Автор: Гаврисенко Ольга Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ "Дом детского творчества"
Населённый пункт: г.о. Лотошино
Наименование материала: статья
Тема: "Пластилинография для дошкольников - это интересно!"
Раздел: дошкольное образование
«Пластилинография для дошкольников - это интересно!».
История техники.
В настоящее время педагоги, настаивают на том, что развитие
интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с
развития движения рук. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал:
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки
имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.
Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в
формировании головного мозга, его познавательных способностей,
становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо
тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко
обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая
жизнь ребенка потребует использования точных, координированных
движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и
писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных
действий.
Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления
нового вида в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография»
имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая
половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого
осуществляется исполнение замысла.
Этот вид представляет собой создания лепных картин с изображением
более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной
поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений,
природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии
производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных
произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается
пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной
материал
-
пластилин,
а
основным
инструментом
в
пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень
умения зависит от владения собственными руками). Лепкой дети начинают
заниматься уже с младшего дошкольного возраста, осваивая простейшие
приёмы работы с пластилином:
1.Раскатывание - кусочек, положенный
между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается
прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает
цилиндрическую форму.
2.Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней
или пальцами скатывается в шарик.
3.Оттягивание
-
слегка
потянув
щепоткой
часть
пластилина
можно
сформировать часть изображения.
4.Заглаживание
–
требуется
при
изображении
плоских
и
гладких
поверхностей – выполняется кончиками пальцев.
5.Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик
сдавливают
до
формы
лепёшки.
Небольшие
углубления
и
изгибы
поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев
6.Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в
той части формы, где создаётся новая деталь. Надавливание и размазывание -
важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает
приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и
помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном
направлении. Основные направления размазывания – сверху вниз, слева
направо.
Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем
дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов:
выполнение декоративных налепов разной формы, прощипывание,
сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение
частей путём примазывания одной части к другой. Большое значение
начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности,
средство передачи признаков изображаемых предметов.
Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию
детей, таких психических процессов как: внимание, мышление, память, а так
же развитию творческих способностей.
Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие
способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.
Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной
ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-
значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
В интересной игровой форме обогащается словарь детей. В процессе
обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином
ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация
деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое
подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком
речи окружающих.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из
центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит
развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в
конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук,
движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев
дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого
сложного навыка, как письмо. Этому способствует хорошая мышечная
нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват
мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют
самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе,
длительности, направленности.
Основными целями и задачами обучения детей данной технике
являются:
· формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к
лепке;
· освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и
создание с их помощью сюжетных картин;
· обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
· развитие мелкой моторики;
· ознакомление с окружающим миром;
· развитие эмоций и фантазии.
МАТЕРИАЛЫ.
1.
Пластилин
2. Прозрачная плотная плёнка, картон.
3. Картинки (с раскрасок, детских книг) или нарисовать самостоятельно.
Этапы работы
1.Подобрать любую картинку (с раскрасок, детских книг) или нарисовать
самостоятельно.
2. Перевести картинку с помощью маркера на пластиковую (клеёнчатую)
основу.
3.Подбираем для нашей картинки цвет пластилина для дальнейшей работы.
4.Отщипываем небольшой кусочек пластилина
5.Катаем колбаску движениями вперед – назад
6.Колбаску укладываем на контур рисунка немного, прижимая.
7. Затем эту колбаску размазываем пальцем по поверхности от края до
середины, насколько хватит, пальчик за пальчиком
8. Если не получилось закрасить с первого раза полностью, то добавляем все
также по второму внутреннему кругу.
9. Таким же способом дорабатываем остальные детали картинки.
10.Готовую работу переворачиваем, кладём на картонную основу,
оформляем в рамочку.
1. Подобрать картинки (с раскрасок, детских книг) или нарисовать
самостоятельно.
2. Подобрать цвет пластилина, при необходимости намешать его оттенки.
Отщипываем небольшой кусочек пластилина.
3. Накладывать пластилин необходимо очень маленькими с горошинку
кусочками, затем постепенно разминая (размазывая) их пальцем по
поверхности. Следить за контуром рисунка и не выходить за его пределы.
4.Готовую работу кладём на картонную основу, оформляем в рамочку.