувствия ребенка.
Речь ребенка – важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он
вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной. От
взрослых нужно совсем мало – создать такую среду, такую обстановку вокруг
ребенка, чтобы он мог реализовать заложенные в него Природой желания к
познанию через органы чувств, через руку, через движения