Автор: Борискина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 104
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Роль загадок в воспитании дошкольников
Раздел: дошкольное образование
«Роль загадок в воспитании дошкольников»
Что же такое загадка?.. Загадка в словаре Ушакова Д.Н. понимается как –
иносказательное изображение, в короткой форме, предмета или явления,
которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки.
Это - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в
предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные
признаки предметов или явлений.
Загадка - один из любимых жанров народного творчества детей всего детей
всего мира. Особенно привлекает в загадках её своеобразная
художественная форма, ее веселый нрав, возможность пофантазировать,
самому придумать ответ. Загадка - это всегда своего рода игра. Отгадать её,
значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию,
которая посильна только смекалистому главному герою.
Создавать загадки человек начал в глубокой древности. В то время люди
использовали загадку как один из приёмов «тайного» языка, чтобы скрыть
свои мысли, уберечь от «нечистой силы» своё жильё, свою семью, свой скот.
С её помощью также испытывали мудрость, находчивость человека.
С течением времени, с ростом культуры «тайный» язык потерял своё
значение. Загадка начала использоваться для проверки знаний,
наблюдательности, сообразительности человека.
К.Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное
упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие
занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому
найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?
На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь
забава, не больше того. Но это далеко от истины. Любая загадка, а народная в
особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна,
поэтична, часто несет в себе нравственную идею. Следовательно, она
развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и
эстетическое воспитание малыша. Загадка учит ребенка думать и
анализировать.
В настоящее время загадка является увлекательным и эффективным
средством в обучении детей.
Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной
деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает
ребенку новые знания об окружающем мире. Они учат детей умению
наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета,
его назначение. Это - знания о новых предметах, о природе и ее явлениях, о
животных и их повадках, об отношениях между людьми. Загадки в
символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания
действительности.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее
развитие речи детей.
Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми
способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи.
Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, она
рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную
цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна.
Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего
мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с
теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда
доказательства будут более обоснованными и полными.
Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит,
что поиски ответов расширяют знания малыша об окружающем мире. Но
самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе
активной мыслительной деятельности. Это помогает обогатить речь ребенка,
увеличивает словарный запас. Они развивают чувство юмора. А еще дети
любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке
или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и
ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это
ненавязчиво и весело.
Загадки полны познавательного смысла. Они вызывают у детей интерес к
миру вещей и явлений.
Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и
правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с
теми предметами и явлениями, о которых пойдёт речь в загадке.
Отгадывая загадку, ребёнок должен:
• понять её содержание,
• найти путь решения,
• объяснить и доказать правильность отгадки.
Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации.
Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде.
Развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции,
стимуляция умственной активности, развитие мышления, речи, памяти,
внимания, воображения, расширение запаса знаний и представлений об
окружающем.
.
Существует несколько видов загадок:
загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим
предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается:
Например: - В поле гуляет, но не конь
На воле летает, но не птица (Ветер)
загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление:
Сочен он, да душист,
Он снаружи золотист,
В нём много долек, друзья,
Скушаем его все и я (Апельсин)
комбинированные загадки – это соединение загадок– описания с
загадками–сравнения;
сюжетные загадки — это загадки, сочиненные детьми с
использованием логически-последовательного сюжета:
Летела стая, (сов семь) небольшая…
Вопрос: Сколько в ней было птиц и каких?
Загадки – обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это - белка (а не мишка)
Цель использования загадок - научить детей видеть за образным описанием
реальный предмет, его особенности, а не запоминать отгадки к загадке.
И так, можно сказать, что роль загадок велика. Они оказывают большое
влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на
развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений
об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие
ребенка в целом. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум,
приучает детей к чёткой логике, к рассуждению, доказательству, формирует
умение самостоятельно делать выводы.
Источники:
Агеева И.Д. 500 загадок – обманок для детей. – М.: ТЦ Сфера,2013.- 96 с.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю.Г. Илларионова –
М.: Просвещение, 1985.
Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший
дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. - 1986.- № 9, с. 23-26.
Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьи.// Дошк. воспитание. –
1993-№7