Автор: Никишин Евгений Алексеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "Мятлевская средняя общеобразовательная школа им.А.Ф.Иванова"
Населённый пункт: пос.Мятлево Калужская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация взаимодействия учителя физической культуры с родителями обучающихся
Раздел: среднее образование
Учебно – методическая разработка
«Организация взаимодействие учителя физической культуры с
родителями обучающихся
Автор:
Евгений Алексеевич Никишин
учитель физической культуры
МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная
школа им.А.Ф.Иванова»
2
Содержание
Введение… ............................................................................................................... 3
Роль учителя в работе с семьей… ....................................................................... 4
Формы работы с родителями обучающихся ......................................................... 5
Индивидуальная работа с
родителями…
............................................................. 7
Заключение… ........................................................................................................... 8
Библиографический список… .............................................................................. 10
Краткая аннотация:
Цель
представленной работы
– выявление наиболее продуктивных
форм
и
методов
взаимодействия
учителя
физической
культуры,
руководителя
спортивной
секции
с
родителями
обучающихся
и
рассмотрение
проблемы
поиска
новых
методов
и
форм
педагогической
деятельности по активному вовлечению родителей в процесс воспитания
детей.
3
Введение
Важной
задачей
учителя
физической
культуры
(руководителя
спортивной
секции)
в
решении
проблемы
повышения
роли
и
значения
физического воспитания учащихся на уроках и во внеурочное время является
организация работы по взаимодействию педагога с родителями. Цель этой
работы – формирование личности с высокими нравственными идеалами,
физически здорового человека, достойного гражданина страны.
Формы
и
м е т о д ы
р а б о т ы
п о
в з а и м о д е й с т в и ю с
р о д и т е л я м и разнообразны. Это и родительские собрания, групповые и
индивидуальные
консультации,
информирование
родителей
педагогом
-
психологом, ознакомление родителей с теоретической основой спортивной
подготовки.
Однако учитель должен
учитывать, что успех работы зависит не только
от
применяемых
форм
и
методов.
Совместная
деятельность
учителей
и
родителей
только
тогда
будет
продуктивной,
когда
семья
и
школа
действительно будут строить взаимоотношения на основе доверия и общей
заинтересованности.
Необходимо
владеть
методами
психолого-
педагогической диагностики, чтобы изучать процесс формирования личности
ребенка,
понимать
его
трудности
и
проблемы,
внося
соответствующие
коррективы в воспитательно - образовательный процесс. Отношения, как с
детьми,
так
и
с
родителями
важно
строить
на
принципах
уважения
и
равноправия.
Нельзя
принимать
отстаивание
учеником
своей
позиции,
выражение собственной точки зрения за непослушание и неуважение. Очень
важно, чтобы взрослые и педагоги, и родители умели видеть в каждом
ребенке индивидуальность, верили в его потенциальные способности. Только
во
взаимодействии
всех
участников
образовательных
отношений
можно
избежать
конфликтных
ситуаций,
которые
особенно
часто
случаются
с
подростками так называемого «переходного» возраста. Порой именно из-за
невнимания
взрослых,
отсутствия
понять
проблемы
ребенка,
увлечь
его
спортом,
появляются
«трудные»
подростки.
И,
говоря
об
установлении
4
взаимодействия между педагогом и родителями, следует иметь в виду, что
часто роль наставника, друга, советчика для того или иного ребенка могут
стать
даже
не
собственные
родители,
а
неравнодушные
люди
из
лица
родительской общественности, совета отцов. Поэтому вопросы воспитания
достойных
граждан,
развитие
индивидуальных
способностей,
принятие
нравственных
ценностей
подрастающим
поколением
–
важная
задача
совместной деятельности семьи, школы, родительской общественности.
Роль учителя физической культуры в работе с семьей
В создании союза родителей и школы важнейшая роль принадлежит
учителю. Не секрет, что большинство родителей считают, что воспитание и
обучение-это дело исключительно школы и учителей. Поэтому примеров
действительно
взаимного
сотрудничества
семьи
и
школы
по
вопросам
физической культуры можно привести не так много. Поэтому проблема
организации и
установления сотрудничества с
родителями обучающихся
очень актуальна и требует повышенного внимания со стороны, прежде всего,
самого учителя к целенаправленному поиску точек соприкосновения в целях
улучшения качества воспитательно-образовательного процесса.
Для обмена информации о состоянии физической подготовки ребенка,
его успехах и неудачах, достижениях и проблемах учитель может и должен
информировать родителей. В свою очередь, от родителей учитель может
узнать о внешкольной жизни учеников, особенностях того или иного ребенка,
увлечениях, страхах и проблемах, с которыми он, возможно, делится только с
родителями. Систематическое взаимодействие учителя и родителей не только
позволяет лучше узнать своих учеников, но и создать доброжелательную
атмосферу общения. Это ещё и возможность избежать конфликтов, которые,
как известно, примета сегодняшнего времени.
Необходимость
взаимодействия
родителей
с
педагогом
обусловлена
следующими причинами:
-
большинство родителей не
имеют
специальных знаний в
области
воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с ребенком;
-
родителям довольно часто трудно увидеть врожденные способности
ребенка, оценить и понять его возможности.
При
этом
учителю, который занимается физическим воспитанием и
тренирует ребенка
в
какой-
либо
спортивной секции,
взаимодействие
с
семьей
позволит
лучше
узнать
ребенка,
а
также
определить
совместные
действия по воспитанию и образованию ребенка для достижения результатов.
Можно выделить следующие направления взаимодействия с родителями
5
с целью оптимизации физкультурно - подготовки:
1.
Знакомство
и
обсуждение
с
родителями
специфики
предмета
физическая культура, обоснование требований к спортивной форме и т.д..
2.
Ознакомление родителей со способами повышения мотивации для
занятий
физкультурой и
спортом;
мотивации
достижения
спортивных
и
личностных
достижений;
донесение
важности
создания
благоприятного
психолого-педагогического климата; разработка и организация режима дня;
соблюдение принципов правильного питания
3.
Обучение родителей практическим навыкам проведения и контроля за
выполнением домашних заданий по физической культуре, утренней зарядки;
развития нравственных качеств личности; овладения детьми универсальными
учебными действиями
Таким
образом,
организация
взаимодействия
с
родителями
предусматривает как теоретическое просвещение, так и практическую часть.
Формы работы с родителями обучающихся
Планируя
деятельность
педагогического
коллектива
по
организации
работы с родителями важно учитывать следующие аспекты:
-вместе с о школой родители должны видеть и понимать изменения,
происходящие с детьми
-для
эффективного
воздействия
на
ребенка
в
процессе
социализации-
учителю важно организовать поиск совместных психолого - педагогических
мер реагирования;
-повышение уровня
культуры взаимодействия ребенка и родителей, ученика
и
учителя,
родителей
и
педагогов;
обогащение
опыта
общения
положительными эмоциональными впечатлениями
В
системе
общего
образования
к
активному
использованию
можно
рекомендовать следующие формы работы с семьей:
Консультативно-аналитические:
анкетирование,
психолого-
педагогическая
диагностика;
встречи
со
специалистами,
выработка
индивидуальных рекомендаций; участие в интернет – тестировании.
Традиционные: тематические классные часы, родительские собрания,
семейные спортивные праздники (Папа, мама, я – спортивная семья», «Мой
папа-самый лучший!» и др.),
Информационно - просветительские: освещение проблем воспитания и
обучения детей в школьной прессе, районной общественно – политической
газете,
на
сайте
школы.
Оформление
стендов,
распространение
информационных
буклетов
и
альбомов.
Большое
значение
отводится
выступлениям учителей физической культуры и других специалистов на
родительских собраниях. Очень важно использовать индивидуальные встречи
и беседы с родителями с целью акцентирования внимания на проблемных
6
вопросах.
Государственно-общественные: создание попечительских советов,
советов школ, советов отцов, родительских комитетов. Участие этих структур
в пропаганде физического воспитания и привития навыков здорового образа
жизни.
Наиболее эффективными формами работы с родителями являются:
- Коммуникационные:
-
собрания, диспуты, форумы различной тематики, призванные объединить
усилия
школы
и
родителей
в
плане
совершенствования
физического
и
нравственного
воспитания
подрастающего
поколения;
участие
администрации
школы;
привлечение
специалистов
(педагога-психолога,
врачей общей практики и узкой специализации)
Познавательно-развивающие:
-
дни открытых дверей в спортивном зале и школьном стадионе;
-
спортивно
-
тематические
мероприятия,
направленные
на
пропаганду
здорового
образа
жизни;
семейные
праздники,
где
соревнуются
дети
и
родители
т.д.
(Помощь
родителей
используется
также
в
подготовке
и
оформлении; они могут быть членами судейских коллегий и конкурсных
жюри)
-
участие в олимпиадах по физической культуре, в том числе и онлайн–
олимпиадах;
-
участие в интернет - конкурсах;
-участие в интерактивных опросах и анкетировании;
Практико-ориентированные: оформление спортивных залов, подготовка
катка,
заливка
льда,
установка
снарядов
на
универсальной
спортивной
площадке и др..
-
материально-финансовая п о м о щ ь ( участие в с б о р к е спортивного
оборудования, благотворительная помощь и т.д.)
Досуговые: совместная деятельность семьи и школы по организации и
проведению мероприятий физкультурно – оздоровительной направленности
(Дни
здоровья,
спортивные
соревнования,
праздники,
легкоатлетические
забеги,
посвященные
историческим
датам
и
т.д.);
экскурсионно
–
туристическая деятельность (день туриста, пешие и велосипедные походы,
туристические слеты, выездные мероприятия и др.)
Индивидуальная работа с родителями
Индивидуальная работа с родителями имеет свои особенности. Условно
их
можно
отнести
к
опосредованному
и
к
непосредственному
взаимодействию школы и родителей.
Образовательная
организация
издает
для
родителей
различные
информационные буклеты, памятки просветительско-познавательного плана.
Родители
могут
ознакомиться
со
спортивной
деятельности,
успехами
и
7
достижениями своих детей на сайте школы. Также на сайте можно сделать
страничку для родителей, где можно размещать как информацию
познавательно-просветительского
характера,
так
и
другие
материалы,
регламентирующие деятельность школы: нормативно – правовые документы
по вопросам развития физической культуры и спорта; расписание занятий
спортивных
секций;
календарь
спортивных
соревнований;
объявления
о
проведении совместных акций и семейных праздниках; рекомендации для
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Особенно
важно
использовать возможности сайта для пропаганды комплекса ГТО.
Как бы не были эффективны виртуальные формы работы, ничто не
заменит
непосредственное
общение.
Это
личные
беседы,
даже
телефонные «пятиминутки», чаты в мессенджерах, и группы в социальных
сетях. Можно практиковать наряду с индивидуальными и групповые встречи.
Учителю очень важно в беседах, в неформальном общении поддерживать
уверенность в возможностях детей, всегда настраивать на положительный
результат;
давать
квалифицированные
советы.
От
позитивного
общения
учителей и родителей пользу получат, прежде всего, дети. Школьники и
родители
должны
быть
уверены
в
том,
что
учитель
не
только
окажет
действенную
помощь,
но
и
проявит
педагогический
такт
и
уважение.
Результатом
непосредственного
взаимодействия
должно
стать
создание
благоприятного психологического климата в отношениях всех участников
образовательных отношений. Это, в конечном счете, непременно улучшит
атмосферу
в
семьях
обучающихся,
повысит
мотивацию,
осознанное
отношение, как к урокам физической культуры, так и к дополнительным
занятиям в спортивных секциях. Значение позитивного взаимоотношения
заключается ещё и в том, что общими усилиями школы и семьи мы должны
не только уберечь детей от пагубных привычек, но и привить им потребность
в здоровом образе жизни.
Очень
важным
аспектами
взаимодействия
с
родителями
является
подключение в этой проблеме школьного психолога. Он поможет провести
психолого-педагогическую
диагностику
(анкетирование
родителей
и
обучающихся
с
целью
изучения
личностных
характеристик;
уровня
мотивации к занятиям физкультурой и спортом и т.д.; тестирование детей
(отношение к урокам физкультуры и дополнительным занятиям, отношение
к спорту в семье, и т.д.). Очень важна роль школьного педагога-психолога и в
психолого-педагогическом
просвещении
родителей
(родительский
университет
«Готовим
к
школе….
родителей»),
в
организации
индивидуальных и семейных консультаций..
Об
эффективности
в з а и м о д е й с т в и я учителя
физической
культуры и семьи можно судить по следующим критериям:
8
-Степень вовлеченности родителей в проведение совместных мероприятий;
-Процент посещаемости родительских собраний;
-Наличие положительных отзывов со стороны родителей и детей;
-Уровень
состояния здоровья детей;
-Успешность участия школьников в спортивных соревнованиях;
-Процент вовлечения учащихся в сдачу норм комплекса ГТО;
Очень важно учителю физической культуры, выстраивая систему
взаимодействия
с
родителями
обучающихся,
предусматривать
решение
следующих задач:
1.
Способствовать тому, чтобы соблюдался режим дня, тем самым развивая в
детях навыки самоорганизации;
2.
Своевременно выявлять проблемы и трудности, имеющиеся у школьников
и
постоянно
совместно
с
родителями намечать
пути
урегулирования
возникающих ситуаций.
3.
Систематически
анализировать
успехи
и
достижения
обучающихся
и
информировать
об
этом
родителей
(приглашение
родителей
на
торжественное награждение, благодарственные письма и т.д.)
Социологические опросы (учителей, учащихся, родителей) также
помогут увидеть реальную картину и проследить эффективность
целенаправленной работы по организации взаимодействия семьи и школы.
Заключение
В основе сотруднического взаимодействия семьи и учителя физической
культуры лежит забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы
доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Взаимодействие детей, родителей и педагогов может быть успешным при
условии, если:
-
все
участники
образовательного
процесса
(это
и
дети,
и
родители,
и
учитель,
руководитель
спортивной
секции)
с
желанием
и
интересом
участвуют в
совместной
работе, а
также
нацелены действовать
сообща,
осознают важность и необходимость взаимодействия;
-
для участников предоставляется возможность добровольного выбора видов,
способов, форм общения и взаимодействия;
-
практикуется обсуждение планируемых мероприятий, анализируются итоги
деятельности;
- действия, стиль учителя и тренера создают благоприятные психолого-
педагогические
условия
для
развития
способностей
обучающихся
и
повышению мотивации
для
занятий спортом
не
только
детей,
но
и
их
родителей.
Организации общего и дополнительного образования призваны оказывать
помощь семье в воспитании у детей потребности в здоровом образе жизни, и
основная главная роль отводится, конечно же, учителю физической культуры.
9
Поэтому
эффективность
воспитательной
работы
зависит
от
взаимоотношений педагога с родителями, его умения сотрудничать с семьёй,
опираться на её помощь и поддержку. Очень важно, предъявляя требования к
ребенку, соблюдать единство, при этом
предоставлять школьнику право
свободного выбора.
Главным в сотрудничестве школы и семьи является то, что все стороны
должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в
нем лучших качеств. Это позволит родителям и педагогам объединить свои
усилия в создании условий для формирования у ребенка качеств и свойств,
необходимых для саморазвития и самоопределения, а также для преодоления
трудностей и достижения успехов. И тогда мы сможем сделать из родителей
настоящих помощников и союзников, изменив их отношение к физической
культуре, внеурочной деятельности и дополнительному образованию. Ведь, в
конечном итоге, здоровье детей – это наша общая задача.
10
Список используемых источников.
1.
Буйлова
Л.Н.,
Кочнева
С.В.
Организация
методической
службы
учреждений дополнительно образования детей. М., 2011
2.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.М., 2011
3.
Кузнецова
Л.П.
Ребенок
в
спорте
высших
достижений
//Воспитание
школьников, № 10-12. - М.: Школа-Пресс, 2007. - С. 17-22.
4.
Кузнецова
Н.А.,
Яковлев
Д.Е.
Управление
методической
работой
в
учреждениях дополнительного образования детей. - М.: Школа-Пресс, 2008.
5.
Немов Р.С. Психология. М., 2009
6.
Письмо министерства образования РФ от 18.07.2003 года. Информация об
организации
работы
с
родительской
общественностью
по
проблемам
воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации.
7.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и
спорта. – М.: Физкультура и спорт, 2010.
8.
Яковлев Д.Е. Дополнительное образование. Словарь-справочник. М., 2012