Напоминание

Проблемы самостоятельного изучения иностранного языка в информационной учебной среде


Автор: Кузьмичева Галина Алексеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ-лицей № 2 имени Б.А. Слободскова
Населённый пункт: город Тула Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы самостоятельного изучения иностранного языка в информационной учебной среде
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

лицей №2 имени Б.А. Слободскова

Статья

«Проблемы самостоятельного изучения иностранного

языка в информационной учебной среде»

Составила : учитель английского языка -

Кузьмичева Галина Алексеевна

г. Тула

2021 – 2022 учебный год

Проблемы самостоятельного изучения иностранного

языка в информационной учебной среде

Сегодня существует огромный опыт приобщения к компьютеру обучаемых различных

возрастных групп: студентов, школьников, детей младшего школьного возраста и даже

дошкольного возраста. Использование новых информационных технологий в учебном

процессе призвано организовать активную познавательную деятельность обучаемых,

оптимизировать учебный процесс, увеличить объем информации, сообщаемой на занятии,

повысить интерес к обучению, что, несомненно, приведет к коренным структурным

изменениям учебной деятельности, к возникновению ее новых видов и форм, навыков,

знаний и умений.

Компьютерное обучение становится катализатором передовой педагогической теории,

ориентированной на развитие личности обучаемого, способного реализовать свои

собственные,

в

том

числе

и

образовательные

проекты

и

стремящегося

к

самосовершенствованию. «Общение» с компьютером создает много возможностей для

развития внутреннего мира обучаемого, стимулирует его творческие способности. Как

показывает мировой и отечественный опыт, информационные технологии оказывают все

более активное воздействие на формирование психических процессов человека.

Современная жизнь, компьютеризация сферы коммуникации продемонстрировали в то же

время требуемый уровень владения иностранным языком, формы и способы его

применения в новых условиях – в телекоммуникационных сетях, где необходимо умение

обмениваться письменными и устными сообщениями (телеконференция или chatting) в

реальном

времени

без

посредника,

то

есть,

спонтанно.

Ведение

спонтанной

профессиональной беседы с носителями языка устно или, что еще более сложно, письменно

предполагает высокий уровень знания языка, близкий к уровню носителя языка, активное

владение им.

В этих условиях обучение иностранному языку приобретает больший смысл и новые

стратегические задачи – оно должно наряду с базовыми лингвистическими знаниями

обеспечить вхождение в чужую культуру и информационную практику деятельности.

Современная практика поставила новую цель обучения, актуальную для массового

потребителя, - обучение письменному общению в телекоммуникационной сети. Это

«компьютерная цель», которую логично обеспечивать компьютерными средствами. С

развитием технологий обучения стало возможным говорить о применении компьютера для

обеспечения управления учебным процессом самим обучаемым.

Анализ

имеющихся

результатов

изучения

иностранного

языка

в

компьютерной

информационной среде показал, что использование компьютера в процессе обучения

оказалось эффективным.

Улучшаются навыки:

1)

орфографии, изменяется отношение к письменному тексту – работы красиво

оформляются с точки зрения логики, структуры и правил письма.

2)

восприятия на слух, навыки чтения, так как работая с компьютером, учащиеся все

время находятся в англоязычной среде.

1

В тоже время опыт работы с компьютером позволил выявить и сформировать ряд

проблем, требующих решения в условиях применения информационных технологий в

обучении иностранным языкам в школе.

1.

Отсутствие учебной компьютерной информационной среды.

Изучение иностранного языка в самостоятельном режиме возможно при условии, что эта

работа будет обеспечена методически. Организация учебной среды, где компьютер будет

делать то, что требуется преподавателю и обучаемому, возможна лишь при условии

взаимной увязки содержания обучения, метода обучения и средств обучения. На практике

программы зачастую не согласуются с изучаемым материалом и с содержанием учебной

деятельности обучаемого. Содержание используемых программ частично состыковано с

используемым учебником или курсом. Однако ни метод, ни содержание системно не

затрагиваются и при этом используются раздельные программы. С этой проблемой

непосредственно связана «невстроенность» информационных технологий в учебный

процесс, то есть зависимость от учебников или от преподавателя как источника знаний.

2.

Несформированность учебной деятельности учащихся.

Традиционные

функции

преподавателя:

информирование,

организация,

управление,

мотивация, контроль – обретают новый смысл в новых условиях, то есть должны быть

переданы компьютеру. Компьютер позволяет автоматизировать перевод, конструирование

текста, проверку орфографии и так далее.

Безусловно, это облегчает работу самих учащихся, что является положительным фактором

использования информационных технологий. Однако, одновременно с преимуществами

компьютерного обучения,

обнаруживается и негативная тенденция,

сдерживающая

развитие ученика как субъекта учебной деятельности, с присущей ему активностью и

потребностью

в

общении.

Проводимые

исследования

развития

субъективности

современного подростка выявили несоответствие сфомированности учебной деятельности

возрастным критериям. Кроме того, современные школьники не всегда могут правильно

определить учебную задачу и не ориентированы на самоконтроль. Внешний контроль и

внешняя оценка, то есть контроль и оценка учителем, к сожалению, доминируют в нашей

школе.

3.

Социальная дезадаптация школьников.

Не секрет, что широкое распространение информационных технологий порождает

множество социальных проблем. Постепенно уходят в прошлое не только живые

межличностные контакты, но даже международные конференции нередко проводятся через

Интернет.

Между тем, для нормального самочувствия человека совершенно необходим постоянный

общественный контакт с другими людьми, особенно близкими по духу. Однако, как

показывают

исследования,

интерактивное

общение

не

самая

здоровая

форма

взаимодействия: человек отвыкает от реальной действительности и начинает бояться

непосредственного общения с людьми.

То же самое может произойти с учеником, самостоятельно изучающим иностранный язык

с помощью компьютера.

Общение с виртуальным собеседником, с одной стороны,

раскрепощает обучающегося, делает его свободным в высказываниях и позволяет не

бояться ошибок. С другой стороны, ученик теряет навык «живой коммуникации» и в

ситуациях общения с человеком часто испытывает затруднения.

2

Выводы:

Как видим, столь привлекательная стратегия компьютерного обучения содержит в себе

широкий круг проблем. В связи с этим вопрос о возможности самостоятельного изучения

иностранного языка в информационной учебной среде становиться очевидным и требует

решения конкретных задач, которые сводятся к следующему.

Во-первых, самостоятельным изучением могут заниматься люди, уже владеющие

иностранным языком хотя бы на элементарном уровне.

Во-вторых,

преподаватель

должен

подкреплять

самостоятельность

обучаемого

потенциалом компьютерной информационной учебной среды, ее информационным

комфортом, повышением методической компетенции обучаемого.

В-третьих, работа обучаемого организуется в собственном темпе, а наличие большого

числа упражнений позволяет ему тренироваться до получения результата.

В-четвертых, необходимы такие программные средства, которые могут использоваться не

только для самостоятельного изучения иностранного языка, но и для контроля, обратной

связи.

3



В раздел образования