Напоминание

Речевые ситуации для активизации словаря.


Автор: Петрова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребенка -детский сад №113"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Речевые ситуации для активизации словаря.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевые ситуации для активизации словаря.

Речевые ситуации не дают готовый ответ, а побуждают к активизации

знаний, представлений, заставляют, совершать в умственном плане словесно-

логические операции ( находить нужное слово), расширяют и активизируют

словарь.

1.

Пошли ребята в сад урожай собирать. Набрали в корзину яблок.

Хотели поднять и не могут. Какая стала корзина?(Тяжелая.) Почему

тяжелая как вы думаете? Что значит тяжелая? А что ещё может быть

тяжелым?

2.

Заболел Сережа. Доктор прописал ему лекарство. Мальчик пьет

лекарство с трудом , морщится. Как вы думаете, почему? Какое

лекарство?(Горькое.) А что еще бывает горьким?

А Света пьет сок и улыбается. Как вы думаете ,почему? Какой сок?

( Сладкий, вкусный.) Про что еще можно сказать сладкий ( Про чай,

кофе) Сладкая, вкусная, красная… так можно сказать про морковь или

про помидор? А как можно сказать про помидор?

3.

Ира, как просыпается, так начинает свои вещи разыскивать: платье под

стулом, тапочки на стуле, колготок вообще в комнате нет. Ищет, ищет

каждое утро, и часто в детский сад опаздывает. Как можно назвать

Веру?( Лодырь, лентяйка, неряшливая, неопрятная.) Что надо делать,

чтобы не опаздывать?

4.

Решила Маша куклу искупать. Налила в таз воды, опустила руку и

сразу быстро отдернула с криком: « Ой, ой!» Как вы думаете , почему

Маша закричала? Какую воду Маша налила в таз? А какую надо было

налить воду? Какая еще бывает вода?

5.

Рыжая белочка и серенький зайчишка были друзьями. Каждый день

они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила

шишки, орехи, ягоды, а зайчик морковку, капусту. Потом они играли.

Как можно сказать ,какие были зверята? Как их можно назвать?

(Добрые, ласковые, дружные, добродушные, чуткие) .Если они весело

играли, то какое у них было настроение? (Веселое, радостное,

оживленное).

Речевые задачи

1.

Удивительные капельки.

Дети встали рано и побежали на участок, где росли красивые цветы и

травы. На каждом листике и цветке они увидели крупные прозрачные,

как бусинки. Капельки воды. Они блестели и переливались на солнце.

Что это такое? Как называются эти капельки воды? В какое время дня

они бывают? Останутся ли они на траве и цветах целый день? (Роса

под воздействием солнца высыхает).

2.

Почему деревья белые?

Пришла я однажды к знакомому садовнику весной. Вышли мы в сад,

посидеть на скамеечке. Весна на дворе, солнце припекает, а деревья

вокруг нас, Будто снегом покрыты, белые стоят.

Кто догадается ,в какой мы сад попали? Почему деревья белые?

(Весенний ,цветущий, фруктовый сад).

3.

Что здесь случилось?

Недалеко от реки жил в лесу заяц . Ночью он бегал по лесу, обгладывал

кору деревьев, а днем спал под своим любимым пеньком на опушке

леса. Проснулся однажды заяц и видит, как кругом вода и лапы у него

мокрые. Забрался он на пенек, под которым спал, а вода все прибывает.

Уже половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухого места,

а когда оглянулся, то видит ,что пенёк совсем скрылся под водой.

- Откуда взялось столько воды?- подумал заяц.

Расскажите, что произошло.

4.

Кто обедал в птичьей столовой?

Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели

маленькие серенькие птички, которых мы часто видим зимой в городе.

Хлеб склевали, а рябину не трогают.

Смотрю сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, а

хвост, края крыльев и голова темно- синиe. На крыльях по белой

полоске Ягод на ветке не осталось.

Что это были за птицы? (Снегири.)



В раздел образования