Автор: Мартикян Тагуи Варужановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№118
Населённый пункт: Город Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Анималотерапия
Раздел: дошкольное образование
Добрый день! Я педагог ДОУ №118, реализую программу «Волшебные пальчики»
Программа предполагает решение следующих задач и цели.
Цель: Решение проблем в эмоционально-личностной сфере через нетрадиционные
техники изобразительного искусства.
ЗАДАЧИ
1.
Снятие у детей эмоциональной напряженности, зажимов, тревожности;
2.
Развитие
коммуникативных
способностей,
улучшение
межличностных
отношений со сверстниками и взрослыми;
3.
Воспитание добрых чувств: эмпатии, сострадания, сопереживания, сочувствия.
4.
Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз,
гибкости рук, ритмичности, развитие осязательного восприятия (тактильной,
кожной чувствительности пальцев рук).
Как и у всех, мои занятия посещают воспитанники с различными уровнями
подготовки, а также с различными нарушениями в развитии. После обследования
педагогом - психологом, даются различные рекомендации, которые используются при
решении проблем детей.
На своих занятиях, по дополнительной программе «Волшебные пальчики», я
применяю следующие методы: изотерапия, музыкотерапия, психогимнастика,
сказкотерапия и анималотерапия.
Хочется остановиться лишь на раскрытии одного из направлений помощи в
развитии детей методе анималотерапии - оказания психологической помощи через
взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).
Как у всякого метода, у анималотерапии есть широкий инструментарий - это символы
животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки. В анималотерапии
предпочтение отдаётся «социализированным» животным: лошадям, кроликам,
кошкам, собакам, хомячкам, свинкам. Процесс целенаправленного использования
символов животных для решения эмоционально – волевых проблем дошкольников,-
называется направленная анималотерапия.
Задача метода анималотерапии – раскрытие дополнительных возможностей в
поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного
поведенческого репертуара через наблюдение таких механизмов, которые позволяют
животным максимально приспособиться к условиям жизни.
Особенности анималотерапии:
1.
расширение опыта невербального поведения через взаимодействие с образами
домашних животных (у детей формируется способность сочувствовать и
сопереживать, понимать состояние окружающих, т. е. эмпатия, качество,
необходимое для успешного общения)
2.
зрительное созерцание образов животных полезно, так как оно расслабляет,
умиротворяет и дает массу эстетических переживаний.
3.
наблюдения за поведением животного, расширяют репертуар эмоций: радость,
доброжелательность, грусть, обида, злость становятся понятны и узнаваемы.
4.
наблюдения за животными и взаимодействие с ними, положительно
сказывается на развитии интеллектуальных способностей детей.
Анималотерапия тесно связана и с другими эффективными
методами: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией, телесно-
ориентированными методами, арттерапией.
Изучив различную литературу и ссылаясь на программу педагога-психолога, мы
отобрали наиболее подходящие методы и приемы работы:
- Использование образов животных для создания творческих игр;
- Подвижные игры с образами животных;
-Тактильный и аудиовизуальный контакт с животными;
- Вхождение в образ животного;
-Пластические этюды;
-Психогимнастика;
- Изотерапия – создание образа животного при помощи художественного творчества.
Как я уже говорила, на своих занятиях я использую образы животных и их
символы, применяю:
игры с игрушками (образами животных);
чтение и инсценирование отрывков сказок о животных;
просмотр фрагментов фильмов о животных;
прослушивание звуков природы;
анималотерапевтические игры и упражнения, направленные на коррекцию
эмоционально-волевой сферы.
Игры с игрушками животных и птиц вызывают у детей положительные эмоции,
помогают
тактильной
стимуляции.
Звучание
игрушки
придает
занятию
дополнительную привлекательность - ориентировочное прослушивание доставляет
ребенку еще большее удовольствие и развивает его восприятие. Поэтому игрушки
зверей частые гости на занятиях.
Чтение и инсценирование сказок о животных решает дидактические задачи,
развивает мышление и воображение детей, творческий потенциал, учит ребёнка
находить решения в нестандартных ситуациях. Сценическое воплощение образов
животных не только придает веселый характер занятиям, но и побуждает наблюдать за
привычками и повадками животных, проникать во внутренний мир животного,
узнавать больше о его жизни, вызывает теплые чувства к «братьям нашим меньшим».
Для игры-драматизации подбираю сказки, в содержании которых имеются
диалоги между персонажами. Например: «Колобок», «Теремок», «Кто сказал «Мяу?»,
«Волк и семеро козлят», «Три поросёнка» и т.д. Образы животных использую и для
проработки страхов у детей. Жизнеутверждающий настрой сказок, в которых добро
побеждает
зло,
дает
возможность
показать
ребенку,
как
можно
преодолеть
возникающие трудности и опасности.
На занятиях просматриваем фрагменты фильмов о животных или с участием
животных – это прекрасный способ расслабления.
Так же использую аудиозаписи звуков природы как средство релаксации.
На
занятиях
применяю
анималотерапевтические
игры
и
упражнения,
направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы («Зверинец», «Крокодил»,
«Кенгуру» и др.), упражнения телесно-ориентированной терапии («Попугай», «Муха»,
«Сороконожка», «Петушиный бой» и др.). Они особенно эффективны для работы с
детьми,
так
как
позволяют
внести
элемент
игры
и
снижают
вероятность
сопротивления, ускоряют достижение эффекта.
На слайде представлено фотографии процесса создания образа животного
методом изотерапии.
В заключении хочется ещё раз сказать, что анималотерапевтический метод расширяет
сенсорный опыт ребенка, развивает целостность восприятия, даёт импульс фантазии и
воображению, снижает эмоциональную напряженность, агрессивность, облегчает
снятие заторможенности, уменьшает чувство тревоги у воспитанников, что
нормализует психофизическое состояние и эмоционально-личностный статус ребенка.
одна из них это- метод анималотерапии, он подходит больше всего для детей с
эмоционально-волевыми расстройствами, в рамках моей программы помогает мне
эффективно реализовывать и достигать моей цели и задачи моей . Как это работает,
что это такое:
Анималотерапия
(от
латинского
"animal"
-
животное)
-
вид
терапии,
использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. В
анималотерапии используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои,
игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно. Проигрывая,
проживая, проговаривая от имени «Я» разнообразные состояния животных, мы тем
самым, тонко – незаметно изменяем, что – то в себе, в своем теле, в своем образе
мыслей, освобождаемся от старых напряжений, наполняемся свежими токами..
Предположив, что общение с животными, вхождение в их образ будет способствовать
снятию у детей эмоциональной напряженности, зажимов, тревожности, научит детей
пристойным способам выражения гнева, агрессивности, разовьет их коммуникативные
способности, улучшит
межличностные отношений ребенка со сверстниками и
взрослыми,
будет
способствовать
воспитанию
добрых
чувств:
сострадания,
сопереживания, сочувствия. Изучив различную литературу и ссылаясь на программу
педагога-психолога, мы отобрали наиболее подходящие методы и приемы:
- Использование образов животных для создания творческих игр
- Подвижные игры с образами животных
-Тактильный и аудиовизуальный контакт с животными.
- Вхождение в образ животного
-Пластические этюды (кошечка злится-ласковая)
-Релаксация с образами животных
-Психогимнастика