Напоминание

Роль музыкального воспитания в процессе работы с детьми раннего и дошкольного возраста.


Автор: Татьяна Васильевна Морозова
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 116 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Роль музыкального воспитания в процессе работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль музыкального воспитания в процессе работы с детьми раннего и

дошкольного возраста.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально –

медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно

– сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост одних

клеток, замедляя рост других. Занятия математикой в пифагорейской школе проходили

под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Самое главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.

Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского

способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его

физическое выздоровление. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного!

Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.

Важнейшим условием гармонического развития личности Л. С. Выготский считал

формирование эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Он сказал, что:

«музыка несет в себе как эмоции, так и мысли, идеи, образы».

Она играет очень важную роль в воспитании гармонически развитой личности Через

музыкальные образы постигается мир природы, развиваются музыкально-эстетические

представления и художественно-творческие способности детей. Музыка играет особую

роль в процессе экологического воспитания. И.Н. Головачева и О.П. Власенко считают

главной задачей научить детей воспринимать прекрасное в окружающей жизни и в

искусстве. По мнению Р. Карсон для ребенка не так важно знать, как чувствовать. Она

сказала, что:

«если факты семена, которые дадут всходы знания и мудрости, то

впечатления и эмоции та плодородная почва, в которую должны упасть эти семена».

Педагог влияет на личность ребенка, обучая его на образах прекрасного. Музыка вносит

целостность и гармонию в мироощущение и характер детей, помогает определять нормы

поведения и взаимоотношений. Музыка объединяет в себе видимое и слышимое,

расширяя границы интеллекта и чувства. Музыка–«язык чувств». Она волнует, создает

определенное настроение, заставляет думать. В. А. Сухомлинский сказал: «Красота

музыки имеет своим источником красоту окружающего мира. Пусть ребенок чувствует

красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в

которых воплощается Родина».

Слушая музыку, ее звукоподражания мы можем услышать шум волны, плеск ручья, пение

птиц. Известный австрийский композитор Карл

Орф

писал: «Кем бы ни стал в

дальнейшем ребенок - музыкантом или врачом, ученым или рабочим, - задача педагога -

воспитать в нем творческое начало, творческое мышление».

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте – основа

музыкальной культуры человека, которая является частью его общей духовной культуры в

будущем.

В настоящее время известно, что ребенок реагирует на звуки, находясь в утробе матери.

Развитие плода врачи могут наблюдать с помощью сонограммы т. е. современного

исследования. Еще в древнем Китае существовала система пренатального воспитания

плода на протяжении всего срока беременности - «тай - кье». В древней Индии словесное

и музыкальное воспитание плода начиналось с третьего месяца беременности. В 19 веке в

северных областях России существовали подобные методы воздействия на плод. Это

физические и религиозно – психологические методы. Пара молодоженов в середине

медового месяца спросила у мудреца: «Когда следует заняться воспитанием их ребенка»?

Тот ответил: «Вы опоздали на две недели».

Американские психологи считают, что «жизнь – это континуум, который начинается не с

рождения, а с зачатия». В настоящее время активно разрабатывается пренатальное

развитие плода. Исследования психологов показали, что музыка оказывает огромное

влияние на познавательное, эмоциональное, психомоторное развитие как нерожденного,

так

и

новорожденного

ребенка.

Выдающийся

пренатальный

психолог,

доктор

медицинских наук Томас Верни

утверждает, что: «уже через четыре месяца после

зачатия ребенок хорошо слышит , реагирует на звук , узнает мелодию».

Самый

беспокойный

ребенок,

услышав

музыку

Вивальди

расслабляется

Самый

спокойный начинает ворочаться и толкаться ножками, услышав музыку Бетховена.

Восприимчивость к шуму во внутриутробном состоянии высока. Резкие, громкие звуки

вызывают у плода страх, болевые ощущения учащения пульса , ухудшение состояния.

Плод как бы сжимается. Ребеночек

«танцует» под нежную мелодичную музыку, которая влияет на него благотворно.

Многочисленные опыты показывают, что новорожденные

дети, которые в утробе

слушали музыку, реагируют на музыкальные звуки так, словно уже с ней знакомы.

Директор детского центра восстановительного лечения в Москве, где разработали

методику воздействия музыки на плод,

М. Лазарев

считает, что

свою

первую

консерваторию ребенок должен пройти в утробе матери. Он сказал, что: «девять месяцев

в

утробе,

упущенные

как

возможность

формирования

интеллекта,

творческих,

музыкальных способностей и здоровья вашего ребенка будут невосполнимы».

В Америке продаются специальные кассеты с записями колыбельных Моцарта, Брамса ,

народной музыки и текстами, рассчитанными на то, чтобы их слушали беременные

женщины. Взаимодействие со своим ребенком посредством музыки и пения необходимо.

Аудиолог Мишель Клементе в результате своих исследований пришла к выводу, что: «у

ребенка до рождения есть своя любимая и нелюбимая музыка».

В последние месяцы беременности вмешательство в процессы мозга с помощью

физических, химических и других воздействий невозможно. Только музыкальный строй

гармоничского и мелодического характера, без навязывания ритма, могут создать условия

улучшения мозговых процессов оптимального

психоинтеллектуального

развития в

эмбриональном периоде.

Сегодня имеются различные программы образования нерожденного ребенка, которые

дают возможность появлению на свет «эмоционально уравновешанных детей» с высоким

уровнем коэффициента интеллектуального развития. Именно в последние месяцы

беременности

закладывается

интеллект,

восприятие,

эмоциональность,

такие

психофизические свойства, как способность и талант. Музыка способна регулировать

настроение,

улучшать

самочувствие.

Дети

музыкальны

от

природы.

Голосовые

проявления младенца – певучее гуление, вокализации, трели. В литературе описаны

случаи,

когда

трех-четырех

месячные

малыши

точно

интонировали

мелодию,

услышанную от матери. Ведущие специалисты в области педагогики и психологии

убеждены, что музыкальное воспитание оказывает влияние на психическое развитие

ребенка раннего возраста в целом. Оно стимулирует зрительное, слуховое восприятие,

совершенствует общую моторику, координацию движений, развивает ориентировку в

пространстве, устойчивое внимание,

элементы произвольной деятельности, речевую

активность, ее коммуникативную сторону. Эмоциональная сфера малыша обогащается

положительными переживаниями, связанными с музыкой. Когда – то считалось, что

малышу нужен только уход. Современная педагогика выдвигает вперед такие задачи, как

развитие интеллекта ребенка, его творческих, коммуникативных, лидерских способностей,

развитие личностного потенциала.

Л. Н. Толстой сказал: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного

до пятилетнего - страшное расстояние». Ведущая задача музыкального воспитания детей

раннего возраста, - умение использовать музыкальную активность ребенка для развития

интереса к музыке и воспитания любви к ней на основе музыкально – двигательного

материала. Музыка раньше других видов искусства вызывает у детей раннего возраста

эмоциональный отклик. Полноценным музыкальным воспитанием можно считать такое,

когда существует взаимосвязь всех его основных задач. Чем старше дети, тем ярче и

богаче положительные эмоции, вызываемые музыкой. В разных видах музыкальной

деятельности осуществляется интеллектуальное развитие ребенка. В пении ребенок имеет

возможность петь по-своему – импровизировать или подстраивать звучание голоса к

определенной мелодии. Пантомима, народная пляска, музыкально-игровая драматизация

дают возможность ребенку использовать выразительные движения, мимику, слово.

Слушание музыки, обсуждение темы, распределение ролей, соответствующие действия

ставят

новые

задачи,

заставляют

мыслить,

фантазировать,

творить.

Восприятие

музыкальной формы невозможно без логических операций, таких как сравнение,

сопоставление, выделение общего и различного. Через музыку ребенок познает культуру

народа. Получая полноценное музыкальное воспитание с детства, ребенок познает

народную, классическую, современную музыку и постигает музыку разных эпох и стилей.

Пока у ребенка не сложился вкус, важно воспитывать его на шедеврах мирового

искусства, давать представление о музыке разных времен, о музыке народной и

классической.

Важно, чтобы в детстве рядом оказался взрослый, который смог бы раскрыть красоту

музыки родного края, дал возможность ее прочувствовать. Хороводы, игры, песни и

пляски, нарядные костюмы вызывают интерес к творчеству своего народа и других

народов. Музыка отражает жизненные процессы, обогащает представления детей об

обществе и природе, о быте и традициях. Одно из главных достоинств музыкального

воспитания

раскрытие

творческого потенциала

личности.

Пение,

ритмические

движения и слушание музыки позволяют развивать природные задатки ребенка.

Научная работа Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей» содержит

выводы по классификации музыкальных способностей старших дошкольников. Б. М.

Теплов считает, что: «проявление музыкальных способностей у детей зависит от

воспитания и обучения, вызывающих положительные эмоции и интерес. Музыкальное

искусство оказывает огромное влияние на нравственное воспитание человека, на

формирование личности. В процессе музыкальных занятий у детей воспитываются

нравственно-волевые качества».

П. К. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние

организма, делает вывод, что: «умелое использование мелодического, ритмического и

других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха».

Известно, что музыка влияет на жизненный тонус человека, вызывает изменение в

кровообращении и дыхании. Бесспорно, значение музыки в решении задач эстетического

воспитания. Ребенок познает прекрасное, у него развивается эмоционально-эстетическое

отношение к действительности.

Н. К. Крупская большую роль в воспитании коллективизма уделяла искусству. Она

считала, что музыка, песня, художественный рассказ объединяют детей, вызывают у них

общие переживания. Общую радость приносят детские праздники. Детское творчество –

лепка, рисование, танец - помогает детям более полно выражать свои чувства и мысли,

поэтому

становится

средством

взаимопонимания

и

сближения.

Эмоциональное

воздействие художественных образов в музыке дает возможность более глубоко понять

действительность. «Музыка, танец, театр захватывают нас часто, если они созвучны

нашим переживаниям, до крайности. Нельзя подавлять в песне, музыке, ритме, танце

выражение себя» (Н. К. Крупская). Эмоциональное воздействие художественных образов

в музыке дает возможность более глубоко понять действительность. Нужно помочь

ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства, помочь познание самого

себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с

коллективом. Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он

становится, тем радостней и желаннее новые встречи с ней. Музыка детства хороший

воспитатель и надежный друг на всю жизнь.

В. А. Сухомлинский писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким

средством привлечения к добру, красоте, человечности.

Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека».

Период дошкольного детства - пора развития личности ребенка, именно в этот период

наиболее

целесообразно

осуществлять

музыкальное

воспитание.

Музыкальность

развивается у каждого человека по – разному, но количество обязательно перейдет в

качество. Пусть ребенок не станет музыкантом, он будет расти жизнерадостным,

любознательным, активным. Сможет легче переносить неожиданные ситуации и

разочарования, ценить хорошую музыку. Он сможет стать грамотным, разборчивым

слушателем , просто добрым и отзывчивым человеком.



В раздел образования