Напоминание

"Нетрадиционные формы работы по физическому развитию в ДОУ"


Автор: Грига Яна Александровна
Должность: инструктор физической культуры
Учебное заведение: МДОУ №55 "Полянка"
Населённый пункт: г. Нерюнгри, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные формы работы по физическому развитию в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

№55 «Полянка» г. Нерюнгри Нерюнгринского района

Доклад на тему: «Нетрадиционные формы

работы по физическому развитию в ДОУ»

Составила Грига Я.А.

Инструктор ФК

Нетрадиционные подходы в физическом воспитании дошкольников

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в

повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность,

здоровье, полноценную и радостную жизнь»

(Гиппократ)

В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению

здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные

бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода,

накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным

экономическим положением, – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие

на здоровье дошкольника. От состояния здоровья детей во многом зависит

благополучие общества.

Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного

развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья:

происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма,

развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к

внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества,

привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен

здоровый образ жизни.

Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют

решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы

человека. Поэтому крайне важно правильно организовать работу в этом направлении

именно в дошкольном возрасте, что позволит организму накопить силы и обеспечит в

дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие

личности.

Физкультурное

занятие как основная форма работы по физкультуре заняла прочное место в ДОУ,

которая решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных

задач.

Актуальность проблемы использования

альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые

учитывают особенности мотивов и потребностей старших дошкольников, приобретает

особую остроту для ДОУ. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного

здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и

методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению

здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок

может правильно, полноценно развиваться.

Обоснование и внедрение в практику целесообразных методов и приёмов

формирования движений и развитие физических качеств у детей – ближайшая задача

физического воспитания. Необходимо развивать физическую культуру дошкольника,

предусматривая в первую очередь, формирования отношения к двигательно-активной

деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании,

получения удовольствия от игр, упражнений, от занятий.

Как говорилось выше, от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие

общества, а формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском

саду. Именно здесь происходит выбор альтернативных форм и методов организации

учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических

принципах: научности и доступности, непрерывности и практической

целеустремленности, динамичности и открытости.

Если

физическая культура – это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса,

основная ее форма – физкультурные занятия.

Однако

постоянное использование только данной структуры зачастую «ведет к снижению

интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности.

Поэтому необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению и

содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей,

индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку,

учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора

движений.

Выход из этой

ситуации – использование вариативных и нетрадиционных физкультурные занятий в

ДОУ. В отличие от традиционного подхода (где главная функция педагога –

непосредственная организация деятельности детей, передача им в деятельности своего

взрослого опыта), личностно ориентированная модель отводит педагогу иную роль,

заключающуюся в организации такой образовательной среды, которая обеспечит

возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и способностей, то

есть самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего

личного опыта. Активная двигательная деятельность помимо положительного

воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный

комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе.

Организация таких

занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей

предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную

деятельность детей и педагога. Результатом обучения и воспитания детей являются

новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных

жизненных ситуаций.

На данный момент существует

множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и

проблемы, стоящие перед педагогом. Но эффективность нововведений зависит от

знания методики, систематичности и рациональности ее использования.

Не традиционность предполагает отличие от классической структуры занятия за счет

использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования,

внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив

неизменным главное.

Итак, какие же варианты проведения физкультурных занятий можно использовать:

Игровые занятия, построенные на основе игр и игр-эстафет с включением игр.

Целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с

повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых

условиях, для обеспечения положительных эмоций,

Занятия-тренировки или тренировочные занятия – это серия занятий по

обучению спортивным играм с элементами легкой атлетики; закрепление

определённых видов движений. Оно обеспечивает возможность многократно

повторить движение, потренироваться в технике его выполнения.

Круговая тренировка – принцип организации такого занятия достаточно прост:

вводная и заключительная часть занятия проводятся в традиционной форме.

Сюжетно-игровые занятия – построенное на сказочной или реальной основе.

Беря за основу классическую структуру занятия, содержание двигательной

деятельности согласуется с сюжетом.

Занятия на спортивных комплексах и тренажерах. Такие занятия помогают

достичь нужного оздоровительного эффекта за сравнительно небольшой период

времени. Оздоровительная техника помогает решить и проблему дефицита

пространства, поскольку легко умещается даже в небольшом пространстве.

Занятия из серии «Забочусь о своем здоровье» проводятся не менее 3–4 раз в

месяц. На этих занятиях дети учатся приемам расслабления, аутотренингу,

самомассажу, разминке в постели.

Занятия с элементами психогимнастики – это специальный вид занятия (этюды,

упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию познавательной и

эмоционально-личностной сферы психики ребенка. Между телом и психикой

человека, его сознанием существуют весьма сложные взаимосвязи. Учитывая

это, физические упражнения можно использовать не только для физического

совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения,

развития творческих способностей. Также включены такие нетрадиционные

методы, как вводная медитация, спонтанный танец, релаксация. Они помогают

создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить

замкнутость, снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки

концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются

различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной

образ, войти в него.

Занятия с элементами Хатха-йоги – основу занятий составили комплексы

физических упражнений с элементами Хатха-йоги. Для проведения таких

занятий подбираются самые доступные йоговские позы. Проведение таких

занятий просто необходимо для полного гармоничного развития дошкольников,

т.к. большинство упражнений Хатха-йоги естественны, физиологичны. Они

копируют позы животных, птиц, определенные положения людей, предметы.

Многие позы названы их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста,

дерева и т.д. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят

фантазию и воображение. Благодаря этому дети лучше запоминают упражнения

и легче их осваивают.

Кроме того нетрадиционная оздоровительная система в дошкольном учреждении

может быть представлена следующими видами:

Оздоровительный бег (дозированный) – дать детям эмоциональный заряд

бодрости и духовного равновесия; тренировать дыхание, укреплять мышцы,

кости, суставы. Оздоровительный бег должен проводиться с небольшой

подгруппой детей (5–7) человек, при этом учитывается физический уровень

подготовленности детей. В старшем дошкольном возрасте пробегают в среднем

темпе (2,4–2,7 м/с) без остановок значительные расстояния – от 950 м до 1600 м

– за промежуток времени от 5 до 11 минут.

Дыхательная и звуковая гимнастика. Цель – научить детей дышать через нос,

подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом

осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Самомассаж. Массаж – повысить защитные средства слизистых и т.д. Во время

утренних процедур самомассаж ушных раковин, пальцев. Во время дыхательной

гимнастики.

Обливание холодной водой – способствует пробуждению нервной системы,

мобилизации внутренних сил организма. Обливание проводится как правило 20–

30 с. После него ребенок быстро вытирается на сухую.

Тренинг – элемент психической дисциплины, которому можно и нужно научить

дошкольников, способность преувеличивать положительное и растворять,

распылять отрицательное. При выполнении тренингов важным является умении

детей вообразить описываемую ситуацию, что в свою очередь дает им

возможность успокоиться, снять излишнее напряжение и повысить своё

настроение.

Аутотренинг – воздействовать на подсознание с помощью расслабления мышц,

дыхания, учить расслабляться. После двигательной активности необходимо

изолированно от посторонних шумов сесть в кресло, или лечь, расслабиться,

отвлечься от тревожных мыслей; дышать глубоко и спокойно.

Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения,

основанный на более или менее сознательном расслабление мышц. Даже

дошкольники, живущие в современном цивилизованном мире, испытывают на

себе повышенные психические и физические нагрузки; постоянная спешка,

беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые

инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к

перенапряжению. Обучая детей методом релаксации, мы помогаем им снять

внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную

систему и психику в нормальное состояния покоя. Умение детей управлять

своими чувствами и эмоциями – ещё один шаг к воспитанию у них уверенности

в себе.

Игротерапия. Метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с

использованием игры. Игра способствует созданию близких отношений между

участниками группы, снимает напряжённость, тревогу, страх перед

окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных

ситуациях общения, снимая социально значимых последствий. Характерная

особенность игры – её двуплановость. Отличительные признаки развёртывания

игры – быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после

действий с этим, и столь же быстрое приспособление действий к новой

ситуации. Цель игровой терапии – утверждение уникального «Я» ребёнка, его

самоценности; служить интересам детей.

В систему физического воспитания детей дошкольного возраста в детском

образовательном учреждении с целью повышения двигательной активности

необходимо включать различной формы занятий физическими упражнениями:

утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения на

свежем воздухе, элементы спортивных игр, гимнастику после дневного сна, бодрящая

гимнастика, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, посещение детских

спортивных секций, плавание, ЛФК и массаж.

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно

связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику

ребенка. А все разнообразие, в проведении альтернативных физкультурных занятий

помогает педагогу развить в детях интерес к физкультуре, повысить двигательную

активность детей и моторную плотность занятий.



В раздел образования