Автор: Кузьмичева Галина Алексеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ-лицей № 2 имени Б.А. Слободскова
Населённый пункт: город Тула Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы самостоятельного изучения иностранного языка в информационной учебной среде
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
лицей №2 имени Б.А. Слободскова
Статья
«Проблемы самостоятельного изучения иностранного
языка в информационной учебной среде»
Составила : учитель английского языка -
Кузьмичева Галина Алексеевна
г. Тула
2021 – 2022 учебный год
Проблемы самостоятельного изучения иностранного
языка в информационной учебной среде
Сегодня существует огромный опыт приобщения к компьютеру обучаемых различных
возрастных групп: студентов, школьников, детей младшего школьного возраста и даже
дошкольного возраста. Использование новых информационных технологий в учебном
процессе призвано организовать активную познавательную деятельность обучаемых,
оптимизировать учебный процесс, увеличить объем информации, сообщаемой на занятии,
повысить интерес к обучению, что, несомненно, приведет к коренным структурным
изменениям учебной деятельности, к возникновению ее новых видов и форм, навыков,
знаний и умений.
Компьютерное обучение становится катализатором передовой педагогической теории,
ориентированной на развитие личности обучаемого, способного реализовать свои
собственные,
в
том
числе
и
образовательные
проекты
и
стремящегося
к
самосовершенствованию. «Общение» с компьютером создает много возможностей для
развития внутреннего мира обучаемого, стимулирует его творческие способности. Как
показывает мировой и отечественный опыт, информационные технологии оказывают все
более активное воздействие на формирование психических процессов человека.
Современная жизнь, компьютеризация сферы коммуникации продемонстрировали в то же
время требуемый уровень владения иностранным языком, формы и способы его
применения в новых условиях – в телекоммуникационных сетях, где необходимо умение
обмениваться письменными и устными сообщениями (телеконференция или chatting) в
реальном
времени
без
посредника,
то
есть,
спонтанно.
Ведение
спонтанной
профессиональной беседы с носителями языка устно или, что еще более сложно, письменно
предполагает высокий уровень знания языка, близкий к уровню носителя языка, активное
владение им.
В этих условиях обучение иностранному языку приобретает больший смысл и новые
стратегические задачи – оно должно наряду с базовыми лингвистическими знаниями
обеспечить вхождение в чужую культуру и информационную практику деятельности.
Современная практика поставила новую цель обучения, актуальную для массового
потребителя, - обучение письменному общению в телекоммуникационной сети. Это
«компьютерная цель», которую логично обеспечивать компьютерными средствами. С
развитием технологий обучения стало возможным говорить о применении компьютера для
обеспечения управления учебным процессом самим обучаемым.
Анализ
имеющихся
результатов
изучения
иностранного
языка
в
компьютерной
информационной среде показал, что использование компьютера в процессе обучения
оказалось эффективным.
Улучшаются навыки:
1)
орфографии, изменяется отношение к письменному тексту – работы красиво
оформляются с точки зрения логики, структуры и правил письма.
2)
восприятия на слух, навыки чтения, так как работая с компьютером, учащиеся все
время находятся в англоязычной среде.
1
В тоже время опыт работы с компьютером позволил выявить и сформировать ряд
проблем, требующих решения в условиях применения информационных технологий в
обучении иностранным языкам в школе.
1.
Отсутствие учебной компьютерной информационной среды.
Изучение иностранного языка в самостоятельном режиме возможно при условии, что эта
работа будет обеспечена методически. Организация учебной среды, где компьютер будет
делать то, что требуется преподавателю и обучаемому, возможна лишь при условии
взаимной увязки содержания обучения, метода обучения и средств обучения. На практике
программы зачастую не согласуются с изучаемым материалом и с содержанием учебной
деятельности обучаемого. Содержание используемых программ частично состыковано с
используемым учебником или курсом. Однако ни метод, ни содержание системно не
затрагиваются и при этом используются раздельные программы. С этой проблемой
непосредственно связана «невстроенность» информационных технологий в учебный
процесс, то есть зависимость от учебников или от преподавателя как источника знаний.
2.
Несформированность учебной деятельности учащихся.
Традиционные
функции
преподавателя:
информирование,
организация,
управление,
мотивация, контроль – обретают новый смысл в новых условиях, то есть должны быть
переданы компьютеру. Компьютер позволяет автоматизировать перевод, конструирование
текста, проверку орфографии и так далее.
Безусловно, это облегчает работу самих учащихся, что является положительным фактором
использования информационных технологий. Однако, одновременно с преимуществами
компьютерного обучения,
обнаруживается и негативная тенденция,
сдерживающая
развитие ученика как субъекта учебной деятельности, с присущей ему активностью и
потребностью
в
общении.
Проводимые
исследования
развития
субъективности
современного подростка выявили несоответствие сфомированности учебной деятельности
возрастным критериям. Кроме того, современные школьники не всегда могут правильно
определить учебную задачу и не ориентированы на самоконтроль. Внешний контроль и
внешняя оценка, то есть контроль и оценка учителем, к сожалению, доминируют в нашей
школе.
3.
Социальная дезадаптация школьников.
Не секрет, что широкое распространение информационных технологий порождает
множество социальных проблем. Постепенно уходят в прошлое не только живые
межличностные контакты, но даже международные конференции нередко проводятся через
Интернет.
Между тем, для нормального самочувствия человека совершенно необходим постоянный
общественный контакт с другими людьми, особенно близкими по духу. Однако, как
показывают
исследования,
интерактивное
общение
–
не
самая
здоровая
форма
взаимодействия: человек отвыкает от реальной действительности и начинает бояться
непосредственного общения с людьми.
То же самое может произойти с учеником, самостоятельно изучающим иностранный язык
с помощью компьютера.
Общение с виртуальным собеседником, с одной стороны,
раскрепощает обучающегося, делает его свободным в высказываниях и позволяет не
бояться ошибок. С другой стороны, ученик теряет навык «живой коммуникации» и в
ситуациях общения с человеком часто испытывает затруднения.
2
Выводы:
Как видим, столь привлекательная стратегия компьютерного обучения содержит в себе
широкий круг проблем. В связи с этим вопрос о возможности самостоятельного изучения
иностранного языка в информационной учебной среде становиться очевидным и требует
решения конкретных задач, которые сводятся к следующему.
Во-первых, самостоятельным изучением могут заниматься люди, уже владеющие
иностранным языком хотя бы на элементарном уровне.
Во-вторых,
преподаватель
должен
подкреплять
самостоятельность
обучаемого
потенциалом компьютерной информационной учебной среды, ее информационным
комфортом, повышением методической компетенции обучаемого.
В-третьих, работа обучаемого организуется в собственном темпе, а наличие большого
числа упражнений позволяет ему тренироваться до получения результата.
В-четвертых, необходимы такие программные средства, которые могут использоваться не
только для самостоятельного изучения иностранного языка, но и для контроля, обратной
связи.
3