Напоминание

Исползование речедвигательных упражнений и самомассажа в работе с дошкольниками


Автор: Козиева Люзия Гаязовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 75"Светлячок"
Населённый пункт: г.Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Исползование речедвигательных упражнений и самомассажа в работе с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа подготовлена Козиевой Люзиёй Гаязовной Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 75 «Светлячок» г. Смоленск Аннотация:  В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с ОВЗ.  Возросла необходимость совершенствования системы квалифицированной коррекции тяжелых нарушений речи.  Назрела необходимость осуществления индивидуализации образования. Обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития РФ. Получение образования детьми данной категории является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в профессии. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования. А речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция. К завершению дошкольного образования ребенок должен хорошо понимать устную речь и выражать свои мысли и желания. Необходимо сть вс е сторонней и тщательной п р о р а б о т к и организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиления ее превентивных (профилактических) аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Коррекционная работа логопеда с детьми, имеющими нарушения речи, превращается в серьёзнейшую задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей
длительной, кропотливой работы логопеда, взаимодействия воспитателей, родителей и самого ребенка. А количественный рост таких детей определяет обозначенную проблему как социально значимую.
Использование речедвигательных упражнений и

самомассажа в работе с детьми с нарушениями речи
П р и современном образе жизни все чаще наблюдается вполне закономерное явление - развитый мозг и не развитая рука, нормальное умственное развитие и плохо развитая речь. Дошкольный возраст – это период формирования и развития речи человека. а для старших дошкольников это еще и подготовка к школе. Это важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. Мы прекрасно понимаем, что задумываться об этом надо как можно раньше: не за один-два года до начала обучения, а тогда, «когда ребенок лежит в коляске». Тогда будет возможность значительно облегчить этот процесс и предотвратить в будущем множество трудностей. Речь - высшая психическая функция человека. Так можно ли говорить о здоровье ребенка, если одна из психических функций нарушена? Современное общество рассчитывает на здоровьесберегающую направленность логопедических методик и технологий, к о т о р ы е по содержанию носят инновационный характер. Критерии здоровьесберегающих технологий должны быть внесены в традиционное по ст ро ение логопедических занятий и в повседневную жизнь детей. Работа по коррекции звукопроизношения у детей, предполагает то обстоятельство, что у некоторых детей помимо недостатков развития речи встречаются сопутствующие отклонения в нервно — психологической сфере. Необходимость модифицировать привычные, традиционные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы заставляет искать дополнительные средства и приемы, повышающие эффективность
работы
,
апробировать новые, вариативные, смешанные технологии (традиционные логопедические технологии с использованием нововведений), что в совокупности позволяет полнее использовать потенциальные или скрытые резервы коррекционно-педагогического воздействия. К дополнительным направлениям коррекционной работы по формированию речевой деятельности необходимым для преодоления и или профилактики вторичных нарушений в структуре дефекта, преодоления нарушений первоначальных нейропсихологических предпосылок относятся: - совершенствование моторной сферы, мимической и артикуляционной моторики. Многими исследователями подчёркивается взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики. У здорового ребёнка овладение звуковой системой происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений пальцев рук Использование системы речедвигательных игровых упражнений и упражнений самомассажа в работе логопеда как раз и дают возможность внедрения и использования здоровьесберегающих технологий в практику работы по коррекции звукопроизношения и интеллектуального развития детей. Таким образом, возрастают и социальная, и педагогическая значимость здоровья ребёнка: не только его сохранение, но и «приумножение». При преодолении речевых проблем опора делается на осознанные действия пальцев рук и формировании у ребенка способности адекватно воспринимать информацию, осуществлять соответствующие действия с последующим оречевлением. В процессе планомерной, целенаправленной работы дети приобретают практические навыки в умении манипулировать тонкими движениями пальцев рук, что оказывает влияние на их интеллектуальное развитие.
Таким образом, задачи умственного развития решаются в сочетании с тренировкой мелкой моторики пальцев рук. Особенно важно формирование психофизиологической базы речи детей на начальном этапе формирования навыков звукопроизношения. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев. Поэтому, развивая речь, и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Таким образом, очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать все органы чувств и руки, а не бить по рукам, когда малыш ищет возможность через руки развить интеллект и поэтому «сует их, куда не следует». Ребенок мыслит телом, движениями. Через позвоночник идет огромный поток информации. Поэтому «ловкий ребенок – умный ребенок». Целенаправленное, систематическое и поэтапное развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста уже на начальном этапе работы повышает работоспособность за счет тонизирующего воздействия
на кору больших полушарий с одновременным развитием тонких дифференцированных движений пальцев рук. Это в первую очередь касается детей с дизартрией, у которых тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук. Это проявляется преимущественно при выполнении движений в быстром темпе, при скоростном переключении движений. При этом отмечаются скованность, несоразмерность движений, синкинезии Вышеперечисленные нарушения тонкой моторики у дошкольников затрудняют овладение манипулятивной, конструктивной деятельностью, рисованием и т.д. (а в дальнейшем и письмом) и нуждаются в своевременной коррекции. Практика работы показывает, что коррекционную работу с детьми дошкольного возраста целесообразнее проводить с использованием ведущего вида деятельности - игры как одной из форм обучающего воздействия на ребёнка. Через неё легче происходит усвоение знаний, умений и навыков, развиваются речевые возможности ребёнка. Время занятия используется более эффективно.Чем меньше ребёнок, тем больше используется игровая мотивация. Система двигательных упражнения с оречевлением действийбудет не только способствовать развитию моторики малыша, но так же поможет работать над привычными логопеду понятиями: ЗВУК, СЛОГ, ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ, ОБЩЕНИЕ, СЛОВАРЬ, ЛЕКСИКА. Задания, упражнения, которые сопровождаются речью в
СТИХОТВОРНОЙ

ФОРМЕ
, в заданном ритме и у ж е с п у с т я незначительное время, дети способны самостоятельно озвучивать выполняемые движения Основные задачи коррекционной работы с использованием речедвигательных упражнений и упражнений самомассажа: 1.Стимуляция речевой и психической активности.
2. Развитие эмоционального общения со взрослым. 3.Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников (в том числе, речевому подражанию). 4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д. 5.Формирования мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности Условия для проведения:  Эмоциональный фон совместной деятельности логопеда и ребёнка.  Опора на разные виды деятельности в течение занятия.  Вариативность наглядного и дидактического материала для детей.  Использование элементов соревнования.  Повышенные требования к речи педагогов и других взрослых, окружающих ребёнка.  Активное и привлечение внимания ребёнка к артикуляции и жестикуляции логопеда. Стимуляция процесса естественного развития ребёнка. Игры и упражнения можно разбить по направлениям на развитие: - ориентировки в пространстве; - мелкой моторики; - фонематического восприятия, закрепление пра вильного произношения, дифференциацию звуков; - обобщение и расширение словарного запаса, р а з в и т и е грамматического строя речи. Рекомендации к проведению:  спешить с подсказкой, торопить ребенка;  показывать свое неудовлетворение, неудовольствие;  подчеркивать отрицательные результаты;  анализировать результаты с родителями в присутствии ребенка. При оценке выполнения дошкольником заданий необходимо учитывать, что результаты снижаются в случаях:  боязни контакта с малознакомыми взрослыми;
 страха получить низкую оценку взрослого;  неспособности ребенка в специально смоделированной ситуации (обследования) сконцентрировать внимание, сосредоточиться;  медлительности ребенка или усталости;  плохого самочувствия ребенка. Речь ребенка – важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной. От взрослых нужно совсем мало – создать такую среду, такую обстановку вокруг ребенка, чтобы он мог реализовать заложенные в него Природой желания к познанию через органы чувств, через руку, через движения


В раздел образования