Напоминание

Развитие связной речи у дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой


Авторы: Батаева Нина Сергеевна, Нина Сергеевна Батаева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №20 "Югорка"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Развитие связной речи у дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой
Раздел: дошкольное образование





Назад




На сегодняшний день исследованию проблем речевой деятельности

старших

дошкольников

отдается

огромное

число

научных

и

исследовательских трудов психологов и воспитателей. Ученые говорят, что

развитие

в

старшем

дошкольном

возрасте

творческих

способностей,

происходит стабильное улучшение речевых умений, освоение литературного

языка является необходимым компонентом для дальнейшего образования и

интеллектуального развития.

Важным

источником

развитий

речевых

способностей

является

художественная литература и фольклорные произведения. Чуковский Корней

в книге "От двух до пяти" отмечал: "Детская речь на всех этапах своего

развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского

языка". По этой причине основными рассказами для изучения и речения

задач

в

речевом

творчестве

старших

дошкольников

могли

быть

использованы народные былины, в первую очередь это сказочные. Отбор

линий развития самодостаточности в речевом творчестве детей на базе

народных басен, сказок, также может быть предметом изучения [1].

Сказки

считаются

феноменом

государственной

культуры,

отражающими навыки высоконравственного и умственного существования

прошлых поколений в образе общечеловеческих первообразов-знаков,

архетипов группового неосознанного (Л.С. Выготский, Дж. Носильщик, К.

Юнг) [2]. Организованность моральных и нравственных общепризнанных

мерок и особенность сказок с героическим содержанием содействуют

духовному обучению ребенка, приобщению к патриотизму, развитию

государственной гордыни.

Особенная роль в словотворческом процессе по праву занимает устное

народное творчество.

Любовь к сказкам, заинтересованность к ним может, появляется в еще

в очень раннем возрасте и сопровождает ребенка в течении целой его жизни.

Значимость народной сказки подчеркивал и К.Д. Ушинский. О сказках

и их роли положительно отзывались писатели: Белинский В.Г., Пушкин А.С.

"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые

дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при

рассказывании" - писал К.Д. Ушинский [3].

Ценность

деятельности

сочинения

сказок

детьми

-

в

его

индивидуальной новизне (Т.С. Комарова, Е.А. Флерина и прочие), так как

дошкольник непосредственно создаёт рассказ, собственными словами, на

основе своего плана, и начинает осознавать собственное умение к

сочинительству,

невзирая

на

манипулирование

друзей

сюжетами

и

персонажами.

Сочетание

и

усвоение

рассказов,

запоминание

образов

сказок,

свидетельствует о превосходной памяти ребенка и отличном интеллекте

детей, и тем самым у него формируются особенности создания и сочинения

рассказов.

Ученые акцентируют внимание, на основном:

- чтобы дошкольник мог отличать сказку и истину существования при

сочинении сказок,

-имел возможность скептически обращаться к личным сочинениям, для

того чтобы у него не сформировалась фальшивая ложь. По этой причине в

данном развивающем и интересном процессе нужна поддержка старших.

И так как создание сказок способствует совершенствованию абсолютно

всех индивидуальных способностей детей, то в таком случае необходимость

формирования придумывания сказок невозможно подвергать сомнению [4].

Развитие речевого общения должно осуществляться не только лишь в

специальных упражнениях, но и в процессе игр, рисования, лепки,

конструирования и в ходе другой деятельности. Систематический аспект к

обучению ребенка предполагает взаимосвязь всех работников детского сада:

логопеда, преподавателей, педагогов, экспертов, медицинских работников и,

безусловно, существенная роль в развитии речи отводится в семье.

Педагогические

исследования

проводились

многими

учеными

и

авторами трудов по данной проблеме, они говорили, что детей необходимо

обучать составлять, сочинять сказки, рассказы, это поможет развивать их

речь, воображение, память, а также решать внутренние проблемы, познавать

окружающий мир.

Список использованной литературы

1. Барышникова Е. В. Изучение психологической адаптации детей

раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // Концепт. -

№ 3.- 2015. –С.12-15

2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

Психологический очерк. Методические указания, Магнитогорск, МГТУ им.

Г.И. Носова, 2011.- 96с.

3.Горюнова Т.М.: Развитие детей раннего возраста. - М.: Сфера, 2009.-

127 с.

4.Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров /

П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c.



В раздел образования