Напоминание

Роль загадок в воспитании дошкольников


Автор: Борискина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 104
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Роль загадок в воспитании дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль загадок в воспитании дошкольников»

Что же такое загадка?.. Загадка в словаре Ушакова Д.Н. понимается как –

иносказательное изображение, в короткой форме, предмета или явления,

которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки.

Это - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в

предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные

признаки предметов или явлений.

Загадка - один из любимых жанров народного творчества детей всего детей

всего мира. Особенно привлекает в загадках её своеобразная

художественная форма, ее веселый нрав, возможность пофантазировать,

самому придумать ответ. Загадка - это всегда своего рода игра. Отгадать её,

значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию,

которая посильна только смекалистому главному герою.

Создавать загадки человек начал в глубокой древности. В то время люди

использовали загадку как один из приёмов «тайного» языка, чтобы скрыть

свои мысли, уберечь от «нечистой силы» своё жильё, свою семью, свой скот.

С её помощью также испытывали мудрость, находчивость человека.

С течением времени, с ростом культуры «тайный» язык потерял своё

значение. Загадка начала использоваться для проверки знаний,

наблюдательности, сообразительности человека.

К.Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное

упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие

занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому

найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?

На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь

забава, не больше того. Но это далеко от истины. Любая загадка, а народная в

особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна,

поэтична, часто несет в себе нравственную идею. Следовательно, она

развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и

эстетическое воспитание малыша. Загадка учит ребенка думать и

анализировать.

В настоящее время загадка является увлекательным и эффективным

средством в обучении детей.

Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной

деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает

ребенку новые знания об окружающем мире. Они учат детей умению

наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета,

его назначение. Это - знания о новых предметах, о природе и ее явлениях, о

животных и их повадках, об отношениях между людьми. Загадки в

символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания

действительности.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее

развитие речи детей.

Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми

способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи.

Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, она

рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную

цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна.

Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего

мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с

теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда

доказательства будут более обоснованными и полными.

Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит,

что поиски ответов расширяют знания малыша об окружающем мире. Но

самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе

активной мыслительной деятельности. Это помогает обогатить речь ребенка,

увеличивает словарный запас. Они развивают чувство юмора. А еще дети

любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке

или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и

ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это

ненавязчиво и весело.

Загадки полны познавательного смысла. Они вызывают у детей интерес к

миру вещей и явлений.

Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и

правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с

теми предметами и явлениями, о которых пойдёт речь в загадке.

Отгадывая загадку, ребёнок должен:

• понять её содержание,

• найти путь решения,

• объяснить и доказать правильность отгадки.

Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации.

Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде.

Развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции,

стимуляция умственной активности, развитие мышления, речи, памяти,

внимания, воображения, расширение запаса знаний и представлений об

окружающем.

.

Существует несколько видов загадок:

загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим

предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается:

Например: - В поле гуляет, но не конь

На воле летает, но не птица (Ветер)

загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление:

Сочен он, да душист,

Он снаружи золотист,

В нём много долек, друзья,

Скушаем его все и я (Апельсин)

комбинированные загадки – это соединение загадок– описания с

загадками–сравнения;

сюжетные загадки — это загадки, сочиненные детьми с

использованием логически-последовательного сюжета:

Летела стая, (сов семь) небольшая…

Вопрос: Сколько в ней было птиц и каких?

Загадки – обманки:

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это - белка (а не мишка)

Цель использования загадок - научить детей видеть за образным описанием

реальный предмет, его особенности, а не запоминать отгадки к загадке.

И так, можно сказать, что роль загадок велика. Они оказывают большое

влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на

развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений

об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие

ребенка в целом. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум,

приучает детей к чёткой логике, к рассуждению, доказательству, формирует

умение самостоятельно делать выводы.

Источники:

Агеева И.Д. 500 загадок – обманок для детей. – М.: ТЦ Сфера,2013.- 96 с.

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю.Г. Илларионова –

М.: Просвещение, 1985.

Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший

дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. - 1986.- № 9, с. 23-26.

Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьи.// Дошк. воспитание. –

1993-№7



В раздел образования