Напоминание

Постановка проблемного вопроса, проблемной задачи на уроках в начальной школе


Автор: Андреева Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №9"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: Постановка проблемного вопроса, проблемной задачи на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №9» г. Казань

Андреева О. Ю.

Постановка проблемного вопроса, проблемной задачи на уроках в

начальной школе

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с

помощью проблемного вопроса. Познавательная роль вопроса бесспорна. По

словам Ю. И. Зуева, «удачно поставленный вопрос и система вопросов порой

являются той силой, которая движет целые области знания». В педаго-

гической литературе определены следующие отличительные черты про-

блемного (продуктивного) вопроса:

1) сложность, выступающая в форме противоречия;

2) ёмкое содержание;

3) увлекательная форма;

4) доступный для ученика уровень сложности.

Проблемный вопрос – импульс к созданию проблемной ситуации.

С одной стороны, слово «вопрос» так широко употребляется в

обыденной речи и научном языке, его значение представляется настолько

очевидным, что ни в «Педагогическом словаре», ни в «Педагогической

энциклопедии» оно не разъясняется. С другой стороны, слово – термин

«вопрос» обозначает весьма сложное понятие. Проанализировав имеющиеся

в справочной литературе толкования слова «вопрос», можно выделить

следующие два его значения:

1) предложение или обращение, требующее ответа или объяснения;

2) проблема, задача, требующая решения.

Проблемные вопросы формулируются как вопросительные предложения

двух типов:

1) предложения, в которых спрашивается о признаке (атрибутивном или

предикативном); такие предложения оформляются при помощи местоимений

«какой», «который», «чей» и т. п. в разных падежах, а также при помощи

неопределенно-количественного числительного «сколько»;

2) предложения, заключающие в себе вопрос о каком-нибудь неясном

для говорящего обстоятельстве (времени, причины, места, образа действия,

цели); такие предложения оформляются при помощи наречий «зачем»,

«отчего», «почему», «когда» и т. д.

Указанные формы проблемных вопросов являются наиболее универ-

сальными в начальных классах.

Приведем несколько примеров проблемных вопросов:

– Почему корень растения растет вниз, а стебель – вверх?

– Почему у человека два глаза?

– Почему «к вам» пишется раздельно, а «квас» вместе?

– Почему кукла-неваляшка всегда встает «на ноги»?

В каждом из этих вопросов в скрытом виде есть некие исходные данные,

«условие», известное и неизвестное. К примеру, формулировка первого

вопроса в свернутом виде содержит следующую информацию: корень и

стебель одного и того же растения растут в разные стороны. Нужно объ-

яснить причину этого противоречия. Точно так же расчленяются на данное и

искомое все проблемные вопросы.

Все вопросы, применяемые в обучении, можно разделить по степени

актуализации познавательной деятельности учащихся на:

1. Информационные (они требуют актуализации, воспроизводства или

применения уже известных знаний).

2. Собственно проблемные, содержащие еще не раскрытые учащимися

проблемы, область неизвестного знания или способа, для приобретения

которых

требуется

какое-то

интеллектуальное

усилие,

определенным

образом направленный мыслительный процесс.

Проблемные вопросы, в свою очередь, классифицируют на основе

дидактической цели, которую ставит перед собой учитель. Выделяются

следующие типы вопросов:

– проверяющие направленность внимания;

– направленные на проверку прочности ранее усвоенных знаний;

– помогающие ребенку находить различие и сходство в предметах и

явлениях;

– помогающие отбирать факты для доказательств;

– помогающие находить и обобщать факты;

– направленные на подтверждение правила;

– направленные на нахождение причины явления и оценку его значения;

– направленные на проявление закономерности, описание явления во

всех связях и в развитии;

– формирующие убежденность, развивающие навык самовоспитания.

Можно выделить условия, при которых тот или иной вопрос становится

проблемным. Вопрос должен:

– иметь логическую связь как с ранее усвоенными понятиями и пред-

ставлениями, так и с теми, которые подлежат усвоению в определенной

учебной ситуации;

– содержать в себе познавательную трудность и видимые границы из-

вестного и неизвестного;

– вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее извест-

ным, неудовлетворительность имеющимся запасом знаний, умений и

навыков.

Эта сторона вопроса особенно важна для нас, поскольку связывает по-

знавательное затруднение с интересом и эмоциональностью восприятия.

Примеры проблемных вопросов:

– Нашла ли Русалочка счастье или ее жизнь оказалась несчастливой?

– Почему в сказке Х. К. Андерсена «Соловей» смерть победило пение

живого соловья?

– Почему Маленький принц покинул свою планету и почему решил вер-

нуться?

– Какие открытия совершил Маленький принц в своих странствиях?

Для облегчения усвоения обучающимися логики решения проблемных

вопросов им целесообразно предложить следующую памятку.

Памятка для обучающихся, решающих проблемные вопросы

1 этап. Осознание проблемы, вскрытие противоречия.

На этом этапе необходимо выполнить следующие действия: вниматель-

но прочитать вопрос; найти условие и требование вопроса; определить, что

дано в условии и что требуется найти; вспомнить, что вы уже знаете об этом

объекте или явлении, какие причинно-следственные связи его объясняют;

сопоставить ранее полученные знания и новую информацию; выявить на

основании такого сопоставления противоречия, скрытые в вопросе.

2 этап. Формулирование гипотезы.

На этом этапе необходимо высказать предположение о причинах воз-

никновения явления или объекта, сформировать гипотезу.

3 этап. Доказательство гипотезы.

На этом этапе надо поставить новый вопрос; исходя из предположений,

высказанных в гипотезе, ответить на этот вопрос; по возможности проверить

этот ответ.

4 этап. Общий вывод.

На этом этапе необходимо выполнить следующие действия: ответить на

вопросы:

1. Какие новые знания вы получили?

2. Что вы узнали о причинно-следственных связях, объясняющих это яв-

ление или объект?

Проблемная задача

Проблемная задача, как способ создания проблемной ситуации

В процессе работы учитель часто использует проблемные вопросы в

форме познавательной (проблемной) задачи. Проблемная задача пред-

ставляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах,

и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле

поиска решения. Проблемная задача помогает учащимся осознать цели

учебной деятельности, что, в свою очередь, влияет на формирование её

положительных мотивов.

Проблемная задача есть специальная дидактическая конструкция,

имеющая целью создание проблемной ситуации.

«Задача» – потому, что так называется вид заданий, в которых есть ус-

ловие и вопрос. «Проблемная» – потому, что данное определение к слову

«задача» соотносится с главной категорией проблемного обучения – про-

блемной ситуацией.

В процессе решения проблемной задачи учащиеся самостоятельно

приходят к новым знаниям или способам их получения, то есть поиск спо-

соба решения или само решение возлагается на учащихся.

В 3-м классе на уроках природоведения изучается тема «Организм чело-

века и охрана здоровья». Учебник содержит информацию о строении чело-

века, его коже, зубах, скелете, мышцах, органах пищеварения, дыхания,

кровообращения, чувств, о нервной системе, сердце и т. п. Тексты сопро-

вождаются описаниями практических работ, вопросами, заданиями и т. д.

Приведем в качестве примеров несколько вопросов из учебника.

К тексту «Скелет»: Какова роль скелета человека? Назовите основные

части скелета. Назовите орган, расположенный внутри черепа. Какие органы

предохраняет грудная клетка?

К тексту «Мышцы и их значение»: Каково значение мышц в организме

человека? Как изменяется мышца при сокращении? Чем мышцы прикре-

пляются к костям?

К тексту «Зубы и уход за ними»: Сколько зубов во рту взрослого

человека? Как называются разные зубы? Чем покрыты зубы сверху? Отчего

зубы могут разрушаться? Почему надо ухаживать за ними?

К тексту «Органы пищеварения»: Для чего человеку нужна пища? Поче-

му необходимо пережевывать пищу? Как питательные вещества попадают во

все органы тела?

К текстам «Органы кровообращения», «Сердце и его тренировка»: Из

чего состоят органы кровообращения? Что приводит в движение кровь? Как

работает сердце? Когда сердце отдыхает? Как оказать помощь при сильном

кровотечении?

Все эти вопросы направлены на то, чтобы, прочитав учебник или вы-

слушав объяснение учителя, дети могли воспроизвести информацию,

которую они поняли и запомнили. В действие включаются такие позна-

вательные процессы, как внимание, восприятие, память, представление. Но

можно ли утверждать, что, отвечая на эти вопросы, дети мыслят? Во-

ображают? Скорее всего – нет. Почему? Потому что вопросы носят репро-

дуктивный характер и не включают школьников в состояние умственного

затруднения, противоречия. Иначе говоря, вопросы не создают проблемной

ситуации. Очевидно, что без репродуктивных вопросов в обучении не

обойтись, так как они позволяют контролировать степень понимания и

усвоения школьниками информации, фактического материала. Известно, что

«пустая голова не рассуждает» (П. П. Блонский).

Однако нельзя обходиться и только репродуктивными вопросами.

Представим себе, что, кроме указанных, к текстам даны следующие по-

яснения и вопросы.

К текстам «Мышцы и их значение», «Скелет»: Тело человека может

быть очень гибким. Например, гимнасты сильно изгибают свой позвоночник,

делая «мостик». Спина в это время изгибается, как дуга. Руки человека

сгибаются только в плечах, локтях, кисти, а ноги – только в бедре, колене,

стопе. Почему руки и ноги не сгибаются так же, как позвоночник?

К тексту «Зубы и уход за ними»: У человека есть несколько видов зубов:

восемь резцов, четыре клыка; остальные двадцать зубов называются

коренными, или жерновыми, от слова «жернов». Жернов – это каменное

приспособление, которое применяется на мельницах для перемалывания,

перетирания зерен в муку. Ответьте на два вопроса:

1. Почему коренные зубы называют еще жерновыми?

2. Как вы думаете, каких зубов больше у акулы? у коровы? Почему?

К тексту «Органы пищеварения»: В одном племени произошла кража. О

воре ничего не было известно, кроме того, что это женщина. На помощь

позвали старейшину племени. Он собрал всех женщин, велел каждой дер-

жать во рту горсть сухого риса, а через несколько минут заглянул каждой в

рот и указал воровку. Как старейшина мог узнать, кто совершил кражу?

К тексту «Органы кровообращения»:

1. Вы уже знаете, что легкие, желудок, мозг, печень, почки и т.д.

находятся в разных местах организма человека. Каким же образом кровь

может обслуживать органы, которые находятся в разных местах?

2. Кровь – жидкость. И вода – жидкость. Кровь находится в человеке,

как вода в сосуде. Однако вода в сосуде неподвижна. Кровь же движется,

например, от желудка к мозгу. Почему движется кровь в организме человека?

3. Кровь находится в нашем организме, как жидкость в сосуде.

Известно, что в этом «сосуде» есть два вида крови: кровь свежая, богатая

кислородом, и уже использованная кровь, бедная кислородом. Почему они не

смешиваются?

Эти и подобные им тексты и представляют собой проблемные задачи.

Их основная особенность состоит в том, что они вызывают у субъекта,

школьника состояние осознаваемого им противоречия между знанием и

незнанием, выходом из которого может стать только решение задачи.

Это состояние и есть проблемная ситуация.

Таким образом, проблемная задача есть специальная дидактическая

конструкция, имеющая целью создание проблемной ситуации.

Структура проблемной задачи

В структуре проблемной задачи выделяются следующие составные

элементы:

1) условия, или данные, известные учащимся и указывающие на какие-

то параметры решения;

2) неизвестное, искомое, нахождение которого приводит к новым

знаниям или способам действия (С. З. Якутов).

Важнейшим признаком проблемной задачи является наличие противо-

речия в ее содержании.

Второй элемент (неизвестное) может быть сформулирован по-разному.

Одна из форм – вопросительное предложение. Другая форма – побуди-

тельное предложение (задание). Например, в 3-м классе на уроке приро-

доведения предлагается проблемная задача, неизвестное в которой выражено

в форме побудительного предложения: «Измерьте длину тени от гномона

(метрового шеста) в полдень 21 декабря. Докажите, что 21 декабря – самый

короткий день в году» (Н. А. Погорелова). Здесь известное и неизвестное не

расчленены разными предложениями: в последнем предложении сообщается,

что 21 декабря – самый короткий день в году, и в то же время спрашивается о

видимых доказательствах этого факта. Кроме того, условие содержит неко-

торые параметры решения данной задачи: чтобы найти доказательства, надо

установить связь между длиной тени от гномона и долготой дня.

Следует учесть, что в начальной школе предпочтительнее задачи с усло-

вием, так как его отсутствие может привести к ухудшению «проблемного

видения».

Система проблемных задач

Н. А. Погорелова предлагает следующие условия системы проблемных

задач:

1) усложнение содержания изучаемого материала;

2) повышение уровня обобщения этого материала;

3) увеличение объема знаний, которыми должен владеть ученик, чтобы

решить проблемную задачу.

Сложность задачи обусловлена тремя уровнями:

а) составом условия: чем больше в нем данных, которые нужно учесть

при решении задачи, тем она сложнее;

б) расстоянием между вопросом задачи и ответом на нее, т.е. числом

суждений, логических звеньев, необходимых для решения задачи (ведущий

фактор сложности);

в) составом решения, т. е. числом выводов, которые можно сделать в ре-

зультате решения задачи.

Задача. Мальчик занимался спортом: каждое утро он пробегал 3 км.

Однако, на соревнованиях по метанию мяча он занял последнее место. Как

это могло случиться? Что бы вы посоветовали ему делать?

Данная задача является проблемной, так как в ее содержание включено

противоречие между сообщаемым фактом и сложившимися у школьников

представлениями (спорт делает людей сильными, но мальчик, который каж-

дый день занимался спортом, на соревнованиях оказался самым слабым).

Условие задачи содержит в себе следующие данные: мальчик занимался

бегом и участвовал в соревнованиях по метанию мяча, в которых потерпел

поражение (два компонента). Неизвестное: почему мальчик оказался слабым?

Как можно исправить это положение? (два компонента).

Для ответа на вопрос нужно выстроить следующую логическую

цепочку: 1) мальчик занимался только бегом, следовательно, он напрягал

мышцы ног; 2) при метании мяча нужны сильные мышцы рук, мальчик же их

не тренировал; 3) следовательно, ему нужно тренировать мышцы рук. Для

этого следует подтягиваться, отжиматься, качать пресс; 4) необходимо

тренировать все мышцы тела (четыре элемента).

Задачи проблемного характера строятся на сложных связях. Изучение

содержания нового материала с помощью проблемных задач невозможно в

тех случаях, когда:

а) оно является совершенно новым и не имеет связи с ранее изученным

материалом;

б)

когда

его

нельзя

представить

как

последовательность

взаимосвязанных вопросов, приводящих к новым знаниям;

в) когда в их содержании нет противоречия.

Составляя задачи к конкретному уроку, целесообразно исходить из

структурных этапов этого урока. Процесс решения задачи состоит из трёх

основных моментов:

1) осознание проблемы;

2) ее разрешение;

3) проверка полученных результатов.

На втором этапе (решение задачи) выделяют три самостоятельных под-

этапа:

– расчленение задачи на данное и искомое (осознание имеющихся дан-

ных и вопроса);

– выявление зависимости между данными и вопросом. При этом часто

возникает необходимость выдвинуть гипотезу и спланировать ее проверку;

– осуществление решения.

Процесс решения задачи на уроке выглядит следующим образом:

1) предъявление задачи учителем;

2) возникновение проблемной ситуации (осознание фактов, данных в

тексте задачи, как противоречивых);

3) выход из проблемной ситуации (решение):

Проблемная задача может применяться на любом этапе урока: при про-

верке домашнего задания, при актуализации изученного материала, изучении

нового

материала,

при

его

закреплении.

Специальные

исследования

показывают, что на решение одной задачи расходуется от 1–2 до 15 минут

(И. Я. Лернер). В связи с этим возникает вопрос: сколько проблемных задач

можно применять на одном уроке? Наблюдение показывает, что задач не

может быть более семи.

Таким образом:

1. Проблемная задача – специальная дидактическая конструкция, состоя-

щая из условия и вопроса (побуждение к действию, задание и т.п.).

2. Особенностью задачи является ее проблемность. Объективная

проблемность выражается в противоречивости информации, содержащейся в

тексте задачи. Осознание школьниками объективной противоречивости этой

информации приводит к особому субъективному психическому состоянию,

называемому проблемной ситуацией.

3. Потребность выйти из проблемной ситуации побуждает школьников к

решению задачи. Решение выполняется с различной степенью познава-

тельной самостоятельности.

4. Результатом решения являются либо новые знания, либо новые спосо-

бы деятельности, либо то и другое.



В раздел образования