Автор: Калашникова Мария Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ,Детский сад №43
Населённый пункт: город Сыктывкар,Республика Коми
Наименование материала: обобщение педагогического опыта по самообразованию
Тема: Ссказкотерапия как средство формирования развития речи детей "
Раздел: дошкольное образование
«Мывкыд совмодан Сыктывкарса челядьос 43 № видзанiн»
школаодз велодан муниципальной сьöмкуд учреждение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 43 » г. Сыктывкара
МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Калашникова Мария Михайловна
воспитатель
1 квалификационная категория.
Тема: «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей »
г.Сыктывкар, 2022г.
2
Тема самообразова-
ния
«Сказкотерапия как средство формирования разви-
тия речи »
Актуальность
Сказкотерапия заключается в естественности со-
ставляющей повседневную жизнь детей. Метод
имеет многовековую историю, но своё название по-
лучил совсем недавно. Наверное, нет такого психо-
логического, психотерапевтического, педагогиче-
ского направления, которое обошлось бы без ис-
пользования сказки.
Сказкотерапия – это, прежде всего, язык, на кото-
ром можно вести беседы с душой человека.
Основные возможности сказкотерапии заключают-
ся в следующем: интеграция личности, развитие
творческих способностей и адаптивных навыков,
совершенствование способов взаимодействия с
окружающим миром, а также обучение, диагности-
ка и коррекция.
Сказкотерапия – это метод, использующий форму
для интеграции личности, развития творческих
способностей, расширения сознания, совершенство-
вания взаимодействия с окружающим миром. К
сказкам обращались в своем творчестве известные
и зарубежные и отечественные психологи: Э.-
Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осори-
на, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.
«Сказкотерапия» - появилась сравнительно недав-
но, и у разных специалистов оно порождает множе-
ство ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это
лечение сказками. Для других – форма коррекцион-
ной работы, для третьих - средство передачи основ-
ных знаний о мире. Сказкотерапия - означает «лече-
ние сказкой». Как пишет Вачков И.В., сказку ис-
пользуют и врачи, и психологи, и педагоги, и каж-
дый специалист находит в сказке тот ресурс, кото-
рый помогает ему решать его профессиональные
задачи. Сказкотерапия - терапия жизненными исто-
риями, окрашенная сказочной атмосферой, в кото-
рой может оказаться любой ребенок, ощутить себя
3
в атмосфере сказки, раскрыть свой потенциал, нере-
ализованные желания и мечты, а главное - возни-
кает ощущение защищенности и вкус тайны.
Сказка, живет в каждом человеке и способна разви-
вать сокровища его души.
Несмотря на то, что лечение сказкой – занятие
очень интересное, увлекательное и веселое, оно еще
и непростое. Сказкотерапия и для нас, взрослых, и
для детей особенно, является самой настоящей ра-
ботой. Работой хоть и очень занимательной, но тре-
бующей времени и кропотливости. Результатов от
сказкотерапии не стоит ждать сразу, но они точно
будут – это несомненно. Ведь труд, терпение и до-
брота, как и в любой сказке, будут вознаграждены.
Цель
Выявить и изучить особенности воспитательной
роли сказки в эмоциональном развитии детей.
Задачи
Выявить значение сказки в системе воспитания де-
тей.
Приобщать детей к сказкам, увлечь интересными
сюжетами.
Обогащать чувства детей, воображение и речь.
Воспитывать чуткое отношение к народному твор-
честву.
Ожидаемые ре-
зультаты
Добиться усвоения программы по развитию выра-
зительности речи у детей дошкольного возраста;
Систематизировать знания детей о диалогической
форме речи;
Обеспечить развитие умения перессказывать ;
Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
Развить
творческие
способности,
любознатель-
ность, наблюдательность;
Сплотить детский коллектив.
4
План самообразования на 2021- 2022 учебный год
1 этап. Подготовительный
№
Содержание работы
Срок
Результат
1
Определение
темы,
обоснование
ее
актуальности,
необходимости
рассмотрения
Сентябрь
2021
2
Постановка целей, задач работы
Сентябрь
2021
3
Составление
плана
работы
по
самообразованию
Сентябрь
2021
2 этап. Аналитический
№
Содержание работы
Срок
Результат
1
Теоретическая часть:
Изучение методической, педагогиче-
ской, психологической и другой ли-
тературы, опыта работы коллег и т.п.
Ознакомление
с
требованиями
оформления
теоретической
части
работы. Подбор материала по теме.
Сентябрь
2021
Литература
частично
изучена ,мате
риал
подобран,
работа будет
продолжена в
следующем
году
2
Мониторинг по проблеме
Октябрь
2021
Диагностика
творческих
способностей
детей
на
начальном
этапе
3 этап. Организационный
№
Содержание работы
Срок
Результат
1
Практическая часть:
Составление конспектов занятий, дея-
тельности и т.д., их апробация
Изготовление
пособий,
атрибутов,
приобретение оборудования для про-
ведения деятельности
Обогащение РППС по теме самооб-
разования
Октябрь-
ноябрь
2021
Изучение
интернет
ресурсов
5
Участие в работе творческих групп
4 этап. Завершающий
№
Содержание работы
Срок
Результат
1
Оформление результатов педагогического
наблюдения детей по проблеме
2
Оформление опыта работы:
• Систематизация теоретической части
• Систематизация практической материала
•
Подборка
материалов
и
составление
«Приложения»
к
плану
работы
по
самообразованию (конспектов, результатов
продуктивной
деятельности
детей,
фотоматериалов и др.)
Сентябрь
-ноябрь
2021
5 этап. Презентационный
№
Содержание работы
Срок
Результат
1
Предоставление презентационного материала
по самообразованию (в зависимости от вы-
бранных форм).
Май
2022
Составление
методических
рекомендаций
2
Предоставление обобщенного опыта работы в
методический кабинет
Май
2022
3
Подготовка
материала
к
публикации
в
печатных изданиях
Май
2022
Реализация Плана самообразования
Этап/ дата
Сентябрь
2021-май
2022г
Содержание деятельности/ форма
Результат
деятельно-
сти
С детьми
С родителями
С педагогами
Словесный
метод
работы: Чтение ска-
зок
(Колобок ,Репка ,Тере
мок
,Курочка
Ряба ,Волк и семеро
козлят и т.д.)
Пересказ
Беседа
Прослушивание
аудиозаписей
Просмотр мультфиль-
мов
Практический
ме-
тод: Речевые игры и
упражнения(«Я назо-
ву, а вы продолжи-
те», «Чья песенка»,
«Из какой сказки?»,
“Узнай героя”, «На-
зови героев сказки»,
Разработка консульта-
ций на тему: -«Сказко-
терапия как средство
снятия
детской
тре-
вожности»
-«Сказко-
терапия в жизни до-
школьников»
-
«Терапевтические
сказки про садик»
- Беседа «Роль сказки
в нравственном воспи-
тании детей».
-Домашние
творче-
ские задания
-Выставки
совмест-
ных тематических ра-
бот
Консультация :»Сказк
отерапия на занятиях
по развитию речи»
Задачи развития
речи детей решаются
с помощью:
пересказывание
ска-
зок;
группового рассказы-
вания сказок;
рассказывания сказок
по кругу,
сочинения сказок
-Укрепляется
психическое здоровье
детей, что способству-
ет улучшению соци-
альной адаптации..
- Улуч-
шается
фонематиче-
ское восприятие, арти-
куляционная
мотори-
ка,
звукопроизноше-
ние, связная
речь
-
Родители
активно
вовлечены
в
совместную
деятельность,
проявляют интерес к
данной теме
Игра «Знакомые об-
разы»
Игры-драматизации
Театрализованные
игры
Инсценировка
Рисунок (поделка) по-
сле прочтения (Ап-
пликация из салфе-
ток(способ
сминания ) «Колобок
катится
по
тропинке
,лепка
«Яичко
золотое
«,Лепка «Репка «,рас-
краски «Теремок «
Наглядный метод
:
Рассматривание
ил-
люстраций, репродук-
ций картин, игрушек,
тематических
альбо-
мов
Оформление
выста-
вок
Полученный результат: Дети проявляют ин-
терес ,развивается память ,внимание, речевая
активность.
Описание результата
Список литературы
1.
2.
Интернет – источники