Автор: Петрова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребенка -детский сад №113"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Речевые ситуации для активизации словаря.
Раздел: дошкольное образование
Речевые ситуации для активизации словаря.
Речевые ситуации не дают готовый ответ, а побуждают к активизации
знаний, представлений, заставляют, совершать в умственном плане словесно-
логические операции ( находить нужное слово), расширяют и активизируют
словарь.
1.
Пошли ребята в сад урожай собирать. Набрали в корзину яблок.
Хотели поднять и не могут. Какая стала корзина?(Тяжелая.) Почему
тяжелая как вы думаете? Что значит тяжелая? А что ещё может быть
тяжелым?
2.
Заболел Сережа. Доктор прописал ему лекарство. Мальчик пьет
лекарство с трудом , морщится. Как вы думаете, почему? Какое
лекарство?(Горькое.) А что еще бывает горьким?
А Света пьет сок и улыбается. Как вы думаете ,почему? Какой сок?
( Сладкий, вкусный.) Про что еще можно сказать сладкий ( Про чай,
кофе) Сладкая, вкусная, красная… так можно сказать про морковь или
про помидор? А как можно сказать про помидор?
3.
Ира, как просыпается, так начинает свои вещи разыскивать: платье под
стулом, тапочки на стуле, колготок вообще в комнате нет. Ищет, ищет
каждое утро, и часто в детский сад опаздывает. Как можно назвать
Веру?( Лодырь, лентяйка, неряшливая, неопрятная.) Что надо делать,
чтобы не опаздывать?
4.
Решила Маша куклу искупать. Налила в таз воды, опустила руку и
сразу быстро отдернула с криком: « Ой, ой!» Как вы думаете , почему
Маша закричала? Какую воду Маша налила в таз? А какую надо было
налить воду? Какая еще бывает вода?
5.
Рыжая белочка и серенький зайчишка были друзьями. Каждый день
они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила
шишки, орехи, ягоды, а зайчик морковку, капусту. Потом они играли.
Как можно сказать ,какие были зверята? Как их можно назвать?
(Добрые, ласковые, дружные, добродушные, чуткие) .Если они весело
играли, то какое у них было настроение? (Веселое, радостное,
оживленное).
Речевые задачи
1.
Удивительные капельки.
Дети встали рано и побежали на участок, где росли красивые цветы и
травы. На каждом листике и цветке они увидели крупные прозрачные,
как бусинки. Капельки воды. Они блестели и переливались на солнце.
Что это такое? Как называются эти капельки воды? В какое время дня
они бывают? Останутся ли они на траве и цветах целый день? (Роса
под воздействием солнца высыхает).
2.
Почему деревья белые?
Пришла я однажды к знакомому садовнику весной. Вышли мы в сад,
посидеть на скамеечке. Весна на дворе, солнце припекает, а деревья
вокруг нас, Будто снегом покрыты, белые стоят.
Кто догадается ,в какой мы сад попали? Почему деревья белые?
(Весенний ,цветущий, фруктовый сад).
3.
Что здесь случилось?
Недалеко от реки жил в лесу заяц . Ночью он бегал по лесу, обгладывал
кору деревьев, а днем спал под своим любимым пеньком на опушке
леса. Проснулся однажды заяц и видит, как кругом вода и лапы у него
мокрые. Забрался он на пенек, под которым спал, а вода все прибывает.
Уже половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухого места,
а когда оглянулся, то видит ,что пенёк совсем скрылся под водой.
- Откуда взялось столько воды?- подумал заяц.
Расскажите, что произошло.
4.
Кто обедал в птичьей столовой?
Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели
маленькие серенькие птички, которых мы часто видим зимой в городе.
Хлеб склевали, а рябину не трогают.
Смотрю сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, а
хвост, края крыльев и голова темно- синиe. На крыльях по белой
полоске Ягод на ветке не осталось.
Что это были за птицы? (Снегири.)