Напоминание

Анималотерапия


Автор: Мартикян Тагуи Варужановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№118
Населённый пункт: Город Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Анималотерапия
Раздел: дошкольное образование





Назад




Добрый день! Я педагог ДОУ №118, реализую программу «Волшебные пальчики»

Программа предполагает решение следующих задач и цели.

Цель: Решение проблем в эмоционально-личностной сфере через нетрадиционные

техники изобразительного искусства.

ЗАДАЧИ

1.

Снятие у детей эмоциональной напряженности, зажимов, тревожности;

2.

Развитие

коммуникативных

способностей,

улучшение

межличностных

отношений со сверстниками и взрослыми;

3.

Воспитание добрых чувств: эмпатии, сострадания, сопереживания, сочувствия.

4.

Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз,

гибкости рук, ритмичности, развитие осязательного восприятия (тактильной,

кожной чувствительности пальцев рук).

Как и у всех, мои занятия посещают воспитанники с различными уровнями

подготовки, а также с различными нарушениями в развитии. После обследования

педагогом - психологом, даются различные рекомендации, которые используются при

решении проблем детей.

На своих занятиях, по дополнительной программе «Волшебные пальчики», я

применяю следующие методы: изотерапия, музыкотерапия, психогимнастика,

сказкотерапия и анималотерапия.

Хочется остановиться лишь на раскрытии одного из направлений помощи в

развитии детей методе анималотерапии - оказания психологической помощи через

взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).

Как у всякого метода, у анималотерапии есть широкий инструментарий - это символы

животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки. В анималотерапии

предпочтение отдаётся «социализированным» животным: лошадям, кроликам,

кошкам, собакам, хомячкам, свинкам. Процесс целенаправленного использования

символов животных для решения эмоционально – волевых проблем дошкольников,-

называется направленная анималотерапия.

Задача метода анималотерапии – раскрытие дополнительных возможностей в

поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного

поведенческого репертуара через наблюдение таких механизмов, которые позволяют

животным максимально приспособиться к условиям жизни.

Особенности анималотерапии:

1.

расширение опыта невербального поведения через взаимодействие с образами

домашних животных (у детей формируется способность сочувствовать и

сопереживать, понимать состояние окружающих, т. е. эмпатия, качество,

необходимое для успешного общения)

2.

зрительное созерцание образов животных полезно, так как оно расслабляет,

умиротворяет и дает массу эстетических переживаний.

3.

наблюдения за поведением животного, расширяют репертуар эмоций: радость,

доброжелательность, грусть, обида, злость становятся понятны и узнаваемы.

4.

наблюдения за животными и взаимодействие с ними, положительно

сказывается на развитии интеллектуальных способностей детей.

Анималотерапия тесно связана и с другими эффективными

методами: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией, телесно-

ориентированными методами, арттерапией.

Изучив различную литературу и ссылаясь на программу педагога-психолога, мы

отобрали наиболее подходящие методы и приемы работы:

- Использование образов животных для создания творческих игр;

- Подвижные игры с образами животных;

-Тактильный и аудиовизуальный контакт с животными;

- Вхождение в образ животного;

-Пластические этюды;

-Психогимнастика;

- Изотерапия – создание образа животного при помощи художественного творчества.

Как я уже говорила, на своих занятиях я использую образы животных и их

символы, применяю:

игры с игрушками (образами животных);

чтение и инсценирование отрывков сказок о животных;

просмотр фрагментов фильмов о животных;

прослушивание звуков природы;

анималотерапевтические игры и упражнения, направленные на коррекцию

эмоционально-волевой сферы.

Игры с игрушками животных и птиц вызывают у детей положительные эмоции,

помогают

тактильной

стимуляции.

Звучание

игрушки

придает

занятию

дополнительную привлекательность - ориентировочное прослушивание доставляет

ребенку еще большее удовольствие и развивает его восприятие. Поэтому игрушки

зверей частые гости на занятиях.

Чтение и инсценирование сказок о животных решает дидактические задачи,

развивает мышление и воображение детей, творческий потенциал, учит ребёнка

находить решения в нестандартных ситуациях. Сценическое воплощение образов

животных не только придает веселый характер занятиям, но и побуждает наблюдать за

привычками и повадками животных, проникать во внутренний мир животного,

узнавать больше о его жизни, вызывает теплые чувства к «братьям нашим меньшим».

Для игры-драматизации подбираю сказки, в содержании которых имеются

диалоги между персонажами. Например: «Колобок», «Теремок», «Кто сказал «Мяу?»,

«Волк и семеро козлят», «Три поросёнка» и т.д. Образы животных использую и для

проработки страхов у детей. Жизнеутверждающий настрой сказок, в которых добро

побеждает

зло,

дает

возможность

показать

ребенку,

как

можно

преодолеть

возникающие трудности и опасности.

На занятиях просматриваем фрагменты фильмов о животных или с участием

животных – это прекрасный способ расслабления.

Так же использую аудиозаписи звуков природы как средство релаксации.

На

занятиях

применяю

анималотерапевтические

игры

и

упражнения,

направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы («Зверинец», «Крокодил»,

«Кенгуру» и др.), упражнения телесно-ориентированной терапии («Попугай», «Муха»,

«Сороконожка», «Петушиный бой» и др.). Они особенно эффективны для работы с

детьми,

так

как

позволяют

внести

элемент

игры

и

снижают

вероятность

сопротивления, ускоряют достижение эффекта.

На слайде представлено фотографии процесса создания образа животного

методом изотерапии.

В заключении хочется ещё раз сказать, что анималотерапевтический метод расширяет

сенсорный опыт ребенка, развивает целостность восприятия, даёт импульс фантазии и

воображению, снижает эмоциональную напряженность, агрессивность, облегчает

снятие заторможенности, уменьшает чувство тревоги у воспитанников, что

нормализует психофизическое состояние и эмоционально-личностный статус ребенка.

одна из них это- метод анималотерапии, он подходит больше всего для детей с

эмоционально-волевыми расстройствами, в рамках моей программы помогает мне

эффективно реализовывать и достигать моей цели и задачи моей . Как это работает,

что это такое:

Анималотерапия

(от

латинского

"animal"

-

животное)

-

вид

терапии,

использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. В

анималотерапии используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои,

игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно. Проигрывая,

проживая, проговаривая от имени «Я» разнообразные состояния животных, мы тем

самым, тонко – незаметно изменяем, что – то в себе, в своем теле, в своем образе

мыслей, освобождаемся от старых напряжений, наполняемся свежими токами..

Предположив, что общение с животными, вхождение в их образ будет способствовать

снятию у детей эмоциональной напряженности, зажимов, тревожности, научит детей

пристойным способам выражения гнева, агрессивности, разовьет их коммуникативные

способности, улучшит

межличностные отношений ребенка со сверстниками и

взрослыми,

будет

способствовать

воспитанию

добрых

чувств:

сострадания,

сопереживания, сочувствия. Изучив различную литературу и ссылаясь на программу

педагога-психолога, мы отобрали наиболее подходящие методы и приемы:

- Использование образов животных для создания творческих игр

- Подвижные игры с образами животных

-Тактильный и аудиовизуальный контакт с животными.

- Вхождение в образ животного

-Пластические этюды (кошечка злится-ласковая)

-Релаксация с образами животных

-Психогимнастика



В раздел образования