Напоминание

"Пластилинография для дошкольников - это интересно!"


Автор: Гаврисенко Ольга Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ "Дом детского творчества"
Населённый пункт: г.о. Лотошино
Наименование материала: статья
Тема: "Пластилинография для дошкольников - это интересно!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Пластилинография для дошкольников - это интересно!».

История техники.

В настоящее время педагоги, настаивают на том, что развитие

интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с

развития движения рук. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал:

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки

имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в

формировании головного мозга, его познавательных способностей,

становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо

тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко

обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая

жизнь ребенка потребует использования точных, координированных

движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и

писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных

действий.

Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления

нового вида в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография»

имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая

половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого

осуществляется исполнение замысла.

Этот вид представляет собой создания лепных картин с изображением

более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной

поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений,

природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии

производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных

произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается

пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной

материал

-

пластилин,

а

основным

инструментом

в

пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень

умения зависит от владения собственными руками). Лепкой дети начинают

заниматься уже с младшего дошкольного возраста, осваивая простейшие

приёмы работы с пластилином:

1.Раскатывание - кусочек, положенный

между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается

прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает

цилиндрическую форму.

2.Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней

или пальцами скатывается в шарик.

3.Оттягивание

-

слегка

потянув

щепоткой

часть

пластилина

можно

сформировать часть изображения.

4.Заглаживание

требуется

при

изображении

плоских

и

гладких

поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

5.Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик

сдавливают

до

формы

лепёшки.

Небольшие

углубления

и

изгибы

поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев

6.Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в

той части формы, где создаётся новая деталь. Надавливание и размазывание -

важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает

приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и

помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном

направлении. Основные направления размазывания – сверху вниз, слева

направо.

Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем

дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов:

выполнение декоративных налепов разной формы, прощипывание,

сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение

частей путём примазывания одной части к другой. Большое значение

начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности,

средство передачи признаков изображаемых предметов.

Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию

детей, таких психических процессов как: внимание, мышление, память, а так

же развитию творческих способностей.

Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие

способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.

Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной

ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-

значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.

Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

В интересной игровой форме обогащается словарь детей. В процессе

обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином

ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация

деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое

подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком

речи окружающих.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из

центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит

развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в

конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук,

движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев

дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого

сложного навыка, как письмо. Этому способствует хорошая мышечная

нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват

мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют

самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе,

длительности, направленности.

Основными целями и задачами обучения детей данной технике

являются:

· формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к

лепке;

· освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и

создание с их помощью сюжетных картин;

· обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

· развитие мелкой моторики;

· ознакомление с окружающим миром;

· развитие эмоций и фантазии.

МАТЕРИАЛЫ.

1.

Пластилин

2. Прозрачная плотная плёнка, картон.

3. Картинки (с раскрасок, детских книг) или нарисовать самостоятельно.

Этапы работы

1.Подобрать любую картинку (с раскрасок, детских книг) или нарисовать

самостоятельно.

2. Перевести картинку с помощью маркера на пластиковую (клеёнчатую)

основу.

3.Подбираем для нашей картинки цвет пластилина для дальнейшей работы.

4.Отщипываем небольшой кусочек пластилина

5.Катаем колбаску движениями вперед – назад

6.Колбаску укладываем на контур рисунка немного, прижимая.

7. Затем эту колбаску размазываем пальцем по поверхности от края до

середины, насколько хватит, пальчик за пальчиком

8. Если не получилось закрасить с первого раза полностью, то добавляем все

также по второму внутреннему кругу.

9. Таким же способом дорабатываем остальные детали картинки.

10.Готовую работу переворачиваем, кладём на картонную основу,

оформляем в рамочку.

1. Подобрать картинки (с раскрасок, детских книг) или нарисовать

самостоятельно.

2. Подобрать цвет пластилина, при необходимости намешать его оттенки.

Отщипываем небольшой кусочек пластилина.

3. Накладывать пластилин необходимо очень маленькими с горошинку

кусочками, затем постепенно разминая (размазывая) их пальцем по

поверхности. Следить за контуром рисунка и не выходить за его пределы.

4.Готовую работу кладём на картонную основу, оформляем в рамочку.



В раздел образования