Автор: Андреева Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №9"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: Постановка проблемного вопроса, проблемной задачи на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №9» г. Казань
Андреева О. Ю.
Постановка проблемного вопроса, проблемной задачи на уроках в
начальной школе
Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с
помощью проблемного вопроса. Познавательная роль вопроса бесспорна. По
словам Ю. И. Зуева, «удачно поставленный вопрос и система вопросов порой
являются той силой, которая движет целые области знания». В педаго-
гической литературе определены следующие отличительные черты про-
блемного (продуктивного) вопроса:
1) сложность, выступающая в форме противоречия;
2) ёмкое содержание;
3) увлекательная форма;
4) доступный для ученика уровень сложности.
Проблемный вопрос – импульс к созданию проблемной ситуации.
С одной стороны, слово «вопрос» так широко употребляется в
обыденной речи и научном языке, его значение представляется настолько
очевидным, что ни в «Педагогическом словаре», ни в «Педагогической
энциклопедии» оно не разъясняется. С другой стороны, слово – термин
«вопрос» обозначает весьма сложное понятие. Проанализировав имеющиеся
в справочной литературе толкования слова «вопрос», можно выделить
следующие два его значения:
1) предложение или обращение, требующее ответа или объяснения;
2) проблема, задача, требующая решения.
Проблемные вопросы формулируются как вопросительные предложения
двух типов:
1) предложения, в которых спрашивается о признаке (атрибутивном или
предикативном); такие предложения оформляются при помощи местоимений
«какой», «который», «чей» и т. п. в разных падежах, а также при помощи
неопределенно-количественного числительного «сколько»;
2) предложения, заключающие в себе вопрос о каком-нибудь неясном
для говорящего обстоятельстве (времени, причины, места, образа действия,
цели); такие предложения оформляются при помощи наречий «зачем»,
«отчего», «почему», «когда» и т. д.
Указанные формы проблемных вопросов являются наиболее универ-
сальными в начальных классах.
Приведем несколько примеров проблемных вопросов:
– Почему корень растения растет вниз, а стебель – вверх?
– Почему у человека два глаза?
– Почему «к вам» пишется раздельно, а «квас» вместе?
– Почему кукла-неваляшка всегда встает «на ноги»?
В каждом из этих вопросов в скрытом виде есть некие исходные данные,
«условие», известное и неизвестное. К примеру, формулировка первого
вопроса в свернутом виде содержит следующую информацию: корень и
стебель одного и того же растения растут в разные стороны. Нужно объ-
яснить причину этого противоречия. Точно так же расчленяются на данное и
искомое все проблемные вопросы.
Все вопросы, применяемые в обучении, можно разделить по степени
актуализации познавательной деятельности учащихся на:
1. Информационные (они требуют актуализации, воспроизводства или
применения уже известных знаний).
2. Собственно проблемные, содержащие еще не раскрытые учащимися
проблемы, область неизвестного знания или способа, для приобретения
которых
требуется
какое-то
интеллектуальное
усилие,
определенным
образом направленный мыслительный процесс.
Проблемные вопросы, в свою очередь, классифицируют на основе
дидактической цели, которую ставит перед собой учитель. Выделяются
следующие типы вопросов:
– проверяющие направленность внимания;
– направленные на проверку прочности ранее усвоенных знаний;
– помогающие ребенку находить различие и сходство в предметах и
явлениях;
– помогающие отбирать факты для доказательств;
– помогающие находить и обобщать факты;
– направленные на подтверждение правила;
– направленные на нахождение причины явления и оценку его значения;
– направленные на проявление закономерности, описание явления во
всех связях и в развитии;
– формирующие убежденность, развивающие навык самовоспитания.
Можно выделить условия, при которых тот или иной вопрос становится
проблемным. Вопрос должен:
– иметь логическую связь как с ранее усвоенными понятиями и пред-
ставлениями, так и с теми, которые подлежат усвоению в определенной
учебной ситуации;
– содержать в себе познавательную трудность и видимые границы из-
вестного и неизвестного;
– вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее извест-
ным, неудовлетворительность имеющимся запасом знаний, умений и
навыков.
Эта сторона вопроса особенно важна для нас, поскольку связывает по-
знавательное затруднение с интересом и эмоциональностью восприятия.
Примеры проблемных вопросов:
– Нашла ли Русалочка счастье или ее жизнь оказалась несчастливой?
– Почему в сказке Х. К. Андерсена «Соловей» смерть победило пение
живого соловья?
– Почему Маленький принц покинул свою планету и почему решил вер-
нуться?
– Какие открытия совершил Маленький принц в своих странствиях?
Для облегчения усвоения обучающимися логики решения проблемных
вопросов им целесообразно предложить следующую памятку.
Памятка для обучающихся, решающих проблемные вопросы
1 этап. Осознание проблемы, вскрытие противоречия.
На этом этапе необходимо выполнить следующие действия: вниматель-
но прочитать вопрос; найти условие и требование вопроса; определить, что
дано в условии и что требуется найти; вспомнить, что вы уже знаете об этом
объекте или явлении, какие причинно-следственные связи его объясняют;
сопоставить ранее полученные знания и новую информацию; выявить на
основании такого сопоставления противоречия, скрытые в вопросе.
2 этап. Формулирование гипотезы.
На этом этапе необходимо высказать предположение о причинах воз-
никновения явления или объекта, сформировать гипотезу.
3 этап. Доказательство гипотезы.
На этом этапе надо поставить новый вопрос; исходя из предположений,
высказанных в гипотезе, ответить на этот вопрос; по возможности проверить
этот ответ.
4 этап. Общий вывод.
На этом этапе необходимо выполнить следующие действия: ответить на
вопросы:
1. Какие новые знания вы получили?
2. Что вы узнали о причинно-следственных связях, объясняющих это яв-
ление или объект?
Проблемная задача
Проблемная задача, как способ создания проблемной ситуации
В процессе работы учитель часто использует проблемные вопросы в
форме познавательной (проблемной) задачи. Проблемная задача пред-
ставляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах,
и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле
поиска решения. Проблемная задача помогает учащимся осознать цели
учебной деятельности, что, в свою очередь, влияет на формирование её
положительных мотивов.
Проблемная задача есть специальная дидактическая конструкция,
имеющая целью создание проблемной ситуации.
«Задача» – потому, что так называется вид заданий, в которых есть ус-
ловие и вопрос. «Проблемная» – потому, что данное определение к слову
«задача» соотносится с главной категорией проблемного обучения – про-
блемной ситуацией.
В процессе решения проблемной задачи учащиеся самостоятельно
приходят к новым знаниям или способам их получения, то есть поиск спо-
соба решения или само решение возлагается на учащихся.
В 3-м классе на уроках природоведения изучается тема «Организм чело-
века и охрана здоровья». Учебник содержит информацию о строении чело-
века, его коже, зубах, скелете, мышцах, органах пищеварения, дыхания,
кровообращения, чувств, о нервной системе, сердце и т. п. Тексты сопро-
вождаются описаниями практических работ, вопросами, заданиями и т. д.
Приведем в качестве примеров несколько вопросов из учебника.
К тексту «Скелет»: Какова роль скелета человека? Назовите основные
части скелета. Назовите орган, расположенный внутри черепа. Какие органы
предохраняет грудная клетка?
К тексту «Мышцы и их значение»: Каково значение мышц в организме
человека? Как изменяется мышца при сокращении? Чем мышцы прикре-
пляются к костям?
К тексту «Зубы и уход за ними»: Сколько зубов во рту взрослого
человека? Как называются разные зубы? Чем покрыты зубы сверху? Отчего
зубы могут разрушаться? Почему надо ухаживать за ними?
К тексту «Органы пищеварения»: Для чего человеку нужна пища? Поче-
му необходимо пережевывать пищу? Как питательные вещества попадают во
все органы тела?
К текстам «Органы кровообращения», «Сердце и его тренировка»: Из
чего состоят органы кровообращения? Что приводит в движение кровь? Как
работает сердце? Когда сердце отдыхает? Как оказать помощь при сильном
кровотечении?
Все эти вопросы направлены на то, чтобы, прочитав учебник или вы-
слушав объяснение учителя, дети могли воспроизвести информацию,
которую они поняли и запомнили. В действие включаются такие позна-
вательные процессы, как внимание, восприятие, память, представление. Но
можно ли утверждать, что, отвечая на эти вопросы, дети мыслят? Во-
ображают? Скорее всего – нет. Почему? Потому что вопросы носят репро-
дуктивный характер и не включают школьников в состояние умственного
затруднения, противоречия. Иначе говоря, вопросы не создают проблемной
ситуации. Очевидно, что без репродуктивных вопросов в обучении не
обойтись, так как они позволяют контролировать степень понимания и
усвоения школьниками информации, фактического материала. Известно, что
«пустая голова не рассуждает» (П. П. Блонский).
Однако нельзя обходиться и только репродуктивными вопросами.
Представим себе, что, кроме указанных, к текстам даны следующие по-
яснения и вопросы.
К текстам «Мышцы и их значение», «Скелет»: Тело человека может
быть очень гибким. Например, гимнасты сильно изгибают свой позвоночник,
делая «мостик». Спина в это время изгибается, как дуга. Руки человека
сгибаются только в плечах, локтях, кисти, а ноги – только в бедре, колене,
стопе. Почему руки и ноги не сгибаются так же, как позвоночник?
К тексту «Зубы и уход за ними»: У человека есть несколько видов зубов:
восемь резцов, четыре клыка; остальные двадцать зубов называются
коренными, или жерновыми, от слова «жернов». Жернов – это каменное
приспособление, которое применяется на мельницах для перемалывания,
перетирания зерен в муку. Ответьте на два вопроса:
1. Почему коренные зубы называют еще жерновыми?
2. Как вы думаете, каких зубов больше у акулы? у коровы? Почему?
К тексту «Органы пищеварения»: В одном племени произошла кража. О
воре ничего не было известно, кроме того, что это женщина. На помощь
позвали старейшину племени. Он собрал всех женщин, велел каждой дер-
жать во рту горсть сухого риса, а через несколько минут заглянул каждой в
рот и указал воровку. Как старейшина мог узнать, кто совершил кражу?
К тексту «Органы кровообращения»:
1. Вы уже знаете, что легкие, желудок, мозг, печень, почки и т.д.
находятся в разных местах организма человека. Каким же образом кровь
может обслуживать органы, которые находятся в разных местах?
2. Кровь – жидкость. И вода – жидкость. Кровь находится в человеке,
как вода в сосуде. Однако вода в сосуде неподвижна. Кровь же движется,
например, от желудка к мозгу. Почему движется кровь в организме человека?
3. Кровь находится в нашем организме, как жидкость в сосуде.
Известно, что в этом «сосуде» есть два вида крови: кровь свежая, богатая
кислородом, и уже использованная кровь, бедная кислородом. Почему они не
смешиваются?
Эти и подобные им тексты и представляют собой проблемные задачи.
Их основная особенность состоит в том, что они вызывают у субъекта,
школьника состояние осознаваемого им противоречия между знанием и
незнанием, выходом из которого может стать только решение задачи.
Это состояние и есть проблемная ситуация.
Таким образом, проблемная задача есть специальная дидактическая
конструкция, имеющая целью создание проблемной ситуации.
Структура проблемной задачи
В структуре проблемной задачи выделяются следующие составные
элементы:
1) условия, или данные, известные учащимся и указывающие на какие-
то параметры решения;
2) неизвестное, искомое, нахождение которого приводит к новым
знаниям или способам действия (С. З. Якутов).
Важнейшим признаком проблемной задачи является наличие противо-
речия в ее содержании.
Второй элемент (неизвестное) может быть сформулирован по-разному.
Одна из форм – вопросительное предложение. Другая форма – побуди-
тельное предложение (задание). Например, в 3-м классе на уроке приро-
доведения предлагается проблемная задача, неизвестное в которой выражено
в форме побудительного предложения: «Измерьте длину тени от гномона
(метрового шеста) в полдень 21 декабря. Докажите, что 21 декабря – самый
короткий день в году» (Н. А. Погорелова). Здесь известное и неизвестное не
расчленены разными предложениями: в последнем предложении сообщается,
что 21 декабря – самый короткий день в году, и в то же время спрашивается о
видимых доказательствах этого факта. Кроме того, условие содержит неко-
торые параметры решения данной задачи: чтобы найти доказательства, надо
установить связь между длиной тени от гномона и долготой дня.
Следует учесть, что в начальной школе предпочтительнее задачи с усло-
вием, так как его отсутствие может привести к ухудшению «проблемного
видения».
Система проблемных задач
Н. А. Погорелова предлагает следующие условия системы проблемных
задач:
1) усложнение содержания изучаемого материала;
2) повышение уровня обобщения этого материала;
3) увеличение объема знаний, которыми должен владеть ученик, чтобы
решить проблемную задачу.
Сложность задачи обусловлена тремя уровнями:
а) составом условия: чем больше в нем данных, которые нужно учесть
при решении задачи, тем она сложнее;
б) расстоянием между вопросом задачи и ответом на нее, т.е. числом
суждений, логических звеньев, необходимых для решения задачи (ведущий
фактор сложности);
в) составом решения, т. е. числом выводов, которые можно сделать в ре-
зультате решения задачи.
Задача. Мальчик занимался спортом: каждое утро он пробегал 3 км.
Однако, на соревнованиях по метанию мяча он занял последнее место. Как
это могло случиться? Что бы вы посоветовали ему делать?
Данная задача является проблемной, так как в ее содержание включено
противоречие между сообщаемым фактом и сложившимися у школьников
представлениями (спорт делает людей сильными, но мальчик, который каж-
дый день занимался спортом, на соревнованиях оказался самым слабым).
Условие задачи содержит в себе следующие данные: мальчик занимался
бегом и участвовал в соревнованиях по метанию мяча, в которых потерпел
поражение (два компонента). Неизвестное: почему мальчик оказался слабым?
Как можно исправить это положение? (два компонента).
Для ответа на вопрос нужно выстроить следующую логическую
цепочку: 1) мальчик занимался только бегом, следовательно, он напрягал
мышцы ног; 2) при метании мяча нужны сильные мышцы рук, мальчик же их
не тренировал; 3) следовательно, ему нужно тренировать мышцы рук. Для
этого следует подтягиваться, отжиматься, качать пресс; 4) необходимо
тренировать все мышцы тела (четыре элемента).
Задачи проблемного характера строятся на сложных связях. Изучение
содержания нового материала с помощью проблемных задач невозможно в
тех случаях, когда:
а) оно является совершенно новым и не имеет связи с ранее изученным
материалом;
б)
когда
его
нельзя
представить
как
последовательность
взаимосвязанных вопросов, приводящих к новым знаниям;
в) когда в их содержании нет противоречия.
Составляя задачи к конкретному уроку, целесообразно исходить из
структурных этапов этого урока. Процесс решения задачи состоит из трёх
основных моментов:
1) осознание проблемы;
2) ее разрешение;
3) проверка полученных результатов.
На втором этапе (решение задачи) выделяют три самостоятельных под-
этапа:
– расчленение задачи на данное и искомое (осознание имеющихся дан-
ных и вопроса);
– выявление зависимости между данными и вопросом. При этом часто
возникает необходимость выдвинуть гипотезу и спланировать ее проверку;
– осуществление решения.
Процесс решения задачи на уроке выглядит следующим образом:
1) предъявление задачи учителем;
2) возникновение проблемной ситуации (осознание фактов, данных в
тексте задачи, как противоречивых);
3) выход из проблемной ситуации (решение):
Проблемная задача может применяться на любом этапе урока: при про-
верке домашнего задания, при актуализации изученного материала, изучении
нового
материала,
при
его
закреплении.
Специальные
исследования
показывают, что на решение одной задачи расходуется от 1–2 до 15 минут
(И. Я. Лернер). В связи с этим возникает вопрос: сколько проблемных задач
можно применять на одном уроке? Наблюдение показывает, что задач не
может быть более семи.
Таким образом:
1. Проблемная задача – специальная дидактическая конструкция, состоя-
щая из условия и вопроса (побуждение к действию, задание и т.п.).
2. Особенностью задачи является ее проблемность. Объективная
проблемность выражается в противоречивости информации, содержащейся в
тексте задачи. Осознание школьниками объективной противоречивости этой
информации приводит к особому субъективному психическому состоянию,
называемому проблемной ситуацией.
3. Потребность выйти из проблемной ситуации побуждает школьников к
решению задачи. Решение выполняется с различной степенью познава-
тельной самостоятельности.
4. Результатом решения являются либо новые знания, либо новые спосо-
бы деятельности, либо то и другое.