Напоминание

"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"


Автор: Попова Маргарита Егоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №43"
Населённый пункт: Сыктывкар
Наименование материала: Обобщение опытом
Тема: "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Мывкыд совмодан Сыктывкарса челядьос 43 № видзанiн»

школаодз велодан муниципальной сьöмкуд учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 43 » г. Сыктывкара

МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Попова Маргарита Егоровна,

Воспитатель,

Первая квалификационная категория.

Тема: «Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира»

г.Сыктывкар, 2022 г.

2

Тема самообразования

Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего

мира

Актуальность

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит пробле-

ма организации основного ведущего вида деятельности в позна-

нии окружающего мира в период дошкольного детства – экспери-

ментирования. Именно экспериментирование является ведущим

видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования

пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности,

в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская дея-

тельность детей дошкольного возраста – один из видов культур-

ных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий

мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое

упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать перво-

открывателями, исследователями того мира, который их окружа-

ет. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружаю-

щего мира и экспериментирование с объектами и явлениями ре-

альности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим

миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать

его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте

«почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях,

как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в

воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и

возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты,

самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию мо-

дели изучаемого явления и обобщению полученных действенным

путем результатов. Создают условия для возможности сделать

самостоятельные выводы о ценностной значимости физических

явлений для человека и самого себя. Развивая познавательную ак-

тивность у детей дошкольного возраста, педагог развивает дет-

скую любознательность, пытливость ума и формирует на их осно-

ве устойчивые познавательные интересы через исследователь-

скую деятельность. Ребенок-дошкольник сам по себе уже являет-

ся исследователем, проявляя живой интерес к различному роду

исследовательской деятельности, в частности — к эксперименти-

рованию. Поэтому я углубленно начала работать над темой: «Дет-

ское экспериментирование – путь к познанию окружающего

мира».

Цель

Создание условий для развития познавательного интереса детей в

процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи

1.Изучение методической литературы по познавательно-исследо-

вательской деятельности детей второй младшей группы;

2.Создание условий для поддержания исследовательской активно-

сти детей, инициативы, сообразительности, самостоятельности;

3.Развитие познавательной активности детей в процессе экспери-

ментирования;

4.Развивитие наблюдательности, умение сравнивать, анализиро-

вать, обобщать.

Ожидаемые результаты

1.Развитие познавательной активности детей в процессе

экспериментирования

3.Активизация

познания

окружающего

мира

воспитанников

,посредством

вовлечения

их

в

экспериментирование..

4.Активизация родителей в совместную творческую дея-

тельность.

3

План самообразования на 2021- 2022 учебный год

1 этап. Подготовительный

Содержание работы

Срок

Результат

1

Определение темы, обоснование ее актуальности,

необходимости рассмотрения

сентябрь

Определена тема

и ее актуальность.

2

Постановка целей, задач работы

сентябрь

Поставлены цели

и задачи работы.

3

Составление плана работы по самообразованию

сентябрь

Составлен

план

работы

по

самообразованию.

2 этап. Аналитический

Содержание работы

Срок

Результат

1

Теоретическая часть:

Изучение методической, педагогической, пси-

хологической и другой литературы, опыта ра-

боты коллег и т.п.

Ознакомление с требованиями оформления

теоретической

части

работы.

Подбор

материала по теме.

сентябрь

Изучена

литература

(теоретический

материал

по

данной

теме),ознакомлена

с

требованиями

оформления

теоретической

части

работы.

Подобран

материал по теме.

2

Мониторинг по проблеме

сентябрь

Проведен

мониторинг

по

проблеме.

3 этап. Организационный

Содержание работы

Срок

Результат

1

Практическая часть:

Составление конспектов занятий, деятель-

ности и т.д., их апробация

Изготовление пособий, атрибутов, приоб-

ретение оборудования для проведения де-

ятельности

Обогащение РППС по теме самообразова-

ния

Участие в работе творческих групп

Сентябрь-

апрель

Разработано

пер-

спективное плани-

рование

экспери-

ментальной

дея-

тельности

с

детьми.

Создана картотека

опытов и экспери-

ментов.

Проведены

консультации

для

родителей по дан-

ной теме.

Оформлены папки-

передвижки в ро-

дительский уголок

по данной теме.

4

4 этап. Завершающий

Содержание работы

Срок

Результат

1

Оформление

результатов

педагогического

наблюдения детей по проблеме

май

Итоговая диагно-

стика

степени

устойчивости по-

знавательного ин-

тереса ребенка.

2

Оформление опыта работы:

• Систематизация теоретической части

• Систематизация практической материала

• Подборка материалов и составление «Приложения»

к плану работы по самообразованию (конспектов,

результатов

продуктивной

деятельности

детей,

фотоматериалов и др.)

май

Подобран

материал

и

составлено

приложение

к

плану работы по

самообразованию.

5 этап. Презентационный

Содержание работы

Срок

Результат

1

Предоставление презентационного материала по самооб-

разованию (в зависимости от выбранных форм).

май

Написание

отчета

о

проделанной

работе

2

Предоставление

обобщенного

опыта

работы

в

методический кабинет

3

Подготовка

материала

к

публикации

в

печатных

изданиях

Реализация Плана самообразования

Этап/ дата

Содержание деятельности/ форма

Результат деятельности

С детьми

С родителями

С педагогами

Сентябрь

Разработать перспектив-

ное

планирование

по

теме «Детское экспери-

ментирование - путь к

познанию окружающего

мира».

Разработать

картотеку

игр и опытов.

Привлечение родителей к

созданию

развивающей

среды с целью развития

детского

экспериментирования.

Консультация

«Организация

экспериментальной

деятельности

младших

дошкольников».

Разработан

перспектив-

ный план эксперименталь-

ной

деятельности

с

детьми.

Родители помогли создать

развивающую среду для

детского экспериментиро-

вания.

Октябрь-май

Проведение цикла заня-

тий, игр по разделам:

-свойства воды;

-удивительный песок;

-воздух и его свойства;

-твердое тело: камень;

-свойства бумаги;

-солнечные

зайчики

(светь).

1.Консультация «Горячая

вода – это опасно»

2.Папка-передвижка

«Организация

детского

экспериментирования

в

домашних условиях»

3.Фотовыставка

«Эксперименты на кухне»

4.Индивидуальные

консультации«Опытно-

экспериментальная

деятельность»

5.Информационный стенд

«Опыты, которые можно

провести с детьми дома»

6.«Игры с водой и пес-

ком. Это интересно!»

Памятка

«Познаем

окружающий мир через

игру и эксперименты».

Проведен цикл занятий и

игр с детьми по экспери-

ментированию.

Оформлены и проведены

консультации для роди-

телей по данной теме.

Оформлены

папки-пере-

движки

в

родительский

уголок.

Оформлена памятка для

педагогов.

6

Полученный

результат:

дошкольники

проявляли

активность

,заинтересованность

в

процессе

экспериментирования. Познавали окружающий мир в

процессе наблюдений ,игр и опытов.

Педагоги используют в своей работе игры и опыты в

организации экспериментальной деятельности.

Родители активно вовлечены в совместную деятель-

ность, проявляют интерес к данной теме.

Описание результата

Перспективный план работы с детьми

Занятия

Наблюдения

Игровая

деятельность

Эксперименталь

ная деятельность

Материал

Октябрь Тема «Вода»

«Водичка-

водичка»

Цель:закрепление

первоначальных

представлений

о

воде, вода может

литься, а может

брызгать.

«Дождик»

Цель:формировать

навык

правильно

замечать

и

называть явление в

природе

(«идет

дождь»), развивать

внимание

и

наблюдательность.

Подвижные игры:

«Птички и дождик»,

«Солнышко

и

дождик»

Чтение

стихотворения

П.

Синявского

«Дождик».

«Вода прозрачная»

Цель:

закреплять

знание

свойств

воды: прозрачная, в

ней

растворяются

некоторые

вещества.

Лейка,

пульверизатор

«Напоим кукол»

Цель:

дать

представление

о

том,

что

вода

жидкая,

поэтому

может

разливаться

из

сосуда.

«Лужи»

Цель:формировать

умение

устанавливать

причинно-

следственную связь

(после

дождя

на

дорогах образуются

лужи).

Дидактическая

игра

«Времена года»

«Побродим

по

лужам».

«Купание куклы

Кати»

Цель:продолжать

закреплять

знание

свойств воды: вода

может быть чистой

(прозрачной),

грязной.

Кукла

Катя,

ванночка

с

водой.

Мыльница

с

мылом,

губка,

полотенце

Ноябрь Тема «Песок»

«Песочек»

Цель:дать

представление

о

том,

что

песок

бывает

сухой

и

мокрый.

«Чудесные

фигурки»

Цель:закреплять

знание

свойств

мокрого

песка;

развивать игровые

навыки.

Дидактическая

игра

«Отпечатки»,

«Я пеку, пеку, пеку»

«Следы»

Цель:дать

представление

о

том, что на мокром

песке

остаются

следы и отпечатки.

Емкость

с

песком,

кувшин с водой

«Песчинки»

Цель:дать

представление

о

том, что песок –

это

множество

песчинок.

«Сыпучий песок»

Цель:закреплять

знание

свойств

сухого

песка;

развивать игровые

навыки с песком.

Дидактическая

игра

«Фрукты из песка».

«Песочные часы»

Показать

детям,

что

сухой

песок

сыплется.

Емкость

с

сухим

песком,

лист бумаги

Декабрь Тема «Воздух»

«Поймаем

воздух»

Цель:дать

представление

о

том, что воздух не

виден.

«Ветер»

Цель:способствова

ть

умению

детей

определять теплый

и холодный воздух.

Подвижные игры

«Ветер дует нам в

лицо»;

«Снежинки и ветер»

Речевое

упражнение

«Ветерок».

«Утопим

игрушки»

Цель:дать

представление

о

том,

что

воздух

легче воды.

Пакет, емкость

с

водой,

резиновые

игрушки

8

«Мой веселый

звонкий мяч?

Цель:

дать

представление

о

том,

что

мячик

прыгает

высоко,

потому что в нем

много воздуха.

«Кораблик плывет

по воде»

Цель:

закрепить

знания детей о том,

что

предметы

могут

передвигаться при

помощи воздуха.

Игры

с

вертушками,

мячами, шарами;

Подвижная

игра

«Красный и синий

мячик».

«Сделаем

ветерок»

Цель:дать

представления

о

том. Что ветер –

это

движение

воздуха.

Два

мяча:

новый

и

старый,

проткнутый,

вырезанные из

бумаги

бабочки, жучки

с

нитками,

шары,

вертушки

«Буря в стакане»

Цель:

дать

представление

о

том,

что

воздух

легче воды.

«Наблюдение за

ветками деревьев»

Цель: формировать

умение определять

скорость ветра.

«Игры с

соломинкой»

Цель:формировать

представление о том,

что человек дышит

воздухом;

Хоровод

«Раздувайся

пузырь»

Цель:

Способствовать

двигательной

активности детей.

«Выдувание

мыльных пузырей»

Цель:

доставить

детям

радость;

формировать

умение

выдувать

мыльные пузыри.

Стаканы

с

водой,

трубочки

для

коктейля

Январь

«Заморозим»

Цель:

дать

представление

о

том,

что

вода

может

превращаться

в

лед.

«Снег»

Цель: формировать

умение определять

и называть явление

природы

(снег),

различать

и

называть признаки

снега

(белый,

холодный, из него

можно лепить, он

тяжелый).

Подвижные игры

«Дед мороз»,

«Берегись,

заморожу»

«Снежинки и ветер».

«Плавает-тонет»

Цель:

показать.

Что

большинство

легких

предметов

обладают

плавучестью.

Небольшие

формочки

с

водой

«Легкий -

тяжелый»

Цель:

дать

представление

о

том,

что

камни

бывают

тяжелые

и легкие.

«Снегопад»

Цель:

закрепить

знание о явлении

природы

снегопаде;

определить

вес

снежинок.

Дидактические

игры

«Собери картинку»,

«Какой»

(игра

с

предметами).

«Твердый -

мягкий»

Цель:

дать

представления

о

том,

что

камни

твердые.

Три

камня,

резко

контрастные по

величине,

кусочек

поролона

Продолжаем игры-эксперименты со снегом, снежинками, льдинками и сосульками. Обращаем

внимание детей на их свойства, даем возможность потрогать, нагреть, сжать в руках, подышать

9

«горячим» воздухом. При этом следить. Чтобы дети не лизали и не засовывали в рот снег и лед.

Февраль

«Тайны снега и

льда»

Цель:

расширять

представления

детей о свойствах

снега и льда.

«Тает льдинка»

Цель: познакомить

с

тем,

что

вода

замерзает

на

холоде

и

тает

в

тепле.

Подвижная игра

«Снежинки».

«Лед-вода»

Цель:

развивать

наблюдательность.

Емкости

со

льдом

и

снегом, пустые

стаканы

на

каждого

ребенка,

картинки

с

изображением

снежинок,

зимних забав

«Цветные бусы»

Цель:познакомит

ь

детей

со

свойствами льда,

учить

правильно

называть цвета.

«Лед»

Цель:

определить

вес льда (лед легче,

чем

вода);

закрепить

знание

свойств воды (вода

замерзает

при

низкой t).

Подвижная игра

«Снег кружится».

«Украшение

елочки на

участке»

Цель:

создать

радостное

настроение.

Формочки

для

замораживания

воды

Март Тема «Бумага»

«Бумажные

листочки»

Цель:

дать

представления

о

том, что бумага

легкая.

Лото «Игрушки»

Цель:

закрепить

знания

детей

о

различных

материалах,

из

которых

сделаны

игрушки

(бумага,

дерево, резина).

«Порвем бумагу»

Цель:

дать

представление

о

том,

что

бумага

может рваться.

Лист

бумаги,

емкость

с

водой

«Лодочка,

плыви»

Цель:

дать

представление

о

том, что предметы

могут

передвигаться при

помощи воздуха.

Подвижные игры

Бабочки,

жучки

с

прикрепленными

к

ним нитками.

«Сделаем

ветерок»

Цель:

дать

представление о то,

что

ветер

это

движение воздуха.

Таз

с

водой,

бумажные

лодочки

Апрель Тема «Температура»

10

«Горячо-

холодно»

Цель:

формировать

умение

определять

на

ощупь

температуру

воды, предметов.

«Снежная баба»

Цель: формировать

умение определять

на

ощупь

температуру снега.

Устанавливать

причинно-

следственную связь

(из мокрого снега

можно лепить, и,

наоборот, в тепле

снег тает, в холоде

замерзает).

Подвижные игры

«Снег кружится»,

«Мишка, мишка, что

ты долго спишь?»

Вода бывает

теплой, холодной,

горячей»

Цель:

определить

температуру воды.

2

тазика

с

водой теплой и

холодной

«Чудесный

мешочек»

Цель:продолжать

определять

температуру

жидких и твердых

предметов

(металл холоднее,

дерево теплее).

«Наблюдение за

состоянием

погоды»

Цель:

определить

температуру

воздуха,

отметить

характерные

признаки

времени

года.

Дидактические

игры

«Части суток»,

«Времена года».

«Опыт с

металлами и

деревом»

Цель:

определить

температуру воды.

Мешочек

с

предметами из

металла

и

дерева

Май Тема: «Свет»

«Солнечные

зайчики»

Цель: Расширять

представления

о

свете.

«Солнечные

зайчики»

Цель:

Развивать

зрительные

ощущения;

формировать

представления

о

свете и темноте

Подвижная игра

«Солнышко-

ведрышко»,

Упражнение

«Где

солнечный

зайчик?»

Чтение

стихотворения

А.Бродского

«Солнечные

зайчики»

«Солнечный

зайчик»

Цель:

Детям

предлагается

поиграть

с

зайчиком в слабо

освещенном

помещении

Зеркала,

мольберт,

кисти, бумага

«Что в коробке»

Цель:

Формировать

познавательную

сферу ребенка.

«Тень»

Цель:

Развивать

зрительные

ощущения,

формировать

представления

о

свете и темноте.

Дидактические

игры

«Волшебная

коробочка»,

«Части суток»

«Гуляем в

темноте»

Цель:

Развивать

зрительные

ощущения;

формировать

представления

о

темноте.

Волшебная

коробочка

11

Список литературы

1.

Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поис-

ковой деятельности детей дошкольного возраста», М.: Сфера 2005г.

2.

Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и экспери-

менты для дошкольников» М., 2005г.

3.

Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду» М.: Сфера, 2004г.

4.

«Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий

в разных возрастных группах, Н.В. Нищева

5.

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление раз-

вития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры». Состави-

тель Н.В. Нищева 2013г.

6.

«Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И. Одинцова 2013г, мето-

дическое пособие.

Интернет – источники



В раздел образования