Напоминание

"Развитие речи детей посредством сюжетно - ролевых игр"


Автор: Гоголева Мария Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОО "Детский сад №3 "Мюрючээнэ"
Населённый пункт: с. Борогонцы, Усть - Алданский улус
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие речи детей посредством сюжетно - ролевых игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Развитие речи детей через сюжетно - ролевую игру»

Подготовила: воспитатель Гоголева М.И.

Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются

представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных

обязанностях

людей.

Ребёнок

переносится

из

повседневной

рутины:

примеряет

интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной

ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом

образовательного процесса в детском саду.

В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью

формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности.

Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается

культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и

различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя

в обществе). Сюжетно – ролевая игра способствует: закреплению навыков пользования

инициативной

речью;

совершенствованию

разговорной

речи,

формированию

грамматического строя речи

Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее развитие

личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.

Таблица: задачи сюжетно-ролевой игры

Возрастная категория детей

Задачи

3–4 года

Формирование умения действовать в соответствии с предложенным сценарием.

Развитие фантазии, способности придумывать простой сюжет в условиях вымышленной

ситуации.

Обогащение активного словарного запаса.

4–5 лет

Развитие коммуникативных способностей.

Формирование умения самостоятельно распределять роли, подбирать предметы для игры.

Обогащение социального опыта детей (правила поведения в библиотеке, магазине,

общественном транспорте, поликлинике и т. д.).

Развитие навыка диалогической речи.

5–6 лет

Развитие умения самостоятельно определять правила, импровизировать во время игры.

Побуждение к использованию образов и сюжетов художественных произведений в играх

(из сказок и рассказов, фильмов и мультфильмов).

Активизация диалогической речи.

6–7 лет

Развитие творческих способностей детей: желание использовать в игре музыкальные

инструменты, добавлять элементы танца, пения.

Создание устойчивого интереса к профессиональной деятельности взрослых (игры в

сотрудников полиции, спасателей, врачей, космонавтов, учёных и т. д.).

Создание мотивации к изготовлению декораций и атрибутов для будущих игр.

Виды сюжетно-ролевых игр

По направленности обучающей цели и способы её достижения сюжетно-ролевые игры

делятся на творческие, сюжетно-дидактические и интерактивные.

В творческой сюжетно-ролевой игре дети максимально фантазируют, не просто копируют

поведение взрослых в конкретных жизненных ситуациях, а показывают свой вариант

действий в условиях вымышленных обстоятельств. Дети перевоплощаются по игровому

замыслу: становятся артистами цирка, учёными в лаборатории, хирургами, модельерами.

Для фантазии детей в творческих играх нет границ. По сговору они действуют в

повседневных ситуациях: поездка на автобусе, поход в театр или музей, обед в кафе. А

могут переноситься в сюжеты из фильмов и книг

Сюжетно-дидактическая игра является игровой формой обучения, в ней синтезируется

творческая деятельность детей с изучением наглядных материалов, практическим

применением полученных на занятиях знаний. Воспитатель всегда руководит игрой этого

вида: озвучивает обязанности для каждой роли, наблюдает за ходом игры, корректирует

выполнение дидактического задания. Сюжетно-дидактические игры строятся на основе

игр творческих, уже знакомых детям: «Магазин», «Детский сад», «Банк», «Столовая».

Игра приобретает дополнительное содержание: познавательное (отличие фруктов и

овощей в игре «Столовая» или «Огород»), математическое (посчитать количество

предметов в игровой ситуации)

Сюжетно-ролевая игра “МАГАЗИН”.

Игровые ситуации:

“Продавец отпускает товар” (во всех магазинах)

“Работа кассира” (берёт деньги, выдаёт чеки)

“В магазин привезли товар” (грузчик, товаровед …)

“Покупатель пришёл в магазин” (выбирает, просит показать, платит деньги, благодарит)

“Купим новую мебель” (со строителями) – грузчик, продавец, сборка мебели.

“Реклама нового товара”

Подготовка к сюжету

Рассматривала картины “Продавец” из серии “Кем быть?”, рассматривание иллюстраций

о труде продавца. ( на доске)

Читала произведения на эту тему.

Беседа с детьми о профессии

Проигрывали действия продавца, покупателя.

Изготовление атрибутов с детьми и родителями: касса, витрина, чеки, деньги, корзинки,

сумки.

Подбор “товаров” (в зависимости от вида магазина), их изготовление.

Сбор коробок, баночек, флажков, книжек, игрушек и др. с помощью родителей.

Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.

По тематике сюжетно-ролевые игры условно делятся на деловые, современные, игры по

интересам мальчиков и девочек.

Деловая игра — это воссоздание детьми содержания профессиональной деятельности

взрослых. Взаимодействие между участниками игры отражает модель сотрудничества

руководителей и специалистов. Деловые игры направлены на формирование культуры

отношений в обществе и первичных представлений о профессиональной этике. Дети

должны понимать, что важны не только начальники, капитаны, директора, но и каждый

член команды. Ответственность в выполнении профессиональных обязанностей и

слаженность в работе коллектива — залог успешной работы (в условиях детского сада —

работы-игры).

Примеры деловых игр для младших и средних дошкольников: «Парикмахерская»,

«Продуктовый магазин», «Кафе», «Почта», «Гараж», «В автобусе», «Путешествие на

корабле».Деловые игры для старших дошкольников требуют умения действовать по

сговору и слаженно: «Операционная», «Школа», «Опытная лаборатория», «Спасательная

бригада», «Редакция/Журналисты», «Космический экипаж».

Современная сюжетно-ролевая игра строится на сюжетах реальной жизни XXI века.

Детское сознание впитывающее: в памяти откладываются места, которые посетил

ребёнок, как в них принято вести себя взрослым, какие роли они выполняют в

функционировании различных предприятий. Меняется мир взрослых, об устройстве

современного общества и новых профессиях дети узнают в том числе из телевизионных

передач. Расширяется тематика детских игр, появляются новые атрибуты. И мы можем

наблюдать, как дети играют в «Офис», «Агентство недвижимости», «Гипермаркет»,

«Салон сотовой связи», «Туристическую компанию», «Дизайн-студию», «Модельное

агентство», «Управляющую компанию», «Приют для животных» и т. д..

Современная сюжетно-ролевая игра «Сбербанк» копирует модель профессиональных

взаимоотношений «банковский оператор — клиент». Игра подходит для старших

дошкольников, имеющих представление об оказании услуг в сберегательном банке

(посещали с родителями): оплата квитанций, оформление банковской карты, выдача

наличных, перевод средств и др.

Использование интерактивной доски в сюжетно-ролевых играх обогащает игровой опыт

дошкольников. На экран проецируются фотографии реальных мест (морские, тропические

пейзажи, города и представители далёкий стран) и фантастические сюжеты (иллюстрации

волшебной страны, эпохи динозавров, инопланетных рас).

На интерактивной доске во время сюжетно-ролевой игры «Космическое путешествие»

показываются видеофрагменты запуска ракеты и пребывания экипажа внутри корабля.

Для развития игрового сюжета используются пейзажи различных космических явлений:

метеоритный дождь, полёт кометы, чёрная дыра. Воспитанникам предлагается выполнить

задания на интерактивной доске по теме предыдущих занятий: члены экипажа закрепляют

знания о вращении планет, устройстве Солнечной системы.

Игры разделяются по интересам — для мальчиков и для девочек — в возрасте 4–5 лет.

Девочкам нравится моделировать роль матери, хозяйки дома, традиционно женские

профессии (медсестра, няня, воспитатель, сотрудник столовой). Для сюжетно-ролевых игр

девочек требуется небольшое пространство и достаточное количество кукол и атрибутов к

ним (коляски, кроватки, посуда, одежда). Мальчики воспроизводят в играх мужскую

модель поведения: защита население (игры военной тематики, в полицейских, пожарных),

строительство, занятия с техникой и транспортом.

Со старшими дошкольниками воспитателю необходимо организовывать совместные

сюжетно-ролевые игры мальчиков и девочек, чтобы формировалось представление о

важности взаимодействия мужчин и женщин в быту, о профессионализме независимо от

половой принадлежности. В играх «Семья» и «Встречаем гостей» дети примеряют

различные возрастные роли (малыши, родители, тёти и дяди, старшее поколение

родственников), развивают культуру общения со взрослыми, с гостями, напоминают, что

домашние дела выполняются всеми членами семьи (мама готовит, стирает, гладит, папа

чинит, делает ремонт, дети помогают). Патриотической подготовке воспитанников

способствует игра в «Войну»: дети осознают значение каждого участника в этой сложной

ситуации, девочкам отводятся роли на походной кухне и пункте медицинской помощи.

Когда проводить сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры обычно проводим между занятиями и в свободное время во

второй половине дне. Можно провести игру во время прогулки.

Часто сюжетно-ролевые игры включаю в структуру речевых и творческих занятий. Моя

роль заключается в проговаривании условий и плана игры и в контроле за действиями

детей, поскольку игра в этом случае является инструментом обучения.

Сюжетно-ролевая игра выступает как средство развития речи. На речевом занятии дети

изучают наглядные материалы по названной теме, беседуют с воспитателем, узнают

новые слова и поясняют их значение. Я предлагаю детям поиграть, активно используя в

диалогах новые слова.

Сюжетно-ролевая игра «На приёме у доктора» применяется на речевом занятии по теме

«Поликлиника» Дети распределяют роли: стоматолог, педиатр, окулист, пациенты. Даю

задание: в диалоге врача и пациента должны быть использованы слова по теме занятия

(названия медицинский специальностей, «осмотр», «симптомы», «диагноз», «рецепт»).

В сюжетно-ролевой игре дети применяют знания, полученные на речевом занятии по

медицинской тематике.

«На лесной опушке» — дети изображают зайчиков, лисиц, медвежат, «Лесорубы»,

«Косари» — моделирование в танце трудовой деятельности.

Проведение сюжетно-ролевых игр в детском саду

Организация сюжетно-ролевых игр начинается с подготовки атрибутов и игрушек. Для

младших дошкольников предметы для конкретных игр подбирали взрослые

и

располагали их в игровой зоне в свободном доступе, что стимулировало интерес к

развёртыванию самостоятельной деятельности. Для детей 4–7 лет атрибуты хранятся в

игровой зоне в секциях/коробках по темам («Посуда», «Инструменты», «Медицина»).

Ребята с удовольствием изготавливают материалы для игр своими руками: мечи из

картона, продукты из пластилина, нарисованные картинки заменители.

Использование самодельных предметов в играх вызывает у детей неподдельный интерес и

стимулирует воображение. Дети часто сами создают простые предметы-заменители для

игр: палочки в качестве сабель, элементы из конструктора как инструменты для

строительства и др. Бросовый материал используется для обогащения игровой среды:

пузырьки и баночки — для игры в аптеку и процедурный кабинет, пустые бутылочки и

коробки с этикетками — для наполнения полок продуктового магазина, флаконы из-под

шампуней, лаков для ногтей — для салона красоты.

Дети любят перевоплощаться, примерять элементы спецодежды: фуражки, строительные

каски, фартуки, головные уборы. Ролевые костюмы для детских игр несложно сделать

самостоятельно: добавить к фартукам символьное обозначение профессий, сделать

шапочки или маски героев для сюжетных игр-инсценировок.

Игровая деятельность бурно развивается с использованием реальных предметов и

бросового

материала.

Свои

игры

дети

стараются

максимально

приблизить

к

действительности. Поэтому в оформлении игровой среды желательно использовать

неработающие бытовые и технические приборы, журналы и книги, пустую тару с

этикетками, таблички с логотипами существующих компаний.

Грамотная организация игровой деятельности в детском саду способствует развитию

личностных качеств

воспитанников.

В сюжетно-ролевых

играх дети расширяют

представления о взаимоотношениях взрослых, формируют первичные профессиональные

компетенции, проникаются уважением к труду человека. Дети проявляют инициативность

в разработке сюжетов на повседневные и фантастические темы, раскрывают творческий

потенциал, перевоплощаясь в назначенную роль.

Методические приемы, используемые в игре

Сюжетно-ролевая игра “МАГАЗИН”.

Игровые ситуации:

“Продавец отпускает товар” (во всех магазинах)

“Работа кассира” (берёт деньги, выдаёт чеки)

“В магазин привезли товар” (грузчик, товаровед …)

“Покупатель пришёл в магазин” (выбирает, просит показать, платит деньги, благодарит)

“Купим новую мебель” (со строителями) – грузчик, продавец, сборка мебели.

“Реклама нового товара”

Подготовка к сюжету

Рассматривание картины “Продавец” из серии “Кем быть?”, рассматривание иллюстраций

о труде продавца.

Чтение произведений на эту тему.

Беседа с детьми “Моя мама - продавец”.

Проигрывание действий продавца, покупателя.

Оформление сюжета:

Изготовление атрибутов с детьми и родителями: касса, витрина, чеки, деньги, корзинки,

сумки.

Подбор “товаров” (в зависимости от вида магазина), их изготовление.

Сбор коробок, баночек, флажков, книжек, игрушек и др. с помощью родителей.

Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.

Сюжетно-ролевая игра “Больница”.

Игровые ситуации:

“На приёме у врача - специалиста” (окулиста, хирург, лор, логопед)

“Посещение врача-массажиста”

“Скорая помощь приехала к больному”

“Готовим лекарства для больных”

“В аптеке готовят лекарства, выдают их через кассу по рецептам”

Подготовка к сюжету:

Экскурсия в медкабинет детского сада.

Рассматривание картины “Врач” из серии “Кем быть?”, беседа по ней.

Сбор и рассматривание иллюстраций о работе врача, медсестры. Проигрывание

необходимых игровых действий с детьми.

Рассматривание и беседа об игрушках “Доктора Айболит”, набора “Айболит”, машин

“Скорая помощь” и другое.

Чтение детям Чуковского “Айболит” и других произведений о работе врача с беседой.

Рассматривание предметов, инструментов, необходимых в работе врачей, беседа о них.

Дидактическая игра “Кому что нужно”.

Оформление сюжета:

Выделение места для игры и хранение атрибутов.

Подбор мебели: столик, кушетка, подбор необходимых игрушек или предметов

заместителей (фонендоскоп, шпатель, градусник и др.).

Изготовление атрибутов к игре вместе с родителями: аптечки, кассы, витрины для

лекарства, таблеток, таблиц, приборов, рецептов, штампов и др., сшить халаты и косынки

и другое.

Сюжетно-ролевая игра “Почта”.

Игровые ситуации:

“Отправляем письмо товарищу, бабушке”

“Отправляем посылку ”

“Почтальон принёс газеты, журналы, открытки к празднику”

“Принимаем посылки и телеграммы”

Подготовка к сюжету:

Беседы с детьми о труде почтальона.

Рассматривание картины “Почтальон” из серии “Кем быть?”, беседа по ней.

Чтение С. Я. Маршака “Почта”.

Дидактическая игра “Кому, что нужно для работы?”.

Проигрывание действий: отправить письмо больному товарищу; отправить посылку в

детский дом.

Сбор и чтение детям книг о почте, труде почтальона.

Оформление сюжета:

Выбрать место для игры, место хранения атрибутов к игре.

Изготовление атрибутов вместе с детьми и родителями: почтовый ящик, посылка,

бандероли, сумка почтальона, фуражка, конверты, открытки, телеграммы, газеты,

журналы.

Сюжетно-ролевая игра “Семья”.

Игровые ситуации:

“Мама и папа работают, дети идут в детский сад, в школу”

“Мама готовит, гладит бельё …”

“Папа ремонтирует кран, хлопает ковёр, работает в огороде”

“Дедушка и бабушка приехали в гости”

“Отмечаем день рождения (дочки, сына, мамы, папы, бабушки)”

“Украшаем ёлку. Празднуем Новый год”

“Поход в зоопарк, цирк”

“Папа уезжает в командировку”

“Мама заболела”

“Приглашаем (по телефону) гостей. Принимаем гостей”

“Убираем квартиру к празднику”

Подготовка к сюжету:

Беседы с детьми о семье (состав семьи, обязанности членов семьи, склонности, увлечения,

занятия вместе с детьми).

Рассматривание семейных альбомов, фотографий.

Беседы с детьми о бабушках, папе, маме, братьях, сёстрах, дедушке.

Рассматривание иллюстраций, картин о семье.

Пение песен о мам, папе, бабушке.

Оформление сюжета:

Выделение места для игры (кухонная комната, кухня).

Сбор необходимых атрибутов, изготовление их: мебель, посуда, предметы домашнего

обихода, кукольная одежда и другое. Изготовление их с привлечением родителей. Сбор

разных игрушек, зверят.

Сюжетно-ролевая игра “Детский сад”.

Игровые ситуации:

“Воспитатель утром принимает детей в группу”

“Делаем утреннюю гимнастику”

“Завтрак”

“Воспитатель проводит занятие”

“В детском саду работают люди разных профессий: заведующая, медсестра, повар,

помощник воспитателя, прачка, сторож, дворник”

“Праздник в детском саду”

“Врач осматривает детей (измеряет рост, вес)”

Подготовка к сюжету:

Чтение произведений о жизни детей в детском саду.

Прогулка вокруг детского сада.

Пение песен о детском саде.

Экскурсия по детскому саду (знакомство с трудом заведующей, медсестры, поваров,

прачки и другое).

Беседа о труде воспитателя.

Наблюдение за трудом воспитателя, прачки, повара.

Проигрывание игровых действий, воспитателя и детей, диалогов.

Конструирование “Построим детский сад”.

Оформление сюжета:

Выделение места для игры (для проигрывания разных ситуаций).

Подготовка необходимых атрибутов: посуды, кровати, постельных принадлежностей,

“продуктов” из расчёта на группу в 5-6 человек.

Сюжетно-ролевая игра “Библиотека”.

Игровые ситуации:

“Читаем и рассматриваем книги в читальном зале”

“Посещение библиотеки со своими “детьми”

“Библиотекарь выдаёт книги на дом”

“Мастерская по ремонту книг”

Подготовка к сюжету:

Выставки книг.

Беседы о людях создающих книги.

Игры путешествия по художественным произведениям.

Подбор книг для “книгохранилища”.

Изготовление читательских билетов и абонементов на каждую книгу.

Оформление стенда “Любимые книги”.

Беседы о бережном отношении к книгам.

Беседа о труде библиотекаря.

Беседы о любимых книгах.

Ремонт книг.

Оформление сюжета:

Выделение места для игры.

Подготовка необходимых атрибутов: книги, читательские билеты, абонементы.

Подготовить материал для ремонта книг.



В раздел образования