Авторы: Батаева Нина Сергеевна, Нина Сергеевна Батаева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №20 "Югорка"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Развитие связной речи у дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой
Раздел: дошкольное образование
На сегодняшний день исследованию проблем речевой деятельности
старших
дошкольников
отдается
огромное
число
научных
и
исследовательских трудов психологов и воспитателей. Ученые говорят, что
развитие
в
старшем
дошкольном
возрасте
творческих
способностей,
происходит стабильное улучшение речевых умений, освоение литературного
языка является необходимым компонентом для дальнейшего образования и
интеллектуального развития.
Важным
источником
развитий
речевых
способностей
является
художественная литература и фольклорные произведения. Чуковский Корней
в книге "От двух до пяти" отмечал: "Детская речь на всех этапах своего
развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского
языка". По этой причине основными рассказами для изучения и речения
задач
в
речевом
творчестве
старших
дошкольников
могли
быть
использованы народные былины, в первую очередь это сказочные. Отбор
линий развития самодостаточности в речевом творчестве детей на базе
народных басен, сказок, также может быть предметом изучения [1].
Сказки
считаются
феноменом
государственной
культуры,
отражающими навыки высоконравственного и умственного существования
прошлых поколений в образе общечеловеческих первообразов-знаков,
архетипов группового неосознанного (Л.С. Выготский, Дж. Носильщик, К.
Юнг) [2]. Организованность моральных и нравственных общепризнанных
мерок и особенность сказок с героическим содержанием содействуют
духовному обучению ребенка, приобщению к патриотизму, развитию
государственной гордыни.
Особенная роль в словотворческом процессе по праву занимает устное
народное творчество.
Любовь к сказкам, заинтересованность к ним может, появляется в еще
в очень раннем возрасте и сопровождает ребенка в течении целой его жизни.
Значимость народной сказки подчеркивал и К.Д. Ушинский. О сказках
и их роли положительно отзывались писатели: Белинский В.Г., Пушкин А.С.
"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые
дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при
рассказывании" - писал К.Д. Ушинский [3].
Ценность
деятельности
сочинения
сказок
детьми
-
в
его
индивидуальной новизне (Т.С. Комарова, Е.А. Флерина и прочие), так как
дошкольник непосредственно создаёт рассказ, собственными словами, на
основе своего плана, и начинает осознавать собственное умение к
сочинительству,
невзирая
на
манипулирование
друзей
сюжетами
и
персонажами.
Сочетание
и
усвоение
рассказов,
запоминание
образов
сказок,
свидетельствует о превосходной памяти ребенка и отличном интеллекте
детей, и тем самым у него формируются особенности создания и сочинения
рассказов.
Ученые акцентируют внимание, на основном:
- чтобы дошкольник мог отличать сказку и истину существования при
сочинении сказок,
-имел возможность скептически обращаться к личным сочинениям, для
того чтобы у него не сформировалась фальшивая ложь. По этой причине в
данном развивающем и интересном процессе нужна поддержка старших.
И так как создание сказок способствует совершенствованию абсолютно
всех индивидуальных способностей детей, то в таком случае необходимость
формирования придумывания сказок невозможно подвергать сомнению [4].
Развитие речевого общения должно осуществляться не только лишь в
специальных упражнениях, но и в процессе игр, рисования, лепки,
конструирования и в ходе другой деятельности. Систематический аспект к
обучению ребенка предполагает взаимосвязь всех работников детского сада:
логопеда, преподавателей, педагогов, экспертов, медицинских работников и,
безусловно, существенная роль в развитии речи отводится в семье.
Педагогические
исследования
проводились
многими
учеными
и
авторами трудов по данной проблеме, они говорили, что детей необходимо
обучать составлять, сочинять сказки, рассказы, это поможет развивать их
речь, воображение, память, а также решать внутренние проблемы, познавать
окружающий мир.
Список использованной литературы
1. Барышникова Е. В. Изучение психологической адаптации детей
раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // Концепт. -
№ 3.- 2015. –С.12-15
2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк. Методические указания, Магнитогорск, МГТУ им.
Г.И. Носова, 2011.- 96с.
3.Горюнова Т.М.: Развитие детей раннего возраста. - М.: Сфера, 2009.-
127 с.
4.Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров /
П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c.