Напоминание

"Продуктивная деятельность как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"


Автор: Филатова Анна Вениаминовна
Должность: воспитатель 1 категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №43"
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: обобщение педагогического опыта по самообразованию
Тема: "Продуктивная деятельность как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Мывкыд совмодан Сыктывкарса челядьос 43 № видзанiн»

школаодз велодан муниципальной сьöмкуд учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 43 » г. Сыктывкара

МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Филатовой Анны Вениаминовны,

воспитатель

первой квалификационной категории.

Тема: «Продуктивная деятельность как средство развития мелкой моторики у

детей дошкольного возраста»

г.Сыктывкар, 2022г.

2

Тема самообразования

«Продуктивная деятельность как средство развития мелкой

моторики у детей дошкольного возраста»

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика

отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его

интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой

ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не

могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает

трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать

с

пазлами,

счетными

палочками,

мозаикой.

Они

отказываются

от

любимых

другими

детьми

лепки

и

аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Выполнение

упражнений

и

ритмических

движений

пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых

центрах головного мозга и резкому усилению согласованной

деятельности

речевых

зон,

что,

в

конечном

итоге,

стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают

благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться и пони-

мать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно

его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражне-

ния, сопровождая их короткими стихотворениями, то его

речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится

контроль над выполняемыми движениями. Развивается па-

мять ребёнка, так как он учится запоминать определённые

положения рук и последовательность движений. У малыша

развивается воображение и фантазия.

Цель

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у

детей дошкольного возраста через различные виды деятель-

ности.

Задачи

-Повышение собственного уровня знаний путём изучения

необходимой литературы;

-Разработка перспективного плана работы с детьми по

данной теме;

-Улучшить

координацию

и

точность

движений

рук,

гибкость рук; общую двигательную активность;

-Содействовать нормализации речевой функции;

-Развивать

воображение,

логическое

мышление,

произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

-Совершенствовать предметно-развивающую среду группы

для развития мелкой моторики.

-Проведение консультивной деятельности с родителям на

протяжении всего периода о важности развития связной

речи детей;

Ожидаемые результаты

Динамика развития мелкой моторики.

Применение изученных техник, приёмов и материалов в ху-

дожественной непосредственно - образовательной и само-

стоятельной деятельности.

3

Улучшение координации и точности движений руки и глаза,

гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, ки-

стей рук;

Улучшение развития воображения, логического мышления,

произвольного внимания, зрительного и слухового восприя-

тия, творческая активность

Создание эмоционально-комфортная обстановка в общении

со сверстниками и взрослыми.

План самообразования на 2021- 2022 учебный год

1 этап. Подготовительный

Содержание работы

Срок

Результат

1

Определение темы, обоснование ее актуальности,

необходимости рассмотрения

Сентябр

ь

2021

2

Постановка целей, задач работы

Сентябр

ь

2021

3

Составление плана работы по самообразованию

Сентябр

ь

2021

2 этап. Аналитический

Содержание работы

Срок

Результат

1

Теоретическая часть:

Изучение методической, педагогической, пси-

хологической и другой литературы, опыта рабо-

ты коллег и т.п.

Ознакомление

с

требованиями

оформления

теоретической части работы. Подбор материала

по теме.

Сентябрь

2021

Определены

способы

и

условия,

способствующие

развитию мелкой

моторики.

2

Мониторинг по проблеме

октябрь

2021

Диагностика

творческих

способностей

детей

на

начальном

этапе

3 этап. Организационный

Содержание работы

Срок

Результат

1

Практическая часть:

Составление конспектов занятий, деятельности

и т.д., их апробация

Изготовление пособий, атрибутов, приобрете-

ние оборудования для проведения деятельности

Обогащение РППС по теме самообразования

Участие в работе творческих групп

октябрь

2021

Изучение

интернет

ресурсов.

4

4 этап. Завершающий

Содержание работы

Срок

Результат

1

Оформление результатов педагогического наблюдения

детей по проблеме

2

Оформление опыта работы:

• Систематизация теоретической части

• Систематизация практической материала

• Подборка материалов и составление «Приложения» к

плану

работы

по

самообразованию

(конспектов,

результатов

продуктивной

деятельности

детей,

фотоматериалов и др.)

октябрь

2021

5 этап. Презентационный

Содержание работы

Срок

Результат

1

Предоставление презентационного материала по самооб-

разованию (в зависимости от выбранных форм).

Май

2022

Составление

методических

рекомендаций

2

Предоставление

обобщенного

опыта

работы

в

методический кабинет

Май

2022

3

Подготовка материала к публикации в печатных изданиях

Май

2022

Реализация Плана самообразования

Этап/ дата

Содержание деятельности/ форма

Результат деятель-

ности

С детьми

С родителями

С педагогами

Наблюдения

за

детьми,

диагностика

Самомассаж рук

Пальчиковая

гимнастика

«Сорока – сорока»

Д/и

«Чудесный

мешочек»

Пальчиковая

гимнастика

«Капуста»

Перекладывание

Консультация

«Развитие

мелкой

моторики

через

разные виды дея-

тельности».

Памятка

«Пальчиковые

игры

для

малышей» .

Рекомендации для

родителей

«Несколько

идей,

чем занять ребенка

дома.»

Папка

передвижка

«Рисуем

без

кисточки» .

Консультация

для

педагогов

«Важность развития

мелкой моторики у

детей

раннего

до-

школьного возраста»

Педагоги

используют в своей

работе

разнообразные

приемы

для

развития

мелкой

моторики.

Родители

активно

вовлечены

в

совместную

деятельность,

проявляют интерес

к данной теме

6

из одной емкости в

другую

Д/и

«Сухой

бассейн»

Консультация для

родителей

«Игры

и упражнения для

развития

мелкой

моторики» .

Д/и «Прищепки»

«Пальчиковая

гимнастика

«Семья»

Подвижная

игра

«Зарядка»

Упражнение

7

«Пуговицы».

Самомассаж

«Ручки греем».

Пальчиковая

гимнастика

«Новогодние

игрушки».

Конструирование

«Башенка»

Д/и

«Рисуем

на

крупе»

Настольная

игра

«Мозаика»

Подвижная

игра

«Лохматый пес»

Игра

«Веселые

упражнения

с

карандашом».

8

Конструирование

из

палочек

«Заборчик»,

«Дорожка».

Игра

«Лепим

снежки».

Графическое

упражнение

«Проведи

дорожку».

Д/и

«Массажный

мячик».

Пальчиковая

гимнастика «Пять

пальцев».

Самомассаж

«Добываем

огонь».

Конструирование

из

палочек

«Лесенка».

Д/и

«Уложим

куклу спать».

9

Пальчиковое

рисование

«Букетик

для

мамы».

Пальчиковая

гимнастика «Этот

пальчик».

Конструирование

«Машина».

Самомассаж

«Стряпаем».

Застегивание

и

расстегивание

пуговиц.

Рисование

«Дорисуй ниточки

к шарикам».

Конструирование

«Дорожка».

Игра

«Спрячь

в

ладошке».

10

Упражнение

«Обведи шаблон».

Упражнение

«Фонарики».

Итоговое

занятие

«В

гости

к

Курочке-Рябе».

.

Полученный результат

Проявляют

активность

,дети

умеют

пальчиковые игры сопровождать речью.

Описание результата

11

12

Список литературы

1.

1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на

развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007

2.

2.Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.

3.

3.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд.

дом «Литера», 2006.

4.

4.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5.

5.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6.

6.Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.

7.

7.Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.

8.

8.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Коро-

на", 2007г.

9.

9. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возрас-

та. Москва, 2009.

10.10.Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

11.11. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-

Петербург, 2013.

12.12. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

13.13. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестан-

дартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

14.14. Бармакларны уйнатыйк, туган телне өйрәник/Р. Ф. Харрасова-

Казан:Хәтер, 1997.

15.15. . Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на

занятиях в детском саду. – СПб.:КАРО, 2006

Интернет – источники



В раздел образования