Автор: Попова Маргарита Егоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №43"
Населённый пункт: Сыктывкар
Наименование материала: Обобщение опытом
Тема: "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"
Раздел: дошкольное образование
«Мывкыд совмодан Сыктывкарса челядьос 43 № видзанiн»
школаодз велодан муниципальной сьöмкуд учреждение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 43 » г. Сыктывкара
МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Попова Маргарита Егоровна,
Воспитатель,
Первая квалификационная категория.
Тема: «Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира»
г.Сыктывкар, 2022 г.
2
Тема самообразования
Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего
мира
Актуальность
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит пробле-
ма организации основного ведущего вида деятельности в позна-
нии окружающего мира в период дошкольного детства – экспери-
ментирования. Именно экспериментирование является ведущим
видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования
пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности,
в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская дея-
тельность детей дошкольного возраста – один из видов культур-
ных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий
мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое
упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать перво-
открывателями, исследователями того мира, который их окружа-
ет. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружаю-
щего мира и экспериментирование с объектами и явлениями ре-
альности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим
миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать
его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте
«почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях,
как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в
воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и
возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты,
самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию мо-
дели изучаемого явления и обобщению полученных действенным
путем результатов. Создают условия для возможности сделать
самостоятельные выводы о ценностной значимости физических
явлений для человека и самого себя. Развивая познавательную ак-
тивность у детей дошкольного возраста, педагог развивает дет-
скую любознательность, пытливость ума и формирует на их осно-
ве устойчивые познавательные интересы через исследователь-
скую деятельность. Ребенок-дошкольник сам по себе уже являет-
ся исследователем, проявляя живой интерес к различному роду
исследовательской деятельности, в частности — к эксперименти-
рованию. Поэтому я углубленно начала работать над темой: «Дет-
ское экспериментирование – путь к познанию окружающего
мира».
Цель
Создание условий для развития познавательного интереса детей в
процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи
1.Изучение методической литературы по познавательно-исследо-
вательской деятельности детей второй младшей группы;
2.Создание условий для поддержания исследовательской активно-
сти детей, инициативы, сообразительности, самостоятельности;
3.Развитие познавательной активности детей в процессе экспери-
ментирования;
4.Развивитие наблюдательности, умение сравнивать, анализиро-
вать, обобщать.
Ожидаемые результаты
1.Развитие познавательной активности детей в процессе
экспериментирования
3.Активизация
познания
окружающего
мира
воспитанников
,посредством
вовлечения
их
в
экспериментирование..
4.Активизация родителей в совместную творческую дея-
тельность.
3
План самообразования на 2021- 2022 учебный год
1 этап. Подготовительный
№
Содержание работы
Срок
Результат
1
Определение темы, обоснование ее актуальности,
необходимости рассмотрения
сентябрь
Определена тема
и ее актуальность.
2
Постановка целей, задач работы
сентябрь
Поставлены цели
и задачи работы.
3
Составление плана работы по самообразованию
сентябрь
Составлен
план
работы
по
самообразованию.
2 этап. Аналитический
№
Содержание работы
Срок
Результат
1
Теоретическая часть:
Изучение методической, педагогической, пси-
хологической и другой литературы, опыта ра-
боты коллег и т.п.
Ознакомление с требованиями оформления
теоретической
части
работы.
Подбор
материала по теме.
сентябрь
Изучена
литература
(теоретический
материал
по
данной
теме),ознакомлена
с
требованиями
оформления
теоретической
части
работы.
Подобран
материал по теме.
2
Мониторинг по проблеме
сентябрь
Проведен
мониторинг
по
проблеме.
3 этап. Организационный
№
Содержание работы
Срок
Результат
1
Практическая часть:
Составление конспектов занятий, деятель-
ности и т.д., их апробация
Изготовление пособий, атрибутов, приоб-
ретение оборудования для проведения де-
ятельности
Обогащение РППС по теме самообразова-
ния
Участие в работе творческих групп
Сентябрь-
апрель
Разработано
пер-
спективное плани-
рование
экспери-
ментальной
дея-
тельности
с
детьми.
Создана картотека
опытов и экспери-
ментов.
Проведены
консультации
для
родителей по дан-
ной теме.
Оформлены папки-
передвижки в ро-
дительский уголок
по данной теме.
4
4 этап. Завершающий
№
Содержание работы
Срок
Результат
1
Оформление
результатов
педагогического
наблюдения детей по проблеме
май
Итоговая диагно-
стика
степени
устойчивости по-
знавательного ин-
тереса ребенка.
2
Оформление опыта работы:
• Систематизация теоретической части
• Систематизация практической материала
• Подборка материалов и составление «Приложения»
к плану работы по самообразованию (конспектов,
результатов
продуктивной
деятельности
детей,
фотоматериалов и др.)
май
Подобран
материал
и
составлено
приложение
к
плану работы по
самообразованию.
5 этап. Презентационный
№
Содержание работы
Срок
Результат
1
Предоставление презентационного материала по самооб-
разованию (в зависимости от выбранных форм).
май
Написание
отчета
о
проделанной
работе
2
Предоставление
обобщенного
опыта
работы
в
методический кабинет
3
Подготовка
материала
к
публикации
в
печатных
изданиях
Реализация Плана самообразования
Этап/ дата
Содержание деятельности/ форма
Результат деятельности
С детьми
С родителями
С педагогами
Сентябрь
Разработать перспектив-
ное
планирование
по
теме «Детское экспери-
ментирование - путь к
познанию окружающего
мира».
Разработать
картотеку
игр и опытов.
Привлечение родителей к
созданию
развивающей
среды с целью развития
детского
экспериментирования.
Консультация
«Организация
экспериментальной
деятельности
младших
дошкольников».
Разработан
перспектив-
ный план эксперименталь-
ной
деятельности
с
детьми.
Родители помогли создать
развивающую среду для
детского экспериментиро-
вания.
Октябрь-май
Проведение цикла заня-
тий, игр по разделам:
-свойства воды;
-удивительный песок;
-воздух и его свойства;
-твердое тело: камень;
-свойства бумаги;
-солнечные
зайчики
(светь).
1.Консультация «Горячая
вода – это опасно»
2.Папка-передвижка
«Организация
детского
экспериментирования
в
домашних условиях»
3.Фотовыставка
«Эксперименты на кухне»
4.Индивидуальные
консультации«Опытно-
экспериментальная
деятельность»
5.Информационный стенд
«Опыты, которые можно
провести с детьми дома»
6.«Игры с водой и пес-
ком. Это интересно!»
Памятка
«Познаем
окружающий мир через
игру и эксперименты».
Проведен цикл занятий и
игр с детьми по экспери-
ментированию.
Оформлены и проведены
консультации для роди-
телей по данной теме.
Оформлены
папки-пере-
движки
в
родительский
уголок.
Оформлена памятка для
педагогов.
6
Полученный
результат:
дошкольники
проявляли
активность
,заинтересованность
в
процессе
экспериментирования. Познавали окружающий мир в
процессе наблюдений ,игр и опытов.
Педагоги используют в своей работе игры и опыты в
организации экспериментальной деятельности.
Родители активно вовлечены в совместную деятель-
ность, проявляют интерес к данной теме.
Описание результата
Перспективный план работы с детьми
Занятия
Наблюдения
Игровая
деятельность
Эксперименталь
ная деятельность
Материал
Октябрь Тема «Вода»
«Водичка-
водичка»
Цель:закрепление
первоначальных
представлений
о
воде, вода может
литься, а может
брызгать.
«Дождик»
Цель:формировать
навык
правильно
замечать
и
называть явление в
природе
(«идет
дождь»), развивать
внимание
и
наблюдательность.
Подвижные игры:
«Птички и дождик»,
«Солнышко
и
дождик»
Чтение
стихотворения
П.
Синявского
«Дождик».
«Вода прозрачная»
Цель:
закреплять
знание
свойств
воды: прозрачная, в
ней
растворяются
некоторые
вещества.
Лейка,
пульверизатор
«Напоим кукол»
Цель:
дать
представление
о
том,
что
вода
жидкая,
поэтому
может
разливаться
из
сосуда.
«Лужи»
Цель:формировать
умение
устанавливать
причинно-
следственную связь
(после
дождя
на
дорогах образуются
лужи).
Дидактическая
игра
«Времена года»
«Побродим
по
лужам».
«Купание куклы
Кати»
Цель:продолжать
закреплять
знание
свойств воды: вода
может быть чистой
(прозрачной),
грязной.
Кукла
Катя,
ванночка
с
водой.
Мыльница
с
мылом,
губка,
полотенце
Ноябрь Тема «Песок»
«Песочек»
Цель:дать
представление
о
том,
что
песок
бывает
сухой
и
мокрый.
«Чудесные
фигурки»
Цель:закреплять
знание
свойств
мокрого
песка;
развивать игровые
навыки.
Дидактическая
игра
«Отпечатки»,
«Я пеку, пеку, пеку»
«Следы»
Цель:дать
представление
о
том, что на мокром
песке
остаются
следы и отпечатки.
Емкость
с
песком,
кувшин с водой
«Песчинки»
Цель:дать
представление
о
том, что песок –
это
множество
песчинок.
«Сыпучий песок»
Цель:закреплять
знание
свойств
сухого
песка;
развивать игровые
навыки с песком.
Дидактическая
игра
«Фрукты из песка».
«Песочные часы»
Показать
детям,
что
сухой
песок
сыплется.
Емкость
с
сухим
песком,
лист бумаги
Декабрь Тема «Воздух»
«Поймаем
воздух»
Цель:дать
представление
о
том, что воздух не
виден.
«Ветер»
Цель:способствова
ть
умению
детей
определять теплый
и холодный воздух.
Подвижные игры
«Ветер дует нам в
лицо»;
«Снежинки и ветер»
Речевое
упражнение
«Ветерок».
«Утопим
игрушки»
Цель:дать
представление
о
том,
что
воздух
легче воды.
Пакет, емкость
с
водой,
резиновые
игрушки
8
«Мой веселый
звонкий мяч?
Цель:
дать
представление
о
том,
что
мячик
прыгает
высоко,
потому что в нем
много воздуха.
«Кораблик плывет
по воде»
Цель:
закрепить
знания детей о том,
что
предметы
могут
передвигаться при
помощи воздуха.
Игры
с
вертушками,
мячами, шарами;
Подвижная
игра
«Красный и синий
мячик».
«Сделаем
ветерок»
Цель:дать
представления
о
том. Что ветер –
это
движение
воздуха.
Два
мяча:
новый
и
старый,
проткнутый,
вырезанные из
бумаги
бабочки, жучки
с
нитками,
шары,
вертушки
«Буря в стакане»
Цель:
дать
представление
о
том,
что
воздух
легче воды.
«Наблюдение за
ветками деревьев»
Цель: формировать
умение определять
скорость ветра.
«Игры с
соломинкой»
Цель:формировать
представление о том,
что человек дышит
воздухом;
Хоровод
«Раздувайся
пузырь»
Цель:
Способствовать
двигательной
активности детей.
«Выдувание
мыльных пузырей»
Цель:
доставить
детям
радость;
формировать
умение
выдувать
мыльные пузыри.
Стаканы
с
водой,
трубочки
для
коктейля
Январь
«Заморозим»
Цель:
дать
представление
о
том,
что
вода
может
превращаться
в
лед.
«Снег»
Цель: формировать
умение определять
и называть явление
природы
(снег),
различать
и
называть признаки
снега
(белый,
холодный, из него
можно лепить, он
тяжелый).
Подвижные игры
«Дед мороз»,
«Берегись,
заморожу»
«Снежинки и ветер».
«Плавает-тонет»
Цель:
показать.
Что
большинство
легких
предметов
обладают
плавучестью.
Небольшие
формочки
с
водой
«Легкий -
тяжелый»
Цель:
дать
представление
о
том,
что
камни
бывают
тяжелые
и легкие.
«Снегопад»
Цель:
закрепить
знание о явлении
природы
–
снегопаде;
определить
вес
снежинок.
Дидактические
игры
«Собери картинку»,
«Какой»
(игра
с
предметами).
«Твердый -
мягкий»
Цель:
дать
представления
о
том,
что
камни
твердые.
Три
камня,
резко
контрастные по
величине,
кусочек
поролона
Продолжаем игры-эксперименты со снегом, снежинками, льдинками и сосульками. Обращаем
внимание детей на их свойства, даем возможность потрогать, нагреть, сжать в руках, подышать
9
«горячим» воздухом. При этом следить. Чтобы дети не лизали и не засовывали в рот снег и лед.
Февраль
«Тайны снега и
льда»
Цель:
расширять
представления
детей о свойствах
снега и льда.
«Тает льдинка»
Цель: познакомить
с
тем,
что
вода
замерзает
на
холоде
и
тает
в
тепле.
Подвижная игра
«Снежинки».
«Лед-вода»
Цель:
развивать
наблюдательность.
Емкости
со
льдом
и
снегом, пустые
стаканы
на
каждого
ребенка,
картинки
с
изображением
снежинок,
зимних забав
«Цветные бусы»
Цель:познакомит
ь
детей
со
свойствами льда,
учить
правильно
называть цвета.
«Лед»
Цель:
определить
вес льда (лед легче,
чем
вода);
закрепить
знание
свойств воды (вода
замерзает
при
низкой t).
Подвижная игра
«Снег кружится».
«Украшение
елочки на
участке»
Цель:
создать
радостное
настроение.
Формочки
для
замораживания
воды
Март Тема «Бумага»
«Бумажные
листочки»
Цель:
дать
представления
о
том, что бумага
легкая.
Лото «Игрушки»
Цель:
закрепить
знания
детей
о
различных
материалах,
из
которых
сделаны
игрушки
(бумага,
дерево, резина).
«Порвем бумагу»
Цель:
дать
представление
о
том,
что
бумага
может рваться.
Лист
бумаги,
емкость
с
водой
«Лодочка,
плыви»
Цель:
дать
представление
о
том, что предметы
могут
передвигаться при
помощи воздуха.
Подвижные игры
Бабочки,
жучки
с
прикрепленными
к
ним нитками.
«Сделаем
ветерок»
Цель:
дать
представление о то,
что
ветер
–
это
движение воздуха.
Таз
с
водой,
бумажные
лодочки
Апрель Тема «Температура»
10
«Горячо-
холодно»
Цель:
формировать
умение
определять
на
ощупь
температуру
воды, предметов.
«Снежная баба»
Цель: формировать
умение определять
на
ощупь
температуру снега.
Устанавливать
причинно-
следственную связь
(из мокрого снега
можно лепить, и,
наоборот, в тепле
снег тает, в холоде
замерзает).
Подвижные игры
«Снег кружится»,
«Мишка, мишка, что
ты долго спишь?»
Вода бывает
теплой, холодной,
горячей»
Цель:
определить
температуру воды.
2
тазика
с
водой теплой и
холодной
«Чудесный
мешочек»
Цель:продолжать
определять
температуру
жидких и твердых
предметов
(металл холоднее,
дерево теплее).
«Наблюдение за
состоянием
погоды»
Цель:
определить
температуру
воздуха,
отметить
характерные
признаки
времени
года.
Дидактические
игры
«Части суток»,
«Времена года».
«Опыт с
металлами и
деревом»
Цель:
определить
температуру воды.
Мешочек
с
предметами из
металла
и
дерева
Май Тема: «Свет»
«Солнечные
зайчики»
Цель: Расширять
представления
о
свете.
«Солнечные
зайчики»
Цель:
Развивать
зрительные
ощущения;
формировать
представления
о
свете и темноте
Подвижная игра
«Солнышко-
ведрышко»,
Упражнение
«Где
солнечный
зайчик?»
Чтение
стихотворения
А.Бродского
«Солнечные
зайчики»
«Солнечный
зайчик»
Цель:
Детям
предлагается
поиграть
с
зайчиком в слабо
освещенном
помещении
Зеркала,
мольберт,
кисти, бумага
«Что в коробке»
Цель:
Формировать
познавательную
сферу ребенка.
«Тень»
Цель:
Развивать
зрительные
ощущения,
формировать
представления
о
свете и темноте.
Дидактические
игры
«Волшебная
коробочка»,
«Части суток»
«Гуляем в
темноте»
Цель:
Развивать
зрительные
ощущения;
формировать
представления
о
темноте.
Волшебная
коробочка
11
Список литературы
1.
Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поис-
ковой деятельности детей дошкольного возраста», М.: Сфера 2005г.
2.
Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и экспери-
менты для дошкольников» М., 2005г.
3.
Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду» М.: Сфера, 2004г.
4.
«Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий
в разных возрастных группах, Н.В. Нищева
5.
«Познавательно-исследовательская деятельность как направление раз-
вития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры». Состави-
тель Н.В. Нищева 2013г.
6.
«Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И. Одинцова 2013г, мето-
дическое пособие.
Интернет – источники