Автор: Гоголева Мария Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОО "Детский сад №3 "Мюрючээнэ"
Населённый пункт: с. Борогонцы, Усть - Алданский улус
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие речи детей посредством сюжетно - ролевых игр"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Развитие речи детей через сюжетно - ролевую игру»
Подготовила: воспитатель Гоголева М.И.
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются
представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных
обязанностях
людей.
Ребёнок
переносится
из
повседневной
рутины:
примеряет
интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной
ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом
образовательного процесса в детском саду.
В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью
формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности.
Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается
культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и
различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя
в обществе). Сюжетно – ролевая игра способствует: закреплению навыков пользования
инициативной
речью;
совершенствованию
разговорной
речи,
формированию
грамматического строя речи
Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее развитие
личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.
Таблица: задачи сюжетно-ролевой игры
Возрастная категория детей
Задачи
3–4 года
Формирование умения действовать в соответствии с предложенным сценарием.
Развитие фантазии, способности придумывать простой сюжет в условиях вымышленной
ситуации.
Обогащение активного словарного запаса.
4–5 лет
Развитие коммуникативных способностей.
Формирование умения самостоятельно распределять роли, подбирать предметы для игры.
Обогащение социального опыта детей (правила поведения в библиотеке, магазине,
общественном транспорте, поликлинике и т. д.).
Развитие навыка диалогической речи.
5–6 лет
Развитие умения самостоятельно определять правила, импровизировать во время игры.
Побуждение к использованию образов и сюжетов художественных произведений в играх
(из сказок и рассказов, фильмов и мультфильмов).
Активизация диалогической речи.
6–7 лет
Развитие творческих способностей детей: желание использовать в игре музыкальные
инструменты, добавлять элементы танца, пения.
Создание устойчивого интереса к профессиональной деятельности взрослых (игры в
сотрудников полиции, спасателей, врачей, космонавтов, учёных и т. д.).
Создание мотивации к изготовлению декораций и атрибутов для будущих игр.
Виды сюжетно-ролевых игр
По направленности обучающей цели и способы её достижения сюжетно-ролевые игры
делятся на творческие, сюжетно-дидактические и интерактивные.
В творческой сюжетно-ролевой игре дети максимально фантазируют, не просто копируют
поведение взрослых в конкретных жизненных ситуациях, а показывают свой вариант
действий в условиях вымышленных обстоятельств. Дети перевоплощаются по игровому
замыслу: становятся артистами цирка, учёными в лаборатории, хирургами, модельерами.
Для фантазии детей в творческих играх нет границ. По сговору они действуют в
повседневных ситуациях: поездка на автобусе, поход в театр или музей, обед в кафе. А
могут переноситься в сюжеты из фильмов и книг
Сюжетно-дидактическая игра является игровой формой обучения, в ней синтезируется
творческая деятельность детей с изучением наглядных материалов, практическим
применением полученных на занятиях знаний. Воспитатель всегда руководит игрой этого
вида: озвучивает обязанности для каждой роли, наблюдает за ходом игры, корректирует
выполнение дидактического задания. Сюжетно-дидактические игры строятся на основе
игр творческих, уже знакомых детям: «Магазин», «Детский сад», «Банк», «Столовая».
Игра приобретает дополнительное содержание: познавательное (отличие фруктов и
овощей в игре «Столовая» или «Огород»), математическое (посчитать количество
предметов в игровой ситуации)
Сюжетно-ролевая игра “МАГАЗИН”.
Игровые ситуации:
“Продавец отпускает товар” (во всех магазинах)
“Работа кассира” (берёт деньги, выдаёт чеки)
“В магазин привезли товар” (грузчик, товаровед …)
“Покупатель пришёл в магазин” (выбирает, просит показать, платит деньги, благодарит)
“Купим новую мебель” (со строителями) – грузчик, продавец, сборка мебели.
“Реклама нового товара”
Подготовка к сюжету
Рассматривала картины “Продавец” из серии “Кем быть?”, рассматривание иллюстраций
о труде продавца. ( на доске)
Читала произведения на эту тему.
Беседа с детьми о профессии
Проигрывали действия продавца, покупателя.
Изготовление атрибутов с детьми и родителями: касса, витрина, чеки, деньги, корзинки,
сумки.
Подбор “товаров” (в зависимости от вида магазина), их изготовление.
Сбор коробок, баночек, флажков, книжек, игрушек и др. с помощью родителей.
Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.
По тематике сюжетно-ролевые игры условно делятся на деловые, современные, игры по
интересам мальчиков и девочек.
Деловая игра — это воссоздание детьми содержания профессиональной деятельности
взрослых. Взаимодействие между участниками игры отражает модель сотрудничества
руководителей и специалистов. Деловые игры направлены на формирование культуры
отношений в обществе и первичных представлений о профессиональной этике. Дети
должны понимать, что важны не только начальники, капитаны, директора, но и каждый
член команды. Ответственность в выполнении профессиональных обязанностей и
слаженность в работе коллектива — залог успешной работы (в условиях детского сада —
работы-игры).
Примеры деловых игр для младших и средних дошкольников: «Парикмахерская»,
«Продуктовый магазин», «Кафе», «Почта», «Гараж», «В автобусе», «Путешествие на
корабле».Деловые игры для старших дошкольников требуют умения действовать по
сговору и слаженно: «Операционная», «Школа», «Опытная лаборатория», «Спасательная
бригада», «Редакция/Журналисты», «Космический экипаж».
Современная сюжетно-ролевая игра строится на сюжетах реальной жизни XXI века.
Детское сознание впитывающее: в памяти откладываются места, которые посетил
ребёнок, как в них принято вести себя взрослым, какие роли они выполняют в
функционировании различных предприятий. Меняется мир взрослых, об устройстве
современного общества и новых профессиях дети узнают в том числе из телевизионных
передач. Расширяется тематика детских игр, появляются новые атрибуты. И мы можем
наблюдать, как дети играют в «Офис», «Агентство недвижимости», «Гипермаркет»,
«Салон сотовой связи», «Туристическую компанию», «Дизайн-студию», «Модельное
агентство», «Управляющую компанию», «Приют для животных» и т. д..
Современная сюжетно-ролевая игра «Сбербанк» копирует модель профессиональных
взаимоотношений «банковский оператор — клиент». Игра подходит для старших
дошкольников, имеющих представление об оказании услуг в сберегательном банке
(посещали с родителями): оплата квитанций, оформление банковской карты, выдача
наличных, перевод средств и др.
Использование интерактивной доски в сюжетно-ролевых играх обогащает игровой опыт
дошкольников. На экран проецируются фотографии реальных мест (морские, тропические
пейзажи, города и представители далёкий стран) и фантастические сюжеты (иллюстрации
волшебной страны, эпохи динозавров, инопланетных рас).
На интерактивной доске во время сюжетно-ролевой игры «Космическое путешествие»
показываются видеофрагменты запуска ракеты и пребывания экипажа внутри корабля.
Для развития игрового сюжета используются пейзажи различных космических явлений:
метеоритный дождь, полёт кометы, чёрная дыра. Воспитанникам предлагается выполнить
задания на интерактивной доске по теме предыдущих занятий: члены экипажа закрепляют
знания о вращении планет, устройстве Солнечной системы.
Игры разделяются по интересам — для мальчиков и для девочек — в возрасте 4–5 лет.
Девочкам нравится моделировать роль матери, хозяйки дома, традиционно женские
профессии (медсестра, няня, воспитатель, сотрудник столовой). Для сюжетно-ролевых игр
девочек требуется небольшое пространство и достаточное количество кукол и атрибутов к
ним (коляски, кроватки, посуда, одежда). Мальчики воспроизводят в играх мужскую
модель поведения: защита население (игры военной тематики, в полицейских, пожарных),
строительство, занятия с техникой и транспортом.
Со старшими дошкольниками воспитателю необходимо организовывать совместные
сюжетно-ролевые игры мальчиков и девочек, чтобы формировалось представление о
важности взаимодействия мужчин и женщин в быту, о профессионализме независимо от
половой принадлежности. В играх «Семья» и «Встречаем гостей» дети примеряют
различные возрастные роли (малыши, родители, тёти и дяди, старшее поколение
родственников), развивают культуру общения со взрослыми, с гостями, напоминают, что
домашние дела выполняются всеми членами семьи (мама готовит, стирает, гладит, папа
чинит, делает ремонт, дети помогают). Патриотической подготовке воспитанников
способствует игра в «Войну»: дети осознают значение каждого участника в этой сложной
ситуации, девочкам отводятся роли на походной кухне и пункте медицинской помощи.
Когда проводить сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры обычно проводим между занятиями и в свободное время во
второй половине дне. Можно провести игру во время прогулки.
Часто сюжетно-ролевые игры включаю в структуру речевых и творческих занятий. Моя
роль заключается в проговаривании условий и плана игры и в контроле за действиями
детей, поскольку игра в этом случае является инструментом обучения.
Сюжетно-ролевая игра выступает как средство развития речи. На речевом занятии дети
изучают наглядные материалы по названной теме, беседуют с воспитателем, узнают
новые слова и поясняют их значение. Я предлагаю детям поиграть, активно используя в
диалогах новые слова.
Сюжетно-ролевая игра «На приёме у доктора» применяется на речевом занятии по теме
«Поликлиника» Дети распределяют роли: стоматолог, педиатр, окулист, пациенты. Даю
задание: в диалоге врача и пациента должны быть использованы слова по теме занятия
(названия медицинский специальностей, «осмотр», «симптомы», «диагноз», «рецепт»).
В сюжетно-ролевой игре дети применяют знания, полученные на речевом занятии по
медицинской тематике.
«На лесной опушке» — дети изображают зайчиков, лисиц, медвежат, «Лесорубы»,
«Косари» — моделирование в танце трудовой деятельности.
Проведение сюжетно-ролевых игр в детском саду
Организация сюжетно-ролевых игр начинается с подготовки атрибутов и игрушек. Для
младших дошкольников предметы для конкретных игр подбирали взрослые
и
располагали их в игровой зоне в свободном доступе, что стимулировало интерес к
развёртыванию самостоятельной деятельности. Для детей 4–7 лет атрибуты хранятся в
игровой зоне в секциях/коробках по темам («Посуда», «Инструменты», «Медицина»).
Ребята с удовольствием изготавливают материалы для игр своими руками: мечи из
картона, продукты из пластилина, нарисованные картинки заменители.
Использование самодельных предметов в играх вызывает у детей неподдельный интерес и
стимулирует воображение. Дети часто сами создают простые предметы-заменители для
игр: палочки в качестве сабель, элементы из конструктора как инструменты для
строительства и др. Бросовый материал используется для обогащения игровой среды:
пузырьки и баночки — для игры в аптеку и процедурный кабинет, пустые бутылочки и
коробки с этикетками — для наполнения полок продуктового магазина, флаконы из-под
шампуней, лаков для ногтей — для салона красоты.
Дети любят перевоплощаться, примерять элементы спецодежды: фуражки, строительные
каски, фартуки, головные уборы. Ролевые костюмы для детских игр несложно сделать
самостоятельно: добавить к фартукам символьное обозначение профессий, сделать
шапочки или маски героев для сюжетных игр-инсценировок.
Игровая деятельность бурно развивается с использованием реальных предметов и
бросового
материала.
Свои
игры
дети
стараются
максимально
приблизить
к
действительности. Поэтому в оформлении игровой среды желательно использовать
неработающие бытовые и технические приборы, журналы и книги, пустую тару с
этикетками, таблички с логотипами существующих компаний.
Грамотная организация игровой деятельности в детском саду способствует развитию
личностных качеств
воспитанников.
В сюжетно-ролевых
играх дети расширяют
представления о взаимоотношениях взрослых, формируют первичные профессиональные
компетенции, проникаются уважением к труду человека. Дети проявляют инициативность
в разработке сюжетов на повседневные и фантастические темы, раскрывают творческий
потенциал, перевоплощаясь в назначенную роль.
Методические приемы, используемые в игре
Сюжетно-ролевая игра “МАГАЗИН”.
Игровые ситуации:
“Продавец отпускает товар” (во всех магазинах)
“Работа кассира” (берёт деньги, выдаёт чеки)
“В магазин привезли товар” (грузчик, товаровед …)
“Покупатель пришёл в магазин” (выбирает, просит показать, платит деньги, благодарит)
“Купим новую мебель” (со строителями) – грузчик, продавец, сборка мебели.
“Реклама нового товара”
Подготовка к сюжету
Рассматривание картины “Продавец” из серии “Кем быть?”, рассматривание иллюстраций
о труде продавца.
Чтение произведений на эту тему.
Беседа с детьми “Моя мама - продавец”.
Проигрывание действий продавца, покупателя.
Оформление сюжета:
Изготовление атрибутов с детьми и родителями: касса, витрина, чеки, деньги, корзинки,
сумки.
Подбор “товаров” (в зависимости от вида магазина), их изготовление.
Сбор коробок, баночек, флажков, книжек, игрушек и др. с помощью родителей.
Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.
Сюжетно-ролевая игра “Больница”.
Игровые ситуации:
“На приёме у врача - специалиста” (окулиста, хирург, лор, логопед)
“Посещение врача-массажиста”
“Скорая помощь приехала к больному”
“Готовим лекарства для больных”
“В аптеке готовят лекарства, выдают их через кассу по рецептам”
Подготовка к сюжету:
Экскурсия в медкабинет детского сада.
Рассматривание картины “Врач” из серии “Кем быть?”, беседа по ней.
Сбор и рассматривание иллюстраций о работе врача, медсестры. Проигрывание
необходимых игровых действий с детьми.
Рассматривание и беседа об игрушках “Доктора Айболит”, набора “Айболит”, машин
“Скорая помощь” и другое.
Чтение детям Чуковского “Айболит” и других произведений о работе врача с беседой.
Рассматривание предметов, инструментов, необходимых в работе врачей, беседа о них.
Дидактическая игра “Кому что нужно”.
Оформление сюжета:
Выделение места для игры и хранение атрибутов.
Подбор мебели: столик, кушетка, подбор необходимых игрушек или предметов
заместителей (фонендоскоп, шпатель, градусник и др.).
Изготовление атрибутов к игре вместе с родителями: аптечки, кассы, витрины для
лекарства, таблеток, таблиц, приборов, рецептов, штампов и др., сшить халаты и косынки
и другое.
Сюжетно-ролевая игра “Почта”.
Игровые ситуации:
“Отправляем письмо товарищу, бабушке”
“Отправляем посылку ”
“Почтальон принёс газеты, журналы, открытки к празднику”
“Принимаем посылки и телеграммы”
Подготовка к сюжету:
Беседы с детьми о труде почтальона.
Рассматривание картины “Почтальон” из серии “Кем быть?”, беседа по ней.
Чтение С. Я. Маршака “Почта”.
Дидактическая игра “Кому, что нужно для работы?”.
Проигрывание действий: отправить письмо больному товарищу; отправить посылку в
детский дом.
Сбор и чтение детям книг о почте, труде почтальона.
Оформление сюжета:
Выбрать место для игры, место хранения атрибутов к игре.
Изготовление атрибутов вместе с детьми и родителями: почтовый ящик, посылка,
бандероли, сумка почтальона, фуражка, конверты, открытки, телеграммы, газеты,
журналы.
Сюжетно-ролевая игра “Семья”.
Игровые ситуации:
“Мама и папа работают, дети идут в детский сад, в школу”
“Мама готовит, гладит бельё …”
“Папа ремонтирует кран, хлопает ковёр, работает в огороде”
“Дедушка и бабушка приехали в гости”
“Отмечаем день рождения (дочки, сына, мамы, папы, бабушки)”
“Украшаем ёлку. Празднуем Новый год”
“Поход в зоопарк, цирк”
“Папа уезжает в командировку”
“Мама заболела”
“Приглашаем (по телефону) гостей. Принимаем гостей”
“Убираем квартиру к празднику”
Подготовка к сюжету:
Беседы с детьми о семье (состав семьи, обязанности членов семьи, склонности, увлечения,
занятия вместе с детьми).
Рассматривание семейных альбомов, фотографий.
Беседы с детьми о бабушках, папе, маме, братьях, сёстрах, дедушке.
Рассматривание иллюстраций, картин о семье.
Пение песен о мам, папе, бабушке.
Оформление сюжета:
Выделение места для игры (кухонная комната, кухня).
Сбор необходимых атрибутов, изготовление их: мебель, посуда, предметы домашнего
обихода, кукольная одежда и другое. Изготовление их с привлечением родителей. Сбор
разных игрушек, зверят.
Сюжетно-ролевая игра “Детский сад”.
Игровые ситуации:
“Воспитатель утром принимает детей в группу”
“Делаем утреннюю гимнастику”
“Завтрак”
“Воспитатель проводит занятие”
“В детском саду работают люди разных профессий: заведующая, медсестра, повар,
помощник воспитателя, прачка, сторож, дворник”
“Праздник в детском саду”
“Врач осматривает детей (измеряет рост, вес)”
Подготовка к сюжету:
Чтение произведений о жизни детей в детском саду.
Прогулка вокруг детского сада.
Пение песен о детском саде.
Экскурсия по детскому саду (знакомство с трудом заведующей, медсестры, поваров,
прачки и другое).
Беседа о труде воспитателя.
Наблюдение за трудом воспитателя, прачки, повара.
Проигрывание игровых действий, воспитателя и детей, диалогов.
Конструирование “Построим детский сад”.
Оформление сюжета:
Выделение места для игры (для проигрывания разных ситуаций).
Подготовка необходимых атрибутов: посуды, кровати, постельных принадлежностей,
“продуктов” из расчёта на группу в 5-6 человек.
Сюжетно-ролевая игра “Библиотека”.
Игровые ситуации:
“Читаем и рассматриваем книги в читальном зале”
“Посещение библиотеки со своими “детьми”
“Библиотекарь выдаёт книги на дом”
“Мастерская по ремонту книг”
Подготовка к сюжету:
Выставки книг.
Беседы о людях создающих книги.
Игры путешествия по художественным произведениям.
Подбор книг для “книгохранилища”.
Изготовление читательских билетов и абонементов на каждую книгу.
Оформление стенда “Любимые книги”.
Беседы о бережном отношении к книгам.
Беседа о труде библиотекаря.
Беседы о любимых книгах.
Ремонт книг.
Оформление сюжета:
Выделение места для игры.
Подготовка необходимых атрибутов: книги, читательские билеты, абонементы.
Подготовить материал для ремонта книг.